Дело №2-120/2013
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
пос.Красная Заря 29 мая 2013 года
Новодеревеньковский районный суд Орловской области в составе:
председательствующего судьи Артёмова А.А.,
при секретаре Селиховой О.В.,
с участием: представителя истца – Администрации
Краснозоренского сельского поселения по доверенности Леденёва Э.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Новодеревеньковского районного суда пос.Красная Заря гражданское дело по исковому заявлению Администрации Краснозоренского сельского поселения Краснозоренского района Орловской области к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Орловской области и Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Орловской области о признании права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли сельскохозяйственных угодий ФИО1 и ФИО2,
у с т а н о в и л :
Администрация Краснозоренского сельского поселения Краснозоренского района Орловской области обратилась в суд с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Орловской области (далее по тексту – ТУ Росимущество в Орловской области) и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Орловской области (далее по тексту – МИ ФНС России №5) о признании права муниципальной собственности Краснозоренского сельского поселения на земельные доли размером по (...данные изъяты..) каждая, принадлежащие умершим ФИО1 и ФИО2 и находящиеся в праве общей долевой собственности на земельном участке с кадастровым номером (...номер...) по местоположению Юр.лицо1 (...адрес...). В обоснование заявления указано, что Постановлением Администрации Краснозоренского района «О предоставлении Юр.лицо2 земли» в долевую собственность граждан были предоставлены земли сельскохозяйственного назначения. Указанным Постановлением был утверждён список лиц, наделяемых земельными долями по реорганизуемому хозяйству, с определением размера доли каждого собственника в размере (...данные изъяты..), в котором среди прочих указаны ФИО1 и ФИО2. В соответствии со ст.12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» невостребованной может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трёх и более лет подряд. При этом, земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», не могут быть признаны невостребованными. Невостребованными могут быть также признаны земельные доли, сведения о собственнике которых не содержатся в решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельные доли, собственники которых умерли и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не может наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства, при этом не указав, в чью пользу они отказываются от наследства. Земельный участок с кадастровым номером (...номер...), находящийся в общей долевой собственности, расположен на территории Краснозоренского сельского поселения. В соответствии с требованиями ст.12.1 Федерального закона № 101-ФЗ, Администрация сельского поселения составила список лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, который опубликовали в газете «Орловская правда», на сайте Краснозоренского района и информационных щитах сельского поселения с 28 февраля 2012 года. Общее собрание собственников земельных долей, включенных в списки, было назначено на 05 июня 2012 года. По истечении четырёх месяцев с даты опубликования списков Администрация сельского поселения самостоятельно утвердила их, поскольку собрание собственников не состоялось. В течение всего времени от граждан поселения и иных претендующих на земельные доли правообладателей принимались письменные возражения по включению в списки невостребованных земельных долей. Наследников земельных долей сельхозугодий ФИО1 и ФИО2 не установлено, в наследство никто не вступил, документы не оформлял, уполномоченные государственные органы, осуществляющие полномочия собственника от имени Российской Федерации в виде налоговых органов и органов Росимущества не совершали до настоящего времени никаких действий по надлежащему использованию, охране и распоряжению земельными долями. Между тем, органы местного самоуправления осуществляется муниципальный контроль за использованием земель на территории муниципального образования на основе ст.72 Земельного кодекса РФ, в целях рационального использования земель сельскохозяйственного назначения, в ходе осуществления которого установлено, что компетентные органы государства никаких действий с земельными долями умерших ФИО1 и ФИО2 с момента их смерти до настоящего времени не производили, что ставит под угрозу сохранность земель и их охрану.
