ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 ноября 2010 года Дело N А73-7490/2010

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2010 года. Полный текст постановления изготовлен 16 ноября 2010 года.

Шестой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Гричановской Е.В. судей Сапрыкиной Е.И., Швец Е.А. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ковальчук Т.Н.

от Муниципального унитарного предприятия города Хабаровска «Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам»: Пудрова Ю.А. представителя по доверенностям от 27.05.2010 от Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г.Хабаровска: Оксюта О.В., представителя по доверенности от 31.12.2009 N48348 от Управления Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю: Кузьмичевой О.Н. представителя по доверенности от 15.09.2010 рассмотрев апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г.Хабаровска на решение Арбитражного суда Хабаровского края от 06.09.2010

по делу N А73-7490/2010, принятое судьей Копыловой Н.Л.

по заявлению Муниципального унитарного предприятия города Хабаровска «Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам» к Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г.Хабаровска, Управлению Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю о признании частично недействительными решения от 24.02.2010 NN 80, 29

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное унитарное предприятие города Хабаровска «Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам» (далее также - МУП г.Хабаровска «Служба заказчика по ЖКУ», Служба заказчика по ЖКУ, предприятие, заявитель) обратилось в арбитражный суд к Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Хабаровска (далее - инспекция, налоговый орган) с заявлением, с учетом уточнений в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании недействительным решения от 24.02.2010 N 29 об уменьшении предъявленного к возмещению НДС в сумме 5 368 103 руб. и решения от 24.02.2010 N80 об отказе возмещении полностью сумм НДС, заявленных к возмещению, принятых по результатам камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации за декабрь 2007 года.

Третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю (далее УФНС по Хабаровскому краю), а также Управление социальной работы с населением.

Решением суда от 06.09.2010 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с судебным актом, инспекция обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований ввиду неполного выяснения арбитражным судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, а также неправильного применения норм материального права.

МУП г. Хабаровска «Служба заказчика по ЖКУ» в представленном отзыве, отклонил доводы апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебном заседании представители инспекции и УФНС по Хабаровскому краю просили решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.

Представитель МУП г. Хабаровска «Служба заказчика по ЖКУ» в судебном заседании просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представители Управления социальной работы с населением Администрации г. Хабаровска не принимали участия в заседании суда апелляционной инстанции.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.

МУП г. Хабаровска «Служба заказчика по ЖКУ» в связи с предоставлением жилищно-коммунальных услуг населению по государственным регулируемым и льготным ценам, установленным краевым и федеральным законодательством, в 2007 году являлось получателем бюджетных средств, предоставляемых через Управление социальной защиты населения Администрации г. Хабаровска.

МУП г. Хабаровска «Служба заказчика по ЖКУ» 31.08.2009 представила в инспекцию уточненную налоговую декларацию по НДС за декабрь 2007 года, в которой были уменьшены показатели реализации товаров (работ, услуг), ранее заявленные по налоговой ставке 18/118 в размере 30 963 952 руб. и исчисленных с этой суммы НДС в размере 4 723 315 руб.

Из обстоятельств спора усматривается, что заявленная сумма уменьшения составляет полученные в спорном периоде предприятием из бюджета денежные средства за предоставленные жилищно-коммунальные услуги льготной категории населения, которые ранее в бухгалтерском учете были разнесены вместе с денежными средствами, полученными от квартиросъемщиков, и учтены предприятием в налоговой базе по НДС.

В ходе камеральной налоговой проверки, проведенной на основе уточненной налоговой декларации, указанное уменьшение не было принято налоговым органом, по результатам проверки был составлен акт от 14.12.2009 N 17489 и 24.02.2010 принято решение N 80, согласно которому предприятию отказано в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 5 368 103 руб., и решение N 29, в соответствии с которым уменьшен предъявленный к возмещению НДС в сумме 5 368 103 руб.

Решением Управления ФНС России по Хабаровскому краю от 21.06.2010 N 13-10/196/14104 апелляционная жалоба налогоплательщика на решения 24.02.2010 N N80, 29 оставлена без удовлетворения.

Не согласившись с данными ненормативными актами предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Статьей 424 ГК РФ, статьями 156 (пункт 3) и 157 (пункт 2) ЖК РФ, Федеральным законом от 14.04.1995 N 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ», а также постановлениями Правительства РФ от 7.03.95 N 239 и от 22.08.2005 N 533 установлено, что цены на коммунальные услуги относятся к государственным регулируемым ценам и устанавливаются органами местного самоуправления.

Нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг населением, размеры платы за наем, содержание и ремонт жилых помещений в спорном периоде уровни платежей граждан определялись Постановлением мэра г. Хабаровска от 12.04.2006 N 436.

Отдельным категориям граждан реализация коммунальных услуг Службой заказчика осуществлялась с учетом льгот, установленных федеральными законами от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах», от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», законами Российской Федерации от 18.10.1991 N 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий», от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», от 18.10.1991 N 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий», законами Хабаровского края от 26.03.2003 N 107 «О дополнительных льготах Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы, проживающим на территории Хабаровского края», от 26.01.2005 N 253 «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий», от 26.01.2005 N 254 «О мерах социальной поддержки граждан пожилого возраста, инвалидов, ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны, и семей, имеющих детей», постановлениями Губернатора Хабаровского края от 13.01.2005 N 4 «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, отдельным категориям граждан Хабаровского края» и другими нормативными правовыми актами.

Указанными нормативными актами определена форма предоставления мер государственной социальной поддержки гражданам в виде скидки (в процентах) к цене жилищно-коммунальных услуг.

Перечисление денежных средств из бюджетной системы за граждан, имеющих право на скидку при оплате жилищно-коммунальных услуг, в адрес МУП г. Хабаровска «Служба заказчика по ЖКУ» в спорном периоде осуществлялось на основании соглашений от 07.12.2006 б/н, от 08.12.2006 N 1.1-22/3, заключенных Администрацией г. Хабаровска в лице Управления социальной защиты населения и МУП г. Хабаровска «Служба заказчика по ЖКУ».

Пунктами 1.1 Соглашений на перечисление денежных средств за предоставленные льготы от 07.12.2006 б/н, от 08.12.2006 N 1.1-22/3 Управление социальной защиты населения приняло на себя обязательство перечислять МУП г. Хабаровска «Служба заказчика по ЖКУ» денежные средства за предоставленные льготы в пределах средств субвенций, переданных из федерального и краевого бюджетов для исполнения государственных полномочий по предоставлению льгот.

Как следует из материалов дела, в соответствии с указанными Соглашениями на перечисление денежных средств за предоставленные льготы стороны ежемесячно проводили сверку списков льготников по ФИО, адресу, категориям и по результатам сверки подписывали акты сверки льготников по категориям и видам оказанных услуг; после подписания обеими сторонами актов сверки МУП г. Хабаровска «Служба заказчика по ЖКУ» выписывались акты по суммам фактических затрат раздельно по категориям льготников, а также заявки на оплату в виде счетов-фактур на суммы затрат за предоставленные льготы по видам оказанных льготных услуг; администрация города Хабаровска перечисляла МУП г. Хабаровска «Служба заказчика по ЖКУ» финансовые средства за предоставленные льготы отдельным категориям граждан при наличии и в пределах средств субвенций, переданных из федерального и краевого бюджетов на эти цели.

Налогооблагаемая база по налогу на добавленную стоимость при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам и по ценам, определяемым с учетом установленных федеральным законодательством льгот, определяется с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 13 статьи 40 и пунктом 2 статьи 154 Налогового кодекса РФ.

Согласно пункту 13 статьи 40 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).

Пунктом 2 статьи 154 НК РФ (абзац 2) установлено, что при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.

При этом в соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в 2007 году) под субвенцией понимаются бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов; под субсидией понимаются бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

В силу абзаца 3 пункта 2 статьи 154 НК РФ суммы субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ налоговая база, определенная в соответствии со статьями 153-158 настоящего Кодекса, увеличивается на суммы полученных за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

Из смысла абзацев 2 и 3 пункта 2 статьи 154 НК РФ следует, что если в соответствии с документами, на основании которых выделяются денежные средства, эти средства признаются субсидией или субвенцией (или соответствуют определению субвенции или субсидии, данным в ст. 6 БК РФ), или же являются компенсацией расходов налогоплательщика, то в налоговую базу они включаться не должны. Если денежные средства в соответствии с распорядительными документами выделяются именно на оплату услуг льготным категориям граждан, то с учетом подпункта 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ их следует включить в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость.

Причем из содержания подпункта 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ не вытекает обязанности включать суммы, полученные на компенсацию тарифов, в налогооблагаемую базу по налогу на добавленную стоимость, так как такие средства нельзя расценивать как полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

Довод налогового органа о том, что за льготные категории граждан, имеющие скидки и снижение размеров оплаты жилищно-коммунальных услуг, Управление социальной защиты населения Администрации г. Хабаровска производило оплату до полного тарифа с учетом НДС является несостоятельным, поскольку Отчеты по начислениям не подтверждают ни факт получения предприятием НДС в составе компенсации, полученной предприятием из бюджетной системы за предоставленные услуги льготным категориям населения, ни сумму полученного НДС. Из счетов-фактур (по сути - заявок на оплату), платежных поручений и других документов, составленных во исполнение Соглашений на перечисление денежных средств за предоставленные льготы от 07.12.2006 б/н, от 08.12.2006 N 1.1-22/3, следует, что НДС в них не выделен.

Кроме того, выводы оспариваемых по настоящему делу решений Инспекции ФНС не согласуются с решением этой же Инспекции от 30.06.2010 N 247, принятым по результатам выездной налоговой проверки МУП «Служба заказчика по ЖКУ», проведенной в том числе по предмету правильности исчисления и своевременности уплаты налога на добавленную стоимость за период с 01.01.2006 по 31.12.2008. Согласно акту выездной налоговой проверки от 04.06.2010 N 55, проверкой правильности определения налогооблагаемой базы, исчисления налога на добавленную стоимость МУП «Служба заказчика по ЖКУ» при реализации товаров (работ, услуг) нарушений не установлено.

Более того, выводы налогового органа, на которых основаны оспариваемые решения, не согласуются с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ, согласно которому объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

При этом реализацией товаров (работ, услуг) признается передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе.

В рассматриваемом случае предоставленные налогоплательщику субсидии на покрытие убытков, возникающих в связи с реализацией услуг по льготным ценам, не связаны с оплатой жилищно-коммунальных услуг налогоплательщику потребителем; орган социальной защиты, выступая распорядителем бюджетных средств, не является стороной по договору оказания жилищно-коммунальных услуг; между органом социальной защиты и налогоплательщиком не возникает взаимных договорных обязательств, в силу которых распорядитель бюджетных средств должен перечислить денежные средства в оплату услуг, оказываемых ему налогоплательщиком.

Таким образом, суммы субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы по НДС не учитываются.

При таких обстоятельствах у апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено арбитражным апелляционным судом и процессуальных нарушений, которые в силу статьи 270 АПК РФ являются основаниями для отмены оспариваемого судебного акта.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Хабаровского края от 06.09.2010 по делу N А73-7490/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в двухмесячный срок.

     Председательствующий
Е.В.Гричановская
Судьи
Е.И.Сапрыкина
Е.А.Швец

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка