АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ

РЕШЕНИЕ

от 7 февраля 2020 года Дело N А84-5604/2019

Арбитражный суд города Севастополя в составе судьи Погребняка А.С., рассмотрев в порядке упрощенного судопроизводства дело А84-5604/19

по иску Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (ОГРН 1149204004025, г. Севастополь)

к Индивидуальному предпринимателю Гейхману Александру Львовичу (ОГРНИП 314920436700654)

о взыскании 109 235,59 руб

установил:

Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя обратился в Арбитражный суд города Севастополя с иском к Индивидуальному предпринимателю Гейхману Александру Львовичу о взыскании денежных средств.

Определением суда от 02.12.2019 исковое заявление принято к производству суда с рассмотрением в порядке упрощенного производства.

Согласно отчёту о публикации судебных актов, определение о принятии искового заявления к производству с рассмотрением в порядке упрощённого производства от 02.12.2019 размещено арбитражным судом на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", копии определения направлены сторонам в порядке статьи 121 АПК РФ.

В ходе рассмотрения спора истцом представлено заявление об уточнении исковых требований по делу, в соответствии с которым истец просил взыскать с ответчика задолженность по договору от 12.04.2003 за период с 22.12.2014 по 30.09.2019 в размере 61 243,44 руб, пени в размере 22 257,34 руб, проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 9 634,74 руб, всего - 93 135,52 руб.

Заявление об уточнении исковых требований было принято судом к рассмотрению на основании положений ст. 49 АПК РФ.

Ответчик представил отзыв на исковое заявление, просил в иске отказать.

Также ответчиком было заявлено ходатайство о рассмотрении спора по общим правилам искового производства, которое было оставлено судом без удовлетворения.

Дело рассмотрено судом в порядке упрощённого производства без вызова сторон по истечении сроков, установленных судом для представления сторонами доказательств и иных документов.

Основания для перехода к рассмотрению дела по общим правилам искового производства судом не установлены.

Решением Арбитражного суда города Севастополя от 27.01.2020 исковые требования были удовлетворены частично.

31.01.2020 в суд поступило заявление ответчика о составлении мотивированного решения по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства.

Изучив материалы дела, судом установлено следующее.

12.04.2003 между Севастопольским городским Советом (далее - Совет) и Индивидуальным предпринимателем Гейхманом Александром Львовичем (далее - Ответчик, Арендатор) был заключен договор аренды земельного участка (кадастровый номер 91:04:001005:953) общей площадью 1 670 кв. м. (далее - земельный участок N1) расположенного по адресу: ул. Пищенко Коли, 24-А, г. Севастополь, предоставленного для реконструкции сооружения магазина под ателье по изготовлению обуви (далее - Договор аренды).

В соответствии с пунктом 1.5 Договора аренды договор заключён сроком до 01.12.2028.

В соответствии с п. 2.1.3 Договора аренды "размер арендной платы подлежит ежегодному пересчету в срок до 01 февраля текущего года в зависимости от денежной оценки земельного участка, которая ежегодно индексируется".

Истец ссылается на расчеты арендной платы на 2012 и 2013 годы (копии которых представлены в материалы дела), на Методику определения размеров арендной платы при заключении договоров аренды земли, утвержденной решением Севастопольского городского Совета от 14.10.2003 N 1348, согласно которых годовая арендная плата за пользование земельным участком N1 устанавливается в размере 0,03% от нормативной денежной оценки земельного участка.

При этом, величина годовой арендной платы за пользование земельным участком определяется по формуле: нормативная денежная оценка земельного участка (грн) * ставка арендной платы (%) = сумма годовой арендной платы.

Так, нормативная денежная оценка на 01.01.2012 земельного участка N 1 составила 425 015 грн. (выписка из технической документации о нормативной денежной оценке земельного участка от 06.02.2012 N 405-3.2/5 от 06.02.2012 N 405-3.2/5).

Таким образом, размер годовой арендной платы за участок N 1 составляет 12 750,45 грн. в пересчете на рубли - 45 331,04 руб. (постановление Правительства Севастополя от 11.02.2015 N 88-ПП).

В соответствии с п. 1 ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Севастополя от 08.04.2019 N 219-ПП "Об утверждении Порядка расчёта размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности города Севастополя и предоставленных в аренду без торгов", учитывая постановление Правительства Севастополя от 25.10.2018 N 716-ПП "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, расположенных на территории города Севастополя" с 19.04.2019 изменен порядок исчисления арендной платы за землю, а именно расчет арендной платы определяется по формуле:

КС* С (%)= сумма годовой арендной платы,

Где КС- кадастровая стоимость земельного участка

С-ставка арендной платы согласно постановлению Правительства Севастополя от 08.04.2019 N 219-ПП

Кадастровая стоимость участка N1: 7 119 944,80 руб.

