НОВГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 5 октября 2021 года Дело N 7-241/2021

Судья Новгородского областного суда (Великий Новгород, ул. Нехинская, д. 55, стр. 1) Виюк А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке пересмотра жалобу А.А.К. на постановление судьи Боровичского районного суда Новгородской области от 09 сентября 2021 года, вынесенное в отношении А.А.К. о привлечении к административной ответственности по части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации,

установил:

09 сентября 2021 года инспектором ОВМ МО МВД России "Боровичский" <...> в отношении гражданина Узбекистана А.А.К. составлен протокол <...> об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за нарушение иностранным гражданином режима пребывания (проживания) в Российской Федерации.

В соответствии с подведомственностью, установленной частью 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, протокол об административном правонарушении и другие материалы дела в отношении гражданина Узбекистана А.А.К. направлены для рассмотрения по существу в Боровичский районный суд Новгородской области.

Постановлением судьи Боровичского районного суда Новгородской области от 09 сентября 2021 года гражданин Узбекистана А.А.К. привлечен к административной ответственности по части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей с выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда за пределы Российской Федерации.

В жалобе, поданной в Новгородский областной суд, гражданин Узбекистана А.А.К. не соглашается с постановлением и просит его отменить в части назначенного ему наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации. В обоснование доводов указал, что назначение ему дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации противоречит положениям Указа Президента Российской Федерации N 364 от 15 июня 2021 года, не допускающего выдворение иностранных граждан за пределы Российской Федерации до 30 сентября 2021 года, является вмешательством в его личную жизнь, ограничивая его права на семейную жизнь, учитывая, что на территории Российской Федерации проживают его супруга и дочь, с которыми он не проживает одной семьей, однако, оказывает материальную помощь в содержании несовершеннолетнего ребенка. Полагает, что повторно привлечен к административной ответственности за одно и то же правонарушение, учитывая, что за то же нарушение, выразившееся в уклонении от выезда из Российской Федерации с 25 января 2019 года он был привлечен к административной ответственности постановлением судьи Боровичского районного суда Новгородской области от 22 августа 2019 года.

Срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении заявителем соблюден.

В судебное заседание не явились надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела А.А.К., представитель МО МВД России "Боровичский", ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявлено, судьей принято решение о рассмотрении дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела в полном объеме с учетом требований части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изучив доводы жалобы, судья приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении в отношении гражданина Узбекистана А.А.К. составлен должностным лицом МО МВД России "Боровичский" в связи с тем, что 09 сентября 2021 года сотрудниками полиции установлен гражданин Узбекистана А.А.К., который на территории Российской Федерации находится незаконно с 25 января 2019 года, уклоняется от выезда с территории Российской Федерации.

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения гражданина Узбекистана А.А.К. к административной ответственности по части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановлением судьи районного суда от 09 сентября 2021 года.

Вместе с тем, с данным судебным актом согласиться нельзя, ввиду следующего.

Согласно требованиям части 1 статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии с частью 1 статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе, наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Согласно статьям 26.2, 26.11, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья, должностное лицо, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, устанавливает наличие или отсутствие события правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, на основании доказательств, оценка которых должна основываться на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности; постановление по делу должно быть мотивированным.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лиц, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями технических средств, вещественными доказательствами. Использование доказательств, полученных с нарушением закона, не допускается.

Согласно части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ).

Согласно статье 2 названного Федерального закона, законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.

В пункте 1 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ предусмотрено, что срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.

Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного этим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, перечисленных в пункте 2 названной статьи (пункт 2 статьи 5 указанного Федерального закона).

В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Привлекая гражданина Узбекистана А.А.К. к административной ответственности по части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья районного суда исходил из доказанности факта наличия в деянии последнего события и состава вмененного ему административного правонарушения.

Вместе с тем, 15 июня 2021 года в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и урегулирования правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в период преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), принят Указ Президента Российской Федерации N 364 "О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в период преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)".

Подпунктом "а" пункта 2 Указа установлено, что до 30 сентября 2021 года включительно в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации (за исключением иностранных граждан и лиц без гражданства, освобождаемых из мест лишения свободы, или нарушивших законодательство о государственной границе Российской Федерации, или создающих угрозу национальной безопасности Российской Федерации, в том числе выступающих за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, или оказывающих содействие в совершении террористических (экстремистских) актов либо совершающих их, а равно иными действиями поддерживающих террористическую (экстремистскую) деятельность, или посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, в том числе участвующих в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании), не принимаются решения об административном выдворении за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, об административном выдворении за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации, о депортации или передаче иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, о сокращении срока временного пребывания в Российской Федерации.

При этом, иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Российскую Федерацию до 15 марта 2020 года и не имеющие по состоянию на 16 июня 2021 года законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации, вправе до 30 сентября 2021 года включительно обратиться в территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации с составленным в произвольной форме заявлением об урегулировании их правового положения либо выехать за пределы Российской Федерации (подпункт "б" пункта 2 Указа).

При таких обстоятельствах при решении вопроса о наличии в деянии лица события и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наряду с иными обстоятельствами подлежит выяснению, реализовал ли иностранный гражданин право обращения в органы МВД России с заявлением об урегулировании своего правового положения в Российской Федерации.

Однако, указанное обстоятельство судьей районного суда выяснено не было.

В связи с чем вывод судьи районного суда о наличии в деянии А.А.К. вменяемого ему в вину состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является преждевременным.

Тем самым, в ходе судебного разбирательства по данному делу судьей районного суда не выполнены в полном объеме требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что не позволило ему всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, и является существенным нарушением процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; постановление судьи районного суда не соответствует требованиям пунктов 4, 6 части 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Такое разрешение дела об административном правонарушении нельзя признать отвечающим установленным статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях.

При этом, судья принимает во внимание, что в силу части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина; не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье; неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

При таких обстоятельствах на основании пункта 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях указанное постановление, вынесенное судьей районного суда по делу об административном правонарушении, подлежит отмене, а дело, учитывая, что на момент рассмотрения жалобы не истек установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности, - возвращению на новое рассмотрение, при котором суду следует дать надлежащую оценку указанным выше обстоятельствам, и на основании имеющихся и вновь полученных доказательств, постановить по делу законное и обоснованное решение.

Жалоба А.А.К. подлежит удовлетворению.

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 30.6-30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

Постановление судьи Боровичского районного суда Новгородской области от 09 сентября 2021 года, вынесенное в отношении А.А.К. о привлечении к административной ответственности по части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить, дело направить в Боровичский районный суд Новгородской области на новое рассмотрение.

Жалобу А.А.К. удовлетворить.

Решение вступает в законную силу с момента его вынесения.

Судья Новгородского

областного суда А.М. Виюк


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка