АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 02 октября 2012 года Дело N А33-11798/2012

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 26 сентября 2012 года.

В полном объеме решение изготовлено 02 октября 2012 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Жирных О.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю

к арбитражному управляющему Степанову Игорю Николаевичу (г. Алатырь Республика Чувашия),

о привлечении к административной ответственности,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Экзарховой Н.К., представителя по доверенности,

в отсутствии лица, привлекаемого к административной ответственности,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Жук А.А.,

установил:

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о привлечении к административной ответственности арбитражного управляющего Степанова Игоря Николаевича за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Определением от 27.07.2012 заявление принято к производству, назначено предварительное и судебное заседания.

Определением от 04.09.2012 судебное разбирательство по делу откладывалось.

В судебном заседании представитель заявителя на требованиях наставал в полном объеме, мотивировав заявление доводами, изложенными в заявлении о привлечении к административной ответственности.

Арбитражный управляющий Степанов Игорь Николаевич в судебное заседание не явился. Заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. В соответствии с частью 2 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассматривается в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности.

В материалы дела от арбитражного управляющего Степанова И.Н. поступил отзыв на заявление и дополнения к нему, из которых следует следующее:

- согласен с нарушением, заключающимся в неопубликовании сведений о результатах торгов посредством публичного предложения. Указанное нарушение в настоящее время устранено;

- в ходе конкурсного производства приняты необходимые меры к поиску имущества должника, что нашло отражение в судебном акте о завершении конкурсного производства по делу о банкротстве общества с ограниченной ответственностью «СтройТехИнвест». У арбитражного управляющего Степанова И.Н. отсутствовали сведения, что должник является застройщиком. О наличии у должника имущественных прав аренды на земельный участок, арбитражному управляющему не было известно, о данном факте ни арендодатель, ни иные лица не сообщали Степанову И.Н;

- при назначении наказания просит учесть в качестве смягчающих обстоятельств то, что работает арбитражным управляющим с 1999 года. Данный вид работы является единственным источником дохода; воспитывает двоих несовершеннолетних детей, участвует в общественно-политической жизни региона, в котором проживает. Является депутатом городского собрания депутатов г. Алатырь Чувашской Республики; неоднократно награждался благодарственными письмами, почетными грамотами саморегулируемой организации арбитражных управляющих, в настоящий момент сделал соответствующие выводы и впредь обязуется подобные нарушения не допускать.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

Определением арбитражного суда Красноярского края от 05.07.2010 заявление Федеральной налоговой службы о признании общества с ограниченной ответственностью «СтройТехИнвест» банкротом принято к производству. Определением арбитражного суда от 02.12.2010 в отношении должника введена процедура наблюдения, временным управляющим утверждён Степанов Игорь Николаевич. Решением арбитражного суда от 31.05.2011 ООО «СтройТехИнвест» признано банкротом, в отношении него открыто конкурсное производство сроком до 24.11.2011, конкурсным управляющим должника утвержден Степанов Игорь Николаевич. Определением арбитражного суда от 11.04.2012 конкурсное производство в отношении должника завершено.

В управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю 11 апреля 2012 года поступило заявление от Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края (исх. N 04-2025 от 09.04.2012) о принятии мер по возбуждению дела об административном правонарушении в отношении арбитражного управляющего Степанова Игоря Николаевича.

Уведомлением от 20 июня 2012 года N 74-56/17392 арбитражный управляющий Степанов Игорь Николаевич извещен о необходимости явиться 17 июля 2012 года в 15 часов 00 минут по местному времени по адресу: г. Красноярск, ул. Бограда, д. 128 кабинет 302 для участия в составлении протокола об административном правонарушении. В уведомлении содержится разъяснение прав, предусмотренных статьями 24.2, 24.3, 24.4, 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Уведомление получено Степановым Игорем Николаевичем 05 июля 2012 года, что подтверждается почтовыми уведомлениями N 66002121253446, 6600212125353.

Начальником отдела по контролю и надзору в сфере саморегулируемых организаций Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю Криспин В.В. 17 июля 2012 года в отношении Степанова Игоря Николаевича, без его участия, составлен протокол об административном правонарушении N00512412. В указанном протоколе обстоятельства нарушения статей 28, 129, 131 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», выразившиеся в невключении в Единый федеральный реестр и неопубликовании сведений о результатах торгов, состоявшихся 14.02.2012, а также непринятии должных мер по формированию конкурсной массы, поиску и выявлению имущества (имущественных прав) должника, квалифицированы как правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Копия протокола об административном правонарушении N 00512412 от 17.07.2012 направлена Степанову И.Н. 18 июля 2012 года сопроводительным письмом N 74-56/19846, что подтверждается почтовыми квитанциями N 66002121379955, N 66002121379962.

