РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
П. Шаблыкино 26 июня 2013 года
Урицкий районный суд Орловской области в составе председательствующего судьи Забелина А.Ю. при секретаре судебного заседания Мурак А.В. с участием представителя истца Рамощенковой В.В. и представителя ответчиков – адвоката Золотухиной В.П., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в п. Шаблыкино гражданское дело по иску администрации Молодовского сельского поселения Шаблыкинского района Орловской области о признании права муниципальной собственности на земельные доли,
у с т а н о в и л:
Администрация Молодовского сельского поселения Шаблыкинского района Орловской области в лице её главы - Рамощенковой В.В. обратилась в Урицкий районный суд Орловской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Орловской области и Межрайонной инспекции ФНС № по Орловской области о признании права муниципальной собственности на земельные доли, принадлежащие Астаховой Т.А., Ашомкиной А.П., Белову М.Т., Варламовой М.М., Гринёву В.Е., Гришаевой А.И., Гуляеву А.М., Дёминой Ф.М., Думачеву А.С., Кирееву А.М., Корнееву Н.А., Масошиной Н.И., Мишиной Е.И. и Мотякиной И.И., указав в обоснование, что земельные доли перечисленных граждан признаны невостребованными в установленном законом порядке.
В судебном заседании глава администрации Молодовского сельского поселения Рамощенкова В.В. заявила об отказе от исковых требований к Варламовой М.М., Думачеву А.С. и Кирееву А.М. и поддержала исковые требования к остальным ответчикам по указанным основаниям.
Согласно имеющимся в материалах дела сведениям Ашомкина А.П., Белов М.Т., Варламова М.М., Дёмина Ф.М., Думачев А.С., Киреев А.М.и Мишина Е.И. умерли. (л.д. 102,106,108,109,114,115,119,138)
Наследственные дела к имуществуАшомкиной А.П., Белова М.Т., Дёминой Ф.М.и Мишиной Е.И. не открывались (л.д. 148,149), сведения о месте жительства их наследников отсутствуют.
Представитель ТУ Росимущества в Орловской области Костромичева Н.Н. в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в её отсутствие, просила исключить ТУ Росимущества из числа ответчиков и отказать в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что спорное имущество является вымороченным и должно перейти в собственность Российской Федерации.
Представитель МИ ФНС № по Орловской области Краличев И.Н. в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, полагал, что МИ ФНС № по Орловской области является ненадлежащим ответчиком, решение по делу оставлял на усмотрение суда.
В связи с тем, что в Управлении ЗАГС Орловской области отсутствуют записи актов о смерти Астаховой Т.А., Гринёва В.Е., Гришаевой А.И., Гуляева А.М., Корнеева Н.А., Масошиной Н.И. и Мотякиной И.И., они привлечены судом к участию в деле в качестве соответчиков. (л.д. 121)
В настоящее время местонахождение указанных лиц неизвестно, поскольку Управление ФМС по Орловской области сведениями о регистрации ответчиков не располагает. (л.д. 102,103)
При таких обстоятельствах суд, руководствуясь ст.119 ГПК РФ, счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных ответчиков, назначив адвоката Золотухину В.П. в соответствии со ст.50 ГПК РФ в качестве их представителя.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы гражданского дела, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Способы защиты гражданских прав перечислены в ст. 12 ГК РФ. Признание права как способ защиты гражданских прав предусмотрено ст. 12 ГК РФ и осуществляется в исковом производстве.
В соответствии с п. 5 ст. 79 Земельного кодекса Российской Федерации использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В силу п. 1 ст. 12.1 названного Федерального закона невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в настоящем пункте.
Пунктом 2 ст. 12.1 Закона об обороте земель сельхозназначения предусмотрено, что невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.
В соответствии с п. 3 ст. 12.1 Закона об обороте земель сельхозназначения орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основанию, указанному в пункте 1 настоящей статьи, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи (далее в целях настоящей статьи - список невостребованных земельных долей).
Согласно п. 4 ст. 12.1 Закона об обороте земель сельхозназначения орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.
