АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

РЕШЕНИЕ

от 7 февраля 2020 года Дело N А83-19246/2019

Резолютивная часть решения оглашена "31" января 2020 года.

Полный текст решения изготовлен "07" февраля 2020 года.

Арбитражный суд Республики Крым в составе судьи Осоченко И.К., при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Левичевой Н.А., рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью "Крымская Роза"

к Службе по экологическому и технологическому надзору Республики Крым в лице начальника Козлова П.Н.

об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности в части,

при участии представителей:

участники процесса - не явились,

УСТАНОВИЛ:

в суд от Общества с ограниченной ответственностью "Крымская Роза" поступило заявление, согласно которому заявитель просит суд признать незаконным постановление Службы по экологическому и технологическому надзору Республики Крым от 29.10.2019 документ N 09 - 14 - 49/04/19 в части назначения Обществу с ограниченной ответственностью "Крымская Роза" административного штрафа 200 000, 00 руб., и назначить Обществу с ограниченной ответственностью "Крымская Роза" новое административное наказание с учётом положений пункта 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

21.11.2019 в Арбитражный суд Республики Крым от Службы по экологическому и технологическому надзору Республики Крым поступили письменные пояснения.

Определением Арбитражного суда Республики Крым от 07.11.2019 суд принял заявление к производству, возбудил и назначил предварительное судебное заседание.

12.12.2019 после завершения рассмотрения всех вынесенных в предварительное судебное заседание вопросов, суд признал дело подготовленным к судебному разбирательству, о завершении предварительного судебного заседания и об открытии судебного заседания в первой инстанции на основании части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Во время судебного заседания, которое состоялось 30.01.2020 суд в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, объявил о перерыве в судебном заседании до "31" января 2020 года на 13 часов 40 минут.

После окончания перерыва суд продолжил слушанье дела.

После окончания перерыва суд продолжил слушанье дела, явка представителей сторон была признана судом не обязательной.

Суд отмечает, что в соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 121 АПК РФ разместил полную информацию о совершении всех процессуальных действий по делу на сайте Арбитражного суда Республики Крым в информационно - телекоммуникационной сети Интернет www.crimea.arbitr.ru.

В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при неявке в судебное заседание арбитражного суда истца и (или) ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.

Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия мер по получению информации о движении дела, если суд располагает информацией о том, что указанные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе.

В судебном заседании 31.01.2020 судом оглашена резолютивная часть решения в соответствии с частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Рассмотрев материалы дела, всесторонне и полно выяснив все фактические обстоятельства, на которых основываются заявленные требования, оценив относимость, допустимость каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности, судом установлено следующее:

Исследовав материалы дела, всесторонне и полно выяснив все фактические обстоятельства, на которых основываются требования заявителя, оценив относимость, допустимость каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд установил следующее.

29.10.2019 начальником Службы по экологическому и технологическому надзору Республики Крым Козловым П.Н. было вынесено Постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 09 - 14 - 49/04/19, которым Общество с ограниченной ответственностью "Крымская Роза" было признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200 000,00 руб.

Не согласившись с указанным постановлением в части назначения размера штрафа, Общество с ограниченной ответственностью "Крымская Роза" обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с настоящим заявлением.

Из положений части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном кодексом.

Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого акта, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

На основании части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Как следует из материалов дела, на основании приказа начальника Службы по экологическому и технологическому надзору Республики Крым N 284 - кН от 11.09.2019, была проведена проверка Общества с ограниченной ответственностью "Крымская Роза".

В ходе проведения проверки, выявлены следующие нарушения требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте Общества с ограниченной ответственностью "Крымская Роза":

- ООО "Крымская Роза", как организация, эксплуатирующая опасный производственный объект "Сеть газопотребления "Крымская Роза" не имеет лицензии на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации: эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, чем нарушены требования п. 1 ст. 9 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.1997 N 116 -ФЗ, п. 1 ст. 12 Федерального закона лицензировании отдельных видов деятельности" от 04.05.2011 N 99-ФЗ;

- Сведения, представленные ООО "Крымская Роза" для регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, не являются полными и достоверными, чем нарушены требования п. 5 ст. 2, п. 1 ст.:

Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.1997 N 116-ФЗ;

- Отсутствуют на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности.

а также правила ведения работ на опасном производственном объекте, чех нарушены требования п. 1 ст. 9 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.1997 N 116-ФЗ;

- назначенный приказом, ответственный за осуществление производственного контроля, не аттестован по вопросами безопасности в объеме, соответствующем должностным обязанностям (А.1, общих требований промышленной безопасности), чем нарушены требования п.1, п.2 ст. 9 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.1997 N 116-ФЗ, п. 3, п.4, п. 10 (а), п. 12 "Положения об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору", утвержденного приказом Ростехнадзора от 29.01.2007 N 37, п. 9 "Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.1999 N 263;

- Отсутствует договор на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту сети газопотребления с организацией, имеющей опыт проведения указанных работ, в связи с отсутствием газовой службы в составе организации, чем нарушены требования п.1 ст. 9 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.1997 N 116 - ФЗ, п. 9 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "правил безопасности сетей газораспределения и газопотребления", утверждённых приказом Ростехнадзора от 15.11.2013 N 542,. 95 "Технического регламента о безопасности сетей газараспределения и газопотребления", утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 N 870;

- Не обеспечивается эксплуатирующей организацией мониторинг и устранение утечек природного газа, проверку срабатывания предохранительных и сбросных клапанов, техническое обслуживание, текущие ремонты и наладку технологических устройств (отсутствуют журналы, акты), чем нарушены требования п. 1 ст. 9 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.1997 N 116-ФЗ, п. 9 раздела II Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности опасных производственных объектов "Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления", утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.11.2013 N 542, п. 71 "Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 N 870;

