АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 7 февраля 2020 года Дело N А05-11868/2019

Резолютивная часть решения объявлена 05 февраля 2020 года

Полный текст решения изготовлен 07 февраля 2020 года

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Ипаева С.Г.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Комаровой Н.С.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Архберег" (ОГРН 1152901000537; адрес: Россия 163039, г.Архангельск, ул.Магистральная, дом 43; Россия 163038, г.Архангельск, ул. Доковская, д.38)

к ответчику - Государственной жилищной инспекции Архангельской области (ОГРН 1022900533050; адрес: Россия 163072, г.Архангельск, ул.Комсомольская, дом 38, корп.1)

третье лицо - Акционерное общество "Архангельскоблгаз" (ИНН 2900000543, адрес: 163000, г.Архангельск, пр.Обводный канал, д.96).

о признании недействительным предписания об устранении выявленных нарушений от 15.08.2019 N А-12/02-12/394Н,

при участии в заседании представителей:

от заявителя - Селининова Г.С. (доверенность от 01.02.2020)

от ответчика - Жуйкова О.Н. (доверенность от 09.01.2020), Замятина И.А. (доверенность от 09.01.2020)

от третьего лица - не явился

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Архберег" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к государственной жилищной инспекции Архангельской области (далее - ответчик, инспекция) о признании недействительным предписания об устранении выявленных нарушений от 15.08.2019 N А-12/02-12/394Н.

Представитель заявителя в судебном заседании предъявленные требования поддержал.

Представитель ответчика с требованиями заявителя не согласился по доводам, изложенным в отзыве на заявление.

Заслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела, суд установил следующее: Общество имеет лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 29.04.2015 N 029 000143.

В соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и Положением о государственной жилищной инспекции Архангельской области, утвержденной постановлением Администрации Архангельской области от 07.06.2007 N 110-па, инспекция является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области в сфере регионального государственного жилищного надзора, лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом, с целью исполнения поручения заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.Л. Мутко от 16.01.2019 N ВМ-П9-148 и Приказа Минстроя России от 23.01.2019 N 27/пр "Об организации проведения проверок использования и содержания внутридомового газового оборудования в многоквартирных домах, а также организации технического обслуживания дымовых и вентиляционных каналов в многоквартирных домах" инспекцией проведена внеплановая документарная проверка соблюдения обществом лицензионных требований, обязательных требований Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Минимальный перечень), Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 N 410 (далее - Правила N 410).

В ходе проведения проверки инспекция выявила нарушения лицензионных требований при содержании многоквартирных домов по ул. 100-й Дивизии, д. 5 корп. 1; ул. Адмирала Макарова, д. 2 корп. 3, д. 10 корп. 1, д. 12, д. 32, д. 32 корп. 2; ул. Аллейная, д. 18, 19, 20; ул. Водоемная, д. 6; ул. Вычегодская, д. 15; ул. Зеленец, д. 2, 5, 6, 8, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 52, 53, 54, 55, 56; ул. Зеньковича, д. 10, 16, 18, 28; ул. Кирпичного завода, д. 15, 17, 17 корп. 1, 18, 19,21,22; ул. Красина, д. 11, 13, 13 корп. 1, 15, 17, 27, 27 корп. 1,29,31, 33, 35, 37, 39; ул. Куйбышева, д. 2, 3, 4, 5, 6, 8, 10, 12, 14; ул. Ленинская, д. 3, 5, 7, 8; ул. Локомотивная, д. 13, 63; ул. Матросова, д. 2, 5; ул. Мира, д. 4, 6, 12, 16, 20; ул. Парковая, д. 7; ул. Пирсовая, д. 84; ул. Пустошного, д. 60; ул. Севстрой д. 47, 48; ул. Сурповская, д. 18, 37, 40; ул. Цигломенская, д. 13, 19, 21, 23, 25, 25 корп. 1, 27, 27 корп. 1, 29 корп. 1, 31, 31 корп. 1, 37; ул. Цигломенская, д. 13, 21, 25, 29 в г. Архангельске, а именно: не проведено техническое диагностирование внутридомового газового оборудования (отсутствуют заключения по результатам технического диагностирования внутридомового газового оборудования) в многоквартирных домах;

Результаты проверки отражены в акте от 07.03.2019 N А-12/02-06/394. С целью устранения выявленных нарушений обществу выдано предписание от 07.03.2019 N А-12/02-12/394.

В целях исполнения выданного предписания от 07.03.2019 N А-12/02-12/394, жилищная инспекция Архангельской области (далее - Инспекция) на основании распоряжения руководителя Инспекции от 09.08.2019 N А-12/01-15/1920 провела внеплановую выездную проверку.

В ходе проверки установлен факт неисполнения ранее выданного предписания N А-12/02-12/394 от 07.03.2019, срок исполнения которого истек 29.07.2019. Обществом не проведено техническое диагностирование внутридомового газового оборудования (отсутствуют заключения по результатам технического диагностирования внутридомового газового оборудования) в вышеперечисленных многоквартирных домах.

Инспекцией выдано повторное предписание N А-12/02-12/394Н от 15.08.2019, об устранении выявленных правонарушений в срок до 23.09.2019 в части проведения.

Общество, не согласившись с предписанием N А-12/02-12/394Н от 15.08.2019, об устранении выявленных правонарушений, обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.

В обоснование заявленных требований ссылается на то, что в ходе проверки достоверно не определена дата ввода внутридомового газового оборудования в эксплуатацию и не установлено то обстоятельство, что диагностирование внутридомового газового оборудования необходимо провести в данный период. Кроме того, в судебном заседании представитель заявителя пояснила, что в части домов отсутствует внутридомовое газовое оборудование, часть домов не указана в приложении к договору N 1442/19 от 01.01.2019 о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования, по части домов не истек нормативный срок службы- 30 лет со дня ввода газопровода в эксплуатацию.

Суд при рассмотрении данного дела руководствуется следующим.

Согласно статье 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Согласно положениям статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.

Исходя из положений частей 2 и 3 статьи 201 АПК РФ, ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, решение и действие (бездействие) - незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия данного акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения оспариваемыми актом, решением и действием (бездействием) прав заявителя. В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

В соответствии с частью 1 статьи 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (часть 2 статьи 162 ЖК РФ).

Частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

В соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ и пунктом 10 "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме", утвержденных Постановлением Правительства РФ N 491 от 13.08.2006 (далее - Правила N 491) общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранности имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдения законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого имущества, входящего в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме; соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Согласно пункту 5 Правил N 491 в состав общего имущества включаются внутридомовая инженерная система газоснабжения, состоящая из газопроводов, проложенных от источника газа (при использовании сжиженного углеводородного газа) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до запорного крана (отключающего устройства), расположенного на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, резервуарных и (или) групповых баллонных установок сжиженных углеводородных газов, предназначенных для подачи газа в один многоквартирный дом, газоиспользующего оборудования (за исключением газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования), технических устройств на газопроводах, в том числе регулирующей и предохранительной арматуры, системы контроля загазованности помещений, коллективных (общедомовых) приборов учета газа, а также приборов учета газа, фиксирующих объем газа, используемого при производстве коммунальной услуги.

Согласно подпункту "а" пункта 16 Правил N 491 надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 ЖК РФ.

Согласно пункту 131 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), газоснабжение потребителя производится при условии организованных исполнителем и осуществляемых специализированной организацией аварийно-диспетчерского обеспечения, надлежащего технического обслуживания и ремонта внутридомового газового оборудования и внутриквартирного газового оборудования, а также при условии технического диагностирования внутридомового газового оборудования и внутриквартирного газового оборудования, которые осуществляются по соответствующим договорам, заключенным в многоквартирном доме в отношении внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме - с товариществом или кооперативом, управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - с собственниками помещений в многоквартирном доме (подпункт "а").

Лица, указанные в подпунктах "а" и "б" пункта 131 Правил N 354, обязаны обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасную эксплуатацию внутридомового газового оборудования и внутриквартирного газового оборудования посредством заключения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования и (или) внутриквартирного газового оборудования со специализированной организацией, соответствующей требованиям, установленным Правилами N 410).

В связи с этим постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 N 410 утверждены Правила пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению (далее - Правила N 410).

Согласно подпункту "в" пункта 4 Правил N 410 безопасное использование и содержание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования обеспечиваются, в том числе, путем технического диагностирования внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.

Пунктом 8 Правил N 410 предусмотрено, что работы по техническому диагностированию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляются в отношении этого оборудования, отработавшего нормативные сроки эксплуатации, установленные изготовителем, либо сроки эксплуатации, установленные проектной документацией, утвержденной в отношении газопроводов. Проведение технического диагностирования внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования обеспечивается путем заключения договора о техническом диагностировании указанного оборудования с организацией, отвечающей требованиям, определяемым Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору: в отношении внутридомового газового оборудования - лицами, ответственными за содержание общего имущества в многоквартирном доме (управляющая организация, товарищество или кооператив, собственники помещений - при непосредственном способе управления многоквартирным домом).

Согласно пункту 3.4 Положения о диагностировании технического состояния внутренних газопроводов жилых и общественных зданий. Общие требования. Методы диагностирования. МДС 42-1.2000, утвержденного Приказом Госстроя России от 03.05.2000 N 101, первичная диагностика внутреннего газопровода производится по истечении нормативного срока службы - 30 лет со дня ввода газопровода в эксплуатацию.

При этом согласно пункту 6 вышеназванного Положения заказчиком работ по диагностике систем внутреннего газоснабжения выступает владелец здания. Заказчик обязан предоставить специализированной организации, проводящей диагностику, всю имеющуюся у него техническую документацию и обеспечить доступ во все помещения с внутренним газопроводом.

В данном случае истец принял функции управления вышеуказанных многоквартирных домов, ему переданы правомочия по надлежащему содержанию общего имущества домов.

Таким образом, Общество является ответственным за техническое состояние внутренних устройств газоснабжения, являющихся частью инженерного оборудования жилищного фонда, в том числе своевременное техническое диагностирование ВДГО.

Как следует из материалов дела, 01.01.2019 Общество заключило с АО "Архангельскоблгаз" договор N 1442/19 о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования.

В приложении N1 к договору приведен перечень домов, а также год ввода газового оборудования в эксплуатацию.

Суд в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса исследовал представленные доказательства, установил следующее.

В нарушении пункта 4 Положения о диагностировании технического состояния внутренних газопроводов жилых и общественных зданий и истечении 30 лет со дня ввода газопровода в эксплуатацию, Обществом не проведена первичная диагностика внутридомового газового оборудования в домах расположенных в г. Архангельске по адресам: ул. 100-й Дивизии, д. 5 корп. 1; ул. Адмирала Макарова, лом NN. 2 корп. 3, д. 10 корп. 1, д. 12, д. 32, д. 32 корп. 2; ул. Зеленец: дом NN 2, 5, 6, 8, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 52, 53, 54, 55; ул. Зеньковича, дом NN 10, 16, 18, 28; ул. Кирпичного завода, дом NN 15, 18, 19; ул. Красина, дом NN 11, 13 корп. 1, 37; ул. Ленинская, дом NN 5,7; ул. Локомотивная, дом13,63; ул. Матросова, дом NN 2,5; ул.Мира,д.N 20; ул. Сурповская дом N N37,40; ул. Цигломенская, д.37

Таким образом, в части вышеперечисленных домов, Общество обязано провести техническую диагностику внутридомового газового оборудования. Требования в этой части удовлетворению не подлежат.

В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

При исследовании приложения N1 к договору от 01.01.2019 N 1442/19 судом установлено, что в данном перечне отсутствуют сведения об указании домов, а также сведения о дате ввода в эксплуатацию газового оборудования по следующим домам: ул. Кирпичного завода, дома NN 17, 17 корп. 1, 21, 22; ул. Красина, дома NN 27 корп. 1, 29, 31, 33, 35, 39; ул. Куйбышева, дома N N3,6,8; ул. Ленинская дом N8; ул.Мира, дома NN 4,6,16; ул. Севстрой, дома N N47,48; ул. Цигломенская, дома N N13,25,29 корп.1.

Таким образом, Инспекцией не доказано истечение 30 летнего срока для первичной диагностики внутридомового газового оборудования, на день вынесения предписания.

Кроме того, дома расположенные по адресам: ул.Красина, дом N N13,15,17; ул.Куйбышева, дом N N2,4,5,10,12,14; ул. Мира, дом N 12; ул.Цигломенская, дом N N19,23,27, 27корп.1,31, 31корп1, не оборудованы внутридомовым газовым оборудованием, что подтверждается ответом Архангельского филиала Акционерного общества "Архангельскоблгаз" от 23.01.2020. Указанные дома оборудованы внутриквартирным газовым оборудованием (газовый баллон-плита). Следовательно, выводы Инспекции о необходимости проведения диагностики внутридомового газового оборудования, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.