ПРЕЗИДИУМ ОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 февраля 2020 года Дело N 44Г-1/2020

Президиум Омского областного суда в составе:

председательствующего Холодовой М.П.,

членов президиума Гаркуши Н.Н., Осадчей Е.А., Масленкиной С.Ю.,

при секретаре Маслий Т.Л.,

рассмотрел гражданское дело N <...> по иску Белова В. И. к Министерству труда и социального развития Омской области о признании права на пенсию за выслугу лет по кассационной жалобе представителя Министерства финансов Омской области - Косолаповой О. А. на решение Первомайского районного суда г. Омска от 18.07.2017 года

Заслушав доклад судьи О. областного суда Магденко И.Ю., президиум

УСТАНОВИЛ:

Белов В.И. обратился в суд с иском к Министерству труда и социального развития Омской области о признании права на пенсию за выслугу лет, указав, что с 12.03.2015 по 19.04.2017 замещал государственную должность Омской области - министра промышленности, транспорта и инновационных технологий Омской области, от которой освобожден распоряжением губернатора Омской области от 19.04.2017 N 113-р в связи с удовлетворением его заявления об отставке. 27.04.2017 он обратился в Министерство труда и социального развития Омской области с заявлением об установлении пенсии за выслугу лет, предоставив все необходимые документы, предусмотренные пунктом 6 Положения о порядке установления, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет, утвержденного указом губернатора Омской области от 05.08.2009 N 89, однако распоряжением от 26.05.2017 N 219-р ответчик отказал ему в установлении и выплате пенсии за выслугу лет.

Просил признать незаконным распоряжение Министерства труда и социального развития Омской области от 26.05.2017 N 219-р "Об отказе в установлении и выплате пенсии за выслугу лет В.И. Белову", признать за ним право на установление и выплату пенсии за выслугу лет в соответствии со статьей 19 Закона Омской области "Кодекс о государственных должностях Омской области и государственной гражданской службе Омской области", обязать Министерство труда и социального развития Омской области установить ему пенсию за выслугу лет с 27.04.2017.

Представитель ответчика Министерства труда и социального развития Омской области в судебном заседании возражал против заявленных исковых требований, ссылаясь на законность отказа в удовлетворении заявления истца в установлении и выплате пенсии за выслугу лет.

Белов В.И. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, Лучинин А.А. и Немцева В.Б., представляющие интересы истца по доверенности, в судебном заседании поддержали доводы и требования иска в полном объеме.

Решением Первомайского районного суда города Омска от 18.07.2017 за Беловым В.И. признано право на установление и выплату пенсии за выслугу лет с 27.04.2017 в соответствии со статьей 19 Закона Омской области от 22.12.2004 N 601-ОЗ "Кодекс о государственных должностях Омской области и государственной гражданской службе Омской области" (в редакции Закона Омской области от 08.12.2009 N 1216-ОЗ).

В апелляционном порядке решение не обжаловалось.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 19.09.2019 Министерству финансов Омской области восстановлен процессуальный срок на подачу кассационной жалобы на решение Первомайского районного суда города Омска от 18.07.2017 по иску Белова В.И. к Министерству труда и социального развития Омской области о признании права на пенсию за выслугу лет.

20.09.2019 в Омский областной суд представителем Министерства финансов Омской области Косолаповой О.А. подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании президиума Омского областного суда с целью отмены постановленного судебного акта. Министерство финансов Омской области, как лицо, не участвовавшее в деле, указывает, что в нарушение требований Гражданского процессуального кодекса РФ оно не было привлечено к рассмотрению дела, при том, что судебный акт непосредственно затрагивает его интересы; кроме того, вывод суда о наличии у истца права на пенсию за выслугу лет основан на неверном применении норм Кодекса о государственных должностях Омской области и государственной гражданской службе Омской области.

По результатам изучения указанных доводов кассационной жалобы по материалам истребованного гражданского дела 20.09.2019 определением судьи Омского областного суда Емельяновой Е.В. от 04.10.2019 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании президиума Омского областного суда.

29.01.2020 представителем Белова В.И. Лучининым А.А. представлен отзыв на кассационную жалобу, в которой представитель указывает на законность решения Первомайского районного суда города Омска от 18.07.2017.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2019 года N 25 "О некоторых вопросах, связанных с началом деятельности кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции", на основании части 7 статьи 7 Федерального конституционного закона от 29 июля 2018 года N 1-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" и отдельные федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции" со дня начала деятельности вновь созданных кассационных судов общей юрисдикции сохраняются процессуальные полномочия президиумов верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, окружных (флотских) военных судов по рассмотрению кассационных жалоб, представлений, поданных до дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции.

Указанные жалобы, представления подлежат рассмотрению по правилам, предусмотренным главой 41 Гражданского процессуального кодекса РФ, действующим до дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции.

Таким образом, настоящая кассационная жалоба подлежит рассмотрению в соответствии с нормами главы 41 Гражданского процессуального кодекса РФ, действовавшими до указанного выше дня, то есть до 01.10.2019 года (пункт 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.09.2019 года N 30 "О дне начала деятельности кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции, Центрального окружного военного суда").

Истец в судебное заседание президиума не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в связи с чем президиум, руководствуясь статьей 385 Гражданского процессуального кодекса РФ, считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие (здесь и далее нормы главы 41 Гражданского процессуального кодекса РФ приведены в редакции, действовавшей до дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции).

Заслушав пояснения представителей истца Лучинина А.А. и Абдрахманова М.Х., представителя Министерства финансов Омской области Косолаповой О.А., представителей Министерства труда и социального развития Омской области Пузыреву А.А. и Аристархову И.А., проверив материалы дела, обсудив обоснованность доводов кассационной жалобы, президиум Омского областного суда находит жалобу подлежащей удовлетворению.

В соответствии с положениями статьи 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

По настоящему делу такого рода существенные нарушения норм материального и процессуального права были судом допущены.

Из материалов истребованного дела следует, что Белову В.И. с 15.09.2012 при достижении возраста 60 лет назначена страховая пенсия по старости согласно Федеральному закону от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" пожизненно на основании пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

С 12.03.2015 Белов В.И. замещал государственную должность Омской области - министра промышленности, транспорта и инновационных технологий Омской области, 19.04.2017 распоряжением губернатора Омской области N 113-р освобожден от замещаемой государственной должности Омской области в связи с удовлетворением его письменного заявления об отставке.

27.04.2017 Белов В.И. обратился в Министерство труда и социального развития Омской области с заявлением об установлении пенсии за выслугу лет, предоставив документы, предусмотренные пунктом 6 Положения о порядке установления, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет, утвержденного Указом Губернатора Омской области N 89 от 05.08.2009.

Распоряжением Министерства труда и социального развития от 26.05.2017 N 219-р Белову В.И. отказано в установлении и выплате пенсии за выслугу лет, поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 19 Кодекса о государственных должностях Омской области и государственной гражданской службе Омской области право на пенсию за выслугу лет в связи с прекращением полномочий имеют лица, замещающие государственные должности Омской области на профессиональной постоянной основе, получающие денежное вознаграждение за счет средств областного бюджета и достигшие возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, или утратившие трудоспособность в период осуществления ими полномочий по государственной должности Омской области, однако в рассматриваемом случае заявитель не достиг пенсионного возраста именно в период замещения государственной должности Омской области.

Разрешая исковые требования Белова В.И. о признании незаконным поименованного распоряжения и признании за истцом права на установление и выплату пенсии за выслугу лет, районный суд исходил из того, что из действующего законодательства прямо не следует, что недостижение пенсионного возраста (возраста, дающего право на страховую пенсию по старости) на день освобождения от замещаемой государственной должности Омской области в принципе исключает и право на назначение пенсии за выслугу лет согласно Кодексу о государственных должностях Омской области, а обратное толкование приведет к нарушению прав истца, которыми он обладал по состоянию на 19.04.2017. В связи с чем суд первой инстанции указал, что на день увольнения истца он соответствовал всем условиям, предусмотренным статьей 19 Закона Омской области от 22.12.2004 года N 601-ОЗ "Кодекс о государственных должностях Омской области и государственной гражданской службе Омской области" в действовавшей на тот момент редакции и имел право на установление и выплату пенсии за выслугу лет.

Президиум Омского областного суда находит, что с такими выводами суда согласиться нельзя, поскольку они основаны на неверном применении норм материального и процессуального права.

Так, в соответствии со ст. 8 Закона Омской области от 22.12.2004 N 601-ОЗ "Кодекс о государственных должностях Омской области и государственной гражданской службе Омской области" расходы на обеспечение деятельности лиц, замещающих государственные должности Омской области, государственных гражданских служащих, их денежное вознаграждение и денежное содержание, включая расходы на компенсационные и иные выплаты, финансируются из областного бюджета, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, - из федерального бюджета.

Подпунктом 10 пункта 1 статьи 11, статьей 19 Закона Омской области от 22 декабря 2004 года N 601-ОЗ "Кодекс о государственных должностях Омской области и государственной гражданской службе Омской области" установлены гарантии пенсионного обеспечения лиц, замещавших государственные должности Омской области, в виде пенсии за выслугу лет, выплата которой осуществляется за счет средств областного бюджета.

Пункт 18 Положения о порядке установления, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 05.08.2009 N 89 "О реализации отдельных положений статей 19, 47.1, 50 Кодекса о государственных должностях Омской области и государственной гражданской службе Омской области, статьи 3 Закона Омской области "О введении в действие и об изменении отдельных положений Кодекса о государственных должностях Омской области и государственной гражданской службе Омской области" предусмотрено, что Министерство труда и социального развития Омской области в течение 30 календарных дней со дня получения от учреждения документов, предусмотренных пунктами 10, 11 настоящего Положения, и заявления рассматривает их и принимает решение в форме распоряжения об установлении и выплате пенсии за выслугу лет или об отказе в ее установлении и выплате.

Из смысла пункта 22 этого же Положения следует, что выплата пенсии за выслугу лет осуществляется учреждением на основании распоряжения Министерства в установленном размере.

В пункте 20 Положения о Министерстве труда и социального развития Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 23.05.2008 N 56, указано, что финансирование деятельности Министерства осуществляется за счет средств областного бюджета.

Согласно пункту 1 Положения о Министерстве финансов Омской области (утверждено Указом Губернатора Омской области от 24 февраля 2004 года N 36), Министерство финансов Омской области является органом исполнительной власти Омской области, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной и налоговой политики Омской области и координирующим деятельность иных органов исполнительной власти Омской области в этой сфере.

Министерство финансов в соответствии с возложенными на него задачами организует исполнение областного бюджета, в том числе обеспечивает учет бюджетных и денежных обязательств получателей средств областного бюджета; участвует в реализации мер, направленных на обеспечение финансовой стабилизации и устойчивого социально-экономического развития Омской области; исполняет судебные акты, предусматривающие обращение взыскания на средства областного бюджета, средства бюджетных и автономных учреждений Омской области, в соответствии с законодательством (пункт 9 указанного Положения).

Одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии со статьей 28 Бюджетного кодекса РФ является эффективность использования бюджетных средств.

Принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности) (статья 34 Бюджетного кодекса).

В силу пункта 4 части 1 статьи 150 Гражданского процессуального кодекса РФ при подготовке дела к судебному разбирательству судья, в частности, разрешает вопрос о вступлении в дело соистцов, соответчиков и третьих лиц без самостоятельных требований относительно предмета спора, а также разрешает вопросы о замене ненадлежащего ответчика, соединении и разъединении исковых требований

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судом первой инстанции судебного постановления по делу, если оно может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по инициативе суда (часть 1 статьи 43 Гражданского процессуального кодекса РФ).

Разрешение при подготовке дела к судебному разбирательству вопроса о вступлении в дело соистцов, соответчиков и третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, необходимо для правильного определения состава лиц, участвующих в деле. Невыполнение этой задачи в стадии подготовки может привести к принятию незаконного решения, поскольку разрешение вопроса о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, является существенным нарушением норм процессуального права, влекущим безусловную отмену решения суда в апелляционном и кассационном порядке (пункт 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 июня 2008 г. N 11 "О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству").

Суд первой инстанции не выполнил вышеуказанные требования норм процессуального права, подлежащих применению в данном случае, не определил, исходя из характера спорного правоотношения, должным образом состав лиц, участвующих в деле, не привлек к участию в деле Министерство финансов Омской области, на которое в силу закона возложена обязанность по исполнению судебного акта по настоящему делу.

Кроме того, податель жалобы полагает, что судом должным образом не учтены положения Закона Омской области от 8 декабря 2016 года N 1929-ОЗ "О приостановлении действия отдельных положений Кодекса о государственных должностях Омской области и государственной гражданской службе Омской области", которым, в том числе, приостановлено действие статьи 19 Кодекса о государственных должностях Омской области, а также нормы Закона от 24 апреля 2017 года N 1966-ОЗ "О введении в действие и об изменении отдельных положений Кодекса о государственных должностях Омской области и государственной гражданской службе Омской области", которым признан утратившим силу Закон Омской области N 1929-ОЗ, а статья 19 Кодекса о государственных должностях Омской области изложена в новой редакции.

Данные доводы подателя жалобы также заслуживают внимания.

Согласно Конституции Российской Федерации государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти (статья 11, часть 2); в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления (статья 72, пункт "н" части 1); субъекты Российской Федерации устанавливают систему своих органов государственной власти самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом (статья 77, часть 1).

При этом Конституция Российской Федерации непосредственно не определяет статус лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации, которые для беспрепятственного и вместе с тем ответственного осуществления возложенных на них полномочий наделяются специальным публично-правовым статусом (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 5 апреля 2013 года N 7-П), - как следует из взаимосвязанных положений ее статей 72 (пункт "н" части 1) и 76 (части 2 и 5), данный вопрос, как относящийся к общим принципам организации системы органов государственной власти субъектов Российской Федерации, подлежит разрешению федеральным законодателем, принимающим федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации, и законодателями субъектов Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты которых принимаются в соответствии с федеральными законами и не могут им противоречить.Реализуя конституционные предписания, федеральный законодатель в Федеральном законе "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" определилсистему органов государственной власти субъектов Российской Федерации (статья 2) и закрепил отдельные элементы правового статуса лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (статья 2.1).

Федеральный закон от 30 декабря 2015 года N 446-ФЗ дополнил статью 2.1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" пунктом 4, предусматривающим условия, при соблюдении которых на лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, в случае принятия соответствующего нормативного правового акта субъекта Российской Федерации могут распространяться предусмотренные в нем дополнительные социальные и иные гарантии в связи с прекращением полномочий, в том числе досрочно (пункт 1 статьи 1).

Как следует из материалов, связанных с разработкой и принятием названного Федерального закона, он направлен на урегулирование порядка и условий установления дополнительных гарантий лицам, замещавшим государственные должности субъекта Российской Федерации, на основе принципов справедливости, разумности и учета финансовых возможностей субъекта Российской Федерации, гармонизацию законодательства субъектов Российской Федерации в указанной сфере и обеспечение его соответствия федеральному законодательству о противодействии коррупции.

Согласно пункту 4 названной статьи в случае принятия нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, предусматривающего предоставление лицам, замещающим государственные должности субъекта Российской Федерации, дополнительных социальных и иных гарантий в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), такой нормативный правовой акт распространяется только на лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации на профессиональной постоянной основе и достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность в период осуществления ими полномочий по государственной должности субъекта Российской Федерации, и не может предусматривать предоставление указанных гарантий лицам, полномочия которых были прекращены в связи с несоблюдением ограничений, запретов, неисполнением обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", либо по основаниям, предусмотренным подпунктами "б", "г" пункта 1 статьи 9 данного Федерального закона, либо в связи с несоблюдением ограничений, установленных пунктом 1 статьи 12 данного Федерального закона.

Пенсии за выслугу лет (ежемесячные доплаты к пенсиям) для лиц, замещавших государственные должности в субъекте Российской Федерации, по своей правовой природе являются дополнительным помимо назначаемой на общих основаниях пенсии обеспечением данной категории граждан.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, законодатель субъекта Российской Федерации вправе вводить и изменять порядок и условия предоставления лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы в субъекте Российской Федерации, лицам, замещавшим должности в органах государственной власти субъекта Российской Федерации, дополнительного обеспечения - в виде ежемесячной доплаты либо пенсии за выслугу лет, предоставляемого за счет средств соответствующих бюджетов (определения от 11 мая 2006 года N 88-О, от 3 апреля 2007 года N 332-О-П, от 15 января 2008 года N 107-О-О и N 108-О-О, от 1 октября 2009 года N 1060-О-О и др.).

Установление данных выплат относится к дискреционным полномочиям законодателя субъекта Российской Федерации, который, однако, принимая такое решение, должен учитывать конституционные предписания и действовать таким образом, чтобы оно не противоречило нормам федерального законодательства, регулирующих указанные правоотношения.