ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 октября 2019 года Дело N 44У-39/2019
Президиум Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Ондара В.К.,
членов Шиирипей Г.Н. и Канзая А.А.,
при секретаре Ондаре Н.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационное представление прокурора Республики Тыва Боровкова А.Н. о пересмотре приговора Бай-Тайгинского районного суда Республики Тыва от 21 мая 2019 года, которым
Борбай-оол Ч.К., **
осуждён по ч.2 ст.228 УК РФ к 4 годам 6 месяцам лишения свободы, ч.1 ст.314.1 УК РФ к 7 месяцам лишения свободы, на основании ч.3 ст.69 УК РФ по совокупности преступлений путём частичного сложения наказаний к 4 годам лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.
Апелляционным определением судебной коллегии Верховного Суда Республики Тыва от 7 августа 2019 года приговор суда оставлен без изменения, апелляционная жалоба осуждённого - без удовлетворения.
В кассационном представлении прокурор просит отменить судебные решения ввиду существенного нарушения уголовного закона, повлиявшего на исход дела.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Тыва Егорова А.А., выступления заместителя прокурора Республики Тыва Монгуш О.Ю., поддержавшей доводы кассационного представления и полагавшей судебные решения подлежащими отмене с направлением уголовного на новое судебное рассмотрение, защитника осужденного Борбай-оола Ч.К. адвоката Монгуша Г.Д., полагавшего кассационное представление не подлежащим удовлетворению, президиум
УСТАНОВИЛ:
Борбай-оол Ч.К. осуждён за незаконное приобретение и хранение без цели сбыта наркотического средства в крупном размере и за самовольное оставление места жительства, будучи поднадзорным лицом, в целях уклонения от административного надзора.
Преступления им совершены ** года на участке местности в ** в северном направлении от ** в период с ** года при обстоятельствах, изложенных в приговоре.
В кассационном представлении прокурор республики Боровков А.Н., не оспаривая выводы суда о виновности и квалификации действий осуждённого Борбай-оола Ч.К., просит отменить приговор и апелляционное определение ввиду существенного нарушения уголовного закона, повлиявшего на исход дела. В обоснование представления указывает, что суд нарушил принцип сложения наказаний по совокупности преступлений, предусмотренный ч.3 ст.69 УК РФ, поскольку срок окончательно назначенного наказания меньше срока наиболее строгого наказания, назначенного судом за совершённое осуждённым преступление, предусмотренное ч.2 ст.228 УК РФ. Считает, допущенное судом нарушение уголовного закона нарушает саму суть правосудия и смысл судебного решения как акта правосудия, так как в результате необоснованно сокращён назначенный осуждённому к отбытию срок лишения свободы. Просит отменить состоявшиеся судебные решения и направить уголовное дело на новое судебное рассмотрение в тот же суд в ином составе.
Проверив материалы истребованного уголовного дела, обсудив доводы кассационного представления прокурора, выслушав стороны, президиум находит судебные решения подлежащими отмене по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 401.15 УПК РФ основаниями отмены или изменения приговора, определения или постановления суда при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.
По данному уголовному делу допущены такие нарушения уголовного закона.
Согласно ст. 297 УПК РФ приговор суда должен быть законным, обоснованным и справедливым. Таким признается приговор, постановленный в соответствии с требованиями Уголовно-процессуального кодекса РФ и основанный на правильном применении уголовного закона.
В силу п.1 ч.1 ст.319.18 УПК РФ неправильным применением уголовного закона является нарушение требований Общей части Уголовного кодекса Российской Федерации.
Согласно действующему уголовному законодательству при разрешении вопроса о назначении наказания в соответствии с ч.3 ст.69 УК РФ суд применяет правила назначения наказания путем частичного или полного сложения наказаний. При этом окончательное наказание, назначаемое путем частичного или полного сложения, должно быть строже наиболее строгого из наказаний, назначенных за входящие в совокупность преступления.
Как видно из приговора, эти требования закона судом не выполнены.
Из приговора следует, что Борбай-оол Ч.К. осуждён по ч.2 ст.228 УК РФ к 4 годам 6 месяцам лишения свободы, по ч.1 ст.314.1 УК РФ к 7 месяцам лишения свободы, на основании ч.3 ст.69 УК РФ по совокупности преступлений путём частичного сложения наказаний к 4 годам лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.
Вместе с тем, в силу вышеприведенных положений закона, регулирующих назначение наказания, окончательное наказание в виде лишения свободы должно быть более 4 лет 6 месяцев лишения свободы, назначенного за совершение первого преступления.
Таким образом, суд, вопреки закону, определилБорбай-оолу Ч.К. неправильный срок окончательного наказания в виде лишения свободы.
Указанные нарушения уголовного закона являются существенными, носят фундаментальный характер, повлияли на исход дела, искажают саму суть правосудия и смысл судебного решения как акта правосудия, и могут быть устранены только в ходе нового судебного разбирательства судом первой инстанции.
При этом президиум учитывает, что установленный ст. 401.6 УПК РФ годичный срок, в течение которого допускается пересмотр в кассационном порядке судебного решения по основаниям, влекущим ухудшение положения осуждённого, не истёк, и у суда кассационной инстанции имеется процессуальный повод к пересмотру обжалуемого судебного решения - кассационное представление прокурора.
При таких обстоятельствах президиум находит, что кассационное представление прокурора подлежит удовлетворению, а приговор суда первой инстанции и апелляционное определение в соответствии с ч. 1 ст. 401.15 УПК РФ подлежат отмене с направлением уголовного дела на новое судебное рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе суда.
При новом судебном рассмотрении суду следует учесть изложенное и принять законное, обоснованное и справедливое решение.
На основании изложенного и руководствуясь стст.401.13, 401.14, ч.1 ст.401.15 УПК РФ, президиум
ПОСТАНОВИЛ:
Кассационное представление прокурора Республики Тыва Боровкова А.Н. удовлетворить.
Приговор Бай-Тайгинского районного суда Республики Тыва от 21 мая 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии Верховного Суда Республики Тыва от 7 августа 2019 года в отношении Борбай-оола Ч.К. отменить, уголовное дело направить на новое рассмотрение со стадии судебного разбирательства в Бай-Тайгинский районный суд в ином составе.
Председательствующий
Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка