ПРЕЗИДИУМ КАМЧАТСКОГО КРАЕВОГО СУДА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 апреля 2019 года Дело N 44Га-5/2019

суда кассационной инстанции

г. Петропавловск-Камчатский

24 апреля 2019 года


Президиум Камчатского краевого суда в составе:

председательствующего

Войницкого Д.И.,

членов президиума

Литвиненко Е.З., Воскресенской В.А.,

Нечунаевой М.В.,

при секретаре

Лупашко С.Н.


рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Казанцева Игоря Викторовича на решение Камчатского краевого суда от 27 ноября 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 7 февраля 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению Казанцева И.В. к Правительству Камчатского края и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Заслушав доклад судьи Камчатского краевого суда Гончаровой Н.В., изложившей обстоятельства дела, содержание вынесенных по делу судебных постановлений и мотивы кассационной жалобы, объяснения представителя административного истца Казанцева И.В. - Каух Н.В., поддержавшей доводы кассационной жалобы, президиум

УСТАНОВИЛ:

Казанцев И.В. обратился в суд с административным иском к Правительству Камчатского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости - здания СТО, кадастровый номер N.

В обоснование иска указал, что является собственником нежилого помещения - здания СТО <данные изъяты>. Кадастровая стоимость объекта недвижимости по состоянию на 29 июня 2012 года определена в размере 28096657 руб. 59 коп. В соответствии с отчетом эксперта-оценщика N 1808-0330И от 14 августа 2018 года по состоянию на 29 июня 2012 года рыночная стоимость указанного помещения составляла 17700000 руб. В целях снижения размера налоговых платежей просил установить кадастровую стоимость объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

Решением Камчатского краевого суда от 27 ноября 2018 года административное исковое заявление Казанцева И.В. оставлено без удовлетворения ввиду пропуска срока на обращение в суд.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 7 февраля 2019 года решение краевого суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба Казанцева И.В. - без удовлетворения.

В кассационной жалобе, поступившей в Камчатский краевой суд 6 марта 2019 года, Казанцев И.В., не соглашаясь с решением суда первой инстанции и апелляционным определением, просит их отменить и принять по делу новое решение, которым его требования удовлетворить. Указывает, что у суда имелись основания для восстановления ему пропущенного процессуального срока для обращения в суд с административным иском.

Определением судьи Камчатского краевого суда Гончаровой Н.В. от 25 марта 2019 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании президиума Камчатского краевого суда.

Выслушав представителя административного истца, проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, президиум находит, что имеются основания, предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для отмены обжалуемых судебных актов.

В силу статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Согласно частям 2, 3 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. По административным делам, затрагивающим интересы неопределенного круга лиц, а также интересы физического лица по административным делам, перечисленным в главах 28 - 31 настоящего Кодекса, суд кассационной инстанции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд кассационной инстанции не вправе проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных актов, которые не обжалуются.

Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какой судебный акт должен быть принят при новом рассмотрении административного дела.

В соответствии с частями 1 и 3 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ индивидуальный предприниматель Казанцев И.В. на основании договора купли-продажи, заключенного с ООО "<данные изъяты>", приобрел в собственность объект недвижимости - здание СТО <данные изъяты>.

Государственная регистрация права собственности произведена ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением Правительства Камчатского края от 27 декабря 2012 года N 595-П "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков), расположенных на территории Камчатского края" утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Камчатского края.

Согласно приложению к постановлению Правительства Камчатского края от 27 декабря 2012 года N 595-П кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N по состоянию на 29 июня 2012 года определена в размере 28096657 рублей 59 копеек.

Результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости 4 февраля 2013 года.

Таким образом в соответствии с частью 3 статьи 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании данных результатов могло было быть подано в суд в срок до 4 февраля 2018 года.

С административным исковым заявлением Казанцев И.В. обратился в Камчатский краевой суд 3 октября 2018 года, заявив ходатайство о восстановлении пропущенного срока, мотивированное тем, что кадастровой стоимости объекта недвижимости ему стало известно только 10 сентября 2018 года.

Суд первой инстанции, установив, что пятилетний срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости истцом пропущен, а причины пропуска срока, изложенные в ходатайстве, не являются уважительными, поскольку здание СТО приобретено Казанцевым И.В. за пять месяцев до истечения пятилетнего срока, в связи с чем он имел возможность своевременно обратиться в суд, отказал в удовлетворении иска в связи с пропуском срока на обращение в суд.

Суд апелляционной инстанции согласился с его выводами.

Вместе с тем согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", согласно абзацу первому статьи 24.12 Закона об оценочной деятельности государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.

Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ).

По смыслу указанных разъяснений, процессуальные ограничения срока обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости обусловлены только установленной Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" периодичностью проведения государственной кадастровой оценки.

Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.

При этом пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части 1 статьи 24.12 Федерального законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" слова "и не реже чем один раз в течение пяти лет" были исключены.

Статьей 18 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" действие статей 24.12 - 24.17 Федерального законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" приостановлено с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Очередная (по истечении 5 лет с даты, по состоянию на которую была проведена последняя государственная кадастровая оценка) оценка кадастровой стоимости принадлежащего Казанцеву И.В. нежилого здания не проводилась.

При таких обстоятельствах у суда первой инстанции имелись основания для восстановления Казанцеву И.В. срока для обращения в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.

В связи с изложенным решение суда первой инстанции и определение суда апелляционной инстанции, оставившее его без изменения, приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов Казанцева И.В.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 329 КАС РФ суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационные жалобу, представление с административным делом, вправе отменить судебный акт суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд в ином составе судей.

Поскольку для разрешения дела по существу необходимо установление новых обстоятельств дела, исследование и оценка доказательств по делу, президиум Камчатского краевого суда на основании пункта 2 части 1 статьи 329 КАС РФ считает необходимым отменить решение Камчатского краевого суда от 27 ноября 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 7 февраля 2019 года и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, президиум

ПОСТАНОВИЛ:

решение Камчатского краевого суда от 27 ноября 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 7 февраля 2019 года отменить.

Административное дело по административному исковому заявлению Казанцева И.В. к Правительству Камчатского края и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости направить на новое рассмотрение в Камчатский краевой суд.

Председательствующий,

заместитель председателя

Камчатского краевого суда подпись Д.И. Войницкий

Верно

Судья

Камчатского краевого суда Н.В. Гончарова


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка