АРБИТРАЖНЫЙ СУД НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 7 февраля 2020 года Дело N А43-52445/2019

Резолютивная часть решения объявлена 03 февраля 2020 года

Решение в полном объеме изготовлено 07 февраля 2020 года

Арбитражный суд Нижегородской области в составе судьи Вершининой Екатерины Игоревны (56-1062), при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шлюндиной Ю.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью управляющая компания "на Зайцева", г.Нижний Новгород (ОГРН 1135263003413, ИНН 5263099920) об отмене постановления Государственной жилищной инспекции Нижегородской области по делу об административном правонарушении N 515-15-562/2019 от 05.12.2019,

при участии представителей сторон:

от заявителя: Шипулин П.А. (доверенность от 22.08.2019),

от ответчика: Усякая Н.Т. (доверенность от 09.01.2020),

установил: в Арбитражный суд Нижегородской области обратилось общество с ограниченной ответственностью управляющая компания "на Зайцева" (далее - заявитель, общество) с заявлением об отмене постановления Государственной жилищной инспекции Нижегородской области (далее - административный орган, Инспекция) N 515-15-562/2019 от 05.12.2019.

В обоснование заявленного требования общество указывает, что на дату вынесения постановления о привлечении к административной ответственности истек двухмесячный срок привлечения к административной ответственности, поскольку вмененного правонарушение не является длящимся. При этом заявитель указывает, что в распоряжении административного органа на дату вынесения оспариваемого постановления квитанция за октябрь 2019 года и история начислений и оплат по лицевому счету отсутствовали, в связи с чем, полагает ссылку административного органа на данные документы неправомерной. Также заявитель указывает на нарушение административным органом части 1 статьи 25.15, части 4.1 статьи 28.2 пункта 4 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ, выразившееся в составлении протокола об административном правонарушении в отсутствие сведений о надлежащем извещении о времени и месте составления протокола.

Подробно позиция общества изложена в заявлении, возражениях на отзыв и поддержана представителем в судебном заседании.

Представитель Инспекции требование заявителя отклонила, считает оспариваемое постановление законным и обоснованным, со ссылкой на часть 2 статьи 4.5 КоАП РФ указывает, что Инспекцией срок привлечения общества к административной ответственности не пропущен. При этом Инспекция полагает, что срок давности привлечения к административной ответственности подлежит исчислению с момента его выявления ввиду длящегося характера правонарушения. Отмечает, что в августе 2019 года правонарушение не было окончено, неправомерные начисления обществом платы за нарушение продолжилось и имело место в октябре 2019 года, в связи с чем, полагает срок давности привлечения к административной ответственности на дату вынесения постановления не пропущенным.

Подробно позиция Инспекции отражена в отзыве и поддержана представителем в судебном заседании.

Изучив материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, судом установлены следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, на основании приказа начальника отдела контроля начисления платы за жилищно-коммунальные услуги (заместителя руководителя) государственной жилищной инспекции Нижегородской области от 21.10.2019 N 515-15-562/2019 должностным лицом Инспекции 21.10.2019 в рамках лицензионного контроля в отношении ООО УК "на Зайцева" проведена внеплановая документарная проверка с целью проверки фактов, изложенных в обращении (вх.N ОГ-515-62202/19 от 23.09.2019) о правомерности начисления платы за жилищно-коммунальные услуги, предоставленные на индивидуальное потребление с учетом повышающих коэффициентов, собственнику (потребителю) жилого помещения N 27 дома N 36/2 по пр.Кораблестроителей г.Нижнего Новгорода.

В результате проведенной проверки Инспекция пришла к выводу о допущенных обществом нарушениях статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпункта "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, пунктов 42, 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).

На момент проведения проверки установлено, что на основании договора управления многоквартирным домом N 1С/3 от 31.10.2018 и лицензии N 169 от 30.04.2015 управление многоквартирным домом N 36 корпус 2 по пр.Кораблестроителей г.Нижнего Новгорода осуществляется управляющей организацией - ООО УК "на Зайцева".

Жилое помещение N 27 дома N 36/2 по пр.Кораблестроителей не оборудовано индивидуальными приборами учета холодного и горячего водоснабжения, расчет производится по нормативу с учетом повышающего коэффициента.

Собственником указанного жилого помещения является администрация Сормовского района г.Нижнего Новгорода.

Согласно договору социального найма вышеуказанное жилое помещение находится в найме.

Подробно выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки N 515-15-562/2019 от 21.10.2019.

Усматривая в действиях ООО УК "на Зайцева" признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, 06.11.2019 должностным лицом Инспекции в отсутствие законного представителя общества, извещенного надлежащим образом (л.д. 69 с оборотом-70), составлен протокол об административном правонарушении N 515-15-562/2019.

05.12.2019 начальником отдела контроля начисления платы за жилищно-коммунальные услуги (заместителем руководителя) Инспекции в отсутствие законного представителя общества, извещенного надлежащим образом (л.д.77-79), вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 515-15-562/2019, в соответствии с которым общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей.

Не согласившись с постановлением от 05.12.2019, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым требованием.

Частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса.

Объектом правонарушения являются общественные отношения в области лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. Порядок лицензирования в этой сфере регламентирован Жилищным кодексом Российской Федерации.

Объективная сторона правонарушения выражается в осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 КоАП РФ.

Субъектами данного правонарушения являются управляющие организации, деятельность которых по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.

В силу пункта 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.

Перечень лицензионных требований установлен в статье 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, который в силу пункта 7 части 1 названной статьи не является исчерпывающим.

Правительство Российской Федерации утверждает положение о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами с указанием перечня грубых нарушений лицензионных требований (часть 2 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

В соответствии с пунктом 3 Положения лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", являются, в том числе:

а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;

б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.

в) соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации.

При этом частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.

Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354), которые регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.

Согласно абзацу 2 пункта 42 Правил N 354 при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и отсутствии технической возможности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления горячей воды.

В соответствии с абзацем 3 пункта 42 Правил N 354 при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется по формуле 4(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с применением повышающего коэффициента, а в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, которое не оснащено такими приборами учета, определяется по формуле 23(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления горячей воды с применением повышающего коэффициента.

Согласно пункту 81 Правил N 354 оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.

Согласно части 1 статьи 61 Жилищного кодекса Российской Федерации пользование жилым помещением по договору социального найма осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, договором социального найма данного жилого помещения.

В силу положений части 1 статьи 63 Жилищного кодекса Российской Федерации договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.

Согласно части 3 статьи 67 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан:

1) использовать жилое помещение по назначению и в пределах, которые установлены настоящим Кодексом;

2) обеспечивать сохранность жилого помещения;

3) поддерживать надлежащее состояние жилого помещения;

4) проводить текущий ремонт жилого помещения;

5) своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги;

6) информировать наймодателя в установленные договором сроки об изменении оснований и условий, дающих право пользования жилым помещением по договору социального найма.

Как следует из материалов дела, на основании договора управления многоквартирным домом N 1С/3 от 31.10.2018 и лицензии N 169 от 30.04.2015 управление многоквартирным домом N 36 корпус 2 по пр.Кораблестроителей г.Нижнего Новгорода осуществляется управляющей организацией - ООО УК "на Зайцева".

На основании договора найма жилого помещения в домах государственного и муниципального жилого фонда жилое помещение N 27 дома N 36/2 по пр.Кораблестроителей находится в найме.

Собственником указанного жилого помещения является администрация Сормовского района г.Нижнего Новгорода.

Таким образом, обязанность предусмотренная требованиями действующего законодательства по оборудованию жилого помещения индивидуальными приборами учета горячего и холодного водоснабжения закреплена за собственником помещения - администрацией Сормовского района г.Нижнего Новгорода.

Жилое помещение не оборудовано индивидуальными приборами учета холодного и горячего водоснабжения, расчет производится по нормативу с учетом повышающего коэффициента.

Таким образом, применение повышающего коэффициента при расчете размера платы за коммунальные услуги по холодному и горячему водоснабжению к нанимателю жилого помещения противоречит требованиям Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 42, 81 Правил N 354.

Вышеназванные обстоятельства свидетельствуют о наличии события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, и виновности заявителя в его совершении.

Вместе с тем основания для вынесения оспариваемого постановления у Инспекции отсутствовали в силу следующих обстоятельств.

В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.

В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.

Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся.

Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.

Проверяя соблюдение срока давности привлечения к административной ответственности, следует также учитывать, что КоАП РФ не предусматривает возможности перерыва данного срока.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.