СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 3 июня 2020 года Дело N 33-10626/2020

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

председательствующего судьи Абдулгалимовой Н.В.,

судей Конатыгиной Ю.А., Шипиловой Т.А.,

при помощнике судьи Миненко Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 3 июня 2020 года гражданское дело <данные изъяты> по исковому заявлению Юрьева В. С. к Муниципальному бюджетному учреждению "Ильинское подворье" о признании незаконными действий по завышению тарифа, возложении обязанности изменить тариф, произвести перерасчет,

по апелляционной жалобе Юрьева В. С. на решение Красногорского городского суда Московской области от 21 января 2019 года,

заслушав доклад судьи Конатыгиной Ю.А.,

объяснения Юрьева В.С.,

установила:

Юрьев В.С. обратился в суд с иском к ответчику, в котором просит суд признать незаконными действия Управляющей компании по завышению тарифа до 36,20 рублей за содержание и текущий ремонт жилого помещения, расположенного по адресу: <данные изъяты>, с 01.07.2016 года по настоящее время; обязать ответчика взимать плату за содержание и текущий ремонт жилого помещения за вышеуказанный период в соответствии с установленным тарифом органом муниципального образования в размере 31,20 рублей (Постановление Главы Красногорского муниципального района N 1122/6 от 06.06.2016 года, Постановления Администрации городского округа Красногорск N 1359 от 19.06.2017 года); обязать ответчика произвести ему перерасчет, исходя из данного тарифа за содержание и ремонт жилого помещения многоквартирного жилого дома с 01.07.2016 года по настоящее время.

В обоснование исковых требований указал, что является собственником жилого помещения по адресу: <данные изъяты>. 11.08.2016 года он обратился в организацию ответчика, являющуюся управляющей компанией, с заявлением об отмене незаконно завышенного тарифа на содержание и текущий ремонт жилого помещения в многоквартирном <данные изъяты> размере 36,20 рублей, и произвести перерасчет, исходя из тарифа в размере 31,20 рублей за 1 кв.м. общей площади жилого помещения, установленного органом муниципального образования с 01.07.2016 года с 01.07.2017 года по настоящее время. Однако, ответчик отказал ему в удовлетворении требований. Между тем, с 01.07.2016 года УК МБУ "Ильинское Подворье" в нарушение ранее принятых на себя обязательств и принятого решения на общем собрании собственников жилья <данные изъяты> от 20.06.2014 года об исключении из тарифа содержание и обслуживание мусоропровода в одностороннем порядке изменила тариф в сторону увеличения с 31,20 рублей до 36,20 рублей за содержание и текущий ремонт жилого помещения <данные изъяты>, считая, что ею оказываются услуги по содержанию и обслуживанию мусоропровода. УК МБУ "Ильинское Подворье" продолжает незаконно выставлять завышенный тариф, полагая, что жилой дом имеет все виды удобств с 1 лифтом и мусоропроводом, предусмотренного проектом, несмотря на то, что на общем собрании собственников жилья <данные изъяты> от 20.06.2014 года с участием руководства управляющей компании собственники жилья сообщили о том, что мусоропровод был заглушен застройщиком вплоть до ввода жилого дома в эксплуатацию в 2005 году и передачи его в организованное ТСЖ "Архангельское" в таком состоянии. Собственники жилья <данные изъяты> приняли решение самостоятельно выносить бытовые отходы на контейнерную площадку под бытовой мусор, а крышки загрузочных клапанов мусоропроводов оставить заглушенными. При таких обстоятельствах, просит суд иск удовлетворить.

В судебном заседании истец Юрьев В.С. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, просил их удовлетворить.

В судебном заседании представитель ответчика МБУ "Ильинское Подворье" по доверенности Лебедев М.Л. возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск.

Решением Красногорского городского суда Московской области от 21 января 2019 года в удовлетворении исковых требованиях Юрьева В.С. отказано.

В апелляционной жалобе Юрьев В.С. просит решение Красногорского городского суда Московской области от 21 января 2019 года отменить, принять новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 4 сентября 2019 года решение Красногорского городского суда Московской области от 21 января 2019 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Юрьева В.С. без удовлетворения.

Определением Первого кассационного суда общей юрисдикции от 29 января 2020 года отменено апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 4 сентября 2019 года, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

Выслушав явившихся лиц, проверив представленные материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда, исходя из следующего.

В силу ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

Как разъяснено в п. п. 2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Между тем, постановленное по настоящему делу решение суда не отвечает приведенным требованиям.

Судом установлено, что истец является собственником жилого помещения по адресу: <данные изъяты>.

В свою очередь, МБУ "Ильинское подворье" осуществляет деятельность по управлению, содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного <данные изъяты> по адресу: <данные изъяты>, с 01.09.2014 года. До 01.09.2014 года многоквартирный жилой дом входил в состав ТСЖ "Архангельское", созданного 29.01.2004 года.

Данный многоквартирный жилой дом оснащен мусоропроводом и лифтом.

С 1 июля 2016 года на основании постановления администрации Красногорского муниципального района Московской области <данные изъяты> установлен размер платы за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме на территории муниципального образования "Сельское поселение Ильинское" в размере 36,2 руб. за 1 кв.м. общей площади жилого помещения - для многоквартирных жилых домов, оборудованных 1 лифтом и мусоропроводом, в размере 31,2 руб. за 1 кв.м. общей площади жилого помещения - имеющих 1 лифт и без мусоропровода.

Последующими постановлениями администрации от 19.06.2017 года, от 22.10.2018 года указанный размер платы сохранился.

Отказывая в удовлетворении требования, суд первой инстанции, пришел к выводу о правомерности установления ответчиком с 1 июля 2016 года размера платы за содержание и текущий ремонт в сумме 36,2 руб. за 1 кв.м. общей площади жилого помещения, поскольку жилой дом, в котором расположена квартира истца оснащен мусоропроводом и лифтом, и принял во внимание отсутствие доказательств, свидетельствующих о принятии общим собранием собственников многоквартирного <данные изъяты> решения о закрытии мусороприемных поэтажных камер.

С данными выводами судебная коллегия согласиться не может.

Согласно части 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.

В соответствии с пунктом 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 (далее - Правила), расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

На основании части 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.

Согласно пункту 31 Правил при определении размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. В предложении управляющей организации о размере платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме должны содержаться расчет (смета) и обоснование размера платы за содержание жилого помещения. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.

В пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" указано, что при разрешении споров, связанных с внесением платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, услуги и работы по управлению таким домом, следует учитывать, что утвержденный общим собранием собственников размер такой платы не может устанавливаться произвольно, должен обеспечивать содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства и отвечать требованиям разумности.

В пункте 14 названного выше Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации определено, что под содержанием общего имущества в многоквартирном доме следует понимать комплекс работ и услуг, направленных на поддержание этого имущества в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность их имущества, доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг.

Собственникам помещений в многоквартирном доме при установлении на общем собрании таких собственников размера платы за содержание жилого помещения, включающей в себя, в том числе плату за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, следует, в первую очередь, учитывать, что размер платы за содержание жилого помещения, а именно обязанность по внесению которых возлагается на всех собственников помещений в многоквартирном доме, должен быть достаточным для финансирования услуг и работ, необходимых для поддержания дома в состоянии, отвечающем санитарным и техническим требованиям (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2018 г. N 5-П).

На основании пункта 3 части 3 статьи 162 ЖК РФ к существенным условиям договора управления относятся, в том числе порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы, за исключением платы за коммунальные услуги, предоставляемые в соответствии со статьей 157.2 ЖК РФ.

В соответствии с частью 8 статьи 162 ЖК РФ изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. Порядок изменения и расторжения договора управления многоквартирным домом предусмотрен пунктом 1 статьи 310, пунктом 1 статьи 432, статьями 450 - 453 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Из совокупности приведенных выше норм следует, что стороны по договору управления многоквартирным домом не вправе в одностороннем порядке изменять порядок определения размера платы за содержание жилого помещения и размер платы за содержание жилого помещения, определенный в соответствии с заключенным договором управления многоквартирным домом, в том числе в одностороннем порядке без предложения управляющей организации о размере платы за содержание жилого помещения, принятом на общем собрании собственниками помещений в многоквартирном доме.

Как усматривается из протокола <данные изъяты> Общего собрания ТСЖ "Архангельское" от 17.12.2005г. (л.д.64-68) общим собранием ТСЖ "Архангельское" принято решение (вопрос 5): заглушить (заварить) крышки загрузочных клапанов мусоропроводов, данное решение не оспорено и не отменено в установленном законом порядке.

Судебной коллегий установлено, что на основании Постановления администрации г.о.Красногорск <данные изъяты> с <данные изъяты> определена управляющая организация МБУ "Красногорская городская служба" для управления многоквартирным домом по адресу: <данные изъяты>.

В суд апелляционной инстанции представлен акт осмотра помещений по адресу: <данные изъяты> по состоянию на 19 мая 2020 года, составленный комиссией, состоящей из начальника по работе с населением МБУ "Красногорская городская служба" Шилиным К.В., главного инженера МБУ "Красногорская городская служба" Кот А.В., а также Юрьева В.С., из которого следует, что мусоропровод в данном доме находится в закрытом состоянии (законсервирован) и не используется жителями.

В нарушении положений ст. 56 ГПК РФ стороной ответчика не представлено доказательств, обоснованности внесения в комплекс работ и услуг, направленных на поддержание общего имущества многоквартирного дома, содержание мусоропровода.

Таким образом, неиспользование мусоропровода в многоквартирном жилом доме по адресу: <данные изъяты>, не влечет обязанности собственников жилого дома по его содержанию и ремонту, в связи с чем, размер платы за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, должен соответствовать размеру платы, установленному для многоквартирных жилых домов исходя из отсутствия в нем мусоропровода, а в данном конкретном случае в размере 31,2 руб. за 1 кв.м. площади.

При установленных обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что суд, отказывая в удовлетворении исковых требований Юрьева В.С. неверно оценил собранные по делу доказательства, неправильно определилобстоятельства, имеющие существенное значение для дела, не применил закон, подлежащий применению, в связи с чем, решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении исковых требований Юрьева В.С. по дату принятия решения судом первой инстанции.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Красногорского городского суда Московской области от 21 января 2019 года отменить. Принять по делу новое решение.

Исковые требования Юрьева В. С. к УК Муниципальному бюджетному учреждению "Ильинское подворье" о признании незаконными действий по завышению тарифа, возложении обязанности изменить тариф, произвести перерасчет - удовлетворить.

Признать незаконными действия УК Муниципального бюджетного учреждения "Ильинское подворье" по завышению тарифа до 36 руб. 20 коп. за содержание и текущий ремонт жилого помещения, расположенного по адресу: <данные изъяты>, за период с 01.07.2016 года по 21.01.2019 года.

Обязать УК Муниципальное бюджетное учреждение "Ильинское подворье" взимать плату за содержание и ремонт жилого помещения, расположенного по адресу: <данные изъяты>, за период с 01.07.2016 года по 21.01.2019 года в размере 31 руб. 20 коп.

Обязать УК Муниципальное бюджетное учреждение "Ильинское подворье" произвести Юрьеву В. С. перерасчет, исходя из тарифа 31 руб. 20 коп. за содержание и ремонт жилого помещения многоквартирного жилого дома с 01.07.2016 года по 21.01.2019 года.

Председательствующий

Судьи


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка