АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 29 апреля 2011 года Дело N А33-4494/2011

г. Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 27 апреля 2011 года.

В полном объеме решение изготовлено 29 апреля 2011 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Раздобреевой И.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому кра

ю

к обществу с ограниченной ответственностью «Ужурский завод хлебной продукции» (ИНН 2439006845, ОГРН 1062439006134)

о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Остренко Н.Н. на основании доверенности от 26.11.2010 N СК-26475,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Е.Я. Драчевой,

установил:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Ужурский завод хлебной продукции» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал, сослался на доводы, изложенные в заявлении.

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд рассматривает дело по существу в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся в деле доказательствам.

При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора.

Общество с ограниченной ответственностью «Ужурский завод хлебной продукции» зарегистрировано в качестве юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1062439006134.

Специалистом-экспертом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю Мироновой Софьей Андреевной проведена плановая выездная проверка деятельности общества с ограниченной ответственностью «Ужурский завод хлебной продукции» (далее - ООО «Ужурский хлеб»), расположенного по адресу: Красноярский край, г. Ужур, ул. Рабочая, дом 93 а.

В ходе проверки обнаружено, что 15.03.2011 в павильоне «Свежий хлеб», расположенном по адресу: Красноярский край, г. Ужур, ул. Ленина, 21 б, производится реализация пищевых продуктов (хлебобулочная, масложировая, молочная, кондитерская и другая продукция). Товар выставлен к продаже на витринах, стеллажах, имеет ценники. Информация о том, что товар не продается, отсутствует.

ООО «Ужурский хлеб» допущено нарушение требований п.п. 5, 6 ст. 15 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 N 52-ФЗ; п. 2 ст. 3 Федерального закона РФ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 02.01.2000 N 29-ФЗ; п.п. 1, 2, 3 ст. 36 Федерального закона N 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию, п. 8.24 СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов»; п. 11 «Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации», утвержденных Постановлением Правительства N 55 от 19.01.1998; п.п. 3.1, 3.4, 4.4 ГОСТ Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования»; п. 17 «Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю)», выразившееся в недоведении до потребителя полной и достоверной информации о юридическом адресе производителя плавленого сырного продукта «Голландский».

В адресе изготовителя отсутствует город производства, а именно указано следующее: Россия, Алтайский край, ул. Молодежная, 172. Таким образом, нет возможности определить где именно произведен данный продукт, в то время когда данная информация (полный и достоверный адрес производства, юридический адрес) должны наносится на каждую единицу потребительской тары.

Усмотрев в действиях общества с ограниченной ответственностью «Ужурский завод хлебной продукции» состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, специалист-эксперт территориального отдела Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Шарыпово С.А. Миронова составила протокол об административном правонарушении от 15.03.2011.

Согласно протоколу наложения ареста на товары N 138 от 15.03.2011, на плавленый сырный продукт «Голландский», изготовитель ОАО «Лори» Россия, Алтайский край, ул. Молодежная, 172, изтог. 12.01.11, в количестве 9 шт. по 70 г, наложен арест. Данный товар передан на ответственное хранение ООО «Ужурский хлеб» до решения вопроса о его конфискации.

Указанные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Настоящее заявление рассматривается в порядке главы 25 АПК РФ (статьи 202-206).

Согласно части 1 статьи 19.19 КоАП РФ нарушение лицами требований технических регламентов, обязательных требований государственных стандартов, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.14, 8.23, 9.4, частью 1 статьи 12.2, частью 2 статьи 13.4, статьей 13.8, частью 1 статьи 14.4, статьей 20.4 настоящего Кодекса, при реализации (поставке, продаже), использовании (эксплуатации), хранении, транспортировании либо утилизации продукции, а равно уклонение от представления продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля и надзора, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.

Арбитражным судом установлено, что протокол об административном правонарушении от 15.03.2011 составлен должностным лицом административного органа в соответствии с его компетенцией, установленной пунктом 63 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ, пунктом 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322, Перечнем должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденным Приказом Роспотребнадзора от 01.06.2005 N 421.

Нарушение процессуальных норм КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении от 15.03.2011 арбитражным судом не установлено. Протокол об административном правонарушении от 15.03.2011 составлен в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности, содержание протокола соответствует требованиям статьи 28.2 КоАП РФ.

Таким образом, материалами дела подтверждается соблюдение административным органом процедуры и сроков составления протокола об административном правонарушении.

Установленные КоАП РФ сроки давности привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения дела об административном правонарушении не истекли.

Объективной стороной правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.19 КоАП РФ, является действие (бездействие), которое выражается в нарушении требований технических регламентов, обязательных требований государственных стандартов, при реализации (поставке, продаже), использовании (эксплуатации), хранении, транспортировании либо утилизации продукции, а равно уклонение от представления продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля и надзора, за исключением случаев, если ответственность за указанные действия не предусмотрена статьями 6.14, 8.23, 9.4, частью 1 статьи 12.2, частью 2 статьи 13.4, статьей 13.8, частью 1 статьи 14.4, статьей 20.4 КоАП РФ.

В соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарные правила и проводить мероприятия по обеспечению их качества.

Согласно части 6 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» не соответствующие санитарным правилам и представляющие опасность для человека пищевые продукты, пищевые добавки, продовольственное сырье, а также контактирующие с ними материалы и изделия немедленно снимаются с производства или реализации.

Снятые с производства или реализации пищевые продукты, пищевые добавки, продовольственное сырье, а также контактирующие с ними материалы и изделия должны быть использованы их владельцами в целях, исключающих причинение вреда человеку, или уничтожены.

Частью 2 статьи 3 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» установлено, что в обороте не могут находиться пищевые продукты, материалы и изделия, которые:

не соответствуют требованиям нормативных документов;

имеют явные признаки недоброкачественности, не вызывающие сомнений у представителей органов, осуществляющих государственный надзор и контроль в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов (далее - органы государственного надзора и контроля) при проверке таких продуктов, материалов и изделий;

не имеют удостоверений качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, документов изготовителя, поставщика пищевых продуктов, материалов и изделий, подтверждающих их происхождение, в отношении которых отсутствует информация о государственной регистрации и подтверждении соответствия требованиям нормативных документов (пищевые продукты, материалы и изделия, подлежащие государственной регистрации и обязательному подтверждению соответствия);

не соответствуют представленной информации и в отношении которых имеются обоснованные подозрения об их фальсификации;

не имеют установленных сроков годности (для пищевых продуктов, материалов и изделий, в отношении которых установление сроков годности является обязательным) или сроки годности которых истекли;

не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или государственным стандартом, либо в отношении которых не имеется такой информации.

Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.

В соответствии с частью 1 статьи 36 Федерального закона от 12.06.2008 N 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» молоко и продукты его переработки должны сопровождаться информацией для потребителей, соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей и требованиям настоящего Федерального закона.

Согласно части 27 Федерального закона от 12.06.2008 N 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» информацию на оболочку для сыра или покрытие для сыра допускается наносить с использованием несмываемой безвредной краски или самоклеящихся и в установленном порядке разрешенных для контакта с молочными продуктами этикеток либо проставлять другим доступным способом.

Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 29.12.2003 N 401-ст утвержден ГОСТ Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования. ГОСТ Р 51074-2003» (далее - ГОСТ Р 51074-2003), пунктом 4.4 которого установлено, что упаковка молока, молочных и молокосодержащих продуктов должна содержать следующую информацию:

- значение массовой доли жира в процентах (для мороженого и глазированных сырков не указывают) для молокосодержащих продуктов, в том числе молочного жира;

- сорт (при наличии);

- наименование и местонахождение изготовителя (юридический адрес, включая страну, и, при несовпадении с юридическим адресом, адрес(а) производств(а)) и организации в Российской Федерации, уполномоченной изготовителем на принятие претензий от потребителей на ее территории (при наличии);

- значение массы нетто или объема продукта;

- состав продукта;

- условия хранения.

Пунктом 4.4.2 ГОСТ Р 51074-2003 установлено, что на продукты сыроделия дополнительно наносят информацию:

- значение массовой доли жира (в пересчете на сухое вещество), в процентах;

- в информации о составе сыра указывают наименование используемого бактериального препарата или концентрата и конкретное наименование молокосвертывающего препарата с указанием природы его происхождения;

- информацию на сыр наносят несмываемой безвредной краской, разрешенной для контакта с молочными продуктами в установленном порядке.

Материалами дела (протоколом об административном правонарушении от 15.03.2011, протоколом наложения ареста на товары N 138 от 15.03.2011) подтверждается и лицом, привлекаемым к административной ответственности не оспаривается, что им предлагался к продаже плавленый сырный продукт «Голландский», изготовитель ОАО «Лори» Россия, Алтайский край, ул. Молодежная, 172, изтог. 12.01.11, в количестве 9 шт. по 70 г без указания в адресе изготовителя города производства.

Статья 1.5 КоАП РФ устанавливает презумпцию невиновности лица, пока его вина в совершении конкретного административного правонарушения не будет доказана в порядке, предусмотренном данным Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

По смыслу частей 2, 3 статьи 2.1 КоАП РФ, с учетом предусмотренных статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации характеристик предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск), отсутствие вины юридического лица (индивидуального предпринимателя), при наличии в его действиях признаков объективной стороны правонарушения, предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, по причинам, не зависящим от юридического лица (индивидуального предпринимателя).

Ответчик не представил суду пояснения и доказательства, подтверждающие своевременное принятие им необходимых мер по соблюдению вышеуказанных требований законодательства.

При изложенных обстоятельствах, основания привлечения «Ужурский завод хлебной продукции» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.19 КоАП РФ, имеются.

В соответствии с частью 2 статьи 4.1. КоАП РФ, при назначении административного наказания должны учитываться смягчающие и отягчающие административную ответственность обстоятельства.

Доказательств, подтверждающих наличие предусмотренных статьями 4.2., 4.3. КоАП РФ смягчающих или отягчающих ответственность обстоятельств, лицами, участвующими в деле не представлено, об их наличии не заявлено.

Вместе с тем, согласно части 2 статьи 4.2. КоАП РФ, судья, рассматривающий дело об административном правонарушении, может признать смягчающими обстоятельства, не указанные в Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Из материалов дела следует, что ответчик впервые привлекается к административной ответственности за совершение такого рода административного правонарушения. Названное обстоятельство признается арбитражным судом смягчающим административную ответственность «Ужурский завод хлебной продукции».

Санкцией части 1 статьи 19.19 КоАП РФ для юридических лиц предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения и административного штрафа от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.

Учитывая, что:

- в судебном заседании судом установлено наличие смягчающего «Ужурский завод хлебной продукции» обстоятельства;

- административным органом выявлены нарушения только в части маркировки изделий,

соразмерным допущенному «Ужурский завод хлебной продукции» нарушению является административное наказание в виде предупреждения с конфискацией предметов административного правонарушения.