ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 декабря 2019 года Дело N 44У-120/2019

Президиум Верховного Суда Республики Бурятия в составе:

Председательствующего: Кирилловой А.А.,

членов Президиума: Сокольниковой Н.А., Бидогаевой А.Ю., Урмаевой Т.А., Мирзаевой И.И., Ховрова О.Е.,

при секретаре Балданове Т.Ц.,

рассмотрел кассационные представления первого заместителя прокурора Республики Бурятия Шевченко А.В. о пересмотре апелляционного постановления Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 14 июня 2019 года, которым в отношении

Марханова ФИО12, родившегося ... в <...> Республики Бурятия, ранее судимого:

1) 23 ноября 2007 года Октябрьским районным судом г. Улан-Удэ по ч. 1 ст. 105 УК РФ к 10 годам лишения свободы, ч. 1 ст. 105 УК РФ к 11 годам лишения свободы, на основании ч. 3 ст. 69 УК РФ к 14 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Постановлением Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 31 августа 2017 года освобожден условно-досрочно на неотбытый срок 3 года 7 месяцев 16 дней;

2) 5 октября 2018 года Октябрьским районным судом г. Улан-Удэ по ч. 3 ст. 30 - ч. 1 ст. 105 УК РФ к 7 годам лишения свободы с ограничением свободы на срок 1 год 6 месяцев.

На основании п. "в" ч. 7 ст. 79 УК РФ отменено условно-досрочное освобождение по приговору от 23 ноября 2007 года, в соответствии со ст. 70 УК РФ, путем частичного присоединения к назначенному наказанию неотбытой части наказания по приговору от 23 ноября 2007 года, окончательно назначено 8 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима, с ограничением свободы на срок 1 год 6 месяцев.

В соответствии со ст. 53 УК РФ при отбывании ограничения свободы установлены ограничения: ежемесячно являться для регистрации в специализированный государственный орган, осуществляющий надзор за отбыванием осужденными наказания, не изменять место жительства или пребывания, не выезжать за пределы территории соответствующего муниципального образования без согласия специализированного государственного органа, исполняющего приговор суда.

3) 11 апреля 2019 года мировым судьей судебного участка N 7 Октябрьского района г. Улан-Удэ по п. "в" ч. 2 ст. 115 УК РФ к 8 месяцам лишения свободы, на основании ч. 5 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения наказаний по настоящему приговору и приговору Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 05 октября 2018 г., окончательно назначено лишение свободы на срок 8 лет 2 месяца с ограничением свободы на срок 1 год 6 месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима.

- приговор мирового судьи судебного участка N 7 Октябрьского района г. Улан-Удэ от 11 апреля 2019 года изменён. Постановлено исключить из резолютивной части приговора указание на назначение Марханову А.Н. на основании ч. 5 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений дополнительного наказания в виде ограничения свободы. Срок наказания Марханову А.Н. постановлено исчислять с 11 апреля 2019 года, зачтено в срок отбытия наказания Марханову А.Н. время содержания под стражей с 19 марта по 5 октября 2018 года, отбытое наказание по приговору Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 5 октября 2018 года с 5 октября 2018 года по 11 апреля 2019 года. В остальной части приговор суда оставлен без изменения.

Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Бурятия Беляковой П.Б., мнение первого заместителя прокурора Республики Бурятия Шевченко А.В., поддержавшего доводы кассационного представления, объяснения осужденного Марханова А.Н., его адвоката Кулипанову Н.Н., не согласных с кассационным представлением, просивших оставить судебное решение без изменения, Президиум

УСТАНОВИЛ:

Приговором мирового судьи судебного участка N 7 Октябрьского района г. Улан-Удэ от 11 апреля 2019 года Марханов А.Н. признан виновным в умышленном причинении легкого вреда здоровью ФИО13, вызвавшем кратковременное расстройство здоровья, совершённом с применением предметов, используемых в качестве оружия, ... в <...>, расположенном по <...>, и осуждён по п. "в" ч. 2 ст. 115 УК РФ к 8 месяцам лишения свободы. На основании ч. 5 ст. 69 УК РФ, по совокупности преступлений, путем частичного сложения наказаний, назначенных по настоящему приговору и приговору Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 5 октября 2018 года, окончательно назначено Марханову А.Н. наказание в виде лишения свободы на срок 8 лет 2 месяца, с ограничением свободы на срок 1 год 6 месяцев, с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима. Постановлено срок отбытия наказания исчислять с 11 апреля 2019 года.

