АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 21 февраля 2011 года Дело N А51-19113/2010

Резолютивная часть решения оглашена 16.02.11. Изготовление мотивированного решения откладывалось в порядке ст. 176 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Кузюра Л.Л., при ведении протокола секретарём судебного заседания Пак А.И., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ОАО «Южморрыбфлот» к Управлению федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Приморскому краю о признании незаконным и отмене постановления при участии от заявителя: представитель Новиков И.Е. по дов. от 25.01.11. (пост., со спец. полн.);

от административного органа: гл. специалист-эксперт отдела правовго обеспечения Саблуков Е.Ю. по дов. N 06 от 11.01.11. (пост., со спец. полн.) установил:

Открытое акционерное общество «Южморрыбфлот» (далее - заявитель, ОАО «Южморрыбфлот», Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Приморскому краю (далее - Управление Россельхознадзора по Приморскому краю, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 30.11.10. N 14-247/10, вынесенного начальником отдела надзора за безопасностью и качеством продукции.

В обоснование своего заявления Общество указало на нарушение Управление Россельхознадзора по Приморскому краю процедуры привлечения его к административной ответственности, кроме того, заявитель считает, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 10.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, поскольку на спорную продукцию (икра горбуши) Обществом было представлено два удостоверения качества N 615 с датами выработки 04.10.10. - 05.10.10. и N 615/1 с датами выработки 25.10.10. - 27.10.10.

Управление Россельхознадзора по Приморскому краю требование заявителя не признало, считает, что материалами административного дела подтверждается наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 10.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и его вина.

Исследовав материалы дела, суд установи следующее:

ОАО «Южморрыбфлот» зарегистрировано в качестве юридического лица 10.11.1992 Администрацией муниципального образования г. Находка, юридический адрес Общества: Приморский край, г. Находка, с. Анна, ул. Набережная, 8.

В ходе осуществления ветеринарного контроля на п/п ст. Угольная, ДВЖД сотрудниками Управления Россельхознадзора по Приморскому краю была проведена проверка документов на пищевую продукцию: икра горбуши ястычная мороженая, изготовитель - ПЗ «Капитан Ефремов», икра горбуши зернистая «Тихоокеанская» (баночная) из мороженых ястыков, изготовитель ОАО «Южморрыбфлот».

Согласно представленным Обществом удостоверений качества на икру горбуши зернистую «Тихоокеанская» (баночная) из мороженых ястыков N 615 и N615/1 указанная продукция была изготовлена 04.10.10., 05.10.10., 25.10.10.,26.10.10. и 27.10.10. (удостоверение N 615) и 25.10.10.-27.10.10. (удостоверение N 615/1), то есть период изготовления икры, оформленной под одним удостоверением качества превышает 72 часа. Поскольку такое оформление удостоверений качества является нарушением ветеринарно-санитарных правил (п. 4.1.1. ст. 4 «Международный стандарт. Рыба, нерыбные объекты и продукция из них. Правила приёмки и методы отбора проб» ГОСТ 31339-2006), административным органом был составлен протокол от 25.11.10. N 14-247/10 о наличии в действиях Общества признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 10.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а 30.11.10. вынесено постановление о привлечении Общества к административной ответственности по ч. 1 ст. 10.6 Кодекса в виде штрафа в сумме 10 000,00 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, ОАО «Южморрыбфлот» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Изучив материалы дела, оценив доводы заявителя и возражения административного органа, суд считает, что требование ОАО «Южморрыбфлот» подлежит удовлетворению по следующим обстоятельствам.

В соответствии с ч. 6 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает обстоятельства, имеющие значение для дела, в том числе имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к административной ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности. При этом в силу части 4 названной статьи обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

В соответствии со статьей 1.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Порядок привлечения к административной ответственности, установленный КоАП РФ, является обязательным для всех органов и должностных лиц, рассматривающих дела об административных правонарушениях.

Из изложенного следует, что обеспечение законности при привлечении к административной ответственности предполагает обязательное соблюдение административным органом установленного порядка привлечения лица к административной ответственности. Несоблюдение этого порядка свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.

Согласно ст. 28.2 КоАП РФ по факту совершения административного правонарушения составляется протокол, в котором указываются, в том числе, дата и место его составления, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а также объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено административное дело. Составление протокола об административном правонарушении в отношении юридического лица должно осуществляться в присутствии его законного представителя.

В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие (ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ).

Из изложенного следует, что протокол об административном правонарушении представляет собой процессуальный документ, фиксирующий конкретное противоправное деяние, и является необходимым правовым основанием для привлечения к административной ответственности. Протокол об административном правонарушении признается надлежащим процессуальным документом только в том случае, если он составлен в присутствии законного представителя юридического лица или при наличии доказательств, неопровержимо свидетельствующих о соблюдении в отношении лица, в отношении которого возбуждено административное производство, процессуальных гарантий на защиту своих прав, участие в составлении протокола и представление пояснений.

В силу положений ст.ст. 28.2, 29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении, лицо (орган), правомочный рассматривать дело, обязан проверить соблюдение порядка составления протокола об административном правонарушении и в случае выявления существенных нарушений возвратить протокол с материалами дела в орган, должностному лицу, который составил протокол.

Как следует из материалов административного дела, протокол об административном правонарушении от 25.11.10. N 14-247/10 фактически был составлен в отсутствие законного представителя Общества и направлен в адрес заявителя в отношении другого юридического лица - ООО «Южморрыбфлот», ИНН 2540133520, КПП 254001001, юридический адрес: г. Владивосток, Океанский проспект, 89-а, что следует из материалов административного дела и текста протокола, имеющегося у заявителя.

Административный протокол, составленный в отношении ОАО «Южморрыбфлот» ИНН 2508008451, КПП 250801001, заявитель не получал.

Судом также установлено, что на основании определения начальника Отдела надзора за безопасностью и качеством продукции Управления Россельхознадзора по Приморскому краю от 25.11.10. протокол от 25.11.10. N 14-247/10 был возвращён для устранения допущенной ошибки при указании сведений о юридическом лице, в отношении которого возбуждено административное производство.

В тот же день 25.11.10. протокол был переоформлен на ОАО «Южморрыбфлот» ИНН 2508008451, КПП 250801001, однако в адрес заявителя он не был направлен, что позволило заявителю утверждать о том, что в отношении него административное производство по ч. 1 ст. 10.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях не возбуждалось.

Нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа, при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Существенный характер нарушений определяется исходя их последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела (пункт 10 Постановления Пленума ВАС РФ N 10 от 02.06.04. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»).

Пунктом 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.05. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 Кодекса, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении.

Допущенные административным органом процессуальные нарушения являются существенными, они не могли быть устранены при рассмотрении дела.

Согласно ч.2 ст.211 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

Поскольку представленными суду материалами административного дела не подтверждается соблюдение административным органом процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, то, руководствуясь ст.ст. 167-170, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

р е ш и л:

Удовлетворить заявление Открытое акционерное общество «Южморрыбфлот».

Признать незаконным и отменить постановление по делу об административном правонарушении от 30.11.10. N 14-247/10, вынесенное начальником Отдела надзора за безопасностью и качеством продукции Управления Россельхознадзора по Приморскому краю в отношении ОАО «Южморрыбфлот», зарегистрированного в качестве юридического лица Администрацией муниципального образования г. Находка 10.11.1992, расположенного по адресу: Приморский край, г. Находка, п. Южно-Морской, ул. Заводская,16.

Решение вступает в силу по истечении 10 дней с момента его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

     Судья
Кузюра Л.Л.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка