Дело №2-381/2013
 

    РЕШЕНИЕ
 

Именем Российской Федерации
 

    21 мая 2013 года г.Сретенск
 

    Сретенский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Комковой С.В., при секретаре Самойловой Е.А.,
 

    с участием представителя ответчика МДОУ «Детский сад с.Ломы Сретенского района» Боробовой И.А., действующей на основании прав по должности,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лоншаковой Н.А. к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад с.Ломы Сретенского района» Администрации муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края, Комитету по финансам Сретенского района о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы (в части обеспечения минимального размера оплаты труда)
 

УСТАНОВИЛ:
 

    Истец Лоншакова Н.А. обратилась в суд с вышеназванным иском, ссылаясь на то, что она работает в МДОУ детский сад с. Ломы Сретенского района, и размер ее заработной платы с учетом стимулирующих и компенсационных выплат составлял сумму минимального размера оплаты труда в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (в данном случае с ДД.ММ.ГГГГ - 5205 руб.). Считает, что работодатель неправомерно производит начисление заработной платы в части исчисления районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера, исходя из сумм должностного оклада, в то время как для этих выплат следует учитывать минимальный размер оплаты труда. Просит суд взыскать с ответчиков недоначисленную и невыплаченную заработную плату в сумме <данные изъяты>.
 

    В судебное заседание истец не явилась, о времени и месте рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом и своевременно, об отложении рассмотрения дела не просила.
 

    Представитель ответчика МДОУ «Детский сад с.Ломы Сретенского района» Боробова И.А. в судебном заседании исковые требования не признала, просила в удовлетворении отказать.
 

    В судебном заседании представитель Управления образования администрации муниципального района «Сретенский район» не присутствовала, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом и своевременно, об отложении рассмотрения дела не просили, представили заявление с просьбой об исключении их из числа ответчиков, так как МДОУ «Детский сад с.Ломы Сретенского района» находится у них лишь в ведомственном подчинении, а учредителем является муниципальный район «Сретенский район», просили рассмотреть дело без ее участия.
 

    С учетом мнения сторон Управление образования администрации муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края исключено из числа ответчиков.
 

    В судебном заседании представитель ответчика Администрации муниципального района «Сретенский район» Забайкальский край Тонких А.М., действующая на основании доверенности <данные изъяты> не присутствовала, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, представила заявление о несогласии с исковыми требованиями, просила рассмотреть дело без их участия.
 

    Представители ответчика Комитета по финансам Сретенского района не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом и своевременно, об отложении рассмотрения дела не просили.
 

    В соответствии с п.3 ст.167 ГПК РФ суд праве рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
 

    С учетом мнения сторон суд на месте вынес определение о рассмотрении дела без участия неявившихся сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
 

    Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
 

    В ходе судебного заседания установлено и подтверждается материалами дела, что истец Лоншакова Н.А. работает в должности сторожа МДОУ «Детский сад с.Ломы Сретенского района» с ДД.ММ.ГГГГ За период работы ДД.ММ.ГГГГ. установлен должностной оклад-<данные изъяты> руб., на который начислялись проценты за непрерывный стаж работы-30%, районный коэффициент-40%, доплаты за ночные часы, за работу в праздники и выходные и доплата до МРОТ, с учетом вышеуказанных выплат начисленная заработная плата истца составляла за январь-<данные изъяты>., за февраль-<данные изъяты> руб., за март -<данные изъяты> руб.
 

    Из материалов дела видно, что размер начисленной и выплаченной истцу заработной платы без учета районного коэффициента (40%) и процентной надбавки за непрерывный стаж работы (30%) был ниже минимального размера оплаты труда (с ДД.ММ.ГГГГ – 5205 руб.), установленного на всей территории Российской Федерации.
 

    В соответствии с ч.2 ст.7 Конституции РФ в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека в РФ устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда.
 

    По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.
 

    Ст.2 ТК РФ закреплено право каждого работника на справедливые условия труда, которые в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах от 16.12.1966 г. включает справедливую оплату и равное вознаграждение за труд равной ценности(ст.7).
 

    Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации» из статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 1 сентября 2007 г. также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (часть 4 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации).
 

    Действующей в настоящее время частью третьей статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
 

    В силу статьи 133.1 ТК РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться иной размер минимальной заработной платы, данный размер МРОТ не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом ( Федеральным законом от 03.12.2012 N 232-ФЗ минимальным размером оплаты труда установлен с 1 января 2013 года 5 205 рублей в месяц).
 

    В силу главы 50 ТК РФ районный коэффициент для работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера должны начисляться к совокупной заработной плате работников, размеры которой без этих коэффициента и надбавки не может быть менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на всей территории РФ.
 

    Часть 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
 

    Согласно названной статье тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
 

    Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
 

    Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учёта компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
 

    В соответствии со статьей 146 Трудового кодекса Российской Федерации в повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
 

    Статья 148 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
 

    Указанные нормы трудового законодательства допускают установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (в данном случае с 1 января 2013 г. - 5205 руб.). При этом районный коэффициент и процентная надбавка за непрерывный стаж работы должны начисляться к заработной плате сверх установленного федеральным законодательством минимального размера оплаты труда (аналогичная позиции указана в Определении Верховного Суда РФ от 16.11.2012 N 72-КГ12-2).
 

    Судом проверен механизм и порядок начисления заработной платы ответчиком.
 

    Районный коэффициент 40% и северная надбавка 30% начислялись ответчиком на должностной оклад, а не на МРОТ и фактически включались в минимальный размер оплаты труда.
 

    С 01.01.2013 года ФЗ от 03.12.2012 №232-ФЗ МРОТ установлен в сумме 5205 руб.
 

    Следовательно размер вознаграждения истцам за труд без включения компенсационных выплат с 01.01.2013 года составляет 5205 руб.
 

    Общий размер начисленной месячной заработной платы работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда в нормальных условиях труда, которому установлены процентная надбавка к зарплате за непрерывный стаж работы в размере 30% и районный коэффициент в размере 40 % должен составлять не менее чем 5205 руб.(МРОТ с 01.01.2013)х1.7(30%+40%)=8848 руб.50 коп.
 

    Согласно расчетов исключается сумма за совмещение, разовые премии и не включаются в размер заработной платы. Расчет производится по основной должности истица на 1 ставку.
 

    Судом применяется следующий расчет: оклад плюс доплата за вредность и др. + 1.7(30%+40%)= начисленная заработная плата без совмещения и разовых выплат. 8848 руб.50 коп. - начисленная заработная плата без совмещения и разовых выплат = недоначисленная и невыплаченная заработная плата.
 

    Размер недоначисленной и невыплаченной заработной платы истцу Лоншаковой Н.А. составляет :за январь 2013 года-начислено и выплачено <данные изъяты>
 

    За февраля 2013 года начислено и выплачено <данные изъяты>
 

    За март 2013 года начислено и выплачено <данные изъяты>.
 

    Итого <данные изъяты>.-данная сумма подлежит взысканию с ответчика.
 

    В силу ч.12 ст.20 ТК РФ по вытекающим из трудовых отношений обязательствам работодателей-учреждений, финансируемых полностью или частично собственником(учредителем) дополнительную ответственность несет собственник(учредитель) в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Согласно п.1.4 устава МДОУ «Детский сад с.Ломы Сретенского района» организационно-правовая форма МДОУ «Детский сад с.Ломы Сретенского района»-муниципальное учреждение. Тип учреждения-бюджетное общеобразовательное учреждение. Согласно п.1.6 устава учредитель учреждения-муниципальный район «Сретенский район». Функции учредителя и собственника имущества учреждения от имени МР «Сретенский район» осуществляют исполнительный орган местного самоуправления, на который возложены координация и регулирование деятельности в сфере управления образованием и муниципальный орган по управлению муниципальным имуществом-Комитет экономики и безопасности администрации МР «Сретенский район».
 

    Согласно п.3.13, п.3.14 устава деятельность учреждения финансируется в соответствии с законодательством. Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания учреждения осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ.
 

    Следовательно, администрация муниципального района «Сретенский район» являющаяся учредителем МДОУ «Детский сад с.Ломы Сретенского района» и оказывающая финансовое обеспечение указанного общеобразовательного учреждения несет субсидиарную ответственность по трудовым обязательствам бюджетного учреждения-работодателя.
 

    Таким образом необходимо возложить субсидиарную ответственность на администрацию муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края, взыскав данные суммы или их часть за счет средств казны (бюджета) муниципального района «Сретенский район» с Комитета по финансам Сретенского района.
 

    С учетом изложенного суд удовлетворяет исковые требования полностью.
 

    В силу ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы в виде государственной пошлины, уменьшенной судом по согласию сторон по делу, в размере <данные изъяты> руб., от уплаты которой истец был освобожден.
 

    На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198, ст.103 ГПК РФ, суд
 

Р Е Ш И Л:
 

    Иск Лоншаковой Н.А. к МДОУ «Детский сад с.Ломы Сретенского района», Администрации муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края, Комитету по финансам Сретенского района, о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы (в части обеспечения минимального размера оплаты труда) удовлетворить частично.
 

    Взыскать с Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад с.Ломы Сретенского района» недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в пользу:
 

    Лоншаковой Н.А. сумму в размере <данные изъяты>)(без вычета НДФЛ).
 

    Взыскать с Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад с.Ломы Сретенского района» государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
 

    При недостаточности денежных средств у Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад с.Ломы Сретенского района» возложить субсидиарную ответственность по выплате Лоншаковой Н.А. недоначисленной и невыплаченной заработной плате, государственной пошлине на администрацию муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края, взыскав данные суммы или часть их за счет средств казны(бюджета) муниципального района «Сретенский район» с Комитета по финансам Сретенского района Забайкальского края.
 

    Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда в течение месяца со дня его принятия через Сретенский районный суд.
 

    Председательствующий судья: Комкова С.В.
 

    Решение изготовлено: ДД.ММ.ГГГГ.