ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 декабря 2019 года Дело N 44У-146/2019

Президиум Верховного Суда Республики Бурятия в составе:

Председательствующего: Кирилловой А.А.,

членов Президиума: Сокольниковой Н.А., Бидогаевой А.Ю., Урмаевой Т.А., Мирзаевой И.И., Ховрова О.Е.,

при секретаре Балданове Т.Ц.,

рассмотрел кассационное представление заместителя прокурора Республики Бурятия Хобракова Д.Ц. о пересмотре постановления Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 19 февраля 2019 года, которым ходатайство

Зандакова Т.Д., ... года рождения, уроженца <...>, судимого:

1) 16 января 2008 года Железнодорожным районным судом г. Улан-Удэ по п. "в" ч. 2 ст. 163 УК РФ к 3 годам 6 месяцам лишения свободы условно с испытательным сроком 3 года, со штрафом в размере 10000 рублей.

Постановлением Советского районного суда г. Улан-Удэ от 2 декабря 2008 года условное осуждение отменено, Зандаков Т.Д. задержан и водворен под стражу 3 октября 2009 года.

Постановлением Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 11 января 2012 года действия Зандакова переквалифицированы (в редакции ФЗ от 7 марта 2011 года N 26-ФЗ), наказание снижено до 3 лет 4 месяцев лишения свободы.

2) 16 декабря 2009 года Советским районным судом г. Улан-Удэ по ч. 1 ст. 230 УК РФ к 2 годам лишения свободы. На основании ст. 70 УК РФ по совокупности приговоров окончательно к 3 годам 6 месяцам лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии общего режима.

3) 12 мая 2011 года Верховным судом Республики Бурятия по ч. 3 ст. 162, п. "б" ч. 4 ст. 226 УК РФ, на основании ч. 3 ст. 69 УК РФ к 11 годам лишения свободы. На основании ч. 5 ст. 69 УК РФ путем частичного сложения назначенного наказания и наказания по приговору от 16 декабря 2009 года окончательно назначено 13 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

- о зачете времени содержания под стражей удовлетворено частично.

Зачтено в срок отбытия наказания по приговору Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 16 января 2008 года время содержания под стражей с 3 октября по 24 ноября 2009 года по день вступления постановления суда в законную силу из расчета один день за полтора дня отбывания наказания в исправительной колонии общего режима с учетом п. 3.3 ст. 72 УК РФ.

Зачтено в срок отбытия наказания по приговору Советского районного судом г. Улан-Удэ от 16 декабря 2009 года время содержания под стражей с 16 декабря 2009 года по 1 января 2010 года по день вступления приговора в законную силу из расчета один день за полтора дня отбывания наказания в исправительной колонии общего режима с учетом п. 3.3 ст. 72 УК РФ.

Зачтено в срок отбытия наказания по приговору Верховного суда Республики Бурятия от 12 мая 2011 года время содержания под стражей с 3 октября по 24 ноября 2009 года, с 16 декабря 2009 года по 1 января 2010 года с учетом п. 3.3 ст. 72 УК РФ.

Апелляционным постановлением Верховного суда Республики Бурятия 23 мая 2019 г. постановление суда оставлено без изменения.

Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Бурятия Беляковой П.Б., выслушав мнение первого заместителя прокурора Республики Бурятия Шевченко А.В., поддержавшего кассационное представление, осужденного Зандакова Т.Д., не согласного с кассационным представлением,

Президиум

УСТАНОВИЛ:

25 января 2019 года в Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ поступило ходатайство осужденного Зандакова Т.Д. о перерасчете времени содержания под стражей в порядке ст. 72 УК РФ (в редакции Федерального закона от 3 июля 2018 г. N 186-ФЗ) по приговорам Советского районного суда г. Улан-Удэ от 16 декабря 2009 г., Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 16 января 2008 г., Верховного суда Республики Бурятия от 12 мая 2011 г.

Постановлением Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 19 февраля 2019 года ходатайство осужденного удовлетворено частично.

В кассационном представлении заместитель прокурора Республики Бурятия Хобраков Д.Ц. считает, что постановление суда подлежит отмене в связи с существенными нарушениями уголовного закона. Указывает, что по смыслу ч. 3 ст. 72 УК РФ зачету в срок лишения свободы подлежит период нахождения лица в условиях изоляции от общества до вступления приговора в законную силу. Следовательно, правила названной нормы закона действуют только при постановлении обвинительного приговора и не распространяются на период его исполнения.

По уголовному делу о вымогательстве в отношении Зандакова избиралась мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении, под стражей он не содержался. После осуждения к условному лишению свободы по представлению начальника ФБУ МРУИИ N 1 УФСИН России по РБ постановлением суда от 2 декабря 2008 года ему отменено условное осуждение. Зандаков задержан и водворен под стражу 3 октября 2009 года и до вступления постановления в законную силу он содержался под стражей. В этой связи с учетом даты исчисления срока наказания день вынесения решения об отмене условного осуждения является началом отбытия им лишения свободы.

При таких обстоятельствах выводы суда о зачете времени содержания Зандакова под стражей в срок наказания со дня водворения его под стражу и до вступления в законную силу постановления об отмене условного осуждения, вынесенного в порядке ст. 397 УПК РФ, противоречат требованиям закона.

Более того, предусмотренные п.п. "б, в" ч. 3.1 ст. 72 УК РФ льготные правила зачета времени содержания под стражей в срок лишения свободы при назначении наказания по совокупности преступлений не применяются при назначении окончательного наказания на основании ч. 5 ст. 69 УК РФ, когда лицу назначается отбывание окончательного наказания в исправительной колонии строгого режима.

Зандаков осужден приговором от 16 декабря 2009 года к лишению свободы в исправительной колонии общего режима. Приговором от 12 мая 2011 года он осужден по совокупности преступлений по правилам ч. 5 ст. 69 УК РФ путем частичного сложения с наказанием по приговору от 16 декабря 2009 года и окончательно ему назначено 13 лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.

Ошибочное решение суда о применении к осужденному положений ст. 72 УК РФ и зачете времени нахождения его под стражей из расчета один день за полтора дня отбывания наказания в исправительной колонии общего режима влечет неверное исчисление срока лишения свободы и способствует преждевременному освобождению виновного от отбывания наказания.

Таким образом, законные основания для применения к нему повышенного коэффициента кратности при зачете времени содержания под стражей в срок наказания отсутствуют.

Кроме того, суд допустил неясность при зачете в срок отбытия наказания времени содержания под стражей с 3 октября по 24 ноября 2009 года, с 16 декабря 2009 года по 1 января 2010 года по приговору Верховного суда Республики Бурятия от 12 мая 2011 года, не указав, каким образом следует произвести данный расчет.

Просит постановление Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 19 февраля 2019 года отменить, производство по материалу прекратить.

Проверив доводы кассационного представления, изучив представленные материалы, Президиум считает, что постановление суда подлежит отмене.

В соответствии со ст. 401.15 УПК РФ основаниями отмены или изменения приговора, определения или постановления суда при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.

К числу таких существенных нарушений относятся, в частности, такие нарушения, которые повлияли на правильность назначения судом уголовного наказания.

В соответствии с ч. 3 ст. 72 УК РФ зачету в срок лишения свободы подлежит время содержания лица под стражей до момента вступления приговора суда в законную силу.

Как установлено из материалов дела по уголовному делу о вымогательстве по приговору от 16 января 2008 г. в отношении Зандакова избиралась мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении, под стражей он не содержался.

Постановлением Советского районного суда г. Улан-Удэ от 2 декабря 2008 года по представлению начальника ФБУ МРУИИ N 1 УФСИН России по РБ Зандакову Т.Д. отменено условное осуждение. Зандаков Т.Д. задержан и водворен под стражу с 3 октября по 24 ноября 2009 года, до вступления постановления в законную силу он содержался под стражей.

При таких обстоятельствах выводы суда о зачете времени содержания Зандакова Т.Д. под стражей в срок наказания со дня водворения его под стражу по постановлению об отмене условного осуждения и до вступления в законную силу постановления, вынесенного в порядке ст. 397 УПК РФ, противоречат требованиям закона.

Более того, предусмотренные п.п. "б, в" ч. 3.1 ст. 72 УК РФ льготные правила зачета времени содержания под стражей в срок лишения свободы при назначении наказания по совокупности преступлений не применяются при назначении окончательного наказания на основании ч. 5 ст. 69 УК РФ, когда лицу назначается отбывание окончательного наказания в исправительной колонии строгого режима.

Зандаков Т.Д. осужден приговором Советского районного суда г. Улан-Удэ от 16 декабря 2009 года к лишению свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. Приговором Верховного суда Республики Бурятия от 12 мая 2011 года он осужден по совокупности преступлений по правилам ч. 5 ст. 69 УК РФ путем частичного сложения с наказанием по приговору от 16 декабря 2009 года и окончательно Зандакову Т.Д. назначено 13 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

Ошибочное решение суда о применении к осужденному положений ст. 72 УК РФ и зачете времени нахождения его под стражей из расчета один день за полтора дня отбывания наказания влечет неверное исчисление срока лишения свободы и способствует преждевременному освобождению виновного от отбывания наказания.

Таким образом, законные основания для применения к Зандакову Т.Д. повышенного коэффициента кратности при зачете времени содержания под стражей в срок наказания отсутствуют.

Кроме того, из постановления суда не ясно, каким образом следует произвести расчет при зачете в срок отбытия наказания времени содержания под стражей Зандакова Т.Д. с 3 октября по 24 ноября 2009 года, с 16 декабря 2009 года по 1 января 2010 года по приговору Верховного суда Республики Бурятия от 12 мая 2011 года.

Допущенное судом нарушение уголовного закона является существенным, повлиявшим на исход дела и искажающим суть правосудия и смысл судебного решения как акта правосудия, поскольку влечет незаконное сокращение сроков наказания, назначенного осужденному.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 401.13, ст. 401.14, ст. 401.15 УПК РФ, Президиум

ПОСТАНОВИЛ:

Кассационное представление заместителя прокурора Республики Бурятия Хобракова Д.Ц. - удовлетворить.

Постановление Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 19 февраля 2019 года, апелляционное постановление Верховного суда Республики Бурятия от 23 мая 2019 г. в отношении Зандакова Т.Д. - отменить, материалы направить на новое судебное рассмотрение в Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ в ином составе суда.

Председательствующий


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка