ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 мая 2019 года Дело N 44Г-14/2019

Президиум Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания в составе:

Председательствующего Магометова Б.А.,

членов президиума Гусова С.А., Нигколовой И.И., Толасовой Л.В.,

при секретаре Лолаевой И.С.,

рассмотрел по кассационной жалобе ...1, подписанной ее представителем ...2, гражданское дело по иску ...1 к МЧС России в лице Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Северная Осетия-Алания, Федеральному казенному учреждению здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Республике Северная Осетия-Алания" о признании незаконным и недействительным заключения о результатах служебной проверки по фактам проведения расследования и утверждения заключения служебной проверки об обстоятельствах причинения вреда здоровью, признании незаконным и отмене приказа, признании незаконным и недействительным заключения по результатам служебной проверки по факту получения травмы, признании незаконным и отмене заключения военно-врачебной комиссии, возложении обязанности выплатить единовременное пособие, переданное для рассмотрения в судебном заседании президиума Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания определением судьи Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания Ортабаева М.Б. от 8 апреля 2019 года вместе с кассационной жалобой ...1 на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 1 октября 2018 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания Ортабаева М.Б., президиум Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания

установил:

...1 обратилась в суд с исковым заявлением к МЧС России в лице Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Северная Осетия-Алания (далее по тексту - ГУ МЧС России по РСО-Алания) об обязании выплатить единовременное пособие, предусмотренное частью 4 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в размере 2463569 рублей 54 копеек.

Определением Советского районного суда г. Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания от 5 марта 2018 года к производству суда принято дополнение к исковому заявлению ...1 к ГУ МЧС России по РСО-Алания, Федеральному казенному учреждению здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Республике Северная Осетия-Алания" (далее по тексту - ФКУЗ "МСЧ МВД России по РСО-Алания") о признании незаконным и недействительным заключения о результатах служебной проверки по фактам проведения расследования и утверждения заключения служебной проверки об обстоятельствах причинения вреда здоровью ...1, утвержденного начальником ГУ МЧС России по РСО-Алания 1 ноября 2017 года, признании незаконным и отмене приказа начальника ГУ МЧС России по РСО-Алания от 8 ноября 2017 года номер, признании незаконным и недействительным заключения по результатам служебной проверки по факту получения травмы бывшим сотрудником ФПС ...1, утвержденного начальником ГУ МЧС России по РСО-Алания 28 декабря 2017 года, признании незаконным и отмене заключения военно-врачебной комиссии ФКУЗ "МСЧ МВД России по РСО-Алания" (далее по тексту - ВВК ФКУЗ "МСЧ МВД России по РСО-Алания") от 17 января 2018 года номер, которым отменено заключение ВВК ФКУЗ "МСЧ МВД России по РСО-Алания" от 2 августа 2017 года номер.

В обоснование иска ...1 указала, что с 8 сентября 1998 года по 4 июля 2017 года проходила службу в ГУ МЧС России по РСО-Алания в должности психолога. Находясь на службе 29 мая 2012 года, она внезапно потеряла сознание и упала. По факту несчастного случая был составлен акт формы Н-1 и заключение по результатам служебной проверки, согласно которым, травма получена ...1 в рабочее время при исполнении служебных обязанностей. Приказом ГУ МЧС России по РСО-Алания от 4 июля 2017 года номер-НС истец была уволена по достижению предельного возраста пребывания на службе. На основании свидетельства ВВК ФКУЗ "МСЧ МВД России по РСО-Алания" от 2 августа 2017 года номер ...1 поставлен диагноз и причинная связь увечья: "военная травма - заболевание получено в период военной службы". Приказом ГУ МЧС России по РСО-Алания от 16 августа 2017 года номер-НС внесены изменения в приказ от 4 июля 2017 года номер-НС с указанием основания увольнения ...1: "в связи с болезнью на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в федеральной противопожарной службе". На основании приказа ГУ МЧС России по РСО-Алания от 8 ноября 2017 года номер и заключения о результатах служебной проверки от 28 декабря 2017 года, ВВК ФКУЗ "МСЧ МВД России по РСО-Алания" отменила заключение от 2 августа 2017 года номер и вынесла новое от 17 января 2018 года номер, согласно которому, причинно-следственная связь повреждения здоровья ...1 определена в редакции: "заболевание получено в период прохождения военной службы". Истец считает, что действия ответчика по составлению заключения о результатах служебной проверки от 28 декабря 2017 года и по отмене заключения военно-врачебной комиссии от 2 августа 2017 года номер противоречат действующему законодательству, и тем самым, препятствуют ей в получении единовременного пособия. Как считает ...1, инициированная начальником ГУ МЧС России по РСО-Алания повторная служебная проверка по факту получения истцом травмы 29 мая 2012 года, проведена с грубыми нарушениями действующего законодательства.

Решением Советского районного суда г. Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания от 31 мая 2018 года, постановлено:

исковые требования ...1 к МЧС России в лице Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по РСО-Алания, Федеральному казенному учреждению здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по РСО-Алания" о признании незаконным и недействительным заключения о результатах служебной проверки по фактам проведения расследования и утверждения заключения служебной проверки об обстоятельствах причинения вреда здоровью ...1, утвержденное начальником Главного Управления МЧС России по РСО-Алания от 01.11.2017г.; признании незаконным и отмене приказа начальника Главного Управления МЧС России по РСО-Алания от 08.11.2017г. номер; признании незаконным и недействительным заключения по результатам служебной проверки по факту получения травмы бывшим сотрудником ФПС ...1, утвержденное начальником Главного Управления МЧС России по РСО-Алания от 28.12.2017г.; признании незаконным и отмене заключения военно-врачебной комиссии ФКУЗ "МСЧ МВД по РСО-Алания" от 17.01.2018 года номер, отменившим заключение военно-врачебной комиссии ФКУЗ "МСЧ МВД по РСО-Алания" от 02.08.2017 года номер; обязании МЧС России выплатить ...1 единовременное пособие, предусмотренное частью 4 статьи 12 ФЗ от 30.12.2012г. N 283-ФЗ удовлетворить.

Признать незаконным и недействительным заключение о результатах служебной проверки по фактам проведения расследования и утверждения заключения служебной проверки об обстоятельствах причинения вреда здоровью ...1, утвержденное начальником Главного Управления МЧС России по РСО-Алания от 01.11.2017 года.

Признать незаконным и отменить приказ начальника Главного Управления МЧС России по РСО-Алания от 08.11.2017 года номер об отмене локальных нормативных актов.

Признать незаконным и недействительным заключение по результатам служебной проверки, по факту получения травмы бывшим сотрудником ФПС ...1, утвержденное начальником Главного Управления МЧС России по РСО-Алания от 28.12.2017 года.

Признать незаконным и отменить заключение военно-врачебной комиссии ФКУЗ "МСЧ МВД по РСО-Алания" от 17.01.2018 года номер, отменившим заключение военно-врачебной комиссии ФКУЗ "МСЧ МВД по РСО-Алания" от 02.08.2017 года номер.

Обязать МЧС России в лице Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по РСО-Алания выплатить ...1 единовременное пособие, предусмотренное частью 4 статьи 12 ФЗ от 30.12.2012г. N 283-ФЗ в размере 2562 112 (два миллиона пятьсот шестьдесят две тысячи сто двенадцать) рублей 32 копейки.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 1 октября 2018 года, постановлено:

решение Советского районного суда г. Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания от 31 мая 2018 года в части обязания МЧС России в лице Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Северная Осетия-Алания выплатить ...1 единовременное пособие, предусмотренное частью 4 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ, в размере 2562 112 рублей 32 копейки отменить и вынести в этой части новое решение, которым исковые требования ...1 к МЧС России в лице Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Северная Осетия-Алания, Федеральному казенному учреждению здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Республике Северная Осетия-Алания" об обязании МЧС России в лице Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Северная Осетия-Алания выплатить ...1 единовременное пособие, предусмотренное частью 4 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ, в размере 2463569 рублей 54 копейки оставить без удовлетворения.

В остальной части решение Советского районного суда г. Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания от 31 мая 2018 года оставить без изменения.

Апелляционную жалобу МЧС России в лице Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Северная Осетия-Алания удовлетворить частично.

29 января 2019 года в Верховный Суд Республики Северная Осетия-Алания поступила кассационная жалоба ...1, подписанная ее представителем ...2, действующим на основании доверенности от 19 декабря 2018 года N 15 АА0804524, в которой заявитель просит апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 1 октября 2018 года отменить и оставить без изменения решение Советского районного суда г. Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания от 31 мая 2018 года.

В кассационной жалобе ...1 указала, что письмо ГУ МЧС России по РСО-Алания от 30 января 2018 года номер, направленное в ее адрес, не является ненормативным актом государственного органа, решением должностного лица либо решением органа исполнительной власти, и, соответственно, не может быть оспорено в судебном порядке. В нарушении статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации судебной коллегией в основу апелляционного определения было положено указанное письмо, которое является результатом заведомо недобросовестного осуществления гражданских прав со стороны руководства ГУ МЧС России по РСО-Алания. Считает необоснованным вывод судебной коллегии о необходимости наличия заключения Центральной военно-врачебной комиссии Федерального государственного бюджетного учреждения "Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины имени ...8 МЧС России".

Письмом судьи Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания Ортабаева М.Б. от 21 февраля 2019 года N 4г-108/19 дело истребовано для проверки.

4 марта 2019 года дело поступило в Верховный Суд Республики Северная Осетия-Алания.

Определением судьи Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания Ортабаева М.Б. от 8 апреля 2019 года кассационная жалоба ...1 вместе с делом передана для рассмотрения в судебном заседании президиума Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания.

Передавая кассационную жалобу ...1 с делом для рассмотрения в судебном заседании президиума Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания судья Ортабаев М.Б. указал, что изложенные в кассационной жалобе доводы заслуживают внимания.

В судебное заседание президиума Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания ...1, представители ГУ МЧС России по РСО-Алания, ФКУЗ "МСЧ МВД России по РСО-Алания", извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились, об уважительных причинах неявки суду не сообщили.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы ...1, президиум Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания приходит к следующему.

В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Таких нарушений судом апелляционной инстанции при разрешении спора не допущено.

В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 25 февраля 2010 года N 169-О-О, Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7 часть 1) социальное обеспечение по старости, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий и доплат к ним, оснований приобретения права на их получение отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров соответствующих выплат, к компетенции федерального законодателя (статья 39, часть 2).

В силу пункта 16 статьи 11 Федерального закона от 23 мая 2016 года N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 23 мая 2016 года N 141-ФЗ) сотрудник федеральной противопожарной службы имеет право на обязательное государственное страхование жизни и здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ) предусмотрено, что данный Федеральный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, таможенных органах Российской Федерации, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.

Как следует из содержания части 4 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ, при получении сотрудником в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в учреждениях и органах, ему выплачивается единовременное пособие в размере двух миллионов рублей. В силу части 10 указанной статьи правила выплаты единовременных пособий, указанных в частях 2 и 4 настоящей статьи определяются федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники.

МЧС России, действуя в рамках предоставленных федеральным законодателем полномочий, приказом от 23 апреля 2013 года номер утвердило Правила осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам и работникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы или членам их семей.

Пунктом 41 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 года номер, действовавшего на момент получения ...1 травмы (29 мая 2012 года), установлены случаи, при которых военно-врачебная комиссия выносит заключение о причинной связи увечий, заболеваний с формулировкой "военная травма" и "заболевание получено в период военной службы", данный перечень является исчерпывающим.

Согласно подпункту "а" пункта 41 указанного Положения комиссия выносит заключение о причинной связи увечий, заболеваний с формулировкой "военная травма", если увечье получено освидетельствуемым при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей); при этом заключение военно-врачебной комиссии с формулировкой "военная травма" свидетельствует о наличии юридически значимой причинной связи увечья, заболевания с исполнением обязанностей военной службы (службы в иных органах); формулировка заключения военно-врачебной комиссии в редакции "заболевание получено в период военной службы" приводится, если заболевание возникло у освидетельствуемого в период прохождения военной службы (военных сборов), службы в органах, либо достигло в указанный период степени тяжести, которая изменяет категорию годности или приводит к негодности (в том числе временной) освидетельствуемого к военной службе, службе в органах, а также при хронических, медленно прогрессирующих заболеваниях, диагностированных до истечения одного года после увольнения с военной службы, службы в органах, если начало заболевания можно отнести к периоду прохождения военной службы (военных сборов), службы в органах.

Как следует из содержания пункта 94 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года номер, и действовавшего на дату увольнения ...1 (4 июля 2017 года), военно-врачебная комиссия выносит заключение о причинной связи увечья с формулировкой "военная травма", если увечье получено освидетельствуемым при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей). Возникновение же у освидетельствуемого в период прохождения военной службы заболевания, увечья в результате несчастного случая является основанием для заключения о причинной связи с формулировкой "заболевание получено в период военной службы". Под формулировку "военная травма" подпадает увечье, заболевание, если оно получено освидетельствуемым при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей).

Исходя из системного толкования указанных норм материального права, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что само по себе возникновение того или иного заболевания в период несения военной службы, не является безусловным основанием для его отнесения к военной травме. Для отнесения такого заболевания или увечья к военной травме необходимо наличие квалифицирующих признаков, которые связывают его получение с негативными последствиями прохождения службы, как например, выполнение боевого задания, служебных обязанностей, воздействие вредных веществ и т.д.

Как правильно установлено судом апелляционной инстанции и следует из материалов дела, на основании акта о несчастном случае на производстве формы Н-1, утвержденного 10 января 2014 года заместителем начальника ГУ МЧС России по РСО-Алания ...9, 29 мая 2012 года старшим инспектором по особым поручениям ОВР и ПО УК ГУ МЧС России по РСО-Алания подполковником внутренней службы ...1 получена травма при исполнении служебных обязанностей.

По факту получения указанной травмы заместителем начальника ОЭ и РТ УМТО ГУ МЧС России по РСО-Алания ...10 составлено заключение, утвержденное 10 января 2014 года заместителем начальника ГУ МЧС России по РСО-Алания ...9, согласно которому, ...1 29 мая 2012 года получена травма при исполнении служебных обязанностей.

В соответствии с протоколом ВВК ФКУЗ "МСЧ МВД России по РСО-Алания" от 17 июня 2014 года номер, в результате падения 29 мая 2012 года, ...1 получена травма при исполнении служебных обязанностей.

Согласно приказу ГУ МЧС России по РСО-Алания от 4 июля 2017 года номер-НС ...1 уволена по пункту 2 части 1 статьи 83 Федерального закона от 23 мая 2016 года N 141-ФЗ, в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе.

На основании заключения ВВК ФКУЗ "МСЧ МВД России по РСО-Алания" от 2 августа 2017 года номер ...1 установлена военная травма с указанием о получении заболевания в период военной службы.

Приказом ГУ МЧС России по РСО-Алания от 16 августа 2017 года номер-НС внесены изменения в приказ от 4 июля 2017 года номер-НС с указанием основания увольнения ...1: "в связи с болезнью на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в федеральной противопожарной службе".

В целях реализации своих прав на возмещение вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, 22 августа 2017 года ...1 подано на имя начальника ГУ МЧС России по РСО-Алания заявление о выплате единовременного пособия, предусмотренного частью 4 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ.

1 ноября 2017 года начальником ГУ МЧС России по РСО-Алания утверждено заключение о результатах служебной проверки по фактам проведения расследования и утверждения заключения служебной проверки об обстоятельствах причинения вреда здоровью ...1, в котором предложено признать недействительными заключение служебной проверки и акт формы Н-1 от 10 января 2014 года, путем издания соответствующего приказа.

Согласно приказу ГУ МЧС России по РСО-Алания от 8 ноября 2017 года номер признаны недействительными и отменены заключение служебной проверки и акт формы Н-1 от 10 января 2014 года, а 28 декабря 2017 года начальником ГУ МЧС России по РСО-Алания утверждено заключение, согласно которому, факт получения Доевой С.Э. травмы 29 мая 2012 года признан не подтвердившимся.

На основании заключения ВВК ФКУЗ "МСЧ МВД России по РСО-Алания" от 17 января 2018 года номер отменено заключение от 2 августа 2017 года номер, с указанием, что заболевание получено ...1 в период военной службы.

Незаконность заключения служебной проверки от 1 ноября 2017 года суд апелляционной инстанции правомерно мотивировал положениями Порядка проведения служебной проверки в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного приказом МЧС России от 17 октября 2016 года номер, обоснованно указав, что возможность проведения служебной проверки с целью отмены результатов ранее проведенных служебных проверок указанным Порядком не предусмотрена, а данное заключение не отвечает целям и задачам проведения служебных проверок в территориальных органах МЧС России, также, в нарушении пунктов 25, 28 Порядка ...1 не была проинформирована работодателем о назначении служебной проверки, ей не предлагалось дать объяснение по существу рассматриваемого вопроса, она не была ознакомлена с утвержденным заключением.

Исходя из материалов дела, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что необоснованное признание ГУ МЧС России по РСО-Алания незаконными акта формы Н-1 от 10 января 2014 года и заключения от 1 ноября 2017 года влечет отмену приказа ГУ МЧС России по РСО-Алания от 8 ноября 2017 года номер.

Признавая неправомерными исковые требования ...1, суд апелляционной инстанции обоснованно сослался на действие неотмененного приказа ГУ МЧС России по РСО-Алания от 16 августа 2017 года номер-НС.

Как правильно установлено судом апелляционной инстанции, в нарушении действующего законодательства ...1 не была проинформирована работодателем о назначении служебной проверки, у нее не были получены объяснения о событиях, имевших место 29 мая 2012 года, также в заключении не приведены факты получения истцом травмы в другой день и не при исполнении служебных обязанностей, что, в совокупности, является основанием для признания незаконным заключения служебной проверки ГУ МЧС России по РСО-Алания от 28 декабря 2017 года.