Ставка арендной платы: 1,5 %

Размер арендной платы за период с 19.04.2019 по 31.12.2019 составляет 74 759,42 руб.

Размер арендной платы (нормативно денежная оценка по договору аренды земельного участка заключенному до 18.03.2014) за период с 01.01.2019 по 18.04.2019 проиндексирован на коэффициент инфляции (4,3%) и составляет: 14 184,08 руб в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2018 N 459-ФЗ "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов".

Согласно пп. в) п. 3.1.1. Договора аренды Арендодатель имеет право требовать от Арендатора своевременного внесения арендной платы.

Согласно пп. г) п. 3.2.2. Договора аренды Арендатор обязан своевременно вносить арендную плату в соответствии с разделом 4 настоящего договора и ежегодно до 15 февраля представлять Арендодателю справку о платежах по арендной плате за истекший год, заверенную налоговой инспекцией.

В силу правовой позиции, изложенной в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 27.06.2016 по делу N А83-3705/2015, согласно положениям статьи 632 ГКУ, статьям 2, 19 Закона Украины "О плате за землю", статьи 14 Налогового кодекса Украины нормативная денежная оценка земель является основой для определения размера арендной платы, а изменение нормативной денежной оценки земель является основанием для пересмотра размера арендной платы.

Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы по договору аренды земельного участка является регулируемым по законодательству как России, так и Украины.

Согласно статье 18 Закона Украины "Об оценке земель", который вступил в законную силу 13.01.2004, нормативная денежная оценка земельных участков, расположенных в пределах населенных пунктов независимо от их целевого назначения, проводится не реже чем один раз в 5-7 лет.

Статьей 526 ГК Украины, которая корреспондируется со статьей 193 Хозяйственного кодекса Украины, закреплено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями договора и требованиями закона, иных правовых актов.

В постановлении Верховного суда Украины от 20.08.2013 N 3-21/гс13 отмечено, что поскольку в договорах аренды земли стороны определили, что индексация размера арендной платы происходит в соответствии с индексацией нормативной денежной оценки земель согласно действующему законодательству, законодательное изменение нормативной денежной оценки земли может быть основанием для изменения размера арендной платы в одностороннем порядке.

Верховный Суд Украины указал, что невнесение сторонами договора аренды земли изменений в части арендной платы не освобождает стороны от обязанности их выполнения. То есть арендодатель, несмотря на невнесение изменений в договор, вправе требовать уплаты задолженности (разницы между ранее действовавшей и новой арендной платой) с арендатора.

Правовая позиция о том, что нормативная денежная оценка земель является основой для определения размера арендной платы, а изменение нормативной денежной оценки земель является основанием для пересмотра размера арендной платы, также изложена в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 22.05.2015 по делу N А83-965/2014.

В соответствии со ст. 287.3 Налогового кодекса Украины, налоговое обязательство по плате за землю, определенное в налоговой декларации на текущий год, уплачивается равными долями собственниками и землепользователями земельных участков по местонахождению земельного участка за налоговый период, равен календарному месяцу, ежемесячно в течение 30 календарных дней, следующих за последним календарным днем налогового (отчетного) месяца.

Истец указал, что Арендатором обязательства по внесению арендной платы согласно условиям Договора аренды, не выполнялись надлежащим образом, вследствие чего образовалась задолженность по арендной плате за период с 22.12.2014 по 30.09.2019 в размере 61 243,44 рублей.

В соответствии с п. 2.3 Договора аренды, за несвоевременное внесение арендной платы взимается пеня в размере ставки пени за несвоевременную уплату земельного налога в соответствии с законодательством Украины.

В соответствии со ст. 129.4 Налогового кодекса Украины пеня начисляется на сумму налогового долга (включая сумму штрафных санкций при их наличии и без учета суммы пени) из расчета 120 процентов годовых учетной ставки Национального банка Украины, действующей на день возникновения такого налогового долга или на день его (его части) погашения, в зависимости от того, какая из величин таких ставок больше, за каждый календарный день просрочки в его уплате.

В связи с нарушением срока внесения арендной платы Ответчику начислена пеня в размере 22 257.34 руб.

Также на основании положений ст. 395 ГК РФ истец начислил ответчику за период с 22.12.2014 по 30.09.2019 проценты за пользование чужими средствами в размере 9634,74 рублей.

Департаментом в адрес Арендатора ценной корреспонденцией от 09.10.2019 направлялось письмо от 02.10.2019 N П/ЗУ-000850 - предупреждение о необходимости исполнения обязательств по договору аренды земельного участка.

В связи с тем, что обязательство по оплате задолженности ответчиком не было исполнено, сумма задолженности не погашена, истец обратился в суд с требованиями настоящего искового заявления, с учетом уточнения размера исковых требований, обусловленных частичной оплатой задолженности ответчиком.

Ответчик представил отзыв на иск, просил отказать с удовлетворении требований истца в полном объеме.

Изучив материалы дела, суд пришел к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения исковых требований, исходя из следующего.

18.03.2014 между Российской Федерацией и Республикой Крым подписан Договор "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - договор о принятии в РФ), ратифицированный 21.03.2014.

В соответствии с частью первой статьи 1 договора о принятии в РФ, Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания настоящего договора, то есть 18.03.2014.

Со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым в составе Российской Федерации образуются новые субъекты - Республика Крым и город федерального значения Севастополь (статья 2 договора о принятии в РФ).

Нормами статьи 27 Закона города Севастополя N 5-ЗС от 30.04.2014 "О Правительстве Севастополя" определены основные полномочия Правительства Севастополя в сфере градостроительства и землепользования, к которым, в частности, относится управление в области земельных отношений.

Пунктом 4.2. Положения о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 16.06.2015 N 521-ПП определено, что Департамент в пределах своей компетенции и в соответствии с функциями осуществляет от имени города Севастополя управление, владение и распоряжение имуществом, находящимся в собственности города Севастополя.

В соответствии со статьей 1 Закона города Севастополя от 25.07.2014 N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" (принят Законодательным Собранием г. Севастополя 22.07.2014) (далее - Закон N 46-ЗС) данный закон устанавливает особенности регулирования земельных и иных имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество на территории города Севастополя.

Из части 1 статьи 2 Закона N 46-ЗС следует, что права на объекты недвижимого имущества, независимо от государственной регистрации данных прав, возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории города Севастополя в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими до указанного момента, признаются следующими правами, установленными законодательством Российской Федерации:

1) право частной собственности и право общей собственности признаются соответственно правом частной собственности и правом общей собственности;

2) право государственной собственности в границах города федерального значения Севастополя и право коммунальной собственности города федерального значения Севастополя признаются правом собственности города Севастополя;

3) право коммунальной собственности территориальных громад признается правом собственности города Севастополя;

4) все земли, кроме частной и муниципальной собственности, признаются собственностью города Севастополя;

5) право коллективной собственности на землю признается правом частной собственности юридического лица.

В силу частей 8, 11 статьи 3 Закона N 46-ЗС право аренды земельного участка, право залога земельного участка, право пользования чужим земельным участком (сервитут), возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона, соответствуют праву аренды, залога и сервитуту, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации. Положения договора аренды земельного участка, договора залога земельного участка, договора об установлении сервитута, заключенных до вступления в силу Федерального конституционного закона и зарегистрированных в действовавшем на момент заключения таких договоров порядке, применяются в части, не противоречащей Гражданскому кодексу Российской Федерации и Земельному кодексу Российской Федерации.

Таким образом, права и обязанности арендодателя по Договору перешли к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, в связи с чем, Департамент имеет право на обращение в суд с иском о взыскании задолженности по договору аренды.

Правоотношения между сторонами возникли в период действующего законодательства Украины, поэтому в соответствии со статьей 14 АПК РФ при рассмотрении данного спора суд считает необходимым применять нормы материального права Украины, регулирующие спорные отношения и действующие на момент их возникновения, а также действующие в настоящее время нормы материального права Российской Федерации.

При этом следует учитывать, что нормы гражданского законодательства Украины, регулирующие спорные отношения не должны входить в прямое противоречие с нормами права Российской Федерации в данном вопросе, поскольку договорные отношения по аренде являются длящимися, и спорный период приходится на время, когда на территории Республики Крым уже действует законодательство Российской Федерации.

Суд при рассмотрении спора применяет нормы материального права украинского законодательства, регулирующие спорные правоотношения и действующие на момент их возникновение, а также нормы права Российской Федерации, аналогичные законодательству Украины.

В силу части 1 статьи 14 АПК РФ при применении норм иностранного права арбитражный суд устанавливает содержание этих норм в соответствии с их официальным толкованием, практикой применения и доктриной в соответствующем иностранном государстве.

В соответствии с требованиями статьи 509 Гражданского кодекса Украины (далее - ГК Украины) и статьи 173 Хозяйственного кодекса Украины (далее - ХК Украины) обязательством является правоотношение, в котором одна сторона (должник) обязана совершить в пользу второй стороны (кредитора) определенное действие (передать имущество, выполнить работу, предоставить услугу, уплатить деньги и тому подобное) или воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.

Обязательства возникают по основаниям, установленным статьей 11 ГК Украины и статьей 174 ХК Украины, в частности, из договоров и иных сделок (соглашений); из других юридических фактов, а также непосредственно из актов гражданского законодательства.

Аналогичные нормы содержатся в статьях 8, 307 ГК РФ.