СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ЛЕНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 16 февраля 2021 года Дело N 33-1373/2021

Санкт-Петербург 16 февраля 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:

председательствующего Ильичевой Т.В.,

судей Насиковской А.А., Тумашевич Н.С.

при секретаре Максимчуке В.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области по гражданскому делу N 2-3732/2020 на решение Гатчинского городского суда Ленинградской области от 22 сентября 2020 года, которым отказано в удовлетворении исковых требований Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания N 2" о признании бездействия юридического лица по устранению нарушений требований санитарного законодательства незаконным, обязании устранить нарушения,

Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Ильичевой Т.В., возражения представителя ООО "Управляющая компания N 2" - Малюшкиной А.В., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда,

установила:

Управление Роспотребнадзора по Ленинградской области обратилось в Гатчинский городской суд Ленинградской области с иском к ООО "УК N 2" о признании бездействия по устранению нарушений требований санитарного законодательства незаконными, нарушающими права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, обязании устранить нарушения санитарных правил, и обеспечить надлежащее содержание мусоропроводов в подъездах многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в исправном состоянии, не ограничивая их пользование, в соответствии с п. 8.2.2. СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях".

В обосновании исковых требований указало, что территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области в Кировском районе в рамках проведения внеплановой документарной проверки в период с 29.05.2020 по 17.06.2020 на основании Распоряжения

заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области N 47-01-09-430/20 от 22.05.2020 выявлены следующие нарушения санитарного законодательства с учетом раннее выданного предписания, а именно: п.п. 1., 2.1. предписания N 23 от 13.02.2020 не выполнены: п. 1. предписания N 23 от 13.02.2020 не выполнен в срок до 01.05.2020, не устранены нарушения законодательства: ст. ст. 11, 22, 24 Федерального закона "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" N 52-ФЗ от 30.03.1999, п. 8.2.2. СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях". п. 2.1. предписания N 23 от 13.02.2020 не выполнен в срок до 01.05.2020, не обеспечено надлежащее содержание мусоропроводов в подъездах многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, в исправном состоянии, не ограничивая их пользование, в соответствии с п. 8.2.2. СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях". Факт невыполнения п. п. 1., 2.1. предписания N 23 от 13.02.2020 подтверждается письмом ООО "УК N 2" от 11.06.2020 исх. N 221 из которого следует, что собственниками многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> (протокол N 1 от 22.03.2018) принято решение о неиспользовании мусоропровода. Во исполнение решения общего собрания загрузочные клапаны мусоропроводов были закрыты и не эксплуатируются. Таким образом, ООО "УК N 2" не выполнены п. п. 1., 2.1. предписания N 23 от 13.02.2020 в срок до 01.05.2020 и нарушило требования ст. ст. 11, 22, 24 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" N 52-ФЗ от 30.03.1999, п. 8.2.2. СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях". По результатам проведенной внеплановой проверки за выявленные нарушения санитарного законодательства, в части невыполнения ранее выданного предписания в отношении ООО "УК N 2" был составлен протокол об административном правонарушении N 266 от 17.06.2020 по ч 1 ст. 19.5 КоАП РФ. Административный материалы дела направлен на рассмотрение в мировой суд. Бездействие юридического лица ООО "УК N 2" по устранению нарушений санитарного законодательства, то есть невыполнение требований санитарного законодательства нарушает ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 8 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ, так как нарушается право неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания, которая согласно ст. 1 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ включает в себя совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющей условия жизнедеятельности человека и создает угрозу жизни и здоровья граждан, не обеспечивая при этом благоприятную среду обитания неопределенного круга лиц.

Ответчик возражал против удовлетворения исковых требований, представил письменные возражения.

Решением Гатчинского городского суда Ленинградской области от 22 сентября 2020 года отказано в удовлетворении исковых требований.

Управление Роспотребнадзора по Ленинградской области не согласилось с постановленным решением, представило апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, отправив на новое рассмотрение. В обоснование доводов жалобы указывало, что решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.09.2020, на которое ссылается суд первой инстанции, не вступило в законную силу и истцом готовится жалоба на данное решение. Ссылка суда на ч.5 ст.46 ЖК РФ и п. п. 5.9.3., 5.9.30 Правил норм технической эксплуатации жилищного фонда, утв. Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 и отсутствие в них содержания требований об обязательном функционировании мусоропроводов не обоснована и не может являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.

В силу ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.

Согласно ст. 36 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.

В соответствии со ст. 46 ЖК РФ решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.

В силу п. 5.9.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 загрузочный клапан мусоропровода должен удовлетворять таким требованиям:

а) размеры ковша клапана должны исключать возможность выбрасывания в мусоропровод предметов, габариты которых больше внутреннего диаметра ствола;

б) ковш должен быть съемным, легко открываться и закрываться и иметь в крайних положениях плотный притвор с упругими прокладками, обеспечивающими дымо- и воздухонепроницаемость загрузочного клапана;

в) ковш должен иметь блокировку в закрытом положении;

г) в любом положении ковш не должен перекрывать внутреннее сечение ствола мусоропровода;

д) при открытом ковше его загрузочное отверстие фиксируется в положении, близком к горизонтальному;

е) загрузочные клапан и ковш должны обеспечивать свободное перемещение ТБО в ствол мусоропровода;

ж) внутренняя поверхность ковша должна быть гладкой и иметь стойкое антикоррозионное покрытие.