В соответствии со статьей 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении арбитражного управляющего Степанова И.Н. к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Настоящее заявление рассматривается в порядке главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Пунктом 10 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.13 настоящего Кодекса, вправе составлять должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.02.2005 N 52 «О регулирующем органе, осуществляющем контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих» регулирующим органом, осуществляющим контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, является Федеральная регистрационная служба.

Согласно пункту 1 Общего положения о территориальном органе Федеральной регистрационной службы по субъекту (субъектам) Российской Федерации (далее - Общее положение), утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.12.2004 N 183, территориальный орган Федеральной регистрационной службы по субъекту (субъектам) Российской Федерации - главное управление (управление) Федеральной регистрационной службы по субъекту (субъектам) Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 7 Общего положения Управление вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, осуществлять иные предусмотренные законодательством Российской Федерации действия, необходимые для реализации своих полномочий.

Согласно пункту 5 Общего положения основной задачей Управления Федеральной регистрационной службы по субъекту Российской Федерации является, в том числе осуществление контроля за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Указом Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 Федеральная регистрационная служба переименована в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.

В соответствии с пунктом 1 Положения «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 (далее по тексту - Постановления от 01.06.2009 N 457), Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе, контроля (надзора) за деятельностью арбитражных управляющих и саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

На основании пунктов 5.1.9., 5.5. и 5.8.2 Положения от 01.06.2009 N 457 Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке контроль (надзор) за соблюдением саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих федеральных законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность саморегулируемых организаций; составляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, протоколы об административных правонарушениях; обращается в суд с заявлением о привлечении арбитражного управляющего к административной ответственности.

Согласно Перечню должностных лиц Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, утвержденному Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 14.05.2010 N 178, начальники отделов территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, осуществляющие контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, их заместители в пределах своей компетенции имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе частями 1 - 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если данные правонарушения совершены арбитражными управляющими.

Протокол об административном правонарушении составлен начальником отдела по контролю и надзору в сфере саморегулируемых организаций Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю Криспин В.В., следовательно, уполномоченным лицом.

Протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, извещенного надлежащим образом о дате, времени и месте составления протокола.

Требования к порядку составления протокола об административным правонарушении, установленные статьями 28.2, 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным органом соблюдены. Срок давности привлечения к административной ответственности за вменяемые арбитражному управляющему противоправное деяния на момент рассмотрения дела об административном правонарушении, предусмотренный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не истек.

В соответствии с частью 3 статьи 14.13. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, неисполнение арбитражным управляющим или руководителем временной администрации кредитной организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на арбитражного управляющего или руководителя временной администрации кредитной организации в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет.

Объективной стороной правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является неисполнение арбитражным управляющим обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния. Субъект ответственности - арбитражный управляющий.

В рассматриваемом случае Степанов Игорь Николаевич 16.08.1975 года рождения, является арбитражным управляющим, членом некоммерческого партнерства «Первая саморегулируемая организация арбитражных управляющих» (номер в сводном реестре арбитражных управляющих 4789).

Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 21.04.2005 N122-О предусмотрено, что, положения части 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающие ответственность за правонарушения в области предпринимательской деятельности, направлены на обеспечение установленного порядка осуществления банкротства, являющегося необходимым условием оздоровления экономики, а также защиты прав и законных интересов собственников организаций, должников и кредиторов.

Проведение процедур банкротства должника в соответствии с Законом возложено непосредственно на арбитражного управляющего, и от его деятельности зависит соблюдение и эффективное применение законодательства о банкротстве.

Пункт 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве закрепляет, что при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.

В пункте 1 статьи 28 Закона о банкротстве предусмотрено, что сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с настоящим Федеральным законом, включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и опубликовываются в официальном издании, определенном регулирующим органом.

В соответствии с пунктом 2 статьи 28 Закона о банкротстве сведения, содержащиеся в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве, подлежат размещению в сети "Интернет".

В соответствии с пунктом 6 статьи 28 Закона о банкротстве при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, обязательному опубликованию подлежат сведения о проведении торгов по продаже имущества должника и о результатах проведения торгов.

Согласно абз. 11 пункта 15 статьи 110 Закона о банкротстве в течение 15 рабочих дней со дня подписания протокола о результатах проведения торгов или принятия решения о признании торгов несостоявшимися организатор торгов обязан опубликовать сообщение о результатах проведения торгов в официальном издании - газете "Коммерсантъ" в порядке, установленном статьей 28 настоящего Федерального закона, и разместить на сайте этого официального издания в сети "Интернет", в средстве массовой информации по месту нахождения должника, в иных средствах массовой информации, в которых было опубликовано сообщение о проведении торгов.

Материалами дела установлено, что в соответствии с протоколом N 2 от 14.02.2012 определен победитель торгов по продаже имущества должника (лот N 1). Организатором торгов - конкурсным управляющим Степановым Игорем Николаевичем - подписан названный протокол. Однако, в нарушение пункта 6 статьи 28 и абзаца 11 пункта 15 статьи 110 Закона о банкротстве, конкурсным управляющим ООО "СтройТехИнвест" Степановым И.Н. сведения о результатах проведения торгов, назначенных на 14.02.2012, не опубликованы в официальном издании.

Таким образом, Степанов И.Н. не исполнил обязанность по опубликованию информации в официальном издании, чем нарушил требования Закона о банкротстве.

Представленное в материалы дела арбитражным управляющим Степановым И.Н. объявление о результатах торгов, опубликованное в газете «Коммерсантъ» N 143 от 04.08.2012 на стр. 13 не свидетельствует об отсутствии правонарушения, поскольку выполнено за пределами срока, предусмотренного ст. 110 Закона о банкротстве. Не рассматривается судом данное действие в качестве смягчающего ответственность обстоятельства, поскольку публикация осуществлена после завершения конкурсного производства в отношении должника. Цель публикации заключается в том, чтобы публичным способом осуществилась реализация имущества должника. В случае нарушения при проведении торгов прав и законных интересов иных лиц, последние имели бы установленную законом возможность восстановить свои права, в частности, путем оспаривания торгов. После завершения процедуры конкурсного производства и внесения записи о ликвидации должника невозможно рассмотрение споров, связанных с реализацией имущества должника, поскольку сторона в таком споре ликвидирована (п. 5 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Таким образом, публикация о результатах торгов, осуществленная после ликвидации должника, не имеет какого-либо правового и практического значения, в связи с чем не рассматриваются как смягчающее ответственность обстоятельство.

В соответствии с пунктом 1 статьи 129 Закона о банкротстве с даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника - унитарного предприятия в пределах, в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом.

На основании абзаца 2 пункта 2 статьи 129 Закона о банкротстве конкурсный управляющий обязан принять в ведение имущество должника, провести инвентаризацию такого имущества, привлечь оценщика для оценки имущества должника, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом; принимать меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц; принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника.

В соответствии с абзацем 14 статьи 2 Закона о банкротстве, целью конкурсного производства является соразмерное удовлетворение требований кредиторов, которое проводится в определенный срок (пункт 2 статьи 124) согласно установленной очередности по правилам проведения расчетов (статьи 134, 142) из сформированной управляющим конкурсной массы (статья 131).

Очевидно, что для достижения цели конкурсного производства, конкурсный управляющий обязан выполнить исчерпывающий перечень мероприятий по выявлению имущества, в том числе имущественных прав должника, включению их в конкурсную массу и последующую реализацию с целью соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

Согласно пункту 1 статьи 20.3 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" арбитражный управляющий в деле о банкротстве имеет право запрашивать необходимые сведения о должнике, принадлежащем ему имуществе, в том числе об имущественных правах, и об обязательствах должника у физических лиц, юридических лиц, государственных органов и органов местного самоуправления. Физические лица, юридические лица, государственные органы и органы местного самоуправления представляют запрошенные арбитражным управляющим сведения в течение семи дней со дня получения запроса без взимания платы.

Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав, являются общедоступными (за исключением сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом) и предоставляются органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по запросам любых лиц, в том числе посредством почтового отправления, использования сетей связи общего пользования или иных технических средств связи, посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу, содержащему сведения Единого государственного реестра прав

Как следует из материалов дела, в ходе конкурсного производства в отношении общества с ограниченной ответственностью «СтройТехИнвест» конкурсный управляющий Степанов Игорь Николаевич обратился в Росреестр по Красноярскому краю с заявлением о предоставлении выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также сведений из земельного кадастра о правах должника на имеющиеся у него земельные участки (письма N 1, 3 от 27 июня 2011 года). Росреестр по Красноярскому краю в своих ответах от 19.07.2011 (исх. N 70-61/24319) и от 21.07.2011 (исх. N 50/24663) разъяснил конкурсному управляющему, что его запросы оставлены без рассмотрения, поскольку не соответствуют предъявляемым требованиям. При этом конкурсному управляющему было разъяснено, в каком порядке следует подавать запросы для получения по ним соответствующих ответов.