Преступление совершено при обстоятельствах, подробно изложенных в описательно-мотивировочной части приговора.

Апелляционным постановлением Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 14 июня 2019 года приговор мирового судьи судебного участка N 7 Октябрьского района г. Улан-Удэ от 11 апреля 2019 года изменён, из резолютивной части приговора исключено указание на назначение Марханову А.Н. на основании ч. 5 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений дополнительного наказания в виде ограничения свободы. Постановлено, срок наказания Марханову А.Н. исчислять с 11 апреля 2019 года, зачесть в срок отбытия наказания Марханову А.Н. время содержания под стражей с 19 марта по 5 октября 2018 года, отбытое наказание по приговору Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 5 октября 2018 года с 5 октября 2018 года по 11 апреля 2019 года.

В кассационном представлении первый заместитель прокурора Республики Бурятия Шевченко А.В. выражает несогласие с апелляционным постановлением ввиду существенного нарушения уголовного и уголовно-процессуального закона, повлиявшего на исход дела.

Указывает, что приговором от 5 октября 2018 года Марханову назначено наказание в виде лишения свободы с ограничением свободы и возложением в соответствии со ст. 53 УК РФ соответствующих ограничений и обязанностей. По приговору от 11 апреля 2019 года суд, определив окончательное наказание путем частичного сложения с наказанием, назначенным приговором от 5 октября 2018 года в виде лишения свободы с ограничением свободы, не установил осуждённому конкретные ограничения, предусмотренные ст. 53 УК РФ, а также не указал о зачете наказания, отбытого по приговору от 5 октября 2018 года.

В связи с допущенными нарушениями уголовного закона государственным обвинителем было принесено апелляционное представление, в котором ставился вопрос об изменении приговора в указанной части. Частично удовлетворив апелляционное представление, суд пришёл к выводу об исключении из приговора указания на назначение по правилам ч. 5 ст. 69 УК РФ дополнительного наказания в виде ограничения свободы, поскольку фактически дополнительное наказание в виде ограничения свободы по правилам ч. 5 ст. 69 УК РФ не назначено, в приговоре не указаны установленные осужденному ограничения и возложенные на него обязанности.

Считает, что при изменении приговора в апелляционном порядке суд вправе по представлению прокурора ухудшить положение осужденного и усилить ему наказание. По мнению прокурора, при наличии апелляционного повода суду второй инстанции следовало устранить допущенные судом первой инстанции нарушения требований закона, указав при назначении дополнительного наказания в порядке ч. 5 ст. 69 УК РФ ограничения, установленные Марханову приговором от 5 октября 2018 года.

Просит апелляционное постановление Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 14 июня 2019 года отменить, уголовное дело направить на новое апелляционное рассмотрение в тот же суд в ином составе.

Проверив доводы, изложенные в кассационном представлении, изучив материалы дела, Президиум считает, что апелляционное постановление Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 14 июня 2019 года в отношении Марханова А.Н. подлежит отмене по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 401.15 УПК РФ основаниями отмены или изменения приговора, определения или постановления суда при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.

К числу таких существенных нарушений относятся, в частности, такие нарушения, которые повлияли на правильность назначения судом уголовного наказания.

Виновность Марханова А.Н. в совершении инкриминируемого преступления полностью установлена в судебном заседании и подтверждена совокупностью исследованных судом доказательств, которым дана надлежащая оценка в приговоре, и сторонами не оспаривается.

Действия Марханова А.Н. правильно квалифицированы судом по п. "в" ч. 2 ст. 115 УК РФ, как умышленное причинение легкого вреда здоровью, вызвавшее кратковременное расстройство здоровья, совершенное с применением предметов, используемых в качестве оружия.

Назначенное Марханову основное наказание в виде 8 месяцев лишения свободы, а также по совокупности преступлений - 8 лет 2 месяца лишения свободы соответствует требованиям ст. 60, ч. 5 ст. 69 УК РФ и является справедливым.

Между тем, судом допущены существенные нарушения уголовного и уголовно-процессуального закона при назначении дополнительного наказания.

Приговором Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 5 октября 2018 года Марханов осужден по ч. 3 ст. 30 - ч. 1 ст. 105 УК РФ к 7 годам лишения свободы с ограничением свободы на срок 1 год 6 месяцев. В соответствии со ст. 53 УК РФ осуждённому установлены при отбывании ограничения свободы следующие ограничения: ежемесячно являться для регистрации в специализированный государственный орган, осуществляющий надзор за отбыванием осужденными наказания, не изменять место жительства или пребывания, не выезжать за пределы территории соответствующего муниципального образования без согласия специализированного государственного органа, исполняющего приговор суда. На основании п. "в" ч. 7 ст. 79 УК РФ отменено условно-досрочное освобождение по приговору Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 23 ноября 2007 года и в соответствии со ст. 70 УК РФ путем частичного присоединения к назначенному наказанию неотбытой части наказания по приговору от 23 ноября 2007 года, окончательно назначено 8 лет лишения свободы в исправительной колонии особого режима, с ограничением свободы на срок 1 год 6 месяцев. В соответствии со ст. 53 УК РФ установлены при отбывании ограничения свободы следующие ограничения: ежемесячно являться для регистрации в специализированный государственный орган, осуществляющий надзор за отбыванием осужденными наказания, не изменять место жительства или пребывания, не выезжать за пределы территории соответствующего муниципального образования без согласия специализированного государственного органа, исполняющего приговор суда.

Приговором суда от 11 апреля 2019 года окончательное наказание Марханову назначено по правилам ч. 5 ст. 69 УК РФ путем частичного сложения с наказанием, назначенным приговором от 5 октября 2018 года в виде лишения свободы с ограничением свободы.

При определении наказания на основании ч.ч. 4, 5 ст. 69 УК РФ путем частичного или полного сложения к основным видам наказаний могут быть присоединены дополнительные виды наказаний.

Согласно ст. 53 УК РФ при назначении наказания в виде ограничения свободы суд устанавливает ограничения и возлагает обязанности из числа предусмотренных указанной статьей. Установление судом осужденному ограничений на изменение места жительства или пребывания без согласия указанного специализированного государственного органа, а также на выезд за пределы территории соответствующего муниципального образования является обязательным.

В соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 308 УПК РФ в резолютивной части обвинительного приговора должны быть указаны ограничения, которые устанавливаются для осужденного к наказанию в виде ограничения свободы.

Вместе с тем, по приговору от 11 апреля 2019 года судом при назначении дополнительного наказания в виде ограничения свободы по правилам ч. 5 ст. 69 УК РФ сроком на 1 год 6 месяцев, осуждённому Марханову не установлены ограничения и не возложена обязанность на период отбывания данного вида наказания, установленные приговором от 5 октября 2018 года.

Суд апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционного представления государственного обвинителя, установив нарушения, допущенные судом первой инстанции при назначении дополнительного наказания в виде ограничения свободы, необоснованно при наличии апелляционного повода в соответствии со ст.ст. 389.24, 389.26 УПК РФ не устранил нарушение уголовного закона и исключил из приговора указание на назначение осужденному на основании ч. 5 ст. 69 УК РФ дополнительного наказания.

Допущенное судом апелляционной инстанции нарушение уголовного и уголовно-процессуального закона является существенным, повлиявшим на исход дела и искажающим суть правосудия и смысл судебного решения как акта правосудия, поскольку влечет назначение осужденному наказания, не отвечающего принципам разумности и справедливости, поэтому апелляционное постановление Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 14 июня 2019 года в силу положений ст. 401.15 УПК РФ подлежит отмене, материалы уголовного дела подлежат направлению на новое апелляционное рассмотрение в тот же суд в ином составе суда.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 401.13, ст. 401.14, ст. 401.15 УПК РФ, Президиум

ПОСТАНОВИЛ:

Кассационное представление первого заместителя прокурора Республики Бурятия Шевченко А.В. - удовлетворить.

Апелляционное постановление Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 14 июня 2019 года в отношении Марханова ФИО12 - отменить, материалы уголовного дела направить на новое апелляционное рассмотрение в Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ в ином составе суда.

Председательствующий:


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка