АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 февраля 2021 года Дело N А32-21654/2020

Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2021 года

Постановление изготовлено в полном объеме 19 февраля 2021 года

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Воловик Л.Н. и Драбо Т.Н., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Новороссийской таможне (ИНН 2315060310, ОГРН 1032309080264) - Панченко В.В. (доверенность от 17.12.2020), Самойловой Л.Ф. (доверенность от 27.07.2020), в отсутствие в судебном заседании заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Реал Импорт" (ИНН 2315023510, ОГРН 1122315006857), извещенного о месте и времени судебного разбирательства (уведомления N 11169 6, 11167 2, отчет о публикации судебных актов на сайте в сети Интернет), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Реал Импорт" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.08.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2020 по делу N А32-21654/2020, установил следующее.

ООО "Реал Импорт" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Новороссийской таможне (далее - таможня) о признании незаконным отказа в ознакомлении с материалами камеральной таможенной проверки от 03.03.2020 N 10317000/210/030320/А000063/000 посредством осуществления выписок из них, снятия копии и фотографирования, изложенного в письме от 24.03.2020 N 02-44/08096;

обязании ознакомить представителя общества с материалами камеральной таможенной проверки N 10317000/210/030320/А000063/000 посредством осуществления выписок из них, снятия копии и фотографирования (требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Решением суда от 04.08.2020, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 17.11.2020, в удовлетворении требований отказано.

Судебные акты мотивированы соблюдением таможней прав и законных интересов общества при получении информации об итогах таможенной проверки и ознакомлении с материалами камеральной проверки.

В кассационной жалобе и дополнении к ней общество просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить, направить дело на новое рассмотрение. Ссылается на отсутствие оценки судом доказательств о заявлении недостоверных сведений о таможенной стоимости декларируемого товара; неправильные ссылки на письмо Министерства финансов Российской Федерации и судебную практику.

В отзыве на кассационную жалобу таможня просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

В судебном заседании представители таможни поддержали доводы, изложенные в отзыве на жалобу.

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей таможни, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

Суд установил и материалами дела подтверждается, что таможня провела в отношении общества камеральную таможенную проверку достоверности заявленных в ДТ N 10317090/280218/0004476 сведений о таможенной стоимости товаров N 1 - 4 и содержащихся в документах о ней. По итогам проверки выявлено заявление обществом недостоверных сведений о таможенной стоимости ввезенных товаров, что повлекло начисление дополнительных таможенных платежей. Составлен акт проверки N 10317000/210/030320/А000063/000 и направлен обществу письмом от 03.03.2020 N 02-44/05839 (получен 11.03.2020).

В таможню 16.03.2019 обратился представитель общества Потемкин Д.А. с заявлением от 11.03.2020 об ознакомлении с материалами камеральной таможенной проверки, включая фотографирование, назначив время и место ознакомления.

Письмом от 23.03.2020 N 02-44/08096 таможня отказала обществу в таком ознакомлении, разъяснив порядок ознакомления с материалами камеральной таможенной проверки в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Общество обжаловало отказ таможни в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении требований, суд обоснованно руководствовался следующим.

Права и обязанности должностных лиц таможенных органов и проверяемых лиц при проведении таможенной проверки установлены частями 1 и 3 статьи 335, статьей 336 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - Таможенный кодекс).

Подпунктом 8 пункта 1 и подпунктом 9 пункта 3 статьи 335 Таможенного кодекса предусмотрено, что права и обязанности должностных лиц таможенных органов при проведении таможенной проверки могут устанавливаться законодательством государств - членов ЕАЭС.

Аналогичное положение закреплено в подпункте 6 пункта 1 и подпункте 9 пункта 2 статьи 336 Таможенного кодекса в отношении прав и обязанностей проверяемых лиц при проведении таможенной проверки.

Статьями 235, 236 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 289-ФЗ) закреплены права и обязанности проверяемых лиц при проведении таможенной проверки.

Так, исходя из абзаца 3 статьи 235 Закона N 289-ФЗ, с разрешения начальника (заместителя начальника) таможенного органа, проводившего таможенную проверку, после получения акта таможенной проверки проверяемое лицо вправе знакомиться с материалами таможенной проверки, не содержащими сведения, составляющие государственную тайну, а также сведения, составляющие коммерческую, налоговую, банковскую тайну третьих лиц и иную охраняемую законом тайну (секреты), а если представление проверяемому лицу указанных сведений предусмотрено федеральными законами, также с материалами таможенной проверки, содержащими такие сведения.

При этом законодательство Российской Федерации о таможенном регулировании не содержит правовых норм, устанавливающих право проверяемого лица на ознакомление с материалами таможенной проверки путем осуществления выписок из них, снятия копии и фотографирования, а также соответствующих правовых норм, устанавливающих корреспондирующую обязанность таможенного органа предоставлять проверяемому лицу возможность ознакомления с таможенной проверкой путем названных действий.

Из писем Министерства финансов Российской Федерации от 31.10.2019 N 03-1012/84139, 05.12.2019 N 03-10-11/94616 следует, что Законом N 289-ФЗ не предусмотрено право лица при ознакомлении с материалами таможенной проверки осуществлять выписки из них, снимать копии, в том числе посредством фотографирования. Проверяемое лицо вправе знакомиться с материалами таможенной проверки путем их визуального осмотра. Указанное разъяснение не содержит обязательных для исполнения норм, направленных неопределенному кругу лиц, в связи с чем, его регистрация или официальное опубликование не требуются.

Таким образом, изложенный в письме от 23.03.2020 N 02-44/08096 отказ таможни правомерно признан судом соответствующим закону и не нарушающим права и законные интересы общества. Является обоснованным вывод суда первой инстанции об отсутствии в рассматриваемом случае нарушения таможней требований части 2 статьи 235 Закона N 289-ФЗ, а также нарушений прав общества.

Таможня не отказала в ознакомлении с материалами таможенной проверки, а лишь разъяснила действующий порядок ознакомления с материалами камеральной таможенной проверки.

Следовательно, право общества на возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, не нарушено.

По итогам проведения камеральной таможенной проверки таможня направила обществу как акт таможенной проверки, так и письмо с разъяснением порядка ознакомления с материалами проверки, в связи с чем права и законные интересы общества не ограничены ни при получении информации об итогах таможенной проверки, ни при ознакомлении с материалами камеральной таможенной проверки.

Вывод суда о соответствии оспариваемого письма закону и соблюдении им прав и законных интересов общества является обоснованным.

Ссылка на вывод о заявлении декларантом недостоверных сведений о таможенной стоимости противоречит судебным актам - в них содержится описание вывода таможни, изложенного в акте камеральной проверки, оценка законности которого не является предметом настоящего спора.

Выводы суда основаны на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.08.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2020 по делу N А32-21654/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий Л.А. Черных

Судьи Л.Н. Воловик

Т.Н. Драбо


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка