АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 26 апреля 2011 года Дело N А33-1709/2011

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 19 апреля 2011 года. В полном объёме решение изготовлено 26 апреля 2011 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Смольниковой Е.Р., рассмотрев в судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью «УК - КОМФОРТБЫТСЕРВИС» (ОГРН 1052462000018, ИНН 2462031342)

к муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «Городская детская поликлиника N 4» (ОГРН 1022402059745, ИНН 2462023687)

к муниципальному образованию город Красноярск в лице Главного управления здравоохранения администрации города Красноярска (ОГРН 1022402672214, ИНН 2466027940)

о взыскании неосновательного обогащения в размере 4 174,14 руб.,

в отсутствие лиц, участвующих в деле,

при ведении протокола судебного заседания секретарем П.Г. Каленовой,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «УК - КОМФОРТБЫТСЕРВИС» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «Городская детская поликлиника N 4» о взыскании неосновательного обогащения в размере 4 174,14 руб., и к муниципальному образованию города Красноярск в лице Главного управления здравоохранения администрации города Красноярска о взыскании в порядке субсидиарной ответственности 4 174,14 руб. неосновательного обогащения при недостаточности денежных средств муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Городская детская поликлиника N 4».

Исковое заявление принято к производству суда. Определением от 02 марта 2011 года возбуждено производство по делу.

Истец и представитель муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Городская детская поликлиника N 4», надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Предоставили в материалы дела ходатайства о рассмотрении дела без их участия.

Представитель муниципального образования города Красноярск в лице Главного управления здравоохранения администрации города Красноярска, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания для участия в судебное заседание не явился. На основании пункта 3 части 2 статьи 123 и части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие представителя ответчика.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

Пунктами 1.1., 1.2., 1.5. устава учреждения «Городская детская поликлиника N 4» установлено, что данное учреждение является некоммерческой организацией; учреждение находится в ведении Главного управления здравоохранения администрации города Красноярска.

На праве оперативного управления, учреждению «Городская детская поликлиника N 4» принадлежит нежилое помещение площадью 123,1 кв.м., расположенное по адресу: г. Красноярск, ул. Глинки, д. 23.

11.09.2006 между обществом с ограниченной ответственностью «УК - КОМФОРТБЫТСЕРВИС» и собственниками помещений многоквартирного дома, находящегося по адресу: г. Красноярск, ул. Глинки, дом N 23 (решение общего собрания собственников) подписан договор управления многоквартирным домом.

Предметом настоящего договора является выполнение управляющей организацией за плату работ и услуг в целях управления многоквартирным домом, в целях обеспечения надлежащей эксплуатации дома, содержания и ремонта его инженерных систем и оборудования, мест общего пользования и придомовой территории, вывоза бытовых отходов, а также в целях обеспечения предоставления коммунальных услуг: холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, отопления (теплоснабжения), собственникам жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме и пользующимся жилыми помещениями в этом доме лицам, а также осуществление иной направленной на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности (пункт 1.1. договора).

Услуги по содержанию общего имущества согласно пункту 1.9. договора - это услуги, предоставляемые управляющей или обслуживающей организацией по:

- осмотру, текущему и капитальному ремонту, подготовке к сезонной эксплуатации и содержанию элементов общего имущества в многоквартирном доме;

- освещению помещений общего пользования;

- обеспечению температурно-влажностного режима помещений общего пользования;

- уборке и санитарно- гигиенической очистке помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме;

- сбору и вывозу твердых и жидких бытовых отходов;

- обеспечению пожарной безопасности; услуги по содержанию общего имущества в многоквартирном доме предоставляются в соответствии с требованиями собственников помещений, установленными ими на общем собрании таких собственников.

Согласно пункту 1.5. договора перечень, состав и периодичность услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме установлены Приложением N 2 к настоящему договору и соответствуют действующему решению органа местного самоуправления г. Красноярска. На момент заключения договора таким решением является Решение Красноярского городского Совета от 28.12.2005 N В-160.

