Дело № 2-145/2013
 

РЕШЕНИЕ
 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 

    **.**. 2013 года         город Остров
 

    Островский городской суд Псковской области в составе:
 

    председательствующего судьи Мучициной Н.О.,
 

    при секретаре Андреевой И.И.,     
 

    с участием: заместителя Островского межрайонного прокурора Чугриной Е.Е.,
 

    истца – представителя Администрации Островского района – Мурашкевича С.И., действующего по доверенности от **.**.2012, сроком действия *** года, третьего лица на стороне истца – представителя МУП «Управление жилищно-коммунального хозяйства (служба заказчика) г. Острова и Островского района Тимофеевой С.В., действующей по доверенности от **.**.2012, сроком действия *** года, ответчика - Григорьева В.О.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации Островского района, действующей в интересах МУП «Управление жилищно-коммунального хозяйства (служба заказчика)» г. Острова и Островского района к Григорьеву В.О. о расторжении договора найма служебного жилого помещения, выселении без предоставления другого жилого помещения и снятии с регистрационного учета,
 

УСТАНОВИЛ:
 

    Администрация Островского района в интересах МУП «Управление жилищно-коммунального хозяйства (служба заказчика)» г. Острова и Островского района обратилась в суд с иском к Григорьеву В.О. о расторжении договора найма служебного жилого помещения, расположенного по адресу: г.Остров, Псковской области, ул. ***, д.***, кв.***, выселении без предоставления другого жилого помещения и снятии с регистрационного учета по указанному адресу.
 

    В обоснование заявленных требований указано, что ответчик Григорьев В.О. занимает служебное жилое помещение, расположенное по адресу: г.Остров, Псковской области, ул. ***, д. ***, кв. ***, предоставленное ему на основании постановления администрации Островского района № ** от **.**.2010 по ходатайству ГУ *** ОМИС, с которым ответчик состоял в трудовых отношениях. С указанным лицом **.**.2010 МУП «Управление ЖКХ (служба заказчика)» г.Острова и Островского района был заключен договор найма служебного жилого помещения. Указанная квартира постановлением главы Островского района № ** от **.**.2007 включена в специализированный жилищный фонд, отнесена к виду – служебные жилые помещения и предоставлена для распределения и заселения военнослужащих гарнизона «Веретье». Собственником данного жилого помещения является муниципальное образование «Островский район».
 

    **.**.2013 МУП «Управление ЖКХ (служба заказчика)» г.Острова и Островского района был направлен запрос руководителю ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ о предоставлении сведений об увольнении юриста ГУ *** ОМИС Григорьева В.О. (исх. № **), на который **.**.2013 получен ответ о том, что Григорьев В.О. уволен из ГУ *** ОМИС в связи с сокращением штата работников. Несмотря на то, что трудовые отношения с Григорьевым В.О. прекращены, последний до настоящего времени служебное жилое помещение не освободил.
 

    При проверке паспортного режима в ***, *** 2013 года было установлено, что в спорной квартире проживают квартиранты. Указывая, что до настоящего времени ответчик занимает спорную квартиру, предупреждение о необходимости освободить и сдать занимаемое жилое помещение в добровольном порядке им не исполнено, ссылаясь на положения ст. ст. 103, 104 ЖК РФ, просят расторгнуть с ответчиком договор найма служебного жилого помещения, расположенного по адресу: Псковская область, г.Остров, ул. ***, д.***, кв.***, выселить его из спорной квартиры без предоставления другого жилого помещения со снятием с регистрационного учета по вышеуказанному адресу.
 

    В судебном заседании представитель истца – администрации Островского района по доверенности Мурашкевич С.И. исковые требования к Григорьеву В.О. поддержал по изложенным в иске основаниям. Пояснил, что ответчику Григорьеву В.О. на период работы в ГУ *** ОМИС, о чем, в том числе, свидетельствует протокол № ** заседания жилищной комиссии войсковой части *** от **.**.2010, представленный в деле, было предоставлено спорное служебное жилое помещение, как не обеспеченному жильем, на основании постановления главы администрации Островского района № ** от **.**.2010, с ответчиком был заключен договор найма служебного жилого помещения. До настоящего времени статус спорного жилья, как служебного, не изменен. Указанное жилое помещение было передано в муниципальную собственность на основании распоряжения Правительства РФ от 16 января 2003 года № 50-р, включено в реестр муниципальной собственности Островского района. В *** 2013 года было установлено, что ответчик Григорьев В.О. уволен из ГУ *** ОМИС. Поскольку договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, то увольнение Григорьева В.О. влечет за собой прекращение права пользования служебным жильем по основаниям ч. 3 ст. 104 ЖК РФ. На учете в Администрации Островского района в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения ответчик не состоит, к категории граждан, не подлежащих выселению из служебных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, перечисленных в ч.2 ст. 103 ЖК РФ последний не относится. В связи с тем, что ответчик в добровольном порядке не освобождает служебное жилье, просил расторгнуть договор найма служебного жилого помещения, выселить ответчика Григорьева В.О. из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения и снять его с регистрационного учета.
 

    Представитель третьего лица на стороне истца - МУП «Управление ЖКХ «Служба заказчика» г. Острова и Островского района - Тимофеева С.В. исковые требования поддержала, полагая их обоснованными. В дополнение к позиции администрации Островского района по делу пояснила, что в 2003 году жилой фонд, в том числе, спорная квартира, ранее находящийся в распоряжении МО РФ, был передан из государственной федеральной собственности в муниципальную собственность, то есть в собственность Администрации Островского района. МУП УЖКХ является наймодателем спорного жилья и осуществляет управление муниципальным жилищным фондом в соответствии с переданными Администрацией полномочиями. Передача жилого фонда в муниципалитет осуществлялась путем составления акта приемки-передачи. До настоящего времени статус спорной квартиры, как служебного жилья, сохранен, решений о снятии указанного статуса по спорному жилью собственником жилого фонда не принималось. Также указала, что по результатам проверки паспортного режима по спорному жилью, выявлено, что ответчик в служебном жилье не проживает, в квартире проживали квартиранты, на момент последней проверки было установлено, что квартиранты освободили жилье и в настоящее время в квартире никто не проживает. Поскольку спорное жилое помещение по своему правовому статусу является служебным, предоставлено на основании договора найма служебного жилого помещения ответчику на период его работы, то в связи с прекращением ответчиком трудовых отношений оснований для дальнейшего пользования служебным жилым помещением у последнего не имеется, в связи с чем, он подлежит выселению без предоставления иного жилого помещения. Отметила, что направленное в адрес ответчика предписание об освобождении и сдачи занимаемого жилого помещения было получено адресатом, что усматривается из почтового извещения, представленного в материалах дела.
 

    Ответчик Григорьев В.О. исковые требования администрации Островского района не признал, выразив свою позицию по доводам, изложенным в возражениях на иск. Полагал, что администрация Островского района является ненадлежащим истцом по делу, поскольку право муниципальной собственности на занимаемое им жилое помещение не зарегистрировано в установленном законом порядке, что следует из ответа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Псковской области Островский отдел от **.**.2013 об отсутствии запрашиваемых сведений. Указал, что он состоит на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в составе семьи своего дедушки Ш.И.М., жилое помещение которого межведомственной комиссией при Администрации района признано требующим проведения капитального ремонта. Иного жилья для постоянного проживания, кроме спорного, у него не имеется, при этом не отрицал, что в настоящее время трудовые отношения с ГУ *** ОМИС прекращены, из учреждения он был уволен по сокращению штата работников в связи с реорганизацией ОМИС. Отметил, что предписание о необходимости освободить и сдать в установленном порядке занимаемое жилое помещение он не получал, в связи с чем, не был осведомлен об этом в надлежащие законом сроки.
 

    Выслушав участников процесса, заключение прокурора Чугриной Е.Е., полагавшей исковые требования подлежащими удовлетворению, ознакомившись с представленными доказательствами и материалами дела в целом, суд приходит к следующему выводу.
 

    В соответствии с частью 1 и 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся, среди прочих, служебные жилые помещения. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
 

    Судом установлено, что на основании распоряжения Правительства РФ № 50-р от 16 января 2003 года, жилое помещение, расположенное по адресу: г.Остров, Псковской области, ул. ***, д. **.**., кв. ***, ранее находившееся в федеральной собственности объектов коммунально-бытового назначения *** отделения морской инженерной службы Ленинградской военно-морской базы (МО РФ), передано в муниципальную собственность г.Острова и Островского района Псковской области.
 