- ООО "КРЫМСКАЯ РОЗА", эксплуатирующая опасный производственный объект, не обеспечила укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями, чем нарушены требования п. 1 ст. 9 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.1997 N 116-ФЗ;

- Не обеспечено проведение экспертизы промышленной безопасности здания, в котором размещено газоиспользующее оборудование, в связи с отсутствием в проектной документации данных о сроке эксплуатации здания по адресу: 298415, Республика Крым, Бахчисарайский район, село Шевченково, ул. Молодежная, дом 1, чем нарушены требования п.1 ст. 9, п.1, ст. 13 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.1997 N 116-ФЗ, п.7 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности", утвержденных приказом Ростехнадзора от 14.11.2013 N 538;

- Не определена дальнейшая эксплуатация подземного газопровода среднего давления от отключающего устройства на выходе из ШГРП до отключающего устройства на выходе из земли у здания газифицированной котельной, в связи с отсутствием в проектной документации данных о сроке эксплуатации сооружения, чем нарушены требования п. 1 ст. 9, п. 1.ст. 13 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.1997 N 116-ФЗ, п. 76 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от29.10.2010 N 870, п.9 раздела II Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности опасных производственных объектов "Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления", утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.11.2013 N 542;

- Не определена дальнейшая эксплуатация внутреннего газопровода среднего давления в связи с отсутствием в проектной документации данных о сроке эксплуатации сооружения, чем нарушены требования п. 1 ст. 9, п. 1. ст. 13 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.1997 N 116-ФЗ, п. 76 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 N 870, п. 9 раздела II Федеральных норм и правил в облает: I промышленной безопасности опасных производственных объектов "Прави.т безопасности сетей газораспределения и газопотребления", утвержденные приказом Ростехнадзора от 15.11.2013 N 542;

- В состав сведений об организации производственного контроля не включена информация: з) состояние технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, чем нарушены требования п. 1 ст.9 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.1997 N 116-ФЗ; п. 15 "Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.1999 N 263;

- Не осуществляется производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объект, а именно в период с 2018-2019 не проведены комплексные проверки состояния промышленной безопасности при эксплуатации сетей газопотребления, отсутствуют соответствующие акты, чем нарушены требования п. 1 ст. 9 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.1997 N 116-ФЗ, п.11 "Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.1999 N 263.

По результатам проведенной проверки главным консультантом старшим государственным инспектором отдела по надзору в нефтегазовом комплексе Степаненко Е.Л. был составлен акт N 09 - 24 - 14/19 от 17.10.2019. С актом был ознакомлен генеральный директор Общества с ограниченной ответственностью "Крымская Роза" Шадрин С.К. под роспись.

17.10.2019 главным консультантом, старшим государственным инспектором отдела по надзору в нефтегазовом комплексе Службы по экологическому и технологическому надзору Республики Крым Степаненко Е.Л. в присутствии законного представителя - генерального директора Общества с ограниченной ответственностью "Крымская Роза" Шадрина С.К. был составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 9.1 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях.

29.10.2019 начальником Службы по экологическому и технологическому надзору Республики Крым Козловым П.Н. было вынесено постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 09 - 14 - 01/04/19, которым Общество с ограниченной ответственностью "Крымская Роза" было признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена часть 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200 000,00 руб.

Частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объектом правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются общественные отношения в сфере промышленной безопасности, обеспечивающие защищенность жизненно важных интересов личности и общества на опасных производственных объектах.

Объективная сторона данного правонарушения состоит в несоблюдении установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, а также утвержденными в соответствии с ними нормативными техническими документами условий, запретов, ограничений и других обязательных требований, обеспечивающих промышленную безопасность, или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности.

Административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, свидетельствует о несоблюдении заявителем обязанностей, возложенных на него законодательством о промышленной безопасности. Несоблюдение норм промышленной безопасности создает реальную угрозу жизненно важным интересам личности и общества ввиду возможных аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 27.07.2010 N 225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" (далее - Закон N 225-ФЗ) к опасным объектам, владельцы которых обязаны осуществлять обязательное страхование, относятся расположенные на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, в том числе гидротехнические сооружения, подлежащие внесению в Российский регистр гидротехнических сооружений в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности гидротехнических сооружений.

В силу пунктов 4 и 5 статьи 2 Закона N 225-ФЗ владельцем опасного объекта является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, владеющие опасным объектом на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управлении либо на ином законном основании и осуществляющие эксплуатацию опасного объекта; эксплуатация опасного объекта - ввод опасного объекта в эксплуатацию, использование, техническое обслуживание, консервация, техническое перевооружение, капитальный ремонт, ликвидация опасного объекта, а также изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном объекте.

Согласно части 1 статьи 4 Закона N 225-ФЗ владелец опасного объекта обязан на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, за свой счет страховать в качестве страхователя имущественные интересы, связанные с обязанностью возместить вред, причиненный потерпевшим, путем заключения договора обязательного страхования со страховщиком в течение всего срока эксплуатации опасного объекта.

Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов определяет Федеральный закон от 21.07.1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Федеральный закона N 116-ФЗ).

В силу части 1 статьи 2 Федерального закона N 116-ФЗ опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону.

Частью 1 статьи 3 Федерального закона N 116-ФЗ установлено, что под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.

Статьей 9 Федерального закона N 116-ФЗ установлено, что организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.