Пунктом 5 ст. 12.1 Закона об обороте земель сельхозназначения закреплено, что список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности.
В силу п. 6 ст. 12.1 Закона об обороте земель сельхозназначения лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей.
Как следует из п. 7 ст. 12.1 Закона об обороте земель сельхозназначения, с даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными. В случае, если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно.
В соответствии с п. 8 ст. 12.1 Закона об обороте земель сельхозназначения орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными.
Судом установлено следующее.
Согласно государственному акту на право собственности на землю постановлением главы администрации Шаблыкинского района Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ № коллективному сельскохозяйственному предприятию «Родина» предоставлено право в коллективно-долевую собственность <данные изъяты> га земель сельскохозяйственного назначения. (л.д. 186)
ДД.ММ.ГГГГ общим собранием членов КСП «Родина» утверждены списки лиц на выделение земельного пая в данном КСП, в которых указаны граждане, перечисленные в исковом заявлении. (л.д. 6,8,10,12,13,14,16,17)
Постановлением Администрации Шаблыкинского района от ДД.ММ.ГГГГ № предписано выдать согласно указанным спискам каждому собственнику земельного участка в КСП «Родина» свидетельства о праве собственности на землю (л.д. 18).
В соответствии с указанным постановлением Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Шаблыкинского района ДД.ММ.ГГГГ были оформлены свидетельства о праве собственности на землю (л.д. 33,38,41,44,47,50,53,56,58,61,64,67,70).
Согласно уведомлениям Управления ФСГРКК (Росреестра) по Орловской области в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о правах граждан, перечисленных в исковом заявлении, на объекты недвижимого имущества (л.д. 35,37,40,43,46,49,52,55,57,60,63,66,69,72), откуда следует, что право собственности на земельную долю ими не зарегистрировано, земельные участки не выделены, и их границы не установлены.
В сообщении МИ ФНС № по Орловской области указано, что свидетельства о праве собственности на земельные доли граждан, перечисленных в исковом заявлении, в инспекцию не поступали. (л.д. 136)
Принимая решение, суд, руководствуясь положениями Федерального закона от 24.07.2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", исходит из того, что при определении невостребованных земельных долей земель сельскохозяйственного назначения истцом соблюдены положения закона, регулирующие обеспечение права всех заинтересованных лиц на участие в общей долевой собственности на землю. Принятое общим собранием участников долевой собственности на землю решение об утверждении списка невостребованных земельных долей не противоречит закону, права иных собственников земельных долей на выражение своего волеизъявления в отношении невостребованных земельных долей ущемлены не были. На общем собрании был утвержден список невостребованных земельных долей, представленный органом местного самоуправления поселения, в котором указаны ответчики.
11.04.2012 года в газете «Орловская правда» №51 был размещен список граждан, чьи земельные доли признаются невостребованными, также информация была размещена на информационных щитах, расположенных на территории Молодовского сельского поселения, все претензии принимались в течение 3 месяцев с момента опубликования списка невостребованных земельных долей (л.д. 20,21).
14.07.2012 года в газете «Орловская правда» №101 было опубликовано информационное сообщение о проведении общего собрания участников долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: Орловская область, Шаблыкинский район, с. Молодовое (КСП «Родина») (л.д. 22,23).
Собрание участников общей долевой собственности на указанный земельный участок не состоялось в связи с неявкой участников (л.д.24).
С учетом изложенного, суд полагает, что истцом в соответствии с требованиями закона было опубликовано сообщение о наличии невостребованных земельных долей, со списком граждан, не оформивших право собственности в установленном законом порядке, которым было предложено реализовать это право путем обращения к истцу и со дня опубликования сообщения истекли установленные законом для обращения за оформлением права на земельную долю 90 дней, однако, до настоящего времени ответчики и их наследники не обратились к истцу с соответствующим заявлением и необходимыми документами.
Поскольку отказ главы администрации Молодовского сельского поселения Рамощенковой В.В. от иска к Варламовой М.М., Думачеву А.С. и Кирееву А.М. принят судом, производство по делу в этой части прекращено, в остальной части исковые требования подлежат полному удовлетворению.
