АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ

РЕШЕНИЕ

от 6 февраля 2020 года Дело N А84-4570/2019

Резолютивная часть решения оглашена 29 января 2020 года

Полный текст решения изготовлен 05 февраля 2020 года

Арбитражный суд города Севастополя в составе судьи Юриной Е.Н.,

при ведении протокола и аудиозаписи судебного заседания секретарем судебного заседания Кудлай К.С.,

при участии представителей:

ООО "УК "Центр" - не явились, извещены;

ГУПС "Севтеплоэнерго" - Скуратовской Т.А., по доверенности от 10.12.2019 N 248;

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Центр" (г. Севастополь, ОГРН 1189204000457, ИНН 9204568260) к государственному унитарному предприятию города Севастополя "Севтеплоэнерго" (г. Севастополь, ОГРН 1149204009129, ИНН 9204004793) о взыскании задолженности,

и по встречному исковому заявлению государственного унитарного предприятия города Севастополя "Севтеплоэнерго" (г. Севастополь, ОГРН 1149204009129, ИНН 9204004793) к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Центр" (г. Севастополь, ОГРН 1189204000457, ИНН 9204568260) о понуждении осуществлять определенные действия,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Центр" (далее - истец, ООО "УК "Центр") обратилось в Арбитражный суд города Севастополя (далее - суд) с иском к государственному унитарному предприятию города Севастополя "Севтеплоэнерго" (далее - ответчик, ГУПС "Севтеплоэнерго") о взыскании задолженности по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Севастополь, пр. Генерала Острякова, д.25, - в сумме 43 769,90 руб., в том числе: 43 430,17 руб. - основной долг за период с 24.04.2019 по 31.08.2019, 339,73 руб. - пени, а также неустойки по день фактической оплаты долга.

Определением от 03.10.2019 суд назначил дело N А84-4570/2019 к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Указанным определением судом устанавливались срок для представления доказательств и отзыва на исковое заявление до 25.11.2019, а также срок для представления дополнительных документов, содержащие объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции до 15.11.2019. Данное определение направлено истцу и ответчику.

25.10.2019 ГУПС "Севтеплоэнерго" подан отзыв на иск, в удовлетворении исковых требований просил отказать, не согласен с расчетом задолженности.

Кроме того, 12.11.2019 ГУПС "Севтеплоэнерго" подано встречное исковое заявление о понуждении ООО "УК "Центр" выставлять и представлять ГУПС "Севтеплоэнерго" платежные документы на оплату услуг по содержанию общего имущества нежилого здания, расположенного по адресу: г. Севастополь, проспект Генерала Острякова, д.25.

Определением от 19.11.2019 суд принял к производству встречное исковое заявление, перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.

Истец по первоначальному иску явку уполномоченных представителей в судебное заседание 29.01.2020 не обеспечил, о его времени и месте уведомлен надлежащим образом, о чем свидетельствуют материалы дела, до начала судебного заседания от представителя истца по первоначальному иску поступила телефонограмма с просьбой о рассмотрении дела без его участия.

В соответствии с положениями статьи 156 АПК РФ стороны вправе известить арбитражный суд о возможности рассмотрения дела в их отсутствие. При неявке в судебное заседание арбитражного суда истца и (или) ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.

С учетом изложенного, по мнению суда, материалы дела достаточно характеризуют спорные правоотношения, основания для отложения рассмотрения дела отсутствуют, а дело подлежит рассмотрению в отсутствие представителя истца по первоначальному иску по имеющимся в деле материалам.

15.01.2020 представителем истца по первоначальному иску подано заявление об уменьшении исковых требований в связи с изменением размера ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, просил взыскать с ответчика образовавшуюся задолженность за участие в расходах по содержанию и текущему ремонту общего имущества за период с 24.04.2019 по 31.08.2019 в сумме 43 430,17 руб., пени в сумме 303,33 руб., а также пени за просрочку платежа за период с 01.09.2019 по день фактической оплаты задолженности.

Поскольку согласно статье 49 АПК РФ уменьшение размера исковых требований является правом истца и не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов иных лиц, суд принял к рассмотрению заявление истца по первоначальному иску об уменьшении исковых требований.

Представитель ГУПС "Севтеплоэнерго" в судебном заседании, назначенном на 29.01.2020, против удовлетворения первоначальных исковых требований возражал, на встречных исковых требованиях настаивал.

Имеющиеся в деле доказательства исследованы и оценены судом в совокупности по правилам статей 65, 70, 71 АПК РФ.

Изучив материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

Государственное унитарное предприятие Севастополя "Управляющая компания "Центр" приступило к обслуживанию многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Севастополь, пр. Генерала Острякова, дом N 25, с 01 августа 2017 года в соответствии с решением собственника помещений многоквартирного дома от 31 июля 2017 года. Вместе с тем, судом установлено, что договор управления многоквартирным домом сторонами не подписывался.

26 января 2018 года в Единый государственный реестр юридических лиц была внесена запись о создании юридического лица путем реорганизации в форме преобразования - общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Центр".

В соответствии с Лицензией N 143 от 22 февраля 2018 года об осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Севастополь, пр. Генерала Острякова, дом N 25 находится в управлении ООО "Управляющая компания "Центр" с 01 ноября 2018 года.

Управление данным многоквартирным домом со стороны ООО "УК "Центр" осуществляется по настоящее время.

В соответствии с Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 22 мая 2018 года N 6658-РДИ "О включении нежилых помещений, расположенных по адресу: г. Севастополь, пр-т Генерала Острякова, 25, в Реестр собственности города Севастополя и закреплении на праве хозяйственного ведения за Государственным унитарным предприятием Севастополя "Севтеплоэнерго", собственником нежилых помещений является город федерального значения Севастополь, интересы которого представляет Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя. Общая площадь нежилого помещения 754,90 кв.м.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости ГУПС "Севтеплоэнерго" зарегистрировало за собой право хозяйственного ведения 24.04.2019.

Ссылаясь на то, что ГУПС "Севтеплоэнерго" не участвовало в несении затрат на содержание общего имущества многоквартирного дома, а досудебная претензия о погашении возникшей задолженности оставлена без какого-либо реагирования, ООО "УК "Центр" обратилось в арбитражный суд с первоначальным иском о взыскании задолженности и пеней с ГУПС "Севтеплоэнерго".

В ответ на претензию управляющей компании ГУПС "Севтеплоэнерго" письмом от 30.09.2019 N 6989 обратилось с просьбой направить проект договора управления многоквартирным домом.

Согласно пояснениям представителя ГУПС "Севтеплоэнерго" договор о долевом участии арендатора (собственника) нежилого помещения в расходах по содержанию и ремонту общего имущества здания получен (приобщен к материалам дела), однако стороной заказчика не подписан, поскольку ГУПС "Севтеплоэнерго" считает, что такая необходимость отсутствует, требует выставлять счета на оплату.

Исследовав имеющиеся в деле доказательства, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности на основании статьи 71 АПК РФ, суд пришел к выводу, что первоначальный иск подлежит удовлетворению, исходя из следующего.

В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Как установлено судом, собственником спорных нежилых помещений является город федерального значения Севастополь в лице уполномоченного органа - Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (пункт 1.8 Положения).

За ГУПС "Севтеплоэнерго" в силу статей 113, 294, 295 ГК РФ 24.04.2019 зарегистрировано право хозяйственного ведения на спорные нежилые помещения в МКД по адресу: город Севастополь, пр. Генерала Острякова, 25.

Согласно пункту 1 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

В силу пункта 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат, в том числе право хозяйственного ведения и право оперативного управления.

Как разъяснено в абзаце 2 пункта 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения или оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения или оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента его государственной регистрации.

Следовательно, право хозяйственного ведения или оперативного управления на недвижимое имущество и обязанность по его содержанию возникает с момента его государственной регистрации.

В материалы дела представлены доказательства, свидетельствующие о государственной регистрации 24.04.2019 права хозяйственного ведения ГУПС "Севтеплоэнерго" на нежилое помещение по адресу: город Севастополь, пр. Генерала Острякова, 25.

Поскольку предметом первоначального иска является требование о взыскании задолженности за услуги по содержанию и ремонту общего имущества в МКД N 25 по пр. Генерала Острякова в городе Севастополе за период с 24.04.2019 по 31.08.2019, а право или хозяйственного ведения ГУПС "Севтеплоэнерго" на спорное нежилое помещение в указанном МКД зарегистрировано 24.04.2019, в соответствии со статьей 158 Жилищного кодекса Российской Федерации расходы по содержанию общего имущества в МКД с указанной даты возлагаются на ГУПС "Севтеплоэнерго".

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, в том числе плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме (часть 2 статьи 153 ЖК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению (статья 249 ГК РФ).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в частности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).

Как следует из части 1 статьи 39 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника (часть 2 статьи 39 ЖК РФ).

Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 39 ЖК РФ).

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, в том числе плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме (часть 2 статьи 154 ЖК РФ).

В силу части 4 статьи 158 ЖК РФ, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации).

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29.01.2018 N5- П "По делу о проверке конституционности положений статей 181.4 и 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина С.А. Логинова" указал, что исходя из общего принципа гражданского законодательства о несении собственником бремени содержания принадлежащего ему имущества, Жилищный кодекс устанавливает для всех собственников жилых помещений в многоквартирном доме обязанность не только нести расходы на содержание принадлежащих им помещений, но и участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения, во-первых, платы за содержание жилого помещения, т.е. за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, и, во-вторых, взносов на капитальный ремонт (часть 3 статьи 30, часть 1 статьи 39, пункты 1 и 2 части 2 статьи 154, часть 1 статьи 158); при этом доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется его долей в праве общей собственности на общее имущество, которая, в свою очередь, пропорциональна размеру общей площади принадлежащего ему помещения в этом доме (часть 1 статьи 37, часть 2 статьи 39); расходы по содержанию общего имущества в многоквартирном доме возлагаются не только на собственников жилых помещений в таком доме, но и на лиц, в собственности которых находятся расположенные в нем нежилые помещения и которые также заинтересованы в поддержании дома в надлежащем состоянии, а потому лица данной категории наряду с собственниками жилых помещений обязаны вносить соответствующие платежи соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество.

При этом на принцип равенства не влияет форма собственности (государственная, муниципальная или частная) на жилое помещение, плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в одинаковом для всех собственников жилых помещений размере.

Таким образом, из приведенных положений статей 210, 249 Гражданского кодекса, части 3 статьи 30, статей 36, 37, 39, 154, 158 Жилищного кодекса следует, что собственник помещения в многоквартирном доме, в том числе собственник нежилого помещения, обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и текущий ремонт общего имущества, коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, и взносов на капитальный ремонт.

Данная обязанность возникает в силу закона независимо от факта пользования общим имуществом и не обусловлена наличием договорных отношений собственника нежилого помещения с управляющей компанией или товариществом собственников жилья.

Указанный вывод подтвержден пунктом 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" (далее - Постановление N 22).

Порядок определения размера указанных обязательных платежей устанавливается в зависимости от избранного способа управления многоквартирным домом (пункт 4 части 2 статьи 145, часть 7 статьи 156 Жилищного кодекса).

При этом в силу пункта 34 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" (далее - Правила содержания общего имущества), в случае если собственники помещений не приняли решение о способе управления многоквартирным домом, размер платы за содержание жилого помещения, вносимой собственниками помещений, устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что указанные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований) по результатам открытого конкурса, проводимого в установленном порядке, равной цене договора управления многоквартирным домом. Цена договора управления многоквартирным домом устанавливается равной размеру платы за содержание жилого помещения, указанной в конкурсной документации.

Размер такой платы, согласно разъяснениям, изложенным в пункте 16 постановления N 22, должен обеспечивать содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства и отвечать требованиям разумности (часть 1 статьи 156 ЖК РФ).