АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 7 февраля 2020 года Дело N А51-14426/2019

Резолютивная часть решения объявлена 03 февраля 2020 года.

Полный текст решения изготовлен 07 февраля 2020 года.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Николаева А.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щекалёва Л.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ВОСХОД" (ИНН 2518001230, ОГРН 1162509050439, дата государственной регистрации 26.10.2016, адрес (место нахождения) 692998, Приморский край, Лазовский район, пгт. Преображение, ул.Портовая, д.1)

к Федеральному государственному казенное учреждение "Пограничное Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области" (ИНН 2723073068, ОГРН 1052701307306, дата государственной регистрации 27.10.2005, адрес (место нахождения) 680030, Хабаровский край, г.Хабаровск, ул.Постышева, д.1)

третье лицо - Пограничное управление ФСБ России по Приморскому краю

об отмене постановления о назначении административного наказания от 14.06.2019 (УИН 18907243660190002038).

при участии: от заявителя - Москалев Д. В. по доверенности от 03.10.2019, удостоверение адвоката; от ответчика - не явился; от третьего лица - Поздняков С.С., служебное удостоверение, доверенность от 14.10.2019, Диплом КР N 33113 от 29.05.2013,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью ООО "ВОСХОД" (далее - заявитель, общество, ООО "ВОСХОД") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Федеральному государственному казенное учреждение "Пограничное Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области" (далее - Управление, административный орган) об отмене постановления от 14.06.2019 по делу об административном правонарушении УИН18907243660190002038 по части 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 400 000 рублей.

Ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте заседания извещен надлежащим образом, доказательства извещения имеются в материалах дела, в связи с чем суд рассмотрел дело в его отсутствие по имеющимся в материалах дела документам в соответствии с частями 3, 5 статьи 156, статьи 210 АПК РФ.

Заявитель с вмененным ему административным правонарушением не согласился, указал, что ООО "ВОСХОД" осуществило подачу уведомления от 22.04.2019 и выход в целях неоднократного пересечения государственной границы РФ из российского морского порта, выполнив в полном объеме требования нормативных актов, регламентирующих пересечение Государственной границы РФ на море, тем самым не совершало инкриминируемое административное правонарушение.

Административный орган представил материалы дела об административном правонарушении и отзыв на заявление, в котором требование заявителя не признал, считает, что материалами административного производства подтверждается как факт совершения обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 18.1 КоАП РФ, так и вина общества в его совершении.

Третье лицо (Пограничное управление ФСБ России по Приморскому краю) указало, что фактические координаты пересечения Государственной границы РФ не соответствуют координатам, указанным в уведомлении от 22.04.2019, в котором не указаны координаты района осуществления деятельности, а само уведомление подано из морского терминала Преображение Приморского края.

Из материалов дела судом установлено, что ООО "ВОСХОД", используя собственное судно КРПС "ГЕПАРД" убыв 23.04.2019 из морского терминала Преображение Приморского края в целях торгового мореплавания связанного с осуществлением рыболовства, с последующим прибытием в российский порты 30.04.2019 в 20 часов 23 минуты, не проходя пограничного, таможенного и иных видов контроля, в координатах 50°13',5N 140°55',5''Е пересекло Государственную границу РФ, при этом, уведомление о намерении неоднократного пересечения Государственной границы РФ судном КРПС "ГЕПАРД" на море, без прохождения пограничного, таможенного и иных видов контроля, направлено 22.04.2019 в Пограничное управление ФСБ России по Приморскому краю не из российского морского порта, а из морского терминала Преображение Приморского края.

Своими действиями (бездействиями) ООО "ВОСХОД" нарушило пункт 4 Правил уведомления пограничных органов федеральной службы безопасности о намерении осуществлять неоднократное пересечение государственной границы российской федерации на море российскими судами, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 341 от 28.03.2019, часть 5 статьи 9.1 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации".

По данному факту административным органом 30.05.2019 составлен протокол об административном правонарушении в отношении ООО "ВОСХОД", по результатам рассмотрения которого вынесено постановление от 14.06.2019 по делу об административном правонарушении о признании общества виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 18.1 КоАП РФ и назначении ему наказания в виде штрафа в размере 400 000 рублей.

Не согласившись с указанным административным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, проверив в порядке части 3 статьи 30.6 КоАП РФ, части 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность оспариваемого постановления в полном объеме, суд пришел к следующим выводам.

Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В соответствии с частью 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

В силу части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействия), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Частью 1 статьи 18.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении, за исключением случаев, предусмотренных статьей 18.5 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 1 Закона "О государственной границе" Государственная граница Российской Федерации есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона Российской Федерации от 31.07.1998 N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" (далее - Закон о внутренних морских водах, Территориальном море) территориальное море Российской Федерации - примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских милы отмеряемых от исходных линий, указанных в статье 4 настоящего Федерального закона

В соответствии частью 3 статьи 2 Закона о внутренних морских водах, территориальном море - внешняя граница территориального моря является Государственной границей Российской Федерации.

Пунктом 5 статьи 9.1 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" (далее - Закон N 4730-1, Закона о государственной границе) установлено, что правила уведомления пограничных органов о намерении осуществлять неоднократное пересечение Государственной границы и порядок получения разрешения пограничных органов на неоднократное пересечение Государственной границы устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства 28.03.2019 за N 341 утверждены Правила уведомления пограничных органов федеральной службы безопасности о намерении осуществлять неоднократное пересечение государственной границы российской федерации на море российскими судами (далее - Правила N 341).

Согласно пункта 4 Правила N 341 уведомление для судов, указанных в подпункте "а" пункта 1 настоящих Правил, направляется по форме согласно приложению N 1 капитаном судна, или судовладельцем, или уполномоченным им лицом (далее - заявитель) не позднее чем за 4 часа до выхода судна из российского порта (далее - порт), из которого планируется убытие судна с намерением осуществлять неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации на море.

Уведомление направляется в пограничный орган, в зоне ответственности которого находится порт убытия судна, по факсимильной связи либо по электронной почте.

Таким образом, судом установлено, что в действиях ООО "ВОСХОД" имеется состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 18.1 КоАП РФ, в связи с чем заявитель правомерно был привлечен Управлением к административной ответственности.

Имеющиеся в деле доказательства (служебная записка Координационного отела пограничного управления ФСБ России по Хабаровскому краю и ЕАО N 4004ж/200 от 14.05.2019; план-схема позиционирования судна КРПС "ГЕПАРД" в период с 24.04.2019 по 09.05.2019; уведомление о намерении пересекать Государственную границу РФ судно КРПС "ГЕПАРД" от 22.04.2019 в ПУ по Приморскому краю, поданные из морского терминала Преображение; уведомление о фактическом пересечении 30.04.2019 в 20 часов 23 минуты судном КРПС "ГЕПАРД" Государственная граница РФ; протоколом об административном правонарушении от 30.05.2019) суд находит допустимыми, относимыми, достоверными и достаточными для признания ООО "ВОСХОД" виновным в совершении вменяемого административного правонарушения.

Довод ООО "ВОСХОД" о том, что общество не совершало инкриминируемое административное правонарушение, так как осуществило подачу уведомления от 22.04.2019 и выход в целях неоднократного пересечения государственной границы РФ из российского морского порта, выполнив в полном объеме требования нормативных актов, регламентирующих пересечение Государственной границы РФ на море, судом отклоняется, поскольку фактические координаты пересечения Государственной границы РФ не соответствуют координатам, указанным в уведомлении от 22.04.2019.

Так, в период с 25.04.2019 по 09.05.2019 судно осуществило промысловую деятельность в подзоне Приморье севернее мыса Золотой и в указанный период пять раз пересекло Государственную границу РФ в координатах: 30.04.2019 в 20 часов 33 минуты пересекло Государственную границу на вход в территориальное море РФ в координатах 50°13' СШ - 140°55 ВД; 01.05.2019 в 10 часов 43 минуты пересекло Государственную границу на выход из территориального моря РФ в координатах 49°27' СШ - 140°48 ВД; 02.05.2019 в 10 часов 27 минуты пересекло Государственную границу на вход в территориальное море РФ в координатах 50°01' СШ - 140°59 ВД; 03.05.2019 в 08 часов 14 минуты пересекло Государственную границу на выход из территориального моря РФ в координатах 50°09' СШ - 140°59 ВД; 09.05.2019 в 01 часов 09 минуты пересекло Государственную границу на вход в территориальное море РФ в координатах 48°36' СШ - 140°29 ВД.

Согласно уведомления от 22.04.2019 предполагаемое место пересечения территориальных вод РФ 47°25,0' СШ - 139°21,1 ВД.

Кроме того, в уведомлении от 22.04.2019 не указаны координаты района осуществления деятельности, а само уведомление подано из морского терминала Преображение Приморского края, что не отвечает требованиям пункта 4 Правила N 341.

Таким образом, факт неоднократного пересечения ООО "ВОСХОД" Государственной границы РФ без надлежащего уведомления Пограничных органов подтвержден материалами дела.

Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, административным органом не пропущен.

При рассмотрении дела судом не установлено оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и признания допущенного правонарушения малозначительным.

Так, квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

Малозначительность правонарушения может иметь место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и только в исключительных случаях.

По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ, оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

Судом по материалам дела не установлено наличие исключительных обстоятельств, препятствующих надлежащему исполнению обществом своих обязанностей.

Совершенное правонарушение посягает на реализацию единой государственной политики в сфере охраны Государственной границы России, на установленный и охраняемый государством порядок в указанной сфере, соблюдение которого является обязанностью каждого участника правоотношений. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям в данном случае состоит не в наступлении негативных последствий, а в пренебрежительном отношении к исполнению своих публичных обязанностей.

ООО "ВОСХОД" должно было в силу публичной известности и доступности не только знать о существовании обязанностей, вытекающих из законодательства, но и обеспечить их выполнение, то есть использовать все необходимые меры для недопущения события противоправного деяния при той степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него в целях надлежащего исполнения своих обязанностей и требований закона.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 02.04.2009 N 486-0-0, ответственность за нарушение административного законодательства применяется лишь при условии наличия возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, когда не были приняты все зависящие от юридического лица меры по их соблюдению.

Между тем, общество является профессиональным участником спорных правоотношений, в сфере которых должно действовать со всей заботливостью и осмотрительностью.

При таких обстоятельствах применение положений статьи 2.9 КоАП РФ и освобождение заявителя от административной ответственности не будет отвечать целям административного производства и справедливого выбора санкции, не оправдает установленной законом цели административного наказания (статья 3.1 КоАП РФ).

Согласно статье 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений.

В силу части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Оценив представленные в материалы дела документы, суд считает, что в рассматриваемом случае имеются основания для изменения обжалуемого постановления в части назначенного ООО "ВОСХОД" размера наказания в силу следующего.

Частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ установлено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

В соответствии с частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Поскольку в части 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ, статья 18.1 КоАП РФ не поименована, следовательно, законом не исключается замена административного штрафа на предупреждение при совершении рассматриваемого правонарушения.

Согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ООО "ВОСХОД" является субъектом малого предпринимательства - основной вид деятельности "рыболовство морское".

Учитывая установленные материалами дела обстоятельства, замена предусмотренного санкцией части 1 статьи 18.1 КоАП Российской Федерации административного штрафа на предупреждение соответствует целям наказания, установленным статьей 3.1 КоАП РФ.

Выявленное правонарушение совершено ООО "ВОСХОД" впервые, что подтверждается постановлением о назначении административного наказания от 14.06.2019.

Таким образом, совершение правонарушения впервые расценивается судом как обстоятельствами, смягчающими административную ответственность.

Обстоятельства, отягчающие административную ответственность отсутствуют, что подтверждается постановлением о назначении административного наказания от 14.06.2019.

Таким образом, с учетом вышеприведенных норм права, а также учитывая, что совершенное обществом правонарушение не привело к причинению вреда или возникновению угрозы его причинения объектам, перечисленным в части 2 статьи 3.4 Кодекса, имущественный ущерб также отсутствует, суд считает возможным заменить наложенный на ООО "ВОСХОД" административный штраф на предупреждение.