Письменных возражений на исковое заявление не поступило.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Леденев Э.С. заявленные требования поддержал в полном объёме, пояснив, что Администрацией сельского поселения проведена работа по выявлению невостребованных земельных долей, составленные списки собственников, в том числе умерших, чьи земельные доли могли быть признаны невостребованными, сверялись с ООО «ВиКО», в границах местоположения которого находится массив невостребованных земельных долей, как единственного предприятия, осуществляющего деятельность на невостребованных землях Юр.лицо1, официально опубликовывались и, поскольку на общее собрание собственников никто не явился, был утверждён Администрацией поселения самостоятельно. ФИО1 и ФИО2 не распорядились своими земельными долями в силу смерти, никто до настоящего времени наследство после их смерти не оформлял, родственников и иных наследников на земельные доли указанных умерших лиц не имеется. Федеральные органы исполнительной власти МИ ФНС России №5 и ТУ Росимущество в Орловской области в отношении земельных долей умерших лиц никаких мероприятий не производили, наследственных прав Российской Федерации не оформляли. Земельные доли указанных умерших граждан входят в состав общего невостребованного массива, часть которого не обрабатывается, что приводит к ухудшению свойства земли и возможному исключению из сельскохозяйственного оборота, поскольку зарастает порослью и кустарниками.
Представители ответчика – МИ ФНС России №5 по Орловской области в судебное заседание не явились, в письменном заявлении просили рассмотреть дело без их участия, против заявленных исковых требований не возражали. Судом, на основании ст.167 ГПК РФ, определено рассмотреть дело в их отсутствие.
Представители ответчика – ТУ Росимущества в Орловской области и представители третьего лица ТнВ «Г.П.Калинин и Ко» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о чём в деле имеется уведомление о вручении извещения, причины неявки суду не сообщили, об отложении слушания дела не ходатайствовали.
Судом, на основании ст.167 ГПК РФ, определено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей ответчиков и третьих лиц.
Заслушав доводы представителя истца Леденева Э.С., оценив позицию ответчика МИ ФНС России №5 по Орловской области, изложенную в заявлении, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п.п.1,2 ст.12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», введённой Федеральным законом от 29 декабря 2010 года №435-ФЗ, невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в настоящем пункте. Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года №122-ФЗ решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника. Орган местного самоуправления поселения по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном порядке невостребованными.
В судебном заседании установлено, что земельный участок с кадастровым номером (...номер...), находящийся в общей долевой собственности, расположен на территории (...адрес...), что отражено в кадастровой выписке о земельном участке и выписке из ЕГРП от 24 мая 2013 года (л.д.17, ).
Согласно Постановления Администрации Краснозоренского района Орловской области (...номер...) от (...дата...) (л.д.26) принято решение о предоставлении Юр.лицо2 в коллективно-долевую собственность земли. Приложением к протоколу (...номер...) общего собрания колхозников Юр.лицо2 от 29 октября 1992 года (л.д.31) является список лиц на надел земельной доли в расчёте по (...данные изъяты..) (л.д.32-38), в котором среди прочих граждан значатся ФИО1 и ФИО2. Поскольку наделение граждан земельными долями происходило на основе реализации земельной реформы на основе Указа Президента РФ от 27 декабря 1991 года «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РФ», ФИО1 и ФИО2 к дате вынесения постановления Администрации района не были исключены из списка долевых собственников сельхозугодий. Земельная доля сельхозугодий на каждого гражданина, предоставленная в собственность, с момента её выделения и по настоящее время по усреднённой площади не изменялась и составляет (...данные изъяты..) по представленным суду свидетельствам на право собственности на землю ФИО1 и ФИО2 (л.д.45,46), с условием о том, что при реализации земельной реформы и изданных актов органов местного самоуправления земельные доли в границах одного хозяйства признаются равными.
Правительство РФ своим постановлением №96 от 01 февраля 1995 года утвердило рекомендации о порядке распоряжения земельными долями и имущественными паями, в котором собственникам земельных долей предоставлялось право передать земельные доли в аренду, продать, подарить, внести её или право пользования ею в уставной капитал сельскохозяйственной организации, выделить в натуре или совершить иную сделку по гражданскому законодательству. При этом в п.35 в качестве невостребованных признавались земельные доли, собственники которых не получали свидетельства о праве собственности, либо не воспользовались своими правами по распоряжению земельными долями.
Как установлено в судебном заседании ФИО1 умерла (...дата...) (л.д.103), ФИО2 умер (...дата...), в связи с чем каким-либо образом распорядиться своими земельными долями не смогли, с действующими на территории земельного массива сельскохозяйственными предприятиями Юр.лицо1 и позднее Юр.лицо3 арендные отношения оформлены не были, в силу их учреждения и регистрации в более поздний период времени после смерти указанных собственников земельных долей. Списки невостребованных земельных долей Администрацией сельского поселения с третьим лицом сверялись в ходе их составления, публикации и утверждения.
В установленном законом порядке земельные доли, принадлежащие ФИО1 и ФИО2 не зарегистрированы, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от (...дата...) (л.д.10-12), от (...дата...) (л.д.23) и от (...дата...) (л.д. ). Спорные земельные доли находились в пользовании Юр.лицо2 при осуществлении данным сельскохозяйственным предприятием своей деятельности и далее переходили по фактическому использованию в Юр.лицо1 (л.д.28-30,50-58,85-101), созданным и зарегистрированным в 1997 году, и после смерти ФИО1 и ФИО2 по настоящее время никем не используются по своему функциональному назначению в целях сельскохозяйственного производства.
В принятом Указе Президента РФ от 07 марта 1996 года №337 было установлено, что невостребованные земельные доли, по которым не получены свидетельства о праве собственности на землю, передаются или сохраняются за сельскохозяйственными организациями на три года. Указанный срок повторно продлялся на три года, если собственник земельной доли так и не обратился с заявлением на выдачу свидетельства на право собственности или не принял решения об использовании своей земельной доли.
Федеральным Законом от 24 июля 2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», установлено, что без выделения земельного участка в счет земельной доли участник долевой собственности по своему усмотрению вправе завещать свою земельную долю, внести ее в уставной капитал сельскохозяйственной организации, использующей земельный участок, находящийся в долевой собственности, или передать свою земельную долю в доверительное управление либо продать или подарить ее другому участнику долевой собственности, а также сельскохозяйственной организации или гражданину – члену крестьянско-фермерского хозяйства, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности. Участник долевой собственности вправе распорядиться земельной долей по своему усмотрению иным образом только после выделения земельного участка в счет земельной доли.
По причине смерти ФИО1 и ФИО2 не распорядились своими земельными долями. Наследственные дела к имуществу указанных правообладателей до настоящего времени не заводились, о чём указано в справках нотариуса Новодеревеньковского нотариального округа (л.д.47,48), то есть в права наследования никто из наследников не вступал. Последние годы жизни ФИО1 проживала в (...адрес...) одна, о чём свидетельствует копия лицевого (...номер...) за 1991-1995 годы (л.д.11), а ФИО2 проживал в доме сожительницы ФИО3 по лицевому счёту (...номер...) похозяственной книги (...адрес...) за 1997-2001 годы (л.д.13), брак с которой в органах ЗАГСа зарегистрирован не был, в связи с чем его смерть не порождала для умершей (...дата...) (л.д.105) прав наследования имущества ФИО2. Получить судом сведения о возможных родственниках умерших не представилось возможным. После смерти указанных лиц наследство никто не оформил, фактически его не принимал и надлежащим образом не распоряжался их земельными долями. До настоящего времени, принадлежащие умершим ФИО1 и ФИО2 земельные доли никем не востребованы и никто не может ими распорядиться, не используются в целях сельскохозяйственного производства, не были внесены в складочный капитал Юр.лицо1 (л.д.59-86), сформированный исключительно из добровольных денежных взносов и имущественных паёв, в том числе по причине смерти собственников земельных долей до образования указанного предприятия сельскохозяйственного производства в феврале 1997 года, и далее не передана в доверительное управление и не осуществлено дарение или иное распоряжение.
Администрация Краснозоренского сельского поселения составила список земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными, который был опубликован в газете «Орловская правда» от 28 февраля 2012 года № 28 (л.д.18) более чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список невостребованных земельных долей также был размещен на информационных щитах, расположенных на территории Краснозоренского сельского поселения и на официальном сайте Администрации Краснозоренского района Орловской области, что соответствует требованиям ч.ч.3-4 ст.12.1 Федерального закона №101-ФЗ.
Кроме того, Администрация Краснозоренского сельского поселения стала инициатором проведения общего собрания долевых собственников, которое было назначено на 05 июня 2012 года, о чём также было объявлено на информационных щитах поселения, на Интернет-сайте Краснозоренского района и опубликовано 20 апреля 2012 года в газете «Орловская правда» № 56 (л.д.19), в том числе с указанием места и времени проведения собрания, повестки дня, о поставленных перед собранием вопросов. Назначение собрания участников общей долевой собственности полностью соответствовало положениям ч.ч.1-4 ст.14.1 Федерального закона №101-ФЗ.
С момента публикации списка невостребованных земельных долей с 06 28 февраля 2012 года до даты собрания участников долевой собственности 05 июня 2012 года принимались в письменной форме возражения лиц, считающих, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей. Лица, заявившие возражения, были исключены из списка невостребованных долей. Возражения могли быть предъявлены не только гражданами-наследниками умерших собственников земельной доли, но и иными гражданами, организациями, региональными и федеральными органами власти, претендующими от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального района на земельные доли, включённые в списки невостребованных долей.
Назначенное собрание участников общей долевой собственности не состоялось, поскольку из всего числа участников не присутствовало ни одного человека, то есть не имелся кворум, установленный ч.5 ст.14.1 Федерального закона №101-ФЗ (л.д.20,21).
В соответствии с ч.7 ст.12.1 Федерального закона № 101-ФЗ, в случае, если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно.
Администрация Краснозоренского сельского поселения постановлением №99 от 30 октября 2012 года (л.д.22) утвердила список невостребованных долей по местонахождению Юр.лицо1 в земельном участке с кадастровым номером (...номер...) (л.д.22об.), в состав которого были включёны и фамилии ФИО1 и ФИО2, получивших при жизни в собственность земельную долю и свидетельства на право собственности на землю по местоположению Юр.лицо2 в Комитете по земельным ресурсам и землепользованию Администрации Краснозоренского района (л.д.45,46).
Из всего вышеизложенного следует, что Администрацией Краснозоренского сельского поселения представлено достаточное количество доказательств в обоснование заявленных исковых требований. Администрация сельского поселения наделена правом осуществления правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом поселения на основании Устава Краснозоренского сельского поселения. Мероприятия по выявлению невостребованных земельных долей сельхозугодий, составлению списков их собственников, официальному опубликованию, проведению собрания участников долевой собственности и дальнейшему утверждению списка невостребованных земельных долей, принадлежащих гражданам, включая земельные доли умерших ФИО1 и ФИО2, проведены в строгом соответствии с требованиями Федерального закона №101-ФЗ и соблюдением требуемых процедур и сроков. Объективных данных, свидетельствующих о востребованности земельных долей сельхозугодий, принадлежащих ФИО1 и ФИО2, в судебном заседании не установлено.
Положениями ст.12.1 Федерального закона №101-ФЗ органы местного самоуправления поселения прямо наделены полномочиями по выявлению и дальнейшему оформлению невостребованных земельных долей, которыми также могут быть признаны земельные доли, собственники которых умерли и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника. Наследников к имуществу ФИО1 и ФИО2, претендующих на наследство, не установлено, наследство после их смерти никто из родственников не оформлял и фактически не принимал.