Согласно п. 5.9.30 указанных Правил организация по обслуживанию жилищного фонда должна систематически проверять правильность эксплуатации и обслуживания мусоропроводов, проводить инструктаж рабочих мусоропровода по санитарному содержанию домовладений, по работе с устройствами для очистки, мойки и дезинфекции стволов мусоропроводов, а также своевременно обеспечивать рабочих мусоропроводов спецодеждой, инвентарем, моюще-дезинфицирующими средствами.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области в Кировском районе, в рамках проведения внеплановой документарной проверки в период с 29.05.2020 по 17.06.2020 на основании Распоряжения заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области N 47-01-09-430/20 от 22.05.2020 в отношении ООО "УК N 2" 10.02.2020 при анализе документов в рамках проверки ранее выданного предписания от 13.02.2020 N 23, установлено, что 15.06.2020 выявлены нарушения санитарного законодательства, а именно: п. п. 1., 2.1. предписания N 23 от 13.02.2020 не выполнены: п. 1. предписания N 23 от 13.02.2020г. не выполнен в срок до 01.05.2020, а именно: не устранены нарушения законодательства: ст. ст. 11, 22, 24 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" N 52-ФЗ от 30.03.1999, п. 8.2.2. СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях". п. 2.1. предписания N 23 от 13.02.2020 не выполнен в срок до 01.05.2020, а именно: не обеспечено надлежащее содержание мусоропроводов в подъездах многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, в исправном состоянии, не ограничивая их пользование, в соответствии с п. 8.2.2. СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях".

По результатам проведенной внеплановой проверки, в части невыполнения ранее выданного предписания в отношении ООО "УК N 2" был составлен протокол об административном правонарушении N 266 от 17.06.2020 по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ. Административный материалы дела направлен на рассмотрение в мирового судьи.

Постановлением мирового судьи судебного участка N 80 Ленинградской области от 27 марта 2020 года, производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО "УК N 2" прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.09.2020 предписание от 17.06.2020 N 323 в отношении ответчика признано недействительным. Данное постановление истцом не обжаловано и вступило в законную силу.

Решением общего собрания собственников жилых помещений в многоквартирном доме N N по ул. Советская в г. Кировск Ленинградской области от 22.03.2018 принято решение закрыть (не использовать) мусоропровод в подъездах многоквартирного дома и использовать только контейнеры, расположенные на придомовой территории данного дома.

Указанное решение общего собрания собственников помещений не оспаривалось, недействительным не признано.

25.03.2018 ООО "Управляющая компания N 2" составлен акт, что на основании решения общего собрания собственников от 22.03.2018 приемные клапаны, расположенные на лестничных площадках указанного многоквартирного жилого дома закрыты. Использование мусоропроводов полностью ограничено. Контейнер для складирования ТБО на дворовой территории установлен.

Руководствуясь вышеприведенными правовыми нормами и учитывая установленные по делу обстоятельства, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградской области полагает, решение суда первой инстанции не подлежит отмене или изменению.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, с учетом представленных доказательств, оценка которым дана в соответствии со ст.67 ГПК РФ, что отсутствуют нарушения в действиях ответчика.

Доводы истца, что суд необоснованно ссылается на решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.09.2020, поскольку оно не вступило в законную силу, являются не состоятельными, поскольку истцом данное решение не обжаловано, доказательств обратного не представлено, и оно в настоящее время вступило в законную силу.

Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что в силу действующего законодательства, отсутствует обязательное наличие в многоквартирных домах мусоропровода. Пункты 5.9.3, 5.9.30 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, не содержат требований об обязательном функционировании мусоропроводов.

В силу положений ст.36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе оборудование обслуживающее более одного помещения в данном многоквартирном, к которым относятся мусоропроводы. Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных ЖК РФ и иным законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.

Суд первой инстанции обоснованно, с учетом положений ст. 46 ЖК РФ, пришел к выводу, что поскольку собственники указанного многоквартирного дома приняли решение, которое обязательно для всех собственников данного дома, а также для управляющей компании, производящей обслуживание многоквартирного дома, о закрытии (не использовании) мусоропровода в подъездах многоквартирного дома и использовать только контейнеры, расположенные на придомовой территории, в действия ответчика нарушений не усматривается и оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с толкованием норм материального права и произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, тогда как основания для переоценки доказательств отсутствуют.

Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, жалоба не содержат.

С учетом изложенного судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда полагает, что решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

определила:

решение Гатчинского городского суда Ленинградской области от 22 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Судья: Дубровская Е.Г.


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка