РЕШЕНИЕ
 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 

    с. Еланцы 9 апреля 2013 г.
 

    Ольхонский районный суд Иркутской области, в составе председательствующего судьи Ольхонского районного суда Сыроватской Р.Р., при секретаре Протасове А.Г.
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ербаева С.Б. к Управлению министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Ольхонскому району о признании права на обеспечение жилым помещением.
 

У С Т А Н О В И Л:
 

    Истец Ербаев С.Б. обратился в суд с иском к Управлению министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Ольхонскому району о признании права на обеспечение жилым помещением в соответствии с законом Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий».
 

    В обоснование заявленных требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ тройкой УНКВД по Иркутской области его отец, ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец улуса <адрес> был арестован, привлечен к уголовной ответственности и приговорен к расстрелу с конфискацией имущества, т.е. подвергнут репрессии. Дата его смерти ДД.ММ.ГГГГ. Семью ФИО3, в том числе беременную жену ФИО3 конфисковав дом, выселили с места жительства. 30.12.1956 года Постановлением Президиума Иркутского областного суда его отец ФИО3 был реабилитирован. Он, как сын репрессированного, оставшийся в несовершеннолетнем возрасте без попечения отца, был также признан пострадавшим от политических репрессий и реабилитирован по заключению прокуратуры Иркутской области от 21.11.1995 года. Как следует из анкеты арестованного, до применения репрессии его отец проживал в улусе Халгай Ольхонского б/совета Ольхонского аймака, был членом колхоза «Улан –Хушин», имел состав семьи: жена – ФИО5, дочь - ФИО16 5 лет, мать - ФИО17 60 лет, брат ФИО18 - 21 год, сестра ФИО19 -10 лет.На момент ареста ДД.ММ.ГГГГ и расстрела ДД.ММ.ГГГГ–его мать ФИО5 была беременна им, родившимся ДД.ММ.ГГГГ.
 

    После осуждения отца, факт конфискации имущества, в том числе и жилого дома, установлен решением Кяхтинского районного суда от 17.07.2009 года.
 

    Для восстановления жилищных прав в связи с незаконным изъятием при применении к отцу репрессии жилого дома, он обратился к ответчику с заявлением о постановке на учет для получения жилья, однако ему отказано в связи с непредставлением документов и предложением предоставить недостающие документы со ссылкой на ст. 2 Закона Иркутской области от 07.10.2008 года №67 – оз «О порядке принятия на учет и обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан в соответствии с Законом Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий», а именно:
 

    -документы, подтверждающие факт вынужденного переселения членов семьи репрессированного, в том числе заявителя из Иркутской области;
 

    - документы, подтверждающие факт совместного проживания заявителя;
 

    - документы, подтверждающие факт возвращения на прежнее место жительства до применения репрессий.
 

    С данными требованиями он не согласен, так как он представил все необходимые документы, предусмотренные статьей 2 названного закона. Более того, согласно Закону Иркутской области №67 – ОЗ от 07.10.2012 года, установлен исчерпывающий перечень прилагаемых к заявлению документов. Однако документы, подтверждающие факт вынужденного переселения членов семьи, репрессированного, в том числе из заявителя из Иркутской области в этот перечень не входит, также это не предусмотрено Законом Иркутской области №67 – ОЗ, ни ФЗ «О реабилитации жертв политических репрессий».
 

    Подпункт 7, п.2 ст.2 Закона Иркутской области №67 – ОЗ предусматривает предоставление документов подтверждающих факт совместного проживания с лицом членов его семь и других родственников до применения к нему репрессий могут служить: выписка из домовой книги, справка уполномоченного органа (организации) о составе семьи до применении к нему репрессий, копия финансового лицевого счета, решения суда и выписка из материалов архивного дела.
 

    Факт совместного проживания беременной им матери с отцом подтверждается анкетой арестованного.
 

    В соответствии с пп. 9 п.2 ст. 2 Закона Иркутской области №67 – оз предусмотрено предоставление в качестве документов, подтверждающих факт возвращения на прежнее место жительства в области до применения репрессии либо на прежнее место жительства в области родителей выписку с прежнего места жительства и регистрации по месту жительства в области. Он зарегистрирован в деревне <адрес>. Однако с него требуют, чтобы он был зарегистрирован в деревне Улан – Хушин. Однако это невозможно, поскольку такой деревни в Иркутской области нет, и не было. Его отец, согласно архивным данным проживал в улусе Халгай Ольхонского б/совета, Ольхонского аймака, а не в д. Улан -Хушин, это было название колхоза, где отец работал, а не название деревни.
 

    Ответчик не разобравшись, вернул ему заявление, фактически, отказал в постановке на учет. Возвращение ответчиком по причине указанном в письме его заявления о постановке на учет для обеспечения жильем ограничивает его права.
 

    Просит признать за ним право на обеспечение жилым помещением, а также обязать Управление министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Ольхонскому району поставить его на учет для обеспечения жилым помещением.
 

    В судебном заседании истец Ербаев С.Б не присутствовал, судом получено заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, на удовлетворении заявленных требований настаивает.
 

    Представитель ответчика Управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Ольхонскому району в судебное заседание не явился, судом получена телефонограмма о рассмотрении дела в их отсутствие.
 

    Ранее в судебном заседании представитель ответчика, начальник отдела предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан Управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Ольхонскому району Хыртыгеева Л.В. исковые требования не признала, суду пояснила, что фактически ответчику в постановке на учет для обеспечения жильем не было отказано, документы вернули заявителю, в связи с отсутствием полного перечня необходимых документов. Вместе с тем, до настоящего времени им не представлены доказательства вынужденного переселения членов семьи, репрессированного в 1938 году ФИО3, в том числе заявителя из Иркутской области, что является основание для отказа в иске.
 

    Суд, выслушав мнение сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.
 

    Согласно ст. 167 ГПК РФ: "Лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
 

    Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными".
 

    По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства.
 

    Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве и иных процессуальных прав.
 

    Суд, изучив доводы заявленных требований истца, возражений ответчика,исследовав материалы дела, установив юридически значимые обстоятельства, приходит к следующему.
 

    В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на судебную защиту.
 

    В соответствии со ст. 3 ГПК РФ граждане вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод.
 

    В соответствии с подпунктом "ж" части 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесена к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
 

    Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаются в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
 

    В соответствии с преамбулой Закона Российской Федерации от 18.10.1999 года N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" целью настоящего Закона является реабилитация всех жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории Российской Федерации с 25 октября (7 ноября) 1917 года, восстановление их в гражданских правах, устранение иных последствий произвола и обеспечение посильной в настоящее время компенсации материального ущерба.
 

    В соответствии со ст. 1.1 Закона Российской Федерации от 18.10.1999 года N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации признаются:
 

    - дети, находившиеся вместе с репрессированными по политическим мотивам родителями или лицами, их заменявшими, в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении;
 

    - дети, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей или одного из них, необоснованно репрессированных по политическим мотивам.
 

    Конституционный Суд Российской Федерации, обращаясь к проблеме восстановления прав несовершеннолетних детей необоснованно репрессированных по политическим мотивам родителей (постановление от 23 мая 1995 г. N 6-П, Определение от 18 апреля 2000 г. N 103-О и др.), указывал, что целью Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" является реабилитация всех жертв политических репрессий, восстановление их в гражданских правах, устранение иных последствий произвола и обеспечение посильной компенсации материального и морального ущерба.
 

    Согласно статье 13 Закона Российской Федерации от 18.10.1999 года N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" признается право реабилитированных лиц, утративших жилые помещения в связи с репрессиями, возвращаться для проживания в те местности и населенные пункты, где они проживали до применения к ним репрессий. В случае возвращения на прежнее место жительства реабилитированные лица и члены их семей принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством субъектов Российской Федерации. Это право распространяется также на членов их семей и других родственников, проживавших совместно с репрессированными лицами до применения к ним репрессий, а также на детей, родившихся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении. При отсутствии документального подтверждения факт вынужденного переселения, связанного с репрессиями родственников, может устанавливаться судом.
 

    В силу статьи 13 вышеназванного Закона Российской Федерации от 18.10.1999 года N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий", а также подпункта 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемых данными органами самостоятельно за счет бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки жертв политических репрессий, в том числе по установлению порядка учета и обеспечения жилыми помещениями, указанной категории граждан.
 

    Судом установлено, что Ербаев С.Б. родился ДД.ММ.ГГГГ году в селе <адрес> (л.д.7). Является сыном ФИО3, который ДД.ММ.ГГГГбыл арестован, привлечен к уголовной ответственности и приговорен к расстрелу с конфискацией имущества. Дата смерти ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ. Семью ФИО3, в том числе беременную жену ФИО3 конфисковав дом, выселили с места жительства (л.д. 28 - 29).
 

    30.12.1956 года Постановлением Президиума Иркутского областного суда ФИО3 был реабилитирован (л.д.23).
 

    Истец, как сын репрессированного, оставшийся в несовершеннолетнем возрасте без попечения отца, был признан пострадавшим от политических репрессий и реабилитирован по заключению прокуратуры Иркутской области от 21.11.1995 года, что подтверждается справкой о признании пострадавшим от политических репрессий (л.д.22).
 

    Как следует из анкеты арестованного (л.д.29), и установлено решением Кяхтинского районного суда Республики Бурятия от 04.03.2013 года, до применения репрессии отец истца, проживал в улусе Халгай Ольхонского б/совета Ольхонского аймака, был членом колхоза «Улан –Хушин», имел состав семьи: жена – ФИО5, дочь - ФИО16 5 лет, мать - ФИО17 60 лет, брат ФИО18 - 21 лет, сестра ФИО19 -10 лет. На момент ареста ДД.ММ.ГГГГ и расстрела ДД.ММ.ГГГГ - мать ФИО5 была беременна истцом, родившимся ДД.ММ.ГГГГ.
 

    Факт конфискации жилого дома, и передачи всего имущества в колхоз, установлен решением Кяхтинского районного суда от 17.07.2009 года (л.д.30 - 31).
 

    Кроме того, решением Кяхтинского районного суда Республики Бурятия от 04.03.2013 года установлены:
 

    1. Факт вынужденного переселения в 1938 году членов семьи репрессированного в 1938 году ФИО3, ФИО5 и Ербаева С.Б., в связи с незаконным изъятием жилого дома, из села (улуса) Халгай в село (улус) Нюргун Ольхонского района (ранее Ольхонского б/совета Ольхонского аймака) Иркутской области;
 

    2. Факт совместного проживания в улусе Халгай Ольхонского района Иркутской области беременной заявителем ФИО5. Ведения совместного хозяйства с отцом заявителя ФИО3 до применения к нему политических репрессий;
 

    3. Факт проживания до применения политических репрессий ФИО3, ФИО5, Ербаева С.Б. в деревне (улусе) Халгай Ольхонского района Иркутской области;
 

    4. Факт возвращения ФИО5, Ербаева С.Б. в 1943 году из села (улуса) Нюргун в село (улус) Халгай Ольхонского района Иркутской области.
 

    Данное решение Кяхтинского районного суда Республики Бурятия не обжаловано, вступило в законную силу.
 

    Решением Ольхонского районного суда от 20.02.2013 года установлен факт неправильности записи в анкете арестованного ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ в имени жены ФИО5, считать имя как – ФИО5.
 

    Возвращение истца на прежнее место жительства подтверждается выпиской (л.д. 24-26), и регистрацией по месту жительства, по адресу: <адрес> (л.д.7).
 

    Таким образом, в соответствии с указанными положениями закона и установленными обстоятельствами, суд пришел к убеждению, что истец вправе рассчитывать на обеспечение мерами социальной поддержки в соответствии с законом субъекта Российской Федерации - Иркутской области.
 

    В Иркутской области Постановлением Законодательного собрания Иркутской области от 17.09.2008 года №45/18 –ЗС принят Закон Иркутской области от 07.10.2008 года №67 – оз «О порядке принятия на учет и обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан в соответствии с Законом Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий».
 

    Согласно п.3 ст.1 указанного закона, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в Иркутской области члены семьи реабилитированных лиц, другие родственники, проживавшие совместно с ними до применения к ним репрессий и возвратившиеся на прежнее место жительства реабилитированного лица в местности и населенные пункты области, а также п.4 ст.1, дети реабилитированных лиц, родившиеся в местах лишения свободы возвратившиеся на прежнее место жительства в те местности и населенные пункты, где проживали их родители до применения к ним репрессий (прежнее место жительство в области родителей).
 

    Ответчик, оспаривая заявленные требования, указывает, что истцом не представлено доказательств вынужденного переселения членов семьи, репрессированного в 1938 году ФИО3, в том числе заявителя из Иркутской области, что является основанием для отказа в иске.
 

    Обсуждая доводы представителя ответчика в указанной части, суд приходит к выводу об их несостоятельности, поскольку Закон Иркутской области от 07 октября 2008 года №67 –ОЗ «О порядке принятия на учет и обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан в соответствии с Законом Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий», определяет только порядок принятия на учет и обеспечения жилыми помещениями в Иркутской области, не ограничивая лиц указанной категории обязательным условием вынужденного переселения только из субъекта, поскольку вынужденное переселение членов семьи репрессированного, возможно также и в населенные пункты, расположенные в одной области.
 

    Поэтому, по убеждению суда, юридически значимыми обстоятельствами по данному делу являются:
 

    - признание ребенком, оставшимся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителя, необоснованно репрессированного по политическим мотивам;
 

    - утрата жилого помещения, находившегося в населенном пункте Иркутской области, в связи с применением к отцу истца репрессий;
 

    - факт вынужденного переселения и возвращения истца на прежнее местожительства.
 

    Таким образом, статья 13 Закона Российской Федерации от 18.10.1999 года N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" гарантирует восстановление жилищных прав реабилитированных лиц, и членов их семьи утративших жилое помещение в связи с репрессиями, при их возвращении для проживания в те местности и населенные пункты, где они проживали до применения к ним репрессий.
 

    Заявленные требования Ербаева С.Б. обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме.
 

    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
 

РЕШИЛ:
 

    Исковые требования Ербаева С.Б. к Управлению министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Ольхонскому району о признании права на обеспечение жилым помещением удовлетворить в полном объеме.
 

    Признать за Ербаевым С.Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцем <адрес>, право на обеспечение жилым помещением в соответствии с Законом Российской Федерации от 18 октября 1991 года №1761 -1 "О реабилитации жертв политических репрессий».
 

    Обязать Управление министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Ольхонскому району поставить Ербаева С.Б., на учет по обеспечению жилым помещением в порядке ст.3 Закона Иркутской области от 7 октября 2008 года №67 –ОЗ «О порядке принятия на учет и обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан в соответствии с Законом Российской Федерации"О реабилитации жертв политических репрессий».
 

    Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд, в апелляционном порядке через Ольхонский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.
 

    Судья: Р.Р.Сыроватская.