Решение по гражданскому делу

Дело №2-141/13-7
 

 

     Р Е Ш Е Н И Е
 

    Именем Российской Федерации
 

    14 марта 2013 года                                                                                                            г.Смоленск
 

 

    Мировой судья судебного участка №7 в г. Смоленске Михлик Н.Н.,
 

    при секретаре Тарановой Ю.В.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алексеевой <ФИО1> к ОАО «Жилищник» о компенсации морального вреда, 
 

 

УСТАНОВИЛ:
 

 

    Алексеева <ФИО>.  обратилась в суд с иском к ОАО «Жилищник» о компенсации морального вреда, указав в обоснование требований, что является собственником квартиры №<НОМЕР> в доме № <НОМЕР> по ул. <АДРЕС> г. Смоленска, зарегистрирована и фактически проживает в данном жилом помещении. В доме, в котором проживает истец, в 2012 году горячее водоснабжение отсутствовало с начала мая до начала июля. В соответствии с действующим законодательством в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не может превышать 14 суток. Ее права как потребителя коммунального ресурса были нарушены по вине ответчика. Просит суд взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 8000 руб.
 

    Истец в судебное заседание не явился, обеспечил явку своего представителя. В судебном заседании представитель истца Иванова <ФИО> поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила также взыскать с ответчика расходы по оплате услуг представителя в размере 2000 руб.
 

                Представитель ответчика ОАО «Жилищник» Сайковский <ФИО> в судебном заседании исковые требования не признал,  отметил, что сумма компенсации морального вреда и судебных расходов является завышенной.
 

     Представитель 3-го лица МУП «Смоленсктеплосеть» Яночкина <ФИО>. поддержала позицию представителя ОАО «Жилищник», дополнительно пояснив, что доказательств несения судебных расходов в заявленном размере стороной истца не представлено.
 

                Представитель 3-го лица ОАО «Квадра»-Западная генерация»  в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
 

    Определением от <ДАТА> февраля 2013 года ООО «Смоленская ТСК» было привлечено в качестве         3-го лица. Представитель ООО «Смоленская ТСК» просил рассмотреть указанное дело без его участия.
 

                В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
 

                Заслушав объяснения представителей сторон, представителя 3-го лица, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
 

    Согласно п.10 ч.1 ст.4 ЖК РФ отношения по поводу предоставления коммунальных услуг регулируются жилищным законодательством.
 

                В соответствии с ч.1 ст.161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
 

    Согласно ч. 2.3 ст.161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством РФ правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах.
 

    В судебном заседании установлено, что Алексеева <ФИО>.  является собственником 1/3 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение - <АДРЕС> в <АДРЕС> по ул. <АДРЕС> г.Смоленска. Жилой <АДРЕС> по ул. <АДРЕС> г.Смоленска находится на обслуживании ОАО «Жилищник». На <ФИО5> - супруга истицы,  открыт финансовый лицевой счет на квартиру №<НОМЕР>, в которой зарегистрировано и проживает 4 человека  (л.д.8). <ДАТА3> главой Администрации г.Смоленска издано постановление №636-адм о подготовке жилищно-коммунального хозяйства города Смоленска к работе в осенне-зимний период 2012-2013 годов. Данным постановлением утвержден график капитального ремонта магистральных тепловых сетей на 2012 год, в соответствии с которым в связи с ремонтом магистральных тепловых сетей, срок отключения горячего водоснабжения в <АДРЕС> по ул. <АДРЕС> в г.Смоленске определен с <ДАТА>.2012г. по <ДАТА5>
 

                Из справки МУП «Смоленсктеплосеть» усматривается, что отключение горячего водоснабжения по адресу: ул. <АДРЕС> г. Смоленска имело место с <ДАТА>.2012 с 10 час. 00 мин. по <ДАТА7> до 11 час. <НОМЕР> мин.В спорный период правоотношения сторон регулировались Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ №307 от 23.05.2006 года "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (в редакции Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 года №354) (далее по тексту - Правила №307).В силу п.6 Правил №307 состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, под которой понимается наличие в многоквартирном  доме или жилом доме внутридомовых инженерных систем, позволяющих предоставлять потребителю коммунальные услуги, в том числе горячее водоснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя горячей водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение.
 

                Согласно п.9 Правил №307 при предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
 

                В обязанности исполнителя входит, предоставление потребителю коммунальных услуги в необходимых для него объемах, надлежащего качества, безопасных для его жизни, здоровья и не причиняющих вреда его имуществу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором (п.49 Правил №307).
 

                В данном случае исполнителем, в силу п.3 Правил №307, является управляющая организация - ОАО «Жилищник».
 

                Анализ приведенных нормативных актов свидетельствует о том, что ответственность перед истцом за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества несет ОАО «Жилищник», являющееся обслуживающей организацией многоквартирного дома - исполнителем по обеспечению потребителей горячим водоснабжением.
 

                Под коммунальными услугами надлежащего качества понимаются коммунальные услуги, отвечающие требованиям настоящих Правил, санитарным и техническим требованиям к режиму, объему и качеству предоставления коммунальных услуг, иным требованиям законодательства Российской Федерации, а также договора, заключаемого исполнителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и содержащего условия предоставления коммунальных услуг (п.3 Правил №307).
 

                Согласно п.10 Правил №307 при предоставлении коммунальных услуг перерывы для проведения ремонтных и профилактических работ, а также работ по подключению новых потребителей допускаются после предварительного уведомления (в письменной форме) потребителя в установленном настоящими Правилами порядке. Продолжительность указанных перерывов устанавливается в соответствии с настоящими Правилами и иными требованиями законодательства Российской Федерации. Допускаются также перерывы в связи со стихийными бедствиями и чрезвычайными ситуациями.   
 

                Согласно п.<НОМЕР>.1.<НОМЕР> Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ №170 от <ДАТА10>, организации, обслуживающие жилищный фонд, за месяц до окончания текущего отопительного периода должны разработать, согласовать с теплоснабжающей организацией и утвердить в органах местного самоуправления графики работ по профилактике и ремонту тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления с извещением жителей за два дня об остановке. Ремонт тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления следует производить одновременно в летнее время. Рекомендуемый срок ремонта, связанный с прекращением горячего водоснабжения - 14 дней. В каждом конкретном случае продолжительность ремонта устанавливается органами местного самоуправления.
 

    Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от <ДАТА11> №20, установлено, что в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток. При длительных остановках подачи горячей воды потребителям, при проведении летних планово-профилактических работ, эксплуатирующая организация обязана обеспечить нахождение трубопроводов сетей с водой и циркуляцию воды в системе (п.п. 3.1.11, 3.1.12).
 

                В соответствии со ст.11 Федерального закона №<НОМЕР>-ФЗ от <ДАТА12> "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
 

    Судом установлено, что органом местного самоуправления был утвержден график ремонта, предусматривающий перерыв горячего водоснабжения с <ДАТА>.2012г. по <ДАТА5> Между тем фактически горячая вода не подавалась потребителям до <ДАТА13>
 

                При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том,  что в нарушение действующего законодательства ОАО «Жилищник» в период времени с <ДАТА>.2012г. по <ДАТА14> не предоставило истцу услугу по горячему водоснабжению надлежащего качества.
 

    Из положений ч.2.3 ст.161  ЖК РФ, Правил №307, вытекает, что управляющая организация по договору с собственниками многоквартирного дома в течение согласованного срока несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за предоставление коммунальных услуг,  качество которых должно соответствовать установленным требованиям.
 

    Договором управления многоквартирным домом по адресу: г.Смоленск, ул. <АДРЕС>, на ОАО «Жилищник» возложена обязанность по предоставлению заказчикам и пользователям помещений коммунальных услуг (п.2.1.4 Договора).
 

    В соответствии с п.п.3.1, 3.3 Договора платежи по договору включают в себя плату, в том числе за коммунальные услуги, и вносятся на расчетный счет управляющей организации.
 

    Согласно п. 2.4.1 Договора заказчик имеет право требовать надлежащего исполнения Управляющей организацией ее обязанностей по договору.
 

    С учетом перечисленных норм материального права и положений договора управления многоквартирным домом по адресу: г.Смоленск, ул. <АДРЕС> от <ДАТА>.03.2007 года (впоследствии пролонгированного в соответствии с п.4.1 Договора), суд приходит к выводу о том, что ответственность перед потребителями за оказание коммунальных услуг ненадлежащего качества, в том числе и вследствие несвоевременного исполнения обязательств по ремонту магистральных тепловых сетей третьими лицами, несет ОАО «Жилищник».
 

    В соответствии с разъяснениями, данными в п.1 постановления Пленума Верховного Суда РФ №7 от <ДАТА16> "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей" (действовавшего в период возникновения спорных правоотношений) к правоотношениям по предоставлению или обеспечению предоставления необходимых коммунальных услуг применяются нормы ФЗ РФ «О защите прав потребителей».
 

                Согласно ч.1 ст.4 Закона РФ от <ДАТА17> №2300-1 "О защите прав потребителей" продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.
 

     Учитывая, что права истца как потребителя коммунального ресурса были нарушены по вине ответчика, не обеспечившего контроль за соблюдением сроков выполнения ремонтных работ, в соответствии со ст.<НОМЕР> названного Закона требование о компенсации морального вреда подлежит удовлетворению.
 

                При определении размера компенсации морального вреда суд, руководствуясь требованиями ст.<НОМЕР>, 1101 ГК РФ и учитывая характер причиненных истцу нравственных страданий, длительность отсутствия горячей воды, требования разумности и справедливости, находит заявленную к взысканию сумму компенсации морального вреда (8000 руб.) несоразмерной допущенному нарушению прав потребителя, определив к взысканию в счет компенсации морального вреда 2000 руб.
 

                Согласно ст.ст.98, 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, в том числе и судебные расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
 

    В обоснование требований о возмещении расходов на оплату услуг представителя представлен договор №<НОМЕР>/1-2012 ЖКХ/ГВ на оказание юридических услуг от <ДАТА>.12.2012 года, заключенный между ООО «Триумф» и Алексеевой <ФИО>., и квитанция к  приходному кассовому ордеру от <ДАТА>.12.2012 года №<НОМЕР>/1-2012 ЖКХ/ГВ по которому последняя внесла в кассу 2000 руб. Оснований для признания данных доказательств недопустимыми мировой судья не усматривает.
 

    Определяя размер подлежащих возмещению истцу расходов на оплату услуг представителя, суд  исходит из характера спорных правоотношений и объема оказанных юридических услуг, и приходит к убеждению о необходимости взыскания в возмещение расходов на оплату услуг представителя 1000 руб., считая данную сумму при изложенных обстоятельствах разумной.
 

 

    В силу ч.1 ст. 103 ГПК РФ с ОАО «Жилищник» подлежит взысканию госпошлина в доход бюджета, от уплаты которой истец был освобожден.
 

                Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
 

 

РЕШИЛ:
 

 

                Исковые требования Алексеевой <ФИО1> к ОАО «Жилищник» удовлетворить частично.
 

                Взыскать с Открытого акционерного общества «Жилищник» в пользу Алексеевой <ФИО1>:
 

    2000 руб. - в счет компенсации морального вреда;
 

    1000 руб. - в возмещение представительских расходов, а всего 3000 (три тысячи) рублей 00 копеек.
 

                В остальной части иска отказать.
 

 

                Взыскать с Открытого акционерного общества «Жилищник» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 200 руб.
 

 

    Решение может быть обжаловано в Ленинский районный суд г. Смоленска через мирового судью судебного участка № 7 г. Смоленска в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
 

 

 

 

                    Мировой судья                                                                                         Н.Н. Михлик