Исходя из положений ст.ст.1151-1152 ГК РФ, имущество умершего наследодателя в виде земельной доли сельскохозяйственных угодий считается выморочным и переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации если отсутствуют наследники по закону и по завещанию, либо все наследники отстранены от наследования или не имеют права наследовать, либо никто не принял наследство и не оформил отказ в пользу другого наследника.
Функция по принятию в установленном порядке выморочного имущества Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июня 2008 года №432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» в п.5.35 возложена на Росимущество, в то время как учетом, оценкой и реализацией имущества, перешедшего по праву наследования к государству, занимаются налоговые органы, то есть вся работа с выморочным имуществом осуществляется ФНС России и Росимуществом. Документом, подтверждающим право государства на наследство, является свидетельство о праве государства на наследство, выдаваемое нотариальным органом соответствующему налоговому органу не ранее истечения 6 месяцев со дня открытия наследства.
В силу положений п.5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №9 от 29 мая 2012 года «О судебной практике по делам о наследовании», в соответствии с которым на основании ч.3 ст.1151 ГК РФ, а также ст.4 Федерального закона от 26 ноября 2001 года №147-ФЗ «О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом.
Ответчиками МИ ФНС России №5 и ТУ Росимущество в Орловской области не представлено документов, свидетельствующих о совершении каких-либо действий по надлежащему использованию и распоряжению спорными земельными долями, а также документов, подтверждающих переход в собственность Российской Федерации в порядке наследования земельных долей умерших ФИО1 и ФИО2, что было предложено при подготовке дела к слушанию. В числе правообладателей земельных долей земельного участка категории земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым (...номер...) по местоположению Юр.лицо1 Российская Федерация не значится, после смерти ФИО1 и ФИО2 прошло 16 и более лет, в течение которых надлежащего распоряжения земельной долей никем произведено не было, что ставит под угрозу сохранность земли сельскохозяйственного назначения и рациональность использования, в силу утери ею своих плодородных свойств при невозделывании в течение трёх и более лет.
Согласно письма МИ ФНС №5 по Орловской области от 28 января 2013 года (л.д.14), по вопросу вступления в права наследования от имени Российской Федерации в отношении земельных долей умерших граждан по массиву земель Юр.лицо1 информационные ресурсы налоговых органов об имуществе и их владельцах формируются на основании сведений из регистрирующих органов, то есть налоговые органы не являются первоисточником указанной информации и не могут отвечать за степень её актуальности и достоверности. Ответчики какой-либо информации по приобретению права собственности Российской Федерации на земельные доли умерших граждан в порядке наследования суду не представили, свидетельства о праве на наследство на выморочное имущество в виде земельных долей не получены.
Учитывая изложенное и необходимость определения правового статуса вышеуказанных земельных долей из состава земель сельскохозяйственного назначения, дальнейшего рационального использования сельскохозяйственных угодий по назначению, исключения причинения вреда земле как природному объекту и неблагоприятного воздействия, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования Администрации Краснозоренского сельского поселения с признанием за муниципальным образованием права собственности на земельные доли ФИО1 и ФИО2 в силу их невостребованного характера в течение продолжительного периода времени после смерти указанных граждан, наследниками умершего и государственными органами, действующими от имени и в интересах Российской Федерации при реализации наследственных прав на выморочное имущество.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковое заявление Администрации Краснозоренского сельского поселения Краснозоренского района Орловской области о признании права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли сельскохозяйственных угодий, удовлетворить.
Признать за муниципальным образованием «Краснозоренское сельское поселение Краснозоренского района Орловской области» право муниципальной собственности на две, признанные в установленном законом порядке невостребованными, земельные доли усредненной площадью по (...данные изъяты..) каждая в праве общей долевой собственности на земельный участок категории земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером (...номер...), расположенный в границах местоположения Юр.лицо1 (...адрес...), ранее принадлежавшие на праве собственности умершим ФИО1 и ФИО2.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Новодеревеньковский районный суд пос.Красная Заря в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 31 мая 2013 года.
Судья А.А.Артемов.