АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 21 апреля 2011 года Дело N А33-87/2011

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 14 апреля 2011 года. В полном объёме решение изготовлено 21 апреля 2011 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Егорова А.Л., рассмотрев в судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Служба Заказчика» (г.Минусинск)

к открытому акционерному обществу «Енисейская ТГК (ТГК-13)» в лице филиала «Минусинская ТЭЦ» (г. Минусинск).

о взыскании неосновательного обогащения.

В судебном заседании присутствуют:

от истца: Раутенберг А.В. - представитель по доверенности от 01.09.2010 (личность удостоверена на основании паспорта), Зимина Е.В. - представитель по доверенности от 11.01.2011 (личность удостоверена на основании паспорта), Пургина Т.П. - представитель по доверенности от 11.01.2011 (личность удостоверена на основании паспорта),

от ответчика: Романова Е.Ф. - представитель по доверенности от 30.07.2010 N 319 (личность удостоверена на основании паспорта), Лех О.Е. - представитель по доверенности N 353 от 26.08.2010. (личность удостоверена на основании паспорта).

при ведении протокола судебного заседания секретарем Заболотниковой Н.Н.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Служба Заказчика» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к открытому акционерному обществу «Енисейская ТГК (ТГК-13)» о взыскании 10 875 165 руб. 41 коп. - неосновательного обогащения.

Исковое заявление принято к производству суда. Определением от 19.01.2011 возбуждено производство по делу.

Представитель истца заявленные требования поддержал в полном объеме.

Представитель истца представил дополнительные письменные пояснения к исковому заявлению, которые содержат следующие доводы:

«Одним из оснований заявленных исковых требований является норматив потребления тепловой энергии на нужды отопления многоквартирных жилых домов, принятый Решением Минусинской городской Думы от 26.12.2005 года N 13-1 1 5р.

При расчете данного норматива использовалась методика, отличающаяся от Постановления Правительства РФ N306 от 23.05.2006 г.. в связи отсутствием данного нормативного акта на то время.

Норматив потребления, принятый решением Минусинской городской думой 26.12.2005 г. рассчитан исходя из следующего:

Средний объем тепловой энергии фактически поставленной для отопления за 2003-2004 г.г.. площадь всех отапливаемых жилых помещений в г. Минусинске. Исходя из этого было определено, что для отопления 1 кв.м. жилой площади необходимо 0.0214 Гкал в течении отопительного периода длительностью 7.4 месяца.

Данные обстоятельства подтверждаются письмом МУ «Единый заказчик» N708 от 16.09.2010 г.. письмами администрации г. Минусинска N5445-01-03 от 07.12.2010 г. и N347-01-09 от 28.01.2011 г.

Таким образом, можно сделать вывод, что решением Минусинской городской Думы от 26.12.2005 года N 13-115-р был рассчитан норматив для расчетов между исполнителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающей организацией в течение отопительного периода 7.4 месяца.

После вступления в действие Постановления Правительства РФ N306 от 23.05.2006 г. норматив потребления тепловой энергии в г. Минусинске не пересчитывался и не изменялся.

Позиция ответчика заключается в необходимости оплаты за поставленную им тепловую энергию по нормативу в течении 12 месяцев, что противоречит фактическим обстоятельствам. Для разрешения названных вопросов был направлен запрос в фонд «Институт экономики города».

В ответе от 20.02.2011 г. разъяснено, что норматив отопления N.. (Гкал на 1 кв.м. в месяц) рассчитывается по формуле 6 приложения к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N306. как частное от «р..» и произведения (8* * 12). При этом цифра 12 означает, что норматив отопления устанавливается не на отопительный период, а на 12 месяцев. По этому использование норматива отопления, установленного до принятия Правительством постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N306 на отопительный период (например 7.4 месяца или 225 дней), в течение всего года (12 месяцев) не соответствует требованиям постановлений Правительства от 23.05.2006 г. N306 и N307, приводит к переплате за отопление, нарушает права граждан. Расчет норматива потребления в соответствии с Постановлением Правительства N306 от 23.05.2006 г. по домам, находящимся в управлении ООО «Служба заказчика», показывает, что при оплате поставленной тепловой энергии в течение 12 месяцев норматив потребления тепловой энергии должен составлять 0,0187984 Гкал/м.кв. в месяц (расчет прилагается).

Ссылка ответчика на письмо администрации г. Минусинска N3023-01-21 от 19.07.2010 г. несостоятельна. В данном письме администрация г. Минусинска разъясняет, что норматив потребления тепловой энергии 0,0214 Гкал/м. кв. в месяц применяется для абонентов, проживающих в многоквартирных жилых домах, в течение всего года, то есть 12 месяцев. Данная позиция администрации полностью соответствует положениям постановления Правительства РФ N307 от 23.05.2006 г.. устанавливающего порядок начисления исполнителем коммунальных услуг (истцом) стоимости коммунальных услуг гражданам и проведение (истцом) ежегодной корректировки по оплате гражданами фактически потребленной тепловой энергии в течение отопительного периода 7.4 месяца, в то время как для расчетов между исполнителем коммунальных услуг (истцом) с ре-сурсоснабжающей организацией (ответчиком) указанный норматив не может применяться в течение 12 месяцев (письмо администрации г. Минусинска N347-01-09 от 28.01.2011 г.). Это объясняется тем, что на момент принятия Минусинской городской Думой норматива потребления тепловой энергии постановления Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N306 не существовало, в связи с чем методика расчета норматива потребления тепловой энергии была иной, исходя из срока оплаты за потребленную тепловую энергию в течение 7.4 месяцев (письмо администрации г. Минусинска N5445-01-03 от 07.12.2010 г.). До настоящего времени норматив потребления тепловой энергии не менялся, в соответствии постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N306 не рассчитывался».

Представитель ответчика иск не признает, против удовлетворения заявленных требований возражает.

Представитель ответчика представил в материалы дела письменные дополнения к отзыву на исковое заявление, которые содержат следующие доводы:

«Обстоятельства, на которые в подтверждение своей позиции ссылается Истец, основаны на необходимости определения Ответчиком стоимости отопления и горячего водоснабжения в жилых домах (приборы учета в которых отсутствуют, либо находятся в нерабочем состоянии, либо не допущены к эксплуатации) исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

Вместе с тем, при определении стоимости отопления за указанный в иске период ООО «Служба заказчика» производит расчет исходя из общей жилой площади дома, в то время как согласно п. 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. N307 (далее по тексту - Правила), и подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к указанным Правилам при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за отопление в жилом помещении определяется по формуле.

Так, в исковом заявлении при расчете сумм, подлежащих оплате исходя из Правил истец неправомерно занизил площадь обслуживаемых им жилых домов, что противоречит не только смыслу жилищного законодательства, но и требованиям Правил, утв. Постановлением N 307.

Еще одно расхождение позиций Сторон по делу заключается в вопросе определения периода предъявления к оплате по нормативам потребления коммунальных услуг стоимости отопления и горячего водоснабжения в жилых домах, не имеющих приборов учета.

Так, истцом при расчете стоимости отопления применяется период времени равный 7,4 месяца, полагая, что норматив потребления коммунальных услуг 0,0214 Гкал/м, утвержденный Решением Минусинской городской Думы N 13-115р от 26 декабря 2005 года, рассчитан исходя из отопительного периода и, соответственно, должен применяться только в те месяцы, когда отопление было. Однако, указанный норматив рассчитан исходя из 12 (двенадцати) месяцев и предполагает, что оплата за отопление, определенная с применением данного норматива, вносится потребителем равными долями ежемесячно в течение календарного года.

Такой вывод основан на норме пункта 14 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 306, в соответствии с которой норматив потребления должен быть определен или рассчитан по формулам согласно приложению. В соответствии с формулами, содержащимися в пунктах 3 и 13 Приложения к указанным Правилам, норматив потребления определяется путем деления суммарного расхода тепловой энергии на 12 месяцев.

Более того, сам Истец на протяжении заявленного в иске периода указанный выше норматив (0,0214Гкал/м2) предъявлял населению ежемесячно на протяжении 2008, 2009, 2010 годов.

Согласно того же Решения Минусинского городского Совета депутатов от 26.12.2005г. N13-115р норматив на отопление, применяемый только в течение отопительного периода (7,4 месяца) - 0,0544Гкал/м2, гораздо выше норматива, предъявляемого населению равномерно в течение 12 месяцев в году - 0,0214Гкал/м2.

Таким образом, вывод Общества об определении платы за отопление исходя из количества месяцев отопительного периода (7,4 мес.) является несостоятельным, а его расчет стоимости отопления - ошибочным.

Представленные Истцом Акты приемки товара не имеют юридической силы и не могут являться доказательствами, обосновывающими количество потребленной обслуживаемыми им домами тепловой энергии, поскольку носят односторонний характер - подписаны только представителями Истца.

При определении суммы по настоящему делу Истцом неправомерно указан возврат по потерям, стоимость которых ранее уже Ответчиком была произведена.

Помимо прочего, позиции Сторон дела различны и в отношении размера платы за потребленный Истцом теплоноситель (горячую воду) в жилых домах, оборудованных приборами учета.

Показания приборов учета, установленных в жилых домах, оборудованных узлами учета, включают в себя данные о количестве потребленной тепловой энергии, выраженной в Гкал, и количестве теплоносителя, выраженного в тоннах. При этом стоимость тепловой энергии определяется на основании тарифа, утвержденного РЭК Красноярского края, а стоимость теплоносителя (химически очищенной воды) - на основании себестоимости химически очищенной воды, которая рассчитывается энергоснабжающей организацией и согласовывается с органом местного самоуправления и абонентом в договоре теплоснабжения. Согласно п.6.3 договора на теплоснабжение N9981 между Истцом и Ответчиком стоимость химически очищенной воды устанавливается Энергоснабжающей организацией. П.6.5 договора N9991 сторонами согласовано условие о том, что изменение тарифов в период действия договора не требует его переоформления.

Применяемый ОАО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» тариф как за Гкал, так за 1 тонну теплоносителя один и тот же для всех потребителей: населения, управляющих компаний и т.д., в связи с чем довод Истца относительно отказа от оплаты ХОВ по установленным тарифам является несостоятельным.

Истцом необоснованно при определении подлежащей оплате стоимости тепловой энергии исключены данные приборов учета о количестве Гкал, потребленных жилыми домами, оборудованными узлами учета, в летний период. Расчет стоимости горячего водоснабжения проведен исходя из температуры теплоносителя в 60-75градусов, применяемой при расчете нормативов потребления коммунальных услуг, тогда как фактически температура горячей воды в зимние периоды составляет 90-95 градусов, что фиксируется прибором учета.

Таким образом, расчет стоимости отопления и горячего водоснабжения ответчика противоречит вышеуказанным пунктам Гражданского кодекса РФ, Жилищного кодекса РФ, Федерального закона «О теплоснабжении». Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. Постановлением Правительства N 307, а также иным нормативным актам в сфере теплоснабжения».

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

01 ноября 2006 года между ОАО «Красноярская генерация» и ООО «Служба заказчика» заключен договор N9991 на теплоснабжение с протоколом урегулирования разногласий и соглашений о внесении изменений в договор от 15.02.2007, от 04.06.2007, от 19.12.2007, от 17.09.2008, от 27.11.2008, от 17.08.2009, от 16.09.2009, от 03.11.2009, от 17.09.2010, от 19.01.2010).

01 октября 2005 года в единый государственный реестр юридических лиц инспекцией Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Красноярска была внесена запись о создании ОАО «Красноярская генерация» путем реорганизации в форме выделения из ОАО «Красноярскэнергосбыт», ОАО «Красноярская генерация», «Красноярские магистральные сети», ОАО «Тываэнерго-Холдинг».

Протоколом N 3 внеочередного общего собрания кредиторов ОАО «Красноярская генерация» 18.08.2006 принято решение о реорганизации ОАО «Красноярская генерация» в форме присоединения к ОАО «Хакасская генерирующая компания». ОАО «Хакасская генерирующая компания» переименовано в ОАО «Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)» 21.12.2006 (свидетельство серии 19 N 000641879).

В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ от 31.12.2006 N 3967 ОАО «Красноярская генерация» прекратило свою деятельность в результате реорганизации в форме присоединения 31.12.2006 к ОАО «Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)» (свидетельство серия 24 N 004352076).

В соответствии с пунктом 1.2 устава ОАО «Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)» с момента внесения записи о прекращении деятельности ОАО «Красноярская генерация» ОАО «Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)» является правопреемником по всем правам и обязанностям.

Предметом договора N9991 является подача энергоснабжающей организацией абоненту тепловой энергии, а также оплата абонентом принятой энергии, режим ее потребления, на условиях, определяемых договором, обеспечение абонентом условий безопасности эксплуатации находящихся в его ведении тепловых сетей, исправности используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии.

В приложении N1 согласован ориентировочный годовой отпуск тепловой энергии, в приложении N3 согласован расчет тепловой энергии на отопление, на горячее водоснабжение, расчет тепловых потерь.

Согласно пункту 3.1.1 энергоснабжающая организация обязалась отпускать тепловую энергию абоненту на объекты, указанные в приложении N3 соответствующего качества и в объемах, установленных договором (приложение N1).

Абонент обязан оплачивать фактическое потребление тепловой энергии на отопление, вентиляцию, горячее водоснабжение и нормативные потери по трассе, находящейся на его балансе, в сроки, указанные в настоящем договоре (п.4.1.1).

Согласно пункту 5.1 договора учет количества отпущенной тепловой энергии производится по коммерческим приборам учета, установленным в соответствии с установленными нормами и требованиями, на объектах абоненту и допущенные в эксплуатацию представителем энергоснабжающей организации. При отсутствии коммерческих приборов учета, количество тепловой энергии в горячей воде определяется по приборам учета, установленным на теплоисточниках с последующим распределением пропорционально максимальным часовым нагрузкам присоединенных потребителей, согласно Правил учета отпуска тепловой энергии ПР 34-70-010-85 (раз.N5).

Абонент ежемесячно с 25 по 30 (31) число предоставляет показания по коммерческим приборам учета тепловой энергии, подписанные уполномоченным лицом, в чьем ведении находятся узлы учета. Показания предоставляются в виде ежесуточного журнала и накопительных значений тепловой энергии и массы теплоносителя (п.5.3).

Расчетным периодом по договору является месяц. Платеж осуществляется абонентом 25 числа каждого текущего месяца в размере 40 % от потребления, рассчитанного энергоснабжающей организацией с учетом данных согласно Приложения N1, платежным поручением на расчетный счет ОАО «Красноярская генерация» по тарифам РЭК. Окончательный расчет до 5 числа месяца, следующего за расчетным за фактически принятое количество тепловой энергии, оплачивается абонентом в акцептном порядке на основании платежного требования, выставляемого энергоснабжающей организацией в банк с выставлением счета-фактуры.

Соглашением от 15.02.2007 изменено в том числе, содержание приложения N1,3.

Соглашением от 17.08.2009 пункт 2.1 принят в следующей редакции: энергоснабжающая организация обеспечивает ориентировочный годовой отпуск тепловой энергии в горячей воде и химически очищенной воды исходя из наличия ресурсов и в соответствии с нагрузками в количестве: тепловая энергия 52397,55 Гкал, химически очищенная вода 251791,30 тн, максимальная присоединенная тепловая нагрузка составляет 15,203144 Гкал/час из них: на отопление 12,965737 Гкал/час при Тн.в. -40 С, на вентиляцию 0 Гкал/час ,при Т.Н.в. -40 С, на горячее водоснабжение 2,140713 (29,98223 Гкал/час (тн/час), тепловые потери 0,096705 Гкал/час на участке по актам разграничения балансовой принадлежности).

Соглашение вступает в силу в части изменения нагрузки на потери в теплосетях с 01.01.2009.

Соглашением от 17.09.2010 в абзац пункта 5.1 добавлены адреса жилых домов, на которых установлены приборы учета: жилой дом ул.Сафьяновых, 14, на вводе в подвальном помещении в 3,5 от внутренней стены.

Соглашениями от 15.02.2007, от 04.06.2007, от 19.12.2007, от 17.09.2008, от 27.11.2008, от 17.08.2009, от 16.09.2009, от 03.11.2009, от 17.09.2010, от 19.01.2010 вносились изменения в пункты 2,1, 9.1 договора.

Истец, ссылаясь на то, что ответчик неправомерно использует методики расчета платы за отопление и горячее водоснабжение, необоснованно предъявил к оплате 10 875 165 руб. за период с декабря 2007 года по ноябрь 2010 года., что и послужило основанием для обращения в арбитражный суд.

Ответчик иск не признал, пояснил, что расчет произведен в соответствии с законодательством, неосновательного обогащения не возникло. Ответчиком представлен расчет.

К материалам дела приобщены: технический паспорт жилого дома N43 по ул.Абаканская (общая площадь жилого дома составляет 4369, 85 кв. м.), договор на теплоснабжение N9435 от 14.03.2005, заключенный с ИП Чащиным (61,6 кв.м), технический паспорт жилого дома N21 по ул. Народная (общая площадь жилого дома составляет 3134, 68 кв. м.), свидетельство о государственной регистрации права собственности на часть помещения по ул.Народной, 21, пом.77 ИП Ставпивской М.Г. (31,2 кв.м), акта приема-передачи помещений, занимаемых в этом доме СБ РФ (75,2 кв.м), договор безвозмездного пользования муниципальным имуществом в доме по ул.Народная, 21 Обществом ВОИ (72, 54 кв.м.), договоры на теплоснабжение: N10075 от 30.07.2007 с местной организацией общероссийской общественной организацией «Всероссийское общество инвалидов» (ВОИ) г.Минусинска, договор N10066 от 27.06.2007 заключенный с Ставпивской М.Г., договор N9145 от 06.08.2004 заключенный с Акционерным коммерческим сберегательным банком РФ, договор N9941 от 03.11.2006 заключенный с Тетериным А.А.,технический паспорт жилого дома N19 по ул. Тимирязева общая площадь жилого дома составляет 16652, 4 кв. м. с учетом помещений, занимаемых в этом доме ИП Тетериным А.А. (49, 8 кв.м).

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Согласно пункту 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, в том числе из договоров и иных сделок. Статья 9 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.