    Из выписки из реестра муниципальной собственности Островского района № ** по состоянию на **.**.2013 следует, что жилое помещение, в отношении которого заявлен спор – однокомнатная квартира, площадью *** кв.м., по адресу: город Остров, улица ***, дом ***, квартира *** является муниципальной собственностью (л.д. 8).
 

    Постановлением и.о. главы Островского района № ** от **.**. 2007 года указанное жилое помещение включено в специализированный жилищный фонд, отнесено к служебным жилым помещениям, предоставлено для распределения и заселения военнослужащих гарнизона «***». (л.д. 9).
 

    На основании постановления главы Островского района № ** от **.**. 2010 года, по ходатайству ГУ *** ОМИС № ** от **.**. 2010 года, протокола № ** жилищной комиссии войсковой части *** от **.**.2010 о распределении жилой площади, данное служебное жилое помещение предоставлено юрисконсульту ГУ *** ОМИС Григорьеву В.О. на период его работы в учреждении, на состав семьи 1 человек. (л.д. 10).
 

        Отношения по пользованию спорной квартирой возникли у ответчика на основании договора найма служебного жилого помещения от **.**.2010, заключенного во исполнение вышеназванного постановления Администрации района. (л.д. 11-12). На момент рассмотрения настоящего дела ни один из элементов юридического состава приобретения права пользования спорным помещением в качестве служебного кем-либо, в том числе ответчиком, не оспорен и недействительным не признан.
 

    Согласно выписке из лицевого счета ООО «Дом-сервис» от **.**. 2013 года, представленной в деле адресной справки, наниматель Григорьев В.О., *** года рождения, зарегистрирован в спорном жилом помещении с **.**.2010 и по настоящее время. (л.д. 13).
 

    Иск заявлен по основаниям ч. 3 ст. 104 ЖК РФ, предусматривающей прекращение договора найма служебного жилого помещения в связи с увольнением со службы лица, которому данное жилое помещение было предоставлено на период трудовых отношений.
 

    В обоснование заявленных требований истцом представлено сообщение ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ от **.**.2013 о том, что сотрудник ГУ *** ОМИС – Григорьев В.О. в трудовых отношениях с ФГКУ не состоит и ранее не состоял. ГУ *** ОМИС **.**.2011 на основании приказа Министра обороны РФ № ** от **.**.2010 реорганизовано путем присоединения к ФГКУ, с последующим сокращением всех сотрудников ГУ *** ОМИС. (л.д. 17).
 

    **.**.2013 в адрес ответчика Григорьева В.О. наймодателем жилого помещения – МУП УЖКХ г.Острова и Островского района направлено предписание о необходимости освобождения и сдачи занимаемого жилого помещения (квартиры) по адресу: г. Остров, ул. ***, д. ***, кв. *** в срок до **.**. 2013 года. (л.д.18). Указанное предписание получено адресатом, что следует из представленного истцом в деле почтового извещения.
 

    До настоящего времени предписание наймодателя ответчиком не исполнено, Григорьев В.О. продолжает пользоваться служебным жильем, в добровольном порядке жилое помещение не освободил.
 

    Согласно ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
 

    Статус спорной квартиры в качестве служебного жилого помещения подтверждается материалами дела, равно как и прекращение Григорьевым В.О. трудовых отношений с ГУ *** ОМИС, в связи с которыми спорная квартира была ему предоставлена.
 

    Данное жилое помещение было предоставлено Григорьеву В.О. в качестве служебного на законных основаниях, и отнесено к специализированному жилищному фонду в установленном законом порядке.
 

    В соответствии с ч. 3 ст. 104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
 

    Из положений указанной нормы права следует, что увольнение с работы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
 

    В силу ст. 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
 

    В судебном заседании установлено, что после увольнения ответчика Григорьева В.О. из ГУ *** ОМИС, последний жилое помещение до настоящего времени не освободил, не сдал, с регистрационного учета не снялся.
 

    Собственник жилого помещения обращался к ответчику с требованием освободить занимаемое жилое помещение. Поскольку требование об освобождении жилого помещения в добровольном порядке не исполнено, ответчик подлежит выселению из занимаемого жилого помещения в судебном порядке.
 

    К категориям граждан, предусмотренных ч. 2 ст. 103 ЖК РФ, которые не подлежат выселению из служебных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, ответчик Григорьев В.О. не относится, в трудовых отношениях с собственником жилого помещения - Администрацией района не состоит.
 

    Таким образом, исходя из статуса спорного жилого помещения и учитывая, что служебное жилое помещение предоставлялось ответчику Григорьеву В.О. на период работы в ГУ *** ОМИС, т.е. носило временный характер, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных по делу исковых требований.
 

    Доводы ответчика о том, что администрация Островского района является ненадлежащим истцом по делу в связи с отсутствием зарегистрированного права муниципальной собственности в органах государственной регистрации недвижимости, не влияют на характер правоотношений и права истца в отношении спорного жилья.
 

    Пунктом 2 Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность, собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, города Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" предусмотрена передача объектов государственной собственности, указанных в Приложении 3 к данному Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, в муниципальную собственность городов и районов. В соответствии с указанным Приложением, жилищный фонд отнесен исключительно к муниципальной собственности.
 

    Соответственно, объекты, отнесенные к муниципальной собственности, рассматриваются как объекты муниципальной собственности независимо от наличия оформления этого права в установленном законом порядке.
 

    Согласно представленной в материалах дела выписке из Реестра муниципальной собственности Островского района, спорное жилое помещение передано в муниципальную собственность г. Острова и Островского района на основании правового акта- распоряжения Правительства РФ № 50-р от 16 января 2003 года.
 

    Таким образом, исходя из вышеизложенного, право муниципальной собственности на жилое помещение, в данном случае, возникло в силу закона. (ст. ст. 8, 215 ГК РФ).
 

    Иные доводы ответчика Григорьева В.О. о несостоятельности заявленных исковых требований, в том числе, факт его увольнения с работы из ГУ *** ОМИС по сокращению штатов, нахождение на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении в составе семьи своего деда, отсутствие другого жилого помещения, кроме служебного, для постоянного проживания, правового значения для рассмотрения спора не имеют.
 

    Вышеуказанные нормы права не предусматривают при сложившихся правоотношениях между истцом и ответчиком выселение из служебного жилого помещения с предоставлением другого жилого помещения.
 

    Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
 

    В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера для организаций - 4 000 рублей.
 

    Поскольку в силу подп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового Кодекса РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков, то данный налоговый сбор взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины, в данном случае исходя из суммы, указанной в подп. 3 п.1 ст. 333.19 НК РФ, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
 

    В силу пункта 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, государственная пошлина зачисляется в бюджет муниципального района по месту рассмотрения дела.
 

    В связи с удовлетворением иска, с ответчика Григорьева В.О. в бюджет муниципального образования «Островский район» Псковской области подлежит уплате государственная пошлина в размере 4000 рублей.
 

    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 321 ГПК РФ, суд
 

РЕШИЛ:
 

    Исковые требования Администрации Островского района, действующей в интересах МУП «Управление жилищно-коммунального хозяйства (служба заказчика)» г. Острова и Островского района к Григорьеву В.О. о расторжении договора найма служебного жилого помещения, выселении без предоставления другого жилого помещения и снятии с регистрационного учета – удовлетворить.
 

    Расторгнуть с Григорьевым В.О. договор найма служебного жилого помещения, расположенного по адресу: Псковская область, город Остров, улица ***, дом ***, квартира ***.
 

    Выселить Григорьева В.О. из служебного жилого помещения, расположенного по адресу: Псковская область, город Остров, улица ***, дом ***, квартира ***, без предоставления другого жилого помещения.
 

    Обязать отделение Управления Федеральной миграционной службы России по Псковской области в Островском районе снять Григорьева В.О. с регистрационного учета по указанному адресу.
 

    Взыскать с Григорьева В.О. в бюджет муниципального образования «Островский район» Псковской области государственную пошлину в размере 4000 (четыре тысячи) рублей.
 

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Островский городской суд Псковской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
 

    Мотивированное решение суда составлено **.**. 2013 года.
 

    Судья Островского городского суда
 

    Псковской области Н.О. Мучицина
 

    Решение вступило в законную силу.