СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ АМУРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 28 октября 2020 года Дело N 33АП-3299/2020

Судебная коллегия по гражданским делам Амурского областного суда в составе:

председательствующего судьи: Калиниченко Т.В.,

судей коллегии: Абрамовой С.А., Воробьёвой В.С.,

при секретаре: Перепелициной Л.Е.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Абоимова Вадима Андреевича к администрации города Зеи Амурской области о предоставлении жилого помещения по договору специализированного найма, по апелляционной жалобе представителя ответчика администрации г. Зея на решение Зейского районного суда Амурской области от 25 августа 2020 года.

Заслушав дело по докладу судьи Воробьёвой В.С., судебная коллегия

установила:

Абоимов В.А. обратился в суд с иском к администрации города Зеи о предоставлении ему, как лицу, оставшемуся без попечения родителей, жилого помещения по договору специализированного найма в черте города Зеи, отвечающее санитарным и иным установленным требованиям, площадью не ниже установленной в городе Зее нормы предоставления общей площади жилого помещения 28 квадратных метров. В обоснование заявленных требований истец указал, что решением Зейского районного суда от 16 декабря 2009 года его мать Ф.И.О.6 лишена родительских прав. Его отец Ф.И.О.7 умер <дата>. Постановлением администрации г.Зеи Амурской области N 296 от 17.03.2010 года он поставлен на регистрационный учет для предоставления жилого помещения. В июле 2017 года он предоставил полный пакет документов для постановки в очередь на получение жилого помещения в КУМИ г.Зеи. До настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено.

Истец Абоимов В.А. в судебном заседании суда первой инстанции на удовлетворении заявленных требований настаивал по изложенным основаниям. Из его объяснений следует, что собственного жилья и регистрации по месту жительства он не имеет, временно проживает у знакомых.

Представитель ответчика администрации города Зея в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя. Из представленного отзыва на иск следует, что с исковыми требованиями администрация города Зея не согласна, т.к. выделяемых из областного бюджета денежных средств недостаточно для своевременного обеспечения жилыми помещениями всех лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Для предоставления жилого помещения по договору специализированного найма, администрации г.Зеи необходимо провести в соответствии с законодательством ряд конкурсных процедур по приобретению жилых помещений. На основании вышеизложенного, считает необходимым рассмотреть вопрос об установлении срока предоставления жилого помещения по данному заявленному иску.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - министерства социальной защиты населения Амурской области и министерства финансов Амурской области в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, ходатайствуют о рассмотрении дела в отсутствие их представителей.

Решением Зейского районного суда Амурской области от 25 августа 2020 года исковые требования Абоимова Вадима Андреевича, удовлетворено. Постановлено: обязать администрацию города Зеи предоставить Абоимову Вадиму Андреевичу жилое помещение в городе Зее Амурской области, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 28 кв.м по договору найма специализированного жилого помещения.

В апелляционной жалобе представитель ответчика администрации г. Зея, ссылаясь на отсутствие средств субвенций из областного бюджета и отсутствием жилого фонда для предоставления лицам рассматриваемой категории, просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска.

Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения настоящей жалобы, не явились, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлено.

В соответствии со статьей 167 и частью 1 статьи 327 ГПК РФ, судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Проверив законность постановленного решения по правилам статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В ходе судебного разбирательства установлено, что Абоимов В.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку решением Зейского районного суда от 16 декабря 2009 года мать истца Ф.И.О.6 лишена родительских прав, отец истца Ф.И.О.7, согласно свидетельству о смерти, выданному повторно 15 января 2010 года отделом ЗАГС по г. Зея и Зейскому району, умер <дата>.

Постановлением главы администрации г.Зеи N 296 от 17.03.2010 года Абоимов В.А. поставлен на регистрационный учет для внеочередного предоставления жилого помещения.

В 2016 году Абоимов В.А. окончил ГОАУ Амурской области "Свободненская специальная (коррекционная) школа-интернат", получив аттестат об основном общем образовании.

Согласно справке МСЭ-2013, выданной 14.12.2016 года, Абоимов В.А. является инвалидом <данные изъяты>.

В материалы дела представлена копия военного билета Абоимова В.А., выданного военным комиссариатом г.Зея и Зейского района Амурской области. В указанном военном билете имеются отметки о том, что Абоимов В.А. является сиротой, является ограниченно годным к военной службе.

Согласно сведениям ОВМ МО МВД России "Зейский" Абоимов В.А. зарегистрированным по месту жительства не значится.

Министерством социальной защиты населения Амурской области с 17 марта 2010 года Абоимов В.А. включен в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории города Зеи, по дате постановки на регистрационный учет в органе местного самоуправления в качестве нуждающегося в жилом помещении, что подтверждается уведомлением министерства социальной защиты населения Амурской области от 25 июля 2017 г.

Однако до настоящего времени жилое помещение Абоимову В.А. не предоставлено.

Судом первой инстанции установлено, что Абоимов В.А. не имеет в собственности жилых помещений, что подтверждается уведомлениями Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений.

Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции дал системное толкование нормам права, регулирующим вопросы обеспечения жильем детей, оставшихся без попечения родителей, и пришел к выводу о том, что признанное за Абоимовым В.А. право на обеспечение жилым помещением, должно быть реализовано. Определяя муниципальное образование на территории которого должно быть предоставлено жилое помещение, суд исходил из того, что такая обязанность возникает у органа местного самоуправления по месту жительства истца, которым является администрация города Зея Амурской области.

Не согласиться с указанными выводами суда у судебной коллегии оснований не имеется.

В соответствии с ч.1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

В соответствии с п. 8 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Отношения, связанные с предоставлением детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда, на территории Амурской области урегулированы Законом Амурской области от 11 апреля 2005 года N 472-ОЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Названным законом государственные полномочия субъекта по обеспечению жильем лиц рассматриваемой категории переданы органам местного самоуправления.

Принимая во внимание, что истец включена в список лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", при этом, признанное за нею право на обеспечение жилым помещением не реализовано, выводы суда о наличии правовых оснований для возложения на администрацию города Зея Амурской области обязанности предоставить Абоимову В.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по установленным нормам соответствуют требованиям законности и обоснованности.

Приведенные в апелляционной жалобе администрации г. Зея Амурской области доводы о том, что обязательство по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями относится к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации, и не может быть предъявлено к администрации района, поскольку возлагает дополнительные расходные обязательства, не обеспеченные выделяемыми из областного и федерального бюджета субвенциями, не заслуживают внимания и не могут служить основанием для отмены решения суда в связи со следующим.

Дополнительные гарантии прав категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к их расходным обязательствам.

В силу Закона Амурской области от 11 апреля 2005 года N 472-ОЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей" органы местного самоуправления уполномочены на решение вопросов по предоставлению жилых помещений данной категории граждан по договорам специализированного найма за счет средств областного бюджета.

Постановлением Правительства Амурской области от 15 мая 2008 года N 113 "Об утверждении Порядка расходования субвенции, предоставляемой бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закреплённого жилого помещения", подлежащим применению в период возникновения спорных правоотношений, пунктом 4 предусмотрено, что органы местного самоуправления после поступления субвенций осуществляют юридически значимые действия по приобретению жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма.

Таким образом, само по себе наличие указанных ответчиком обстоятельств не освобождает администрацию города Зея Амурской области от имеющейся у неё законной обязанности по предоставлению жилого помещения Абоимову В.А. как лицу, отнесённому к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Возложение на органы местного самоуправления обязанности по обеспечению рассматриваемой категории граждан жилым помещением предполагает полную компенсацию возникающих при ее исполнении расходов органа местного самоуправления. Данная обязанность не может рассматриваться как отдельное государственное полномочие и имеет как общегосударственное, так и местное значение. Вопросы финансирования и предоставления субвенций из областного бюджета органом местного самоуправления для приобретения жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, касаются отношений между субъектом РФ и органом местного самоуправления.

Тот факт, что обеспечение жилым помещением рассматриваемой категории граждан должно производиться за счет средств областного бюджета, которые не выделяются либо которых недостаточно для приобретения жилья, не может служить основанием для ограничения прав детей вышеуказанной категории на обеспечение их жильем органами местного самоуправления, поскольку закон не связывает реализацию соответствующих социальных гарантий с наличием либо отсутствием денежных средств, они не могут быть поставлены в зависимость от взаимодействия бюджетов органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта РФ.

Довод апелляционной жалобы администрации г. Зеи о том, что суд в нарушение положений ч. 2 ст. 206 ГПК РФ не указал срок, в течение которого ответчик обязан исполнить решение суда, не может повлечь изменение состоявшегося судебного акта, поскольку в силу положений действующего законодательства жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются немедленно после наступления предусмотренных указанными законами обстоятельств.

Кроме того, положения статьи 206 ГПК РФ содержат правила об установлении в решении суда срока, в течение которого оно должно быть исполнено (часть 2). Однако установление срока исполнения решения суда предусмотрено лишь для тех категорий дел, решения по которым не связаны с передачей имущества или денежных сумм (часть 1).

Следовательно, указанная норма подлежит применению только тогда, когда возложенные судом на ответчика обязанности не связаны с передачей имущества или денежных сумм. Обжалуемым решением суд обязал ответчика совершить действия, связанные с передачей истцу имущества - квартиры, в связи с чем положения статьи 206 ГПК РФ к спорным правоотношениям неприменимы.

С учетом изложенного, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, фактически направлены на переоценку выводов, сделанных судом первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали бы выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными. Оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ для отмены решения суда, не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Зейского районного суда Амурской области от 25 августа 2020 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ответчика администрации г. Зея - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий:

Судьи коллегии:


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка