ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 16 июля 2020 года Дело N 2-1507/2020

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Чернобай Н.Л., при секретаре Тарасовой М.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Панышева С. А. к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) об учете периодов в стаж работы, перерасчете пенсии,

установил:

Панышев С.А. обратился с иском по тем основаниям, что в порядке заблаговременной работы он обратился к ответчику с предоставлением документов. Письмом ответчика от ДД.ММ.ГГГГ истцу было указано на периоды, которые не будут учтены ему в соответствующие стажи при назначении пенсии. С выводами ответчика истец не согласен, с учетом уточнения требований просит обязать его ответчика учесть в его страховой стаж, общий трудовой стаж и в стаж работы в местностях, приравненных к райном Крайнего Севера, периоды работы у ЧП <данные изъяты> с 01.12.1996 по 04.01.1997, в <данные изъяты> - 10.09.2000, в <данные изъяты> с 12.09.2000 по 01.02.2001, у ИП ФИО7 с 01.09.2001 по 28.02.2002, с 01.12.2002 по 31.12.2002, у ИП ФИО13 с 01.01.2011 по 31.03.2011; произвести перерасчет страховой пенсии по старости с даты ее назначения - 06.11.2019.

В судебном заседании истец не участвовал, его представитель по доверенности Панышева Е.В. требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика Пошарина Д.Н., действующая по доверенности, в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в уведомлении истцу.

Заслушав стороны, изучив материалы дела, материалы пенсионного дела истца, суд приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено, что истцу установлена досрочная страховая пенсия по старости с 06.11.2019. Пенсия истцу назначена без учета спорных периодов работы, поскольку в качестве застрахованного лица истец зарегистрирован 12.01.1999, между тем, сведения индивидуального (персонифицированного) учета страхователями истца не представлены.

Согласно ст.3 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее Федеральный закон N 400-ФЗ) страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Согласно ст.11 Федерального закона N 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.

В соответствии с п.8 ст.13 Федерального закона N 400-ФЗ при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

Согласно ст.14 Федерального закона N 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При подсчете страхового стажа периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В соответствии со ст.89 Закона РФ от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" в общий трудовой стаж подлежит включению любая работа в качестве рабочего, служащего, члена колхоза или другой кооперативной организации.

Из трудовой книжки истца усматривается, что в период с 01.12.1996 по 30.09.1997 он работал водителем у ЧП ФИО14. Ответчиком не учтен спорный период (с 01.12.1996 по 04.01.1997), поскольку страхователем стали сдаваться сведения индивидуального (персонифицированного) учета со дня заключения с наемными работниками трудовых контрактов. Действительно, в деле плательщика ЧП ФИО6 имеются трудовые контракты с работниками и все от 05.01.1997. Аналогичные контракты имеются и со свидетелями ФИО9 и ФИО10, между тем, согласно записям в трудовых книжках истца и свидетелей все они были приняты к ЧП ФИО6 из АОЗТ <данные изъяты> фактически в одно время (ноябрь, декабрь 1997 г.), а затем перешли в ООО "<данные изъяты>, все Общества, со слов свидетелей, были ФИО6

Работодатель истца находился в г.Петрозаводске (Согласно Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера..., утв. Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 N 1029, г.Петрозаводск отнесен к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера).

В спорный период истец не был зарегистрирован в качестве застрахованного лица, соответственно, он может быть подтвержден документально.

Суд полагает, что спорный период работы истца подтверждается последовательностью записей, внесенных в его трудовую книжку и трудовую книжку свидетеля, записи заверены печатью работодателя и подписью должностного лица.

Согласно ст.66 Трудового кодекса РФ трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и о трудовом стаже работника.

Согласно п.11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015 (далее - Правила N 1015), документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка).

В силу п.п.1, 6, 13, 18 постановления Совмина СССР и ВЦСПС от 06.09.1973 N 656 "О трудовых книжках рабочих и служащих", действовавшего в период работы истца, трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности рабочих и служащих. В трудовую книжку вносятся сведения о работе: прием на работу, перевод на другую работу, увольнение. При увольнении рабочего или служащего все записи о работе, награждениях и поощрениях, внесенные в трудовую книжку за время работы на данном предприятии, в учреждении, организации, заверяются подписью руководителя предприятия, учреждения, организации или специально уполномоченного им лица и печатью. Ответственность за своевременное и правильное заполнение трудовых книжек, за их учет, хранение и выдачу несет специально уполномоченное лицо, назначаемое приказом (распоряжением) руководителя предприятия, учреждения, организации.

Аналогичные положения содержатся в п.1.1 Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР, утв. Приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 04.10.1991 N 190

Таким образом, то обстоятельство, что в трудовой книжке истца не указаны даты вынесения соответствующих приказов, то есть ненадлежащее исполнение работодателем своей обязанности по заполнению трудовой книжки не может лишить его права на включение спорного периода работы в соответствующие стажи.

Спорные периоды работы истца также подтверждается показаниями вышеуказанных свидетелей.

В силу положений действующего пенсионного законодательства периоды работы на территории Российской Федерации до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут устанавливаться на основании показаний двух или более свидетелей, знающих гражданина по совместной работе у одного работодателя, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно.

При утрате документов о работе и невозможности их получения вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и других подобных причин не по вине работника периоды работы устанавливаются на основании показаний двух или более свидетелей, знающих этого работника по совместной работе у одного работодателя и располагающих документами о своей работе за время, в отношении которого они подтверждают работу гражданина.

В соответствии с п.2.2 и п.2.5 Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР (утв. Приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 04.10.1991 N 190) при отсутствии документов об имеющемся стаже работы и невозможности их получения ввиду полной ликвидации предприятия, учреждения, организации либо отсутствия архивных данных, трудовой стаж устанавливается на основании показаний не менее двух свидетелей, знающих заявителя по совместной с ним работе на одном предприятии, в учреждении, организации, колхозе, ином кооперативе или в одной системе и располагающих документами о своей работе за время, в отношении которого они подтверждают работу заявителя.

Продолжительность трудового стажа, установленного по свидетельским показаниям, в этих случаях не должна превышать половины стажа, требуемого для назначения пенсии.

Стаж работы, установленный по свидетельским показаниям, учитывается как при определении права на пенсию, так и при исчислении ее размера в зависимости от продолжительности трудовой деятельности.

Поскольку истец зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования после 1998 года спорный период его работы может быть подтвержден свидетельскими показаниями.

При этом принимается во внимание, что при направлении истцу уведомления в порядке заблаговременной работы для назначения пенсии период работы истца у ЧП ФИО6 как не подлежащий учету ответчиком не указан. Кроме того, в сведениях о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица по состоянию на 31.01.2020 спорный период отражен и в страховом стаже, и в стаже работы в МКС.

С учетом изложенного требования истца в данной части подлежат удовлетворению.

Периоды в ООО "<данные изъяты> - 10.09.2000, в ООО "<данные изъяты> с 12.09.2000 по 01.02.2001 являются периодами после регистрации истца в качестве застрахованного лица и должны быть подтверждены сведениями индивидуального (персонифицированного) учета. Между тем, страхователями истца они не подтверждены; отсутствуют и иные подтверждающие их документы (сведения о трудовой деятельности, о начислении заработной платы), при этом, в наблюдательном деле ООО "<данные изъяты> имеется информация о том, что в 1 и 2 квартале Обществом деятельность не велась, заработная плата не начислялась, с 01.10.2000 организация не ведет финансово-хозяйственную деятельность.

Таким образом, при отсутствии относимых и допустимых доказательств, оснований для учета обозначенных периодов у суда не имеется.

Как следует из трудовой книжки истца в период с 06.08.2001 по 31.01.2003 он работал водителем у ЧП ФИО7 В спорные периоды с 01.09.2001 по 28.02.2002, с 01.12.2002 по 31.12.2002 отсутствуют сведения индивидуального (персонифицированного) учета, в связи с чем, они не учтены ответчиком.

Из материалов дела ЧП ФИО7 следует, что страхователем сданы сведения индивидуального (персонифицированного) учета только за период, когда с истцом и другими работниками были заключены трудовые договоры (контракты) с 01.03.2002.

Между тем установлено, что ЧП ФИО7 осуществляла предпринимательскую деятельность - пассажирские перевозки (маршрутное такси) с 1997 года по 05.11.2012. Единый социальный налог за 2001 год, страховые взносы за 2002 год ею уплачены, о чем также свидетельствуют платежные документы, уведомление Пенсионного фонда о необходимости представить сведения за 2002 год до 01.03.2003, а также последующий реестр поступления платежей от страхователя, протокол к ведомости уплаты страховых взносов, иные документы.

Кроме того, запись в трудовой книжке истца последовательна, оформлена на основании приказов, заверена подписью ФИО7 Аналогичная ситуация и с периодом работы у ЧП ФИО7 свидетеля Свидетель N 1, который по трудовой книжке принят 12.08.2001, а сведения за него страхователем сданы только с 01.08.2002. При этом, свидетель пояснил, что работали с истцом в одно время водителями маршрутных автобусов, работа была постоянной, с графиком 2 через 2.

Оценивая в совокупности представленные доказательства и установленные обстоятельства, принимая во внимание, что ЧП ФИО7 в спорные периоды не прекращала и не приостанавливала предпринимательскую деятельность, также учитывая, что обязанность предоставления сведений в отношении работающих у него лиц лежит на работодателе, работник за действия работодателя ответственности не несет (Постановление Конституционного Суда РФ от 10.07.2007 N 9-П, ст.9 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", ст.14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии"), суд полагает требования истца в данной части обоснованными и также подлежащими удовлетворению.

Спорный период работы истца у ИП ФИО13 с 01.01.2011 по 31.03.2011 нашел подтверждение в ходе рассмотрения дела (страхователем сданы соответствующие сведения), в связи с чем, требование истца в данной части подлежат удовлетворению.

С учетом учтенных судом периодов работы истца до 01.01.2002 также подлежит удовлетворению требование истца о произведении ему перерасчета страховой пенсии с даты ее назначения с учетом ст.22 Федерального закона N 400-ФЗ и разъяснений Верховного Суда РФ, данных в обзоре судебной практики от 27.09.2006 год за 2-ой квартал 2006 года, согласно которым если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что на момент первоначального обращения за трудовой пенсией в пенсионный орган гражданин имел право на указанную пенсию, однако не располагал необходимыми сведениями и (или) документами, подтверждающими право на пенсию, и не смог представить их в установленный трехмесячный срок по независящим от него причинам, то суд вправе удовлетворить требование истца о назначении ему трудовой пенсии по старости с момента первоначального обращения за указанной пенсией.

Как установлено, при назначении истцу пенсии спорные периоды его работы ответчиком учтены не были. При этом истцу не разъяснялась необходимость их дополнительного подтверждения.

Таким образом, принимая во внимание вытекающий из Конституции РФ принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства путем восстановления их нарушенных прав, с учетом того, что при назначении пенсии у истца имелось право на соответствующий учет части спорных периодов работы, суд полагает, что имеются основания для перерасчета истцу пенсии с даты ее назначения.

Между тем, при перерасчете не учитывается период работы истца с 01.01.2011 по 31.03.2011, поскольку соответствующие сведения сданы страхователем уже после назначения ему досрочной страховой пенсии. При этом, права истца не нарушаются, поскольку обозначенный период не повлечет изменение размера установленной истцу пенсии.

Руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования удовлетворить частично.

Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) учесть Панышеву С. А. в общий трудовой стаж, страховой стаж и стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периоды работы с 01.12.1996 по 04.01.1997, с 01.09.2001 по 28.02.2002, с 01.12.2002 по 31.12.2002, с 01.01.2011 по 31.03.2011; произвести перерасчет страховой пенсии по старости с 06.11.2019.

В остальной части в иске отказать.

Взыскать с ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) в бюджет Петрозаводского городского округа государственную пошлину в размере 300 руб.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца.

Судья Н.Л. Чернобай

Мотивированное решение изготовлено 17.07.2020.


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка