Дело № 2-256/13
 

Р Е Ш Е Н И Е
 

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
 

Октябрьский районный суд Волгоградской области
 

    В составе председательствующего                  Коврыгина Л.Г.
 

    при секретаре                                                                                  Петросюк Н.В.
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании в р.п. Октябрьском 8 мая 2013 года дело по иску Солодунова Андрея Ивановича к администрации Шелестовского сельского поселения Октябрьского муниципального района Волгоградской области о признании права собственности на недвижимое имущество,
 

У С Т А Н О В И Л:
 

    Солодунов А.И. обратился в суд с иском к администрации Шелестовского сельского поселения Октябрьского муниципального района Волгоградской области о признании за ним права собственности на самовольную постройку, в обоснование иска указывая следующее. ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи домовладения, удостоверенного нотариусом <адрес>, он приобрел в собственность жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год им к жилому дому расположенному по указанному адресу возведена жилая пристройка, в результате чего изменилась общая площадь жилого помещения. Кроме того, в списках жителей сельского поселения, которым в соответствии с Решением малого Совета <адрес> сельского Совета от ДД.ММ.ГГГГ №, были предоставлены на праве собственности земельные участки под домовладениями, его фамилии не оказалось. Вместе с тем, он добросовестно, открыто и непрерывно владеет и пользуется указанным земельным участком как своим собственным более пятнадцати лет. В настоящее время он не может зарегистрировать свое право собственности в установленном законом порядке, поскольку при возведении жилой пристройки им не было получено установленное законом разрешение на перепланировку жилого дома, а правоустанавливающие документы на земельный участок отсутствуют, что послужило причиной обращения с иском в суд.
 

    В судебном заседании истец Солодунов А.И. исковые требования поддержал в соответствии с доводами изложенными в исковом заявлении, просит признать за ним право собственности на принадлежащее ему недвижимое имущество.     
 

    Представитель ответчика администрации Шелестовского сельского поселения Октябрьского муниципального района Волгоградской области в судебное заседание не явился, представил заявление, в котором просит суд рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования признают.
 

    Выслушав истца, свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
 

    Согласно ст. 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
 

    В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи домовладения, удостоверенного нотариусом <адрес>, Солодунов А.И. приобрел в собственность жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год истцом без согласования с органами местного самоуправления необходимых документов, самовольно возведены пристройки к жилому дому, который в соответствии с техническим паспортом, составленным по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ представляет собой жилой дома Литера №, № общей площадью № кв.м., инвентарный №, расположенного по адресу: <адрес>.
 

    Для строительства вышеуказанных пристроек истцомбыли привлечены наемные работники, местонахождение которых в настоящее время не известно.
 

    Так, допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО4, показала, что родилась и проживает в <адрес>. Знает Солодунова А.И. с детства. Видела, что незнакомые ей строители, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года строили Солодунову А.И. пристройки к дому. Видела весь ход строительных работ.
 

    Свидетель ФИО5 в судебном заседании показал, что живет в <адрес> с детства. Хорошо знает Слодунова А.И. Видел, как в период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ год незнакомые ему строители возводили пристройки к дому Солодунова А.И. расположенный в <адрес>.
 

    В соответствии с п.1 ст.222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
 

    Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет.
 

    Вместе с тем, согласно п.3 ст.222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.
 

    В соответствии с ч.1 ст.29 Жилищного кодекса РФ самовольной является перепланировка жилого помещения, проведенная при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 Жилищного Кодекса РФ, то есть при отсутствии разрешения органа местного самоуправления.
 

    Вместе с тем, в силу ч.4 ст.29 Жилищного Кодекса РФ на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.
 

    В соответствии с техническим заключением о состоянии строительных конструкций жилой пристройки к изолированной части жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, выполненным <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, техническое состояние несущих строительных и ограждающих конструкций основной пристройки к жилому дому, расположенной по адресу: <адрес> является работоспособным, обеспечивает дальнейшую безопасную эксплуатацию. То есть, в результате самовольного возведения жилой пристройки Солодуновым А.И. не были нарушены права и законные интересы граждан и это не создает угрозу их жизни или здоровью.
 

    Относительно требований истца о признании за ним права собственности на земельный участок, расположенный под указанным домовладением, суд, приходит к следующему.
 

    В соответствии с п. 3 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
 

    В соответствии с ч. 1 ст. 234 ГК РФ, лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
 

    По смыслу статей 225 и 234 ГК РФ право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество.
 

    По смыслу закона, наиболее значимым для приобретательной давности является условие о добросовестности, сущность которого, исходя из системной связи части 1 ст. 234 ГК РФ с частью 4 ст. 234 ГК РФ и со статьей 302 ГК, состоит в том, что лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности.
 

    Возможность обращения в суд с иском о признании права собственности в силу приобретательной давности вытекает из статей 11 и 12 ГК РФ, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права. Поэтому лицо, считающее, что стало собственником имущества в силу приобретательной давности, вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности.
 

    В силу п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" при разрешении споров, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательной давности, судам необходимо учитывать следующее: давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности; давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества; давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности; владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору.
 

    Как следует из разъяснений указанного Постановления, по смыслу статей 225 и 234 ГК РФ право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество (п. 16).
 

    Согласно п. 2 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также п. 1 ст. 16 Земельного кодекса Российской Федерации земля, не находящаяся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований, является государственной собственностью, и в отношении нее исключена возможность применения положений ст. 234 Гражданского кодекса Российской Федерации.
 

    Согласно ст. 11 Федерального закона от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" действие статьи 234 ГК РФ (приобретательная давность) распространяется на случаи, когда владение имуществом началось до 01 января 1995 года и продолжается в момент введения в действие части первой указанного Кодекса.
 

    При исчислении срока приобретательной давности необходимо исходить из положений п. 4 ст. 234 ГК РФ, которая устанавливает, что течение срока приобретательной давности в отношении вещей, находящихся у лица, из владения которого они могли быть истребованы в соответствии со статьями 301 и 305 настоящего Кодекса, начинается не ранее истечения срока исковой давности по соответствующим требованиям.
 

    Таким образом, право собственности на недвижимое имущество соответствующего лица может возникнуть в силу приобретательной давности не ранее чем через пятнадцать лет добросовестного, открытого и непрерывного владения как своим собственным соответствующим имуществом со дня истечения срока исковой давности по требованиям в соответствии со ст. 301 ГК РФ.
 

    В соответствии со ст. 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект земельных отношений - часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
 

    В силу ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации отчуждение земельных участков, не прошедших кадастровый учет, не допускается.
 

    Согласно п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества.
 

    В соответствии со ст. 6 ч. 2 ЗК РФ земельный участок, как объект земельных отношений - часть поверхности земли, границы которого описаны и удостоверены в установленном порядке.
 

    В соответствии со ст. 27 ЗК РФ отчуждение земельных участков, не прошедших кадастровый учет, не допускается.
 

    В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости о земельном участке вносятся среди прочего такие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, как описание местоположения границ объекта недвижимости.
 

    Согласно п. 7 ст. 38 Федерального закона N 221-ФЗ от 24 июля 2007 года "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
 

    При этом сведения о земельном участке подлежат внесению на основании межевого плана, составленного в соответствии с требованиями ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
 

    Как видно из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между продавцом ФИО7 и истцом, подписан договор купли-продажи домовладения, по которому продавец ФИО7 передала Солодунову А.И. принадлежащее ей на праве собственности домовладение, расположенное на земельном участке мерою № кв.м, расположенное по адресу: <адрес>.
 

    Из кадастрового паспорта земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ следует, что правообладателем спорного земельного участка значится ФИО9
 

    Сведения о правах на земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также Ростехинвентаризации не зарегистрированы.
 

    Судом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ истец открыто и непрерывно владеет участком, как своим собственным, использует земельный участок по назначению.
 

    Учитывая, что земельный участок был передан истцу, в течение всего установленного законом периода для возникновения права собственности в силу приобретательной давности отсутствовали какие-либо споры по владению данной недвижимостью, никто из третьих лиц не истребовал имущество из владения Солодунова А.И., суд приходит к выводу о том, что истец является добросовестным приобретателем спорного имущества.
 

    Из представленных в материалы дела доказательств следует, что с ДД.ММ.ГГГГ года истец владел спорным земельным участком как своим собственным. Таким образом, на момент рассмотрения дела 15-летний срок приобретательной давности, установленный в ст. 234 ГК РФ, с учетом трехлетнего срока исковой давности, оговоренного в ст. 196 ГК РФ, истек и составил более ДД.ММ.ГГГГ лет.
 

    Кроме этого, в соответствии со ст.198 ГПК РФ суд принимает признание иска ответчиком, поскольку данное право предоставлено ему ст. 39 ГПК РФ и не нарушает права и законные интересы третьих лиц, считает, что исковые требования истца о признании за ним права собственности на жилой дом общей площадью № кв.м. с инвентарным номером № и земельный участок площадью № кв.м. с кадастровым номером №, расположенные по адресу: <адрес>. подлежат удовлетворению.
 

    На основании изложенного, ст. 35 Конституции РФ, ст. 222, 225, 234 ГК РФ, ст.ст. 25, 26, 29 Жилищного Кодекса РФ, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
 

Р Е Ш И Л :
 

    Признать за Солодуновым Андреем Ивановичем право собственности на жилой дом общей площадью № кв.м. с инвентарным номером № и земельный участок площадью № кв.м. с кадастровым номером №, расположенные по адресу: <адрес>.
 

    Решение может быть обжаловано в течение месяца в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд.
 

             Председательствующий