В соответствии с пунктом 1.9. договора от 11.09.2006 текущий ремонт - ремонт, проводимый для предупреждения преждевременного износа и поддержания эксплуатационных показателей и работоспособности, устранения повреждений и неисправности элементов общего имущества в многоквартирном доме и объектов, расположенных на входящем в состав общего имущества общего имущества земельном участке. Капитальный ремонт - ремонт общего имущества с целью восстановления исправности и эксплуатационных показателей, а при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно пункту 1.3. договора от 11.09.2006 собственники передали, а управляющая организация приняла на себя полномочия по управлению многоквартирным домом, включающие в себя совершение, в том числе, следующих действий:

- заключать договоры на выполнение работ и оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества, капитального ремонта в многоквартирном доме, а также на предоставление коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями;

- организация работ по устранению аварийных ситуаций в многоквартирном доме;

- представлять законные интересы собственника в договорных отношениях с ресурсоснабжающими организациями на предоставление коммунальных услуг, указанных в пункте 1.1. настоящего договора, обслуживающими и прочими организациями, в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также в судах, арбитражных судах, контрольных, надзорных и иных органах;

- осуществлять контроль и требовать исполнения обязательств по заключенным договорам.

Согласно пунктам 4.2., 4.3. договора собственники обязались вносить плату за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за истекшим месяцем, а также нести бремя совместного содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на имущество, путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и капитальный ремонт и иные платежи определенные решением общего собрания.

Управляющая организация обязалась, в случаях установления размера платы за содержание и ремонт помещения и коммунальные услуги на общем собрании по предложению управляющей организации, информировать в письменной форме собственника об изменении размера платы за содержание и ремонт помещения и коммунальные услуги не позднее, чем за 10 дней до введения новых тарифов путем вывешивания на входных дверях, досок объявлений либо публикаций в средствах массовой информации. В случаях если плата за содержание, ремонт и коммунальные услуги общим собранием собственников помещений не установлена, она определяется в размере, установленном органами местного самоуправления, и информация доводиться до собственников путем опубликования нормативно правового акта в газете «Городские новости» (пункт 2.2. договора).

Пунктом 6.1. договора установлено, что собственник обязан ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за истекшим месяцем, вносить на счет или в кассу управляющей организации плату за помещение и коммунальные услуги, в том числе плату за управление. Плата за помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, квитанций (счет - фактур), представленных управляющей организацией собственнику не позднее первого числа месяца, следующего за отчетным. При изменении в течение года тарифов на коммунальные услуги или порядка их расчетов (перерасчетов) управляющая организация производит расчет (перерасчет) со дня их изменения.

Плата за помещение и коммунальный услуги включает в себя:

1) плату за содержание и ремонт помещения (за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме),

2) плату за коммунальные услуги (пункт 6.5. договора).

Размер платы за содержание и ремонт помещения, а также коммунальные услуги определяются исходя из общей площади помещения, находящегося в собственности собственника и количества зарегистрированных (проживающих) граждан в данном помещении. Размеры цен (тарифов) установлены приложениями N 3 и 4 к настоящему договору и соответствуют действующему решению органа местного самоуправления г. Красноярска. На момент заключения настоящего договора таким решением является Решение Красноярского городского Совета от 28.12.2005 N В-160. Изменение или принятие иного нормативного акта, регулирующего указанные цены (тарифы), а также выбор иного тарифа на общем собрании собственников в период действия договора не требует его перезаключения (пункт 6.6. договора).

Пунктом 9.1. договора срок действия договора определен как 5 лет.

На выполнение работ по содержанию объектов жилого и нежилого фонда, в том числе многоквартирного дома N 23 по адресу: г. Красноярск, ул. Глинки, истцом подписан договор от 01.01.2010 N 8/293 с обществом с ограниченной ответственностью «Гарант», а также акты сдачи - приемки выполненных работ по договору N 8/293 за отчетные периоды с 01.01.2010 по 31.01.2010, 01.02.2010 по 28.02.2010, 01.03.2010 по 31.03.2010, 01.04.2010 по 30.04.2010

Расчет суммы неосновательного обогащения 4 174,14 руб. (составляющего сумму расходов по содержанию и ремонту многоквартирного дома) произведен истцом за спорный период с 01.01.2010 по 07.04.2010 года с учетом площади помещения 123,1 кв.м. по тарифам, установленным Решением Красноярского городского Совета депутатов от 22.12.2009 N 8-132 «О внесение изменений в Решение Красноярского городского Совета от 28.12.2005 N В-160 «Об оплате жилья и коммунальных услуг в городе Красноярске».

Ответчик в спорный период расходы по содержанию общего имущества в многоквартирном доме не оплачивал.

Ссылаясь на то, что, являясь управляющей организацией, истец с 01.01.2010 по 07.04.2010 выполнял полномочия по управлению многоквартирным домом N 23 по ул. Глинки в г. Красноярске, осуществляя содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома, тогда как ответчик возмещение понесенных истцом расходов не произвел, истец обратился в арбитражный суд с иском о взыскании с ответчика 4 174,14 руб. неосновательного обогащения.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство в Российской Федерации основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора. Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему. Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

Истец предъявляя требования о взыскании платы за участие в содержании и текущем ремонте помещения N 23 общей площадью 123,1 кв.м, расположенное в многоквартирном доме по адресу: г. Красноярск, ул. Глинки, д. N 23, ссылается на договор управления многоквартирным домом от 11.09.2006

Согласно части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее - общее имущество в многоквартирном доме).

Частью 1 статьи 37 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения. Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.

Исходя из содержания статей 37, 39 Жилищного кодекса Российской Федерации издержки по содержанию общего имущества относятся как на собственников квартир, так и на собственников нежилых помещений вне зависимости от их фактического использования. При этом, отсутствие заключенного договора на возмещение соответствующих затрат не является основанием для освобождения собственника от участия в таких расходах.

Согласно статье 44 Жилищного кодекса Российской Федерации выбор способа управления многоквартирным домом относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. На основании статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

В силу подпункта «а» пункта 28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений, собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме.

В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:

1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;

2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;

3) управление управляющей организацией.

Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны:

1) состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома;

2) перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация;

3) порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы;

4) порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления.

В материалы дела представлены: договор управления многоквартирным домом по адресу: город Красноярск, ул. Глинки, д. N 23, примерные перечни работ по содержанию помещений, работ по текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оплата которых осуществляется за счет средств платы за содержание помещений; примерный перечень коммунальных услуг, оказываемых управляющей компанией, и определение размера платы за коммунальные услуги).

Нежилые помещения, занимаемые учреждением «Городская детская поликлиника N 4», находятся в жилом доме, то есть не могут существовать отдельно от этого дома, а их собственник не может не пользоваться такими элементами дома, как крыша, фундамент, коммуникации и др. Следовательно, бремя содержания собственником своего имущества включает не только расходы по содержанию непосредственно нежилых помещений, но и расходы по эксплуатации всего здания. Расходы по содержанию здания обусловлены необходимостью его эксплуатации и поэтому являются обязательными.

Исходя из изложенного, расходы по содержанию общего имущества обязаны нести как собственники квартир, так и собственники нежилых помещений вне зависимости от их фактического использования. При этом, отсутствие заключенного договора на возмещение соответствующих затрат не является основанием для освобождения собственника от участия в таких расходах.

Материалами дела подтверждается как фактическое пользование ответчиком нежилым помещением, принадлежащим ему на праве оперативного управления, так и отсутствие договора, заключенного ответчиком с истцом на возмещение затрат на содержание общего имущества дома согласно доле участия.