АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 17 октября 2012 года Дело N А33-14618/2012

Красноярск

Резолютивная часть решения вынесена 15 октября 2012 года.

В полном объеме решение изготовлено 17 октября 2012 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Куликовской Е.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N21 по Красноярскому краю (ИНН 2423010388, ОГРН 1042440840012, п.Курагино)

к обществу с ограниченной ответственностью «Лесные технологии» (ИНН 2423008452, ОГРН 1022400875936, п.Курагино, дата государственной регистрации 31.10.2002)

о взыскании недоимки по налогу, задолженности по пени и штрафу в общей сумме 67 996 рублей 82 копейки,

в отсутствие лиц, участвующих в деле,

при составлении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Заблоцкой А.В.,

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N21 по Красноярскому краю обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Лесные технологии» о взыскании недоимки по налогу, задолженности по пени и штрафу в общей сумме 67 996 рублей 82 копейки, в том числе:

- единый социальный налог, зачисляемый в территориальный фонд обязательного медицинского страхования по состоянию на 01.01.2004 года в сумме 7 602 рубля 57 копеек;

- единый социальный налог, зачисляемый в фонд социального страхования РФ по состоянию на 01.01.2004года в сумме 8 961 рубль 89 копеек;

- единый социальный налог, зачисляемый в федеральный фонд обязательного медицинского страхования по состоянию на 01.01.2004 года в сумме 447 рублей 04 копейки;

- налог на имущество предприятий (в части сумм, зачисляемых по расчетам за 2003год, и погашения задолженности прошлых лет) по состоянию на 01.01.2004 года в сумме 6 515 рублей 25 копеек;

- налог на пользователей автомобильных дорог (в части погашения задолженности прошлых лет) по состоянию на 01.01.2004года в сумме 11 930 рублей;

- сбор на нужды образовательных учреждений с юридических лиц (в части погашения задолженности прошлых лет) по состоянию на 01.01.2004 года в сумме 2 859 рублей;

- целевой сбор с граждан и предприятий, учреждений и организаций на содержание милиции, на благоустройство территорий по состоянию на 01.01.2004 года в сумме 1 833 рубля 90 копеек;

- пени по единому социальному налогу, зачисляемому в территориальный фонд обязательного медицинского страхования по состоянию на 01.01.2004 года в сумме 2 821 рубль 26 копеек;

- пени по единому социальному налогу, зачисляемые в фонд социального страхования по состоянию на 01.01.2004 года в сумме 4 063 рубля 14 копеек;

- пени по единому социальному налогу, зачисляемые в федеральный фонд обязательного медицинского страхования по состоянию на 01.01.2004 года в сумме 166 рублей 75 копеек;

- пени по налогу на имущество предприятий (в части сумм, зачисляемых по расчетам за 2003год, и погашения задолженности прошлых лет) по состоянию на 01.01.2004 года в сумме 8 464 рубля 98 копеек;

- пени по налогу на пользователей автомобильных дорог (в части погашения задолженности прошлых лет) по состоянию на 01.01.2004года в сумме руб. 8 000 рублей 58 копеек, в том числе по решению документальной проверки 108 рублей 04 копеек;

- пени по сбору на нужды образовательных учреждений с юридических лиц (в части погашения задолженности прошлых лет) по состоянию на 01.01.2004г. в сумме 2 584 рубля 97 копеек;

- пени по целевому сбору с граждан и предприятий, учреждений и организаций на содержание милиции, на благоустройство территорий по состоянию на 01.01.2004 года в сумме 1 582 рубля 49 копеек;

- штраф по налогу на пользователей автомобильных дорог (в части погашения задолженности прошлых лет) по решению документальной проверки в сумме 63 рубля;

- штраф по целевому сбору с граждан и предприятий, учреждений и организаций на содержание милиции, на благоустройство территорий по решению камеральной проверки от 23.04.2003 года в сумме 100 рублей.

Заявление принято к производству суда. Определением от 19.09.2012 возбуждено производство по делу.

В соответствии с пунктом 27 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 N65 «О подготовке дела к судебному разбирательству» в случае, если лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте проведения предварительного судебного заседания и судебного разбирательства по делу по существу, не явились в предварительное судебное заседание и не заявили возражений против рассмотрения дела в их отсутствие, судья вправе завершить предварительное судебное заседание и начать рассмотрение дела в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции при соблюдении требований части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, в силу части 2 статьи 13 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации», обязательны для арбитражных судов Российской Федерации.