Возражения адвоката Золотухиной В.П. против заявленных требований несостоятельны, поскольку противоречат положениям п.4 ст.12.1 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Довод представителя ТУ Росимущества в Орловской области о том, что данное организация не является надлежащим ответчиком по делу, не может быть принят во внимание по следующим основаниям.
Согласно ст. 1151 ГК РФ, в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, имущество умершего считается выморочным.
Иное выморочное имущество (не являющееся жилым помещением) переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.
Согласно п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 г. N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" следует, что на основании п. 3 ст. 1151 ГК РФ, а также ст. 4 Федерального закона от 26.11.2001 г. N 147-ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом (п. 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 г. N 432); от имени городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальных образований - их соответствующие органы в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно п. 50 указанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность соответственно Российской Федерации (любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля, за исключением расположенных на территории Российской Федерации жилых помещений), муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга (выморочное имущество в виде расположенного на соответствующей территории жилого помещения) в силу фактов, указанных в п. 1 ст. 1151 ГК РФ, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.
Свидетельство о праве на наследство в отношении выморочного имущества выдается Российской Федерации, городу федерального значения Москве или Санкт-Петербургу или муниципальному образованию в лице соответствующих органов (Российской Федерации в настоящее время - в лице органов Росимущества) в том же порядке, что и иным наследникам, без вынесения специального судебного решения о признании имущества выморочным.
Анализируя изложенные нормы права, суд приходит к выводу о том, что, согласно действующему законодательству, все функции по осуществлению работы с выморочным имуществом - невостребованным земельным долям возложены на Росимущество в лице его территориальных органов, к каковым также относится ответчик - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Орловской области, поскольку указанное выморочное имущество, переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации со дня открытия наследства, без акта принятия наследства, вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации, а свидетельство о праве на наследство в отношении выморочного имущества выдается Российской Федерации, в лице Росимущества, без вынесения специального судебного решения о признании имущества выморочным.
Вместе с тем, суд принимает во внимание то обстоятельство, что представитель ТУ Росимущества не представил суду доказательств того, что спорное имущество учтено в реестре федерального имущества, из чего следует, чтоРоссийская Федерация не приняла данное имущество в собственность в установленном законом порядке по правилам, установленным законом для выморочного имущества.
Довод представителя МИ ФНС № о том, что данная организация не является надлежащим ответчиком по делу, также несостоятелен по следующим основаниям.
Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 18 июля 2005 г. N 87-ФЗ и от 13 мая 2008 г. N 66-ФЗ) "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" не содержит запрета на признание за субъектом Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, за муниципальным образованием права собственности на земельный участок, образованный из земельных долей, перешедших по праву наследования к государству в качестве выморочных имущественных прав, но оставшихся невостребованными государством.
В соответствии с п. 2 ст. 1151 ГК РФ выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В письме от 19 февраля 2007 г. N 02-3-04/3@ "О выморочном имуществе" Федеральная налоговая служба Российской Федерации подтверждает, что до принятия соответствующего федерального закона работа по учету, оценке и реализации выморочного имущества, перешедшего по праву наследования по закону к государству, осуществляется налоговыми органами.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования администрации Молодовского сельского поселения Шаблыкинского района Орловской области о признании права муниципальной собственности на земельные доли удовлетворить.
Признать право муниципальной собственности за Молодовским сельским поселением Шаблыкинского муниципального района Орловской области на земельные доли Астаховой Татьяны Афонасьевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Ашомкиной Анны Петровны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Белова Михаила Тимофеевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Гринёва Виктора Егоровича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Гришаевой Анны Ивановны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Гуляева Алексея Матвеевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Дёминой Федоры Михайловны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Корнеева Николая Анатольевича, Масошиной Нины Ивановны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Мишиной Евдокии Ивановны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Мотякиной Ирины Иосифовны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: Орловская область, Шаблыкинский район, Молодовское сельское поселение, с. Молодовое.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Орловского областного суда в течение месяца через Урицкий районный суд <адрес>.
Председательствующий А.Ю. Забелин