АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 08 октября 2012 года Дело N А33-10956/2012

г. Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 01 октября 2012 года

В полном объеме решение изготовлено 08 октября 2012 года

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Чурилиной Е.М.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «КрасЮгАлко» (ОГРН 1022401534011)

к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому округу

об оспаривании постановления о назначении административного наказания N 6-01-06/09-53/422-ю от 09.06.2012,

при участии:

от заявителя: Скулкиной Е.В. на основании доверенности от 30.12.2011,

при ведении протоколирования с использованием средств аудиозаписи и составлении протокола судебного заседания помощником судьи Н.А.Червяковой,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «КрасЮгАлко» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому округу об оспаривании постановления о назначении административного наказания N 6-01-06/09-53/422-ю от 09.06.2012.

Заявление принято к производству суда. Определением от 11.07.2012 возбуждено производство по делу.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

Общество с ограниченной ответственностью «КрасЮгАлко» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1022401534011, осуществляет деятельность по закупке, хранению и поставкам алкогольной продукции на основании лицензии на закупку, хранение и поставки алкогольной продукции А 608968, выданной Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка 10.03.2011 до 11.05.2016, действие лицензии распространяется на обособленные подразделения, расположенные по адресам: г. Красноярск, ул. Пограничников, 28, строение 25, литер В 13, этаж 1, помещение N 1, комната N 1; помещение N 2, комната N 1 (КПП 246545003) и Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Саралинская, 1 «А», лит. ББ1, пом. NN 25, 27, 28 (КПП 190145004).

Заявитель представил ответчику декларации об объемах оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме приложения N 5 к Положению о представлении деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 858 (далее по тексту - Положение от 31.12.2005 N 858) (далее по тексту - декларация) за 1 квартал 2012 года в целом по организации и по указанным обособленным подразделениям.

В результате анализа представленных деклараций административным органом установлено несоответствие данных по объемам закупленной и поставленной алкогольной продукции, отраженных в декларации по форме приложения N 5 к Положению от 31.12.2005 N 858 в целом по организации, и аналогичных сведений, отраженных в декларациях по форме приложения N 5 к Положению от 31.12.2005 N 858 по обособленным подразделениям общества (КПП 246545003, КПП 190145004).

По данному факту определением от 28.04.2012 N 6-01-06/09-53/422-ю в отношении общества возбуждено дело об административном правонарушении по признакам административного правонарушения по статье 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ) и проведении административного расследования.

Определением от 07.06.2012 N 6-01-06/09-53/422-ю у общества истребованы, в том числе оборотно - сальдовые ведомости по движению алкогольной продукции за периоды с 01.01.2012 по 01.04.2012 с разбивкой по обособленным подразделениям.

По результатам проведения административного расследования должностным лицом административного органа составлен протокол от 08.06.2012 N 6-01-06/09-53/422-Ю об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.13 КоАП РФ, отразивший факт включения в декларации заведомо искаженных данных.

Постановлением N 6-01-06/09-53/422-ю о назначении административного наказания от 09.06.2012 общество привлечено к административной ответственности по статье 15.13 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В силу части 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Настоящее заявление рассматривается в порядке главы 25 АПК РФ (статьи 207-211).

Согласно части 1 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 154 (далее по тексту - Положения от 24.02.2009 N 154), Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, по надзору и оказанию услуг в этой сфере.

По пункту 4 названного Положения Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

По пунктам 5.3.2 и 5.3.8(1) Положения от 24.02.2009 N 154 Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка осуществляет лицензионный контроль за производством и оборотом (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, включая контроль за хранением остатков указанной продукции, возвратом их поставщику и (или) поставкой остатков алкогольной и спиртосодержащей продукции иной организацией, имеющей лицензию на осуществление закупки, хранения и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Пунктом 64 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ установлено, что помимо случаев, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, протоколы об административных правонарушениях, в том числе по статьи 15.13 КоАП РФ вправе составлять должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

В соответствии со статей 23.50 КоАП РФ органы, осуществляющие государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе статьей 15.13 настоящего Кодекса.

Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в субъектах Российской Федерации, их заместители.

Протокол об административном правонарушении от 08.06.2012 N 6-01-06/09-53/422-ю составлен специалистом - экспертом отдела контроля за декларированием производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу, следовательно, уполномоченным лицом.

Постановление N 6-01-06/09-53/422-ю о назначении административного наказания от 09.06.2012 вынесено заместителем руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу.

При таких обстоятельствах, арбитражный суд пришел к выводу, что указанный протокол об административном правонарушении составлен, дело об административном правонарушении рассмотрено и оспариваемое постановление вынесено уполномоченными должностными лицами.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Статья 15.13 КоАП РФ предусматривает ответственность, в том числе за включение в декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Объективная сторона вмененного обществу правонарушения заключается во включении в декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции заведомо искаженных данных.

Под заведомо искаженными данными следует понимать такие сведения, которые на момент внесения в соответствующий документ (декларацию) не обладали свойством достоверности, то есть на указанный момент было известно, что данные сведения не соответствуют сведениям, содержащимся в других документах, например в первичных учетных документах, и имелась возможность их исправить.

Ответственность согласно диспозиции статьи 15.13 КоАП РФ может иметь место, если указанные в декларации сведения были искажены заведомо. Это означает, что предусмотренное указанной нормой деяние может быть признано административным правонарушением лишь в том случае, если лицо сознательно, намеренно указало недостоверные сведения с целью доведения до управления искаженной информации.

Таким образом, для наличия объективной стороны правонарушения, предусмотренного статьей 15.13. КоАП РФ, необходимо установить включение в декларации за 1 квартал 2012 года заведомо искаженных данных.

В силу части 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

По части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при производстве по делу об административном правонарушении выражается в строгом соблюдении оснований и порядка привлечения к административной ответственности, которые установлены законом.

Из содержания статей 2.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что в целях установления состава правонарушения необходимо установить наличие четырех элементов: объекта правонарушения, объективной стороны правонарушения, субъекта правонарушения, субъективной стороны правонарушения.

Суд полагает, что заявитель не доказал наличие состава вмененного заявителю вышеуказанного административного правонарушения, не представил достаточных доказательств, подтверждающих наличие в его действиях признаков административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 1 статьи 64, статьями 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела на основании доказательств - полученных в предусмотренном Кодексом и другими федеральными законами порядке сведений о фактах, соответствующих установленным критериям относимости и допустимости.

В силу части 2 статьи 50 Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона. Аналогичное требование закреплено частью 3 статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и частью 3 статьи 26.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии со статьей 26.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежит, в том числе наличие события административного правонарушения.

Событие административного правонарушения согласно статье 28.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит фиксации в протоколе об административном правонарушении и должно подтверждаться предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство доказательствами, которыми, согласно частям 1, 2 статьи 26.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются любые фактические данные, устанавливаемые протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В соответствии с протоколом об административном правонарушении от 08.06.2012 N 6-01-06/09-53/422-ю обществу вменяется представление деклараций за 1 квартал 2012 года с заведомо искаженными данными, а именно:

- включение в декларацию за 1 квартал 2012 года в целом по организации заведомо искаженных данных об остатках алкогольной продукции на конец отчетного периода в сторону завышения на 0,022 тыс.дал;

- включение в декларацию за 1 квартал 2012 года в целом по обособленному подразделению, расположенному по адресу г. Красноярск, ул. Пограничников, 28, строение 25, литер В 13, этаж 1, помещение N 1, комната N 1; помещение N 2, комната N 1 заведомо искаженных данных об объемах поставленной алкогольной продукции организациям оптовой и розничной торговли в сторону завышения на 0,022 тыс.дал;

- включение в декларацию за 1 квартал 2012 года в целом по обособленному подразделению, расположенному по адресу г. Абакан, ул. Саралинская, 1А, лит. ББ1, пом. NN 25, 27, 28 заведомо искаженных данных об объемах закупленной алкогольной продукции в сторону завышения на 1,252 тыс.дал и объемах поставленной алкогольной продукции в сторону завышения на 1,252 тыс.дал.

В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее по тексту - Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются, в частности, искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства или оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Частью 1 статьи 14 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ установлено, что организации, осуществляющие производство, закупку и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и оборота.

В соответствии с частью 4 указанной статьи порядок представления деклараций и форма деклараций устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Порядок представления деклараций, в том числе об объемах оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об объемах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, определен Положением от 31.12.2005 N 858, которым также установлены формы деклараций.

Пунктом 3 названного Положения установлено, что декларации представляются организациями, имеющими лицензии, в том числе на закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Организации, осуществляющие хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также закупку, хранение и поставки алкогольной, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции, представляют декларации по форме согласно приложению N 5 к Положению N 858.

В соответствии с пунктом 4 Положения от 31.12.2005 N 858 декларации представляются в территориальные органы Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка ежеквартально (за отчетный квартал), не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Согласно пункту 1.4 Порядка заполнения деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденного Приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 15.03.2010 N 24н, внесение дополнений и изменений организацией в декларацию при обнаружении в текущем отчетном периоде фактов неотражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок (искажений), допущенных в истекших отчетных периодах, предшествующих текущему отчетному, производится путем представления за соответствующий истекший период декларации, в которую вносятся соответствующие изменения и дополнения с приложением объяснений и указанием причин, вызвавших корректировку, до наступления следующего отчетного периода.

Из анализа данных норм следует, что декларации представляются ежеквартально (за отчетный квартал), не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, при этом при обнаружении в текущем отчетном периоде фактов неотражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок (искажений), допущенных в истекших отчетных периодах, предшествующих текущему отчетному, законодателем предусмотрена возможность внесения дополнений и изменений в декларацию путем представления за соответствующий истекший период декларации, в которую вносятся соответствующие изменения и дополнения до наступления следующего отчетного периода (в данном случае до даты сдачи налоговой декларации за 2 квартал 2012 года).

Таким образом, у общества имелась возможность устранить допущенные нарушения путем исправления искаженных данных в уточненных декларациях.

Как следует из материалов дела и лицами, участвующими в деле не оспаривается, общество представило ответчику декларации за 1 квартал 2012 года в целом по организации и по обособленным подразделениям; 22.05.2012 и 08.06.2012 оборотно-сальдовые ведомости по обособленным подразделениям за 1 квартал 2012 года; 07.06.2012 - уточненные декларации также за 1 квартал 2012 года в целом по организации и по обособленным подразделениям.

Таким образом, у административного органа на дату составления протокола об административном правонарушении имелись уточненные декларации. При этом допущенные в декларации ошибки об остатках алкогольной продукции на конец отчетного периода, об объемах поставленной и закупленной алкогольной продукции, адресе поставки продукции не повлияли на объем закупаемой продукции по предприятию; объем закупаемой продукции по организации в целом не изменился; не повлекли сокрытия или неуплату налогов, либо иного улучшения финансового состояния общества.