Заявитель и ответчик в предварительное судебное заседание не явились, о времени и месте предварительного судебного заседания уведомлены надлежащим образом (почтовые уведомления NN 23648, 23649 от 20.09.2012), возражений относительно рассмотрения дела в их отсутствие не заявили, при этом спор по настоящему делу подлежит рассмотрению единолично, в связи с чем суд счёл возможным завершить предварительное судебное заседание и рассмотреть дело в отсутствие представителей сторон.

При отсутствии возражений сторон относительно перехода в судебное заседание 15 октября 2012 года, арбитражный суд завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное слушание, о чём вынесено отдельное определение.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

По данным Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 21 по Красноярскому краю за обществом с ограниченной ответственностью «Лесные технологии» числится 67 996,82 руб. задолженности по налогам, пени и штрафам, в том числе 40 149,65 руб. задолженности по налогам, 27 684,17 руб. задолженности по пени и 163 руб. задолженности по штрафу, из них:

- задолженность по единому социальному налогу, зачисляемому в территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 7 602 рубля 57 копеек;

- задолженность по единому социальному налогу, зачисляемому в фонд социального страхования РФ в сумме 8 961 рубль 89 копеек;

- задолженность по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 447 рублей 04 копейки;

- задолженность по налогу на имущество предприятий (в части сумм, зачисляемых по расчетам за 2003 год и погашения задолженности прошлых лет) в сумме 6 515 рублей 25 копеек;

- задолженность по налогу на пользователей автомобильных дорог (в части погашения задолженности прошлых лет) в сумме 11 930 рублей;

- задолженность по сборам на нужды образовательных учреждений с юридических лиц (в части погашения задолженности прошлых лет) в сумме 2 859 рублей;

- задолженность по целевым сборам с граждан и предприятий, учреждений и организаций на содержание милиции, на благоустройство территорий в сумме 1 833 рубля 90 копеек;

- задолженность по пени по единому социальному налогу, зачисляемому в территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 2 821 рубль 26 копеек;

- задолженность по пени по единому социальному налогу, зачисляемому в фонд социального страхования РФ в сумме 4 063 рубля 14 копеек;

- задолженность по пени по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 166 рублей 75 копеек;

- задолженность по пени по налогу на имущество предприятий (в части сумм, зачисляемых по расчетам за 2003год, и погашения задолженности прошлых лет) в сумме 8 464 рубля 98 копеек;

- задолженность по пени по налогу на пользователей автомобильных дорог (в части погашения задолженности прошлых лет) в сумме руб. 8 000 рублей 58 копеек, в том числе по решению документальной проверки 108 рублей 04 копеек;

- задолженность по пени по сбору на нужды образовательных учреждений с юридических лиц (в части погашения задолженности прошлых лет) в сумме 2 584 рубля 97 копеек;

- задолженность по пени по целевому сбору с граждан и предприятий, учреждений и организаций на содержание милиции, на благоустройство территорий в сумме 1 582 рубля 49 копеек;

- задолженность по штрафу по налогу на пользователей автомобильных дорог (в части погашения задолженности прошлых лет) в сумме 63 рубля;

- задолженность по штрафу по целевому сбору с граждан и предприятий, учреждений и организаций на содержание милиции, на благоустройство территорий в сумме 100 рублей.

Факт наличия у налогоплательщика указанной выше суммы задолженности по налогам, пени и штрафам, периода ее образования, соблюдения налоговым органом досудебного порядка урегулирования спора признан сторонами, что отражено в соглашении по фактическим обстоятельствам от 09.07.2012.

Неисполнение обществом по требованиям и до настоящего времени обязанности по уплате суммы задолженности явилось основанием для обращения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 21 по Красноярскому краю 06.09.2012 в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «Лесные технологии» 67 996,82 руб. задолженности по налогам, пени и штрафам, в котором инспекция также просит восстановить пропущенный срок на взыскание задолженности в судебном порядке.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.

Статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В соответствии с частью 1 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.

Сторонами достигнуто соглашение по фактическим обстоятельствам от 09.07.2012, в соответствии с которым стороны признают факт наличия у общества задолженности по налогам, пени и штрафам в общей сумме 67 996,82 руб., в том числе 40 149,65 руб. задолженности по налогам, 27 684,17 руб. задолженности по пени, 163 руб. задолженности по штрафу, а также периода образования задолженности и соблюдения налоговым органом досудебного порядка урегулирования спора.

На основании части 2 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации признанные сторонами в результате достигнутого между ними соглашения обстоятельства принимаются арбитражным судом в качестве фактов, не требующих дальнейшего доказывания.

Учитывая изложенное, факт наличия у налогоплательщика названной задолженности, периода ее образования и соблюдения налоговым органом досудебного порядка урегулирования спора считается судом установленным и не требует дальнейшего доказывания.

В то же время суд считает, что требование инспекции о взыскании 67 996,82 руб. задолженности по налогам, пени и штрафам не подлежит удовлетворению на основании следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

На основании пунктов 1, 2 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору, а при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сборов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Кодексом.

Пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 09.07.1999 N154-ФЗ) установлено, что обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Из смысла статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 09.07.1999 N154-ФЗ) следует, что пеня за несвоевременную уплату налогов начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов, начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты. Пеня начисляется до полного погашения задолженности. В отличие от недоимки по налогам, для которой определены конкретные сроки уплаты, пени начисляются за каждый день просрочки до даты фактической уплаты задолженности. Поэтому налоговый орган вправе предъявлять ко взысканию пени как совместно с недоимкой, используя механизм начисления и взыскания пени, изложенный в пункте 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2002 N5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации», так и по отдельным периодам просрочки уплаты до прекращения основного обязательства по уплате налогов.

Данная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.05.2008 N16933/07.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом, органом государственного внебюджетного фонда налогоплательщику требования об уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 09.07.1999 N154-ФЗ).

На основании статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации при наличии у налогоплательщика недоимки по налогу ему направляется требование об уплате налога - письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. В соответствии с пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации, действующей на момент начисления взыскиваемой задолженности, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Требование об уплате налога и соответствующих пеней, выставляемое налогоплательщику в соответствии с решением налогового органа по результатам налоговой проверки, должно быть направлено ему в десятидневный срок с даты вынесения соответствующего решения.

Из положений статей 45, 46 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что неисполнение обязанности по уплате налога, пеней влечет, по общему правилу, принудительное исполнение обязанности по уплате налога, пеней путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика на счетах в банках. Взыскание налога, пеней производится по решению налогового органа путем направления инкассового поручения (распоряжения) в банк, в котором открыты счета налогоплательщика. Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога.

Срок, в течение которого должно быть осуществлено обращение в суд, данной статьей не установлен, в связи с чем Высший Арбитражный суд Российской Федерации в пункте 12 Постановления Пленума от 28.02.2001 N5 «О некоторых вопросах применения части 1 Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснил, что основываясь на принципе всеобщности и равенства налогообложения (пункт 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации), судам необходимо исходить из универсальности воли законодателя, выраженной в пункте 3 статьи 48 Кодекса в отношении давности взыскания в судебном порядке сумм недоимок по налогам, и руководствоваться соответствующим положением при рассмотрении исков о взыскании недоимок с юридических лиц.

При этом срок для обращения налогового органа в суд, установленный пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении исков к юридическим лицам исчисляется с момента истечения 60-дневного срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 46 Кодекса для бесспорного взыскания соответствующих сумм.

Таким образом, срок на обращение в суд за взысканием задолженности по налогу и пени, составляет: 3 месяца со дня наступления срока уплаты налога (либо 10 дней с момента вынесения решения по проверке), плюс срок исполнения требования, плюс 60 дней на принятие решения о взыскании за счет денежных средств и плюс 6 месяцев на подачу искового заявления.

Причем данный срок в редакции Налогового кодекса Российской Федерации, действовавшей до 01.01.2007, являлся пресекательным; пропуск указанного срока лишал налоговый орган права на взыскание задолженности в судебном порядке (пункт 12 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N5). Положение о восстановлении пропущенного по уважительной причине срока на обращение в суд в силу пункта 5 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» применяется к правоотношениям, возникшим после 31.12.2006.