ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 10 января 2013 года Дело N ВАС-17539/12

Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи О.М.Козырь, судей Е.М.Моисеевой, Г.Г.Поповой рассмотрела в судебном заседании заявление закрытого акционерного общества "Торговая фирма "ПТБ", г. Москва о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда города Москвы от 20.03.2012 по делу N А40-64549/11-144-580, постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 28.09.2012 по тому же делу по заявлению закрытого акционерного общества "Торговая фирма "ПТБ" к Префектуре Юго-Восточного административного округа города Москвы о признании незаконным бездействия.

Третьи лица: Управа Рязанского района города Москвы, Управа района Кузьминки города Москвы, Управа района Лефортово города Москвы, Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы.

Суд установил:

закрытое акционерное общество "Торговая фирма "ПТБ" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы о признании незаконным бездействия Префектуры Юго-Восточного административного округа города Москвы (далее - Префектура), выраженного в невключении принадлежащих заявителю на праве собственности шести киосков "Табак" в схему размещения нестационарных объектов на территории районов Лефортово, Кузьминки и Рязанский ЮВАО г. Москвы и обязании устранить допущенные нарушения путем принятия распоряжения о включении данных нестационарных торговых объектов в схему размещения нестационарных торговых объектов по ЮВАО г. Москвы.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 20.03.2012 в удовлетворении требований общества отказано.

Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2012 решение суда оставлено без изменения.

Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 28.09.2012 вышеназванные судебные акты оставлены без изменения.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора оспариваемых судебных актов общество просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение арбитражными судами норм права. Заявитель полагает, что невключение принадлежащих ему торговых киосков в схему нарушило пункт 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".

В соответствии со статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены судебных актов арбитражных судов, вступивших в законную силу, являются:

1) нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права;

2) нарушение прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации;

3) нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов.

Изучив содержащиеся в заявлении доводы и принятые по делу судебные акты, коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации пришла к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по которым дело может быть передано на рассмотрение в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Судами установлено, что распоряжением Префектуры от 22.04.2011 N 314 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов, расположенных в Юго-Восточном административном округе города Москвы на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности" утверждена Схема размещения нестационарных объектов торговли на территории Юго-Восточного административного округа города Москвы со второго полугодия 2011 года. Шесть нестационарных объектов (киосков "Табак"), принадлежащих на праве собственности обществу, в данную схему включены не были.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

В соответствии с Правилами включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772, включение объектов в схему размещения осуществляется органом местного самоуправления по согласованию с федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества

Постановлением Правительства Москвы от 03.02.2011 N 26-ПП "О размещении нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Москве на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности" утвержден Порядок разработки и утверждения схемы размещения торговых объектов в городе Москве. В соответствии с данным порядком включение места торговли в схему размещения осуществляется без участия собственников нестационарных торговых объектов, не связано с волеизъявлением собственника нестационарного торгового объекта, относится к исключительной компетенции органа власти. Для включения нестационарных объектов в схему размещения нестационарных торговых объектов и принятия участия в аукционе на право заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта необходимо обращаться в префектуру соответствующего административного округа города Москвы.

В соответствии с пунктом 3 названного Порядка размещение нестационарных торговых объектов осуществляется для нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной собственности города Москвы либо государственная собственность на которые не разграничена, - на основании договора на размещение нестационарного торгового объекта в соответствии с настоящим Постановлением.

Хозяйствующий субъект, имеющий действующий договор аренды земельного участка в месте, установленном схемой размещения нестационарных торговых объектов, имеет право на оформление договора на размещение нестационарного торгового объекта.

Исследуя представленные доказательства, суды установили, что нестационарные торговые объекты не являются недвижимым имуществом, разрешения на размещение принадлежащих заявителю нестационарных торговых объектов по испрашиваемым адресам представлены не были, договоры аренды земельных участков, на которых данные объекты торговли расположены, прекращены.

С учетом изложенного суды пришли к выводу о соответствии оспариваемого бездействия нормам действующего законодательства и о недоказанности нарушения прав общества и отказали в удовлетворении заявленных требований.

Доводы заявителя о нарушении судами статьи 10 Закона N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" являются необоснованными, были предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанций и получили надлежащую правовую оценку.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд

определил:

в передаче дела N А40-64549/2011-144-580 Арбитражного суда города Москвы в Президиум( )Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда города Москвы от 20.03.2012, постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 28.09.2012 отказать.

Председательствующий судья

______________

О.М.Козырь

Судья

______________

Е.М.Моисеева

Судья

______________

Г.Г.Попова