АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 26 апреля 2011 года Дело N А33-19391/2010

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 26 апреля 2011 года.

В полном объеме решение изготовлено 26 апреля 2011 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Раздобреевой И.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад N 224 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей» (ОГРН 1022401944597, ИНН 24610

23451)

к отделу государственного пожарного надзора по г. Красноярску Главного Управления МЧС России по Красноярскому краю

Главному управлению МЧС России по Красноярскому краю

об оспаривании пунктов 1, 3 предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности N 2791/1/1-4

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Тимербаевой З.А., заведующей, действующей на основании приказа от 14.04.2008 N 28 л/с,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Е.Я. Драчевой,

установил:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад N 224 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к отделу государственного пожарного надзора по г. Красноярску Главного управления МЧС России по Красноярскому краю об оспаривании пунктов 1, 3 предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности N 2791/1/1-4.

Заявление принято к производству суда. Определением от 13.01.2011 возбуждено производство по делу.

В судебном заседании заявитель требования поддержал, сослался на доводы, изложенные в заявлении.

Заявителем заявлено ходатайство об изменении наименования учреждения. Указанное ходатайство удовлетворено судом. В соответствии с частью 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд пришел к выводу о замене муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад N 224 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей» на муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад N 224 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей».

Определением от 30.03.2011 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Главное управление МЧС России по Красноярскому краю.

Административные органы, извещенные надлежащим образом о времени, дате и месте судебного заседания, в судебное заседание своих представителей не направили. В отзыве на заявление отдел государственного пожарного надзора по г. Красноярску требования заявителя оспорил.

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд рассматривает дело по существу в отсутствие ответчика и соответчика (их представителей), надлежащим образом извещенных о времени, дате и месте судебного разбирательства, по имеющимся в деле доказательствам.

При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора.

Из материалов дела следует, что на основании распоряжения от 20.10.2010 N 2791 главного государственного инспектора г. Красноярска Красноярского края по пожарному надзору Конева А.А. должностным лицом административного органа в период с 27.10.2010 по 10.11.2010 проведена плановая выездная проверка соблюдения обязательных требований пожарной безопасности МДОУ «Детский сад N 224 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей», расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Коммунальная, 20, в ходе которой установлены следующие, оспариваемые заявителем нарушения:

1) ширина эвакуационных выходов из групповых ячеек первого этажа, внутренние и наружные выхода, групповых ячеек второго этажа и музыкального зала в лестничные марши детского сада менее 1,2 м;

2) в групповых ячейках, расположенных на втором этаже, отсутствуют вторые рассредоточенные эвакуационные выхода.

10.11.2010 по результатам проверки государственным инспектором г. Красноярска Красноярского края по пожарному надзору Андреевым И.Н. вынесено предписание N 2791/1/1-4.

Согласно указанному предписанию орган пожарного надзора обязал МДОУ «Детский сад N 224 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей» устранить выявленные в ходе проведения проверки нарушения в срок до 01.05.2012 года.

Пункты 1, 3 предписания N 2791/1/1-4 от 10.11.2010 расценены заявителем как нарушающие его права и законные интересы, вследствие чего он обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

По смыслу приведенных правовых норм для признания ненормативного правового акта, решения (действия) недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решения (действия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.

При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.

Суд полагает, что оспариваемое предписание соответствует действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы заявителя на основании следующего.

Обеспечение пожарной безопасности регламентируется Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ), согласно преамбуле которого настоящий Федеральный закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства.

Статьей 6 указанного Закона установлено, в том числе, право должностных лиц органов пожарного надзора при осуществлении надзорной деятельности давать руководителям организаций, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности, а также предусмотрено, что организационная структура, полномочия, задачи, функции и порядок организации и осуществления деятельности органов государственного пожарного надзора определяются положением о государственном пожарном надзоре, утверждаемым в установленном порядке.

В соответствии с пунктами 1, 2 Положения о государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 N 820, в целях обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации должностные лица органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы, являющиеся государственными инспекторами по пожарному надзору, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, осуществляют деятельность по проверке соблюдения, в том числе, юридическими лицами требований пожарной безопасности.

Основной задачей государственного пожарного надзора является осуществление в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, деятельности по проведению проверки соблюдения организациями и гражданами требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам этой проверки.

Подпунктами 1, 2, 5 пункта 9 указанного Положения предусмотрено право должностных лиц органов пожарного надзора осуществлять государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности организациями, а также должностными лицами и гражданами; проводить обследования и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений; давать руководителям юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности.

Утвержденный приказом МЧС РФ от 01.10.2007 N 517 Административный регламент Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами обязательных требований пожарной безопасности, определяя административные процедуры по осуществлению государственной функции по государственному пожарному надзору, устанавливает, что в порядке принятия мер по фактам нарушений, выявленных при проведении проверки, государственный инспектор по пожарному надзору, проводивший проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан выдать предписание по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности (пункт 20, подпункт 1 пункта 70).

Таким образом, суд пришел к выводу, что Отдел государственного пожарного надзора по г. Красноярску является уполномоченным органом на осуществление государственного пожарного надзора, оспариваемое предписание выдано государственным инспектором г. Красноярска по пожарному надзору Андреевым И.Н. в рамках предоставленных полномочий.

Предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного пожарного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций.

Невыполнение в срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), является основанием для привлечения граждан и юридических лиц к административной ответственности.

Следовательно, предписание должностного лица, осуществляющего государственный пожарный надзор, должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо (индивидуального предпринимателя, гражданина) может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений требований пожарной безопасности, соблюдение которых обязательно для них в силу закона. При этом такие требования должны быть реально исполнимы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.

Как следует из материалов дела, в период с 27.10.2010 по 10.11.2010 проведена плановая проверка исполнения законодательства в области обеспечения пожарной безопасности МДОУ «Детский сад N 224 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей», расположенного по адресу: расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Коммунальная, 20.

Проверка проведена на основании распоряжения о проведении мероприятий по надзору от 20.10.2010 N 2791, вынесенного главным государственным инспектором г. Красноярска по пожарному надзору Коневым А.А. на основании плана основных мероприятий Главного управления МЧС России по Красноярскому краю на 2010 год.

Проверка проведена должностным лицом - государственным инспектором г. Красноярска по пожарному надзору Отдела государственного пожарного надзора по г. Красноярску Андреевым И.Н., указанным в распоряжении от 20.10.2010 N 2791.

Проверка проведена в пределах установленного в распоряжении срока, установленный законом предельный 20-дневный срок проведения проверки соблюден.

На основании акта проверки государственным инспектором г. Красноярска по пожарному надзору Андреевым И.Н. выдано оспариваемое предписание N 2791/1/1-4 от 10.11.2010 по устранению нарушений требований пожарной безопасности.

Оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства, суд пришел к выводу о том, что установленная законом процедура проведения проверки государственным инспектором г. Красноярска по пожарному надзору Андреевым И.Н. соблюдена.

Статьей 20 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» установлено, что нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов по пожарной безопасности, к которым относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

В силу статьи 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Закон N 69-ФЗ) руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

Согласно части 1 статьи 38 указанного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, а также лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.

Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица и гражданами, установлены в Правилах пожарной безопасности Российской Федерации (далее - ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313.

В силу пункта 3 ППБ 01-03, наряду с настоящими Правилами следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.

Пунктом 10 Правил пожарной безопасности 01-03 предусмотрено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны, в частности, обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.

Пунктом 51 Правил пожарной безопасности 01-03 установлено, что при эксплуатации эвакуационных путей и выходов должно быть обеспечено соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности).

В соответствии с пунктом 6.16 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» высота эвакуационных выходов в свету должна быть не менее 1,9 м, ширина не менее 1,2 м - из помещений класса Ф1.1 при числе эвакуирующихся более 15 чел., из помещений и зданий других классов функциональной пожарной опасности, за исключением класса Ф1.3, - более 50 чел.

Согласно пункту 6.12* СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» не менее двух эвакуационных выходов должны иметь помещения класса Ф1.1, предназначенные для одновременного пребывания более 10 чел.

К помещениям класса Ф1.1 в соответствии с пунктом 5.21 указанного СниПа относятся детские дошкольные учреждения, специализированные дома престарелых и инвалидов (неквартирные), больницы, спальные корпуса школ-интернатов и детских учреждений.

Пунктом 6.15. СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» установлено, что при наличии двух эвакуационных выходов и более они должны быть расположены рассредоточенно (за исключением выходов из коридоров в незадымляемые лестничные клетки). Минимальное расстояние L, м, между наиболее удаленными один от другого эвакуационными выходами следует определять по формулам:

из помещения -

/(n - 1);

из коридора -

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении заявления муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад N 224 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей» (ОГРН 1022401944597, ИНН 2461023451) о признании недействительными пунктов 1, 3 предписания Отдела государственного пожарного надзора по г. Красноярску Главного Управления МЧС России по Красноярскому краю от 25.11.2010 N 2791/1/1-4.

Проверено на соответствие Строительным нормам и правилам «Пожарная безопасность зданий и сооружений» (СНиП 21-01-97).

Взыскать с муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад N 224 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей» в доход федерального бюджета 2000 руб. госпошлины.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд.

Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Красноярского края.

     Судья
Раздобреева И.А.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка