АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 11 ноября 2010 года Дело N А33-13548/2010

г. Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 11 ноября 2010 года.

В полном объеме решение изготовлено 11 ноября 2010 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Чурилиной Е.М., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому Федеральному округу

к Федеральному государственному унитарному предприятию «Авиапредприятие «Черемшанка»

о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Храмцова А.Н. на основании доверенности от 12.10.2010, Орешонок И.А. на основании доверенности от 04.11.2010,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Е.Я. Драчевой,

установил:

Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому Федеральному округу обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о привлечении Федерального государственного унитарного предприятия «Авиапредприятие «Черемшанка» к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Заявление принято к производству суда. Определением от 04.10.2010 возбуждено производство по делу.

Ответчик в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства (уведомление о вручении от 27.10.2010 N 33009 и 33064.

Согласно статьям 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя лица, привлекаемого к административной ответственности.

Представители заявителя требования поддержали по основаниям, изложенным в заявлении.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

Федеральное государственное унитарное предприятие «Авиапредприятие «Черемшанка» зарегистрировано в качестве юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1022402481760.

Управлением государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому Федеральному округу в период с 10.08.2010 по 12.08.2010 проведена проверка соблюдения унитарным предприятием обязательных требований, установленных правовыми актами в сфере гражданской авиации.

Проведенной проверкой установлено, что филиал «Аэропорт «Игарка» Федерального государственного унитарного предприятия «Авиапредприятие «Черемшанка», расположенный по адресу: Красноярский край, г. Игарка, ул. Авиаторов, д. 8, осуществляет аэропортовую деятельность, в том числе деятельность по обеспечению авиационной безопасности без лицензии.

По результатам проверки должностным лицом административного органа в отношении предприятия составлен протокол об административном правонарушении от 11.08.2010 N 40/2010 по признакам правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Указанные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в арбитражный суд в соответствии с частью 3 статьи 23.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с рассматриваемым заявлением.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Настоящее заявление рассматривается в порядке главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (статьи 202-206).

Согласно пункту 1 Положения об Управлении государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, утвержденного Приказом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 29.06.2009 N АК-790фс (далее по тексту - Положения от 29.06.2009 N АК-790фс), Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта является межрегиональным территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, осуществляющим, в том числе функции Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по государственному контролю (надзору) за деятельностью в сфере гражданской авиации Российской Федерации аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, транспортной безопасности, на территории Красноярского края.

В соответствии с пунктом 6.1 Положения от 29.06.2009 N АК-790фс Управление организует и проводит мероприятия по контролю (надзору) соблюдения юридическими лицами требований законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов, норм и правил в установленной сфере деятельности.

Пунктом 6.3.5. предусмотрено, что в сфере гражданской авиации Управление осуществляет контроль (надзор) за деятельностью эксплуатантов коммерческой гражданской авиации, аэропортов, авиационных предприятий, юридических и физических лиц, осуществляющих деятельность по обеспечению авиационной безопасности, в части соблюдения лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности по обеспечению авиационной безопасности.

В соответствии с частью 1 статьи 28.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

Согласно части 4 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1, 2 и 3 настоящей статьи, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством.

В соответствии с пунктом 2 Положения о лицензировании деятельности по обеспечению авиационной безопасности, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2006 N 784, лицензирование деятельности по обеспечению авиационной безопасности осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта.

В Перечень должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утверждённый Приказом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 30.10.2007 N ГК-938фс, включены в территориальных органах Ространснадзора должностные лица, на которых возложены функции по контролю и надзору в сфере воздушного, морского, речного, автомобильного и железнодорожного транспорта и дорожного хозяйства, в том числе, государственный инспектор и иные должностные лица территориальных органов Ространснадзора, уполномоченные осуществлять контрольные и надзорные функции в соответствии с должностными регламентами.

Протокол об административном правонарушении от 11.08.2010 N 40/2010 составлен государственным инспектором отдела отдела надзора за авиационной безопасностью, поисковым, аварийно-спасательным и противопожарным обеспечением полетов Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности Ространснадзора Слепухиным Григорием Алексеевичем, следовательно, уполномоченным должностным лицом.

В соответствии с частью 1 статьи 1.6 Кодекса лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Согласно части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Объективная сторона вменяемого Федерального государственному унитарному предприятию «Авиапредприятие «Черемшанка» административного правонарушения заключается в осуществлении предпринимательской деятельности без специальной лицензии (разрешения), если такое разрешение обязательно.

Абзацем 3 пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

В силу абзаца 2 пункта 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Согласно статье 2 Федерального закона N 128-ФЗ от 08.08.2001 «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Статья 4 Федерального закона N 128-ФЗ от 08.08.2001 «О лицензировании отдельных видов деятельности» определяет, что к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Согласно пункту 1 статьи 9 Воздушного кодекса Российской Федерации отдельные виды деятельности в области авиации могут осуществляться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на основании лицензий, выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности в соответствии с перечнем, предусмотренным пунктом 1 статьи 17 настоящего Федерального закона.

Пунктом 98 статьи 17 Федерального закона N 128-ФЗ от 08.08.2001 «О лицензировании отдельных видов деятельности» предусмотрено, что лицензированию подлежит, в том числе деятельность по обеспечению авиационной безопасности.

Порядок лицензирования деятельности по обеспечению авиационной безопасности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, определен Положением о лицензировании деятельности по обеспечению авиационной безопасности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2006 N 784 (далее по тексту - Положения).

В соответствии с подпунктом «а» пункта 7 Положения для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии и документы (копии документов), указанные в пункте 1 статьи 9 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также копии программы обеспечения авиационной безопасности, утвержденной соискателем лицензии.

Исходя из пункта 1.5. Федеральных авиационных правил «Сертификация аэропортов. Процедуры», утвержденных Приказом ФСВТ России от 24.04.2000 N 98 (далее - Правила от 24.04.2000 N 98), аэропортовая деятельность включает в себя обеспечение авиационной безопасности - комплекс режимно-охранных мероприятий, направленных на обеспечение безопасности пассажиров и экипажей воздушных судов.

Согласно пункту 1 статьи 83 Воздушного кодекса Российской Федерации авиационная безопасность - состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации; авиационная безопасность обеспечивается, в том числе службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов.

По пункту 1 статьи 84 Воздушного кодекса Российской Федерации лица, осуществляющие прием, отправку или обслуживание воздушного судна, обязаны принимать меры по обеспечению авиационной безопасности.

Пункт 2 статьи 84 Воздушного кодекса Российской Федерации содержит перечень мер, посредством которых обеспечивается авиационная безопасность.

В соответствии с пунктом 4 статьи 84 Воздушного кодекса Российской Федерации требования авиационной безопасности и порядок их выполнения устанавливаются федеральными авиационными правилами.

Требования авиационной безопасности к аэропортам, аэродромам, если не указано иное, обязательные для исполнения администрациями аэропортов, авиационными предприятиями, эксплуатантами, а также иными юридическими и физическими лицами, осуществляющими свою деятельность на территории аэропорта, установлены Федеральными авиационными правилами «Требования авиационной безопасности к аэропортам», утвержденными Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28.11.2008 N 142 (далее по тексту - Федеральные авиационные правила).

В соответствии с пунктом 3 Федеральных авиационных правил авиационная безопасность обеспечивается комплексом мер, предусматривающих создание и функционирование служб авиационной безопасности, охрану аэропортов, воздушных судов и объектов гражданской авиации, досмотр членов экипажей, обслуживающего персонала, пассажиров, ручной клади, багажа, почты, грузов и бортовых запасов, предотвращение и пресечение попыток захвата и угона воздушных судов.

Меры авиационной безопасности, обязательные для выполнения эксплуатантами авиации общего назначения, обеспечивающие защиту деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, установлены Федеральными авиационными правилами «Требования по авиационной безопасности к эксплуатантам авиации общего назначения», утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27.03.2003 N 29 (далее по тексту - Правила от 27.03.2003 N 29).

В соответствии с пунктом 5 Правил от 27.03.2003 N 29 авиационная безопасность эксплуатанта авиации общего назначения включает в себя мероприятия, направленные на обеспечение безопасности пассажиров и членов экипажа воздушного судна, которые проводятся в соответствии с установленными требованиями авиационной безопасности.

Пунктом 6 Правил от 27.03.2003 N 29 установлен перечень основных мероприятий по предупреждению актов незаконного вмешательства в деятельность эксплуатанта авиации общего назначения.

Как следует из материалов дела (в том числе текста постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 31.05.2010), государственному предприятию Красноярского края «КрасАвиа» вменяется правонарушение, заключающееся в осуществлении деятельности по обеспечению авиационной безопасности филиалом «Аэропорт «Игарка» без соответствующей лицензии.

Согласно пунктам 2 и 3 статьи 55 Гражданского кодекса Российской Федерации филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства; представительства и филиалы не являются юридическими лицами.

В соответствии с пунктом 2.1 устава Федерального государственного унитарного предприятия «Авиапредприятие «Черемшанка» предприятие создано в целях удовлетворения потребностей в результатах его деятельности и получения прибыли.

Согласно пунктам 2.2 и 2.2.1. устава предприятия для достижения целей, указанных в пункте 2.1 устава, осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в том числе обеспечение авиационной безопасности.

По пункту 1.10 устава предприятие имеет филиал «Аэропорт «Игарка» расположенный по адресу: 663200, Россия, Красноярский край, г. Игарка, ул. Авиаторов, д. 8.

Факт осуществления Федеральным государственным унитарным предприятием «Авиапредприятие «Черемшанка» предпринимательской деятельности по обеспечению авиационной безопасности без лицензии подтверждается материалами дела (в том числе договорами на аэропортовое и наземное обслуживание с открытым акционерным обществом «Авиакомпания «ЮТэйр» («перевозчиком») от 27.11.2009 N 067АП/108/09000, с обществом с ограниченной ответственностью «ЮТэйр - Экспресс» от 12.11.2009 N 060 АП/09 и с государственным предприятием Красноярского края «КрасАвиа» от 27.11.2009, предметом которых является обеспечение аэропортового и наземного обслуживания воздушных судов перевозчика, в том числе посредством обеспечения авиационной безопасности в аэропорту Игарка, справкой планово-экономического отдела предприятия о ставке аэропортовых сборов от 22.07.2010, справкой о количестве рейсов за июль, август 2010 года, справкой о доходах и расходах по авиационной безопасности за 2007-2009 годы и 6 месяцев 2010 года, протоколом об административном правонарушении от 11.08.2010 N 40/2010) и предприятием не оспаривается.

Таким образом, судом установлено наличие в действиях Федерального государственного унитарного предприятия «Авиапредприятие «Черемшанка» объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частями 1 и 4 статьи 1.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Пунктами 1 и 2 статьи 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно части 2 статьи 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.