СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 21 января 2021 года Дело N 33-531/2021

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

Председательствующего судьи Белоусовой В.В.,

судей Кирюхиной М.А., Корсаковой Ю.М.,

при секретаре Вааповой С.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело

по иску Кцоев О.А. к Товариществу собственников недвижимости "Товарищество собственников жилья "Свой дом", председателю Товарищества собственников недвижимости "Товарищество собственников жилья "Свой дом" Резник Л.Н. о понуждении восстановить работу мусоропровода, взыскании компенсации морального вреда,

по апелляционной жалобе Кцоев О.А. на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 16 сентября 2020 года,

Заслушав доклад судьи Белоусовой В.В.,

установила:

Кцоев О.А. обратился в суд с иском о признании незаконными действий ответчиков по воспрепятствованию истцу в пользовании общим имуществом - мусоропроводом и мусороприемной камерой; возложении на ответчиков обязанности восстановить работу мусороприемной камеры и снять все ограничения по его использованию по прямому назначению; взыскании с ответчиков солидарно в пользу истца компенсации морального вреда в размере 77000 рублей.

Требования мотивированы тем, что истец является собственником квартиры по адресу: <адрес>.

Указанный многоквартирным жилой дом с 2016 года находится под управлением ТСН "ТСЖ "Свой дом". Данный дом оборудован мусоропроводом.

Вместе с тем, в отсутствие истца, без его согласия, в 2017 года загрузочное устройство мусоропровода было закрыто (заварено), что препятствует истцу в использовании мусоропровода по прямому назначению.

Обращения истца в адрес управляющей компании, председателя ТСН результата не принесли. Воспрепятствование в использовании мусоропроводом существенным образом ограничивает права истца на использование общего имущества дома, получения соответствующей коммунальной услуги, приводит к дополнительному загрязнению лифта, который стал использоваться для выноса мусора на улицу.

Решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 16 сентября 2020 года в удовлетворении иска отказано.

В апелляционной жалобе Кцоев О.А. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, иск удовлетворить, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение по делу, недоказанность установленных судом обстоятельств, имеющих значение по делу, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам по делу, неправильное применение норм материального и процессуального права.

В судебном заседании истец поддержал апелляционную жалобу и просил ее удовлетворить.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, причины неявки суду неизвестны.

На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Исследовав материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Рассмотрением дела установлено, что Кцоев О.А. является собственником квартиры <адрес>, кадастровый N, расположенной на 4-м этаже указанного многоквартирного жилого дома.

Управляющей компанией многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, является ТСН "ТСЖ "Свой дом".

Из материалов инвентаризационного дела на указанный многоквартирный жилой дом, пояснений сторон и представленных доказательств следует, что корпус N данного дома оборудован мусоропроводом с соответствующей мусороприемной камерой, расположенной на каждом этаже данного дома. На первом этаже данного дома находится помещение IV- мусоросборник, площадью 1,3 кв.м.

Из протокола общего собрания собственником от 24 мая 2017 года N 4 следует, что собственниками принято решение о закрытии мусоропровода с целью соблюдения пожарной безопасности, санитарных норм, низким тарифом на содержание дома и культурой жителей.

Указанное решение принято 77,6% голосов от присутствующих - 77,6% голосов собственников МКД.

Комиссией в составе членов правления ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10 27 мая 2017 года составлен акт о консервации мусоропровода с указанием причин консервации: нарушение правил пожарной безопасности, санитарных правил содержания и обслуживания мусоропровода, низкий тариф на содержание и ремонт общего имущества, культура жителей, раздельный сбор мусора. При консервации произведена обработка ствола мусоропровода, приёмного устройства. Произведена сварка крышек загрузочных клапанов на этажах.

Согласно протоколу от 05 июля 2020 года N N1 на внеочередном общем собрании собственников помещений в МКД было подтверждено ранее принятое решение о закрытии с мая 2017 года мусоропровода, поскольку мусоропроводы препятствуют развитию раздельного сбора отходов, являются источником грязи и инфекций, неприятного запаха и шума, пожароопасностью, дополнительной оплатой за обслуживание и ремонт общего имущества.

Указанное решение принято 73,7% голосов от присутствующих - 76,2% голосов собственников МКД.

В тоже время сторонами не оспаривается, что помещение мусоросборника на первом этаже МКД, в котором находятся соответствующие контейнеры для сбора мусора, открыто для использования по его назначению.

23 мая 2017 года председатель ТСН Резник Л.Н. обращалась в ООО "Альтфатер Крым" с заявлением о замене мусорного контейнера объемом 660 или 670 литров в связи с тем, что сгорел существующий.

В соответствии со ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:

1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);

2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий;

3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;

4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.

Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.

По решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников, объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц.

Приспособление общего имущества в многоквартирном доме для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме согласно требованиям, указанным в части 3 статьи 15 настоящего Кодекса, допускается без решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме только в случае, если такое приспособление осуществляется без привлечения денежных средств указанных собственников.

Согласно ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.Как установлено ст. 44 Жилищного Кодекса Российской Федерации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.

Согласно части 2 этой же статьи к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся, в частности:

1) принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта, о переустройстве и (или) перепланировке помещения, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме;

3) принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами, в том числе о заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, если для их установки и эксплуатации предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме;

4.1) принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме;

4.4) принятие решения о заключении собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, в порядке, установленном настоящим Кодексом, соответственно договора холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (далее также - договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг), договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами;

другие вопросы, отнесенные настоящим Кодексом к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии со ст. 46 Жилищного кодекса Российской Федерации решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктами 1.1, 4.2 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, и предусмотренных пунктами 1, 1.1-1, 1.2, 2, 3, 3.1, 4.3 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, а также решения, предусмотренного пунктом 4.5 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса, которое принимается в соответствии с частью 1.2 настоящей статьи. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами как документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей, и подлежат размещению в системе лицом, инициировавшим общее собрание.

Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.

Собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований настоящего Кодекса, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции на основании имеющихся в деле доказательств, правильно определив юридически значимые обстоятельства, установив их достаточно полно и объективно в ходе судебного разбирательства, дав им надлежащую правовую оценку, пришел к выводу о правомерности действий ответчика и, как следствие, к выводу об отсутствии основания для удовлетворения заявленных истцом требований.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку решение о консервации мусоропровода принималось собственниками многоквартирного жилого дома, что следует из протокола общего собрания собственников от 24 мая 2017 года N 4.

Указанное решение было принято более чем 2/3 голосов. В дальнейшем решение о консервации (закрытии) мусоропровода было подтверждено на внеочередном общем собрании собственников помещений 05 июля 2020 года, что следует из протокола N 1 от той же даты.

В настоящее время решения общих собраний собственников не отменены и не признаны недействительными в установленном законом порядке и, следовательно, являются обязательными для истца, независимо от его несогласие с ними.

Доводы истца о том, что без его согласия не могло быть произведено закрытие мусороприемников, в том числе и на его этаже, суд первой инстанции обоснованно признал несостоятельными, поскольку 100% согласие требуется при уменьшении размера общего имущества в многоквартирном доме возможно путем его реконструкции, а равным образом при проведении реконструкции, переустройство и (или) перепланировка помещений квартир (иных помещений), находящихся в собственности при невозможности их осуществления без присоединения к ним части общего имущества.

В настоящем случае размер общего имущества не уменьшен, мусоропровод остался в составе общего имущества собственников многоквартирного жилого дома. Вопрос относительно его неиспользования не тождественен отношениям по вопросу его отчуждения либо иного распоряжения, которое приведет к уменьшению размера общего имущества.

Неиспользование мусоропровода не является ни формой отчуждения общего имущества, ни реконструкцией дома, при этом, поскольку определение размера платы за услуги и работы по содержанию общего имущества связано с выбираемой формой сбора мусора, отнесение данного вопроса к ведению общего собрания собственников жилых помещений в многоквартирном доме законодательству не противоречит.

Требуя осуществить действия по открытию мусоропровода, истец фактически пытается преодолеть решение общего собрания собственников МКД вне рамок установленных законом процедур, что в свою очередь является нарушением положений ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, так как владение, пользование и распоряжение общим имуществом в многоквартирном доме осуществляется всеми собственниками помещений в многоквартирном доме (часть 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации), при этом органом управления многоквартирным домом в силу статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и такими что не могут служить основанием для отмены постановленного судебного решения.

Суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела и постановилзаконное и обоснованное решение, нарушений норм материального права и процессуального закона не допущено, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебного решения по доводам жалобы судом апелляционной инстанции не установлено.

Руководствуясь статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 16 сентября 2020 года оставить без изменения.

Апелляционную жалобу Кцоев О.А. оставить без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления.

Председательствующий судья

Судьи


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка