ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 декабря 2019 года Дело N 44Г-374/2019

Президиум Верховного Суда Республики Башкортостан в составе

председательствующего Гадиева И.С.,

членов президиума Гафаровой Л.Ф., Канбекова И.З.,

Латыповой З.У., Писаревой Т.Г.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кужбаевой А.Р.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению З.Ш.Г. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Уфы Республики Башкортостан, Государственному казенному учреждению Республиканский центр социальной поддержки населения о взыскании ежемесячной денежной выплаты,

переданное для рассмотрения определением судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Каримовой Ф.М. от 26 ноября 2019 г.,

по кассационной жалобе Государственного казенного учреждения Республиканский центр социальной поддержки населения на апелляционное определение Октябрьского районного суда г. Уфы от 27 июня 2019 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Каримовой Ф.М., выслушав объяснения представителя Государственного казенного учреждения Республиканский центр социальной поддержки населения А.Б.М., поддержавшего доводы кассационной жалобы, З.Ш.Г., возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, президиум

установил:

З.Ш.Г. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Уфы Республики Башкортостан (далее также - ГУ УПФ РФ в Октябрьском районе г. Уфы РБ), Государственному казенному учреждению Республиканский центр социальной поддержки населения (далее также - ГКУ Республиканский центр социальной поддержки населения), в котором просил взыскать с ГУ УПФ РФ в Октябрьском районе г. Уфы РБ невыплаченную ежемесячную денежную выплату в размере 21 382,04 рубля за период с 1 февраля 2015 г. по 31 декабря 2018 г.

Свои исковые требования мотивировал тем, что ему как неработающему ветерану труда с 1 января 2005 г. начали платить ежемесячную денежную выплату (далее также - ЕДВ) по 200 рублей в месяц на основании Закона Республики Башкортостан от 17 декабря 2004 г. N 128-з "О ветеранах войны, труда и вооруженных сил" и постановления Правительства Республики Башкортостан от 28 января 2005 г. N 9 "О программе социальной поддержки населения Республики Башкортостан на 2005 г.", с 1 января 2009 г. - ежемесячную денежную компенсацию (далее также - ЕДК). После того как истца признали инвалидом 3-й группы, с его согласия ему перестали выплачивать ЕДК как ветерану труда и оформили данную выплату как инвалиду 3-й группы. При этом ему перестали выплачивать ЕДВ как ветерану труда, с чем он был не согласен. Считал, что ранее он получал и ЕДВ, и ЕДК как ветеран труда, тогда как в настоящее время он получает только ЕДК как инвалид 3-й группы, чем нарушаются его права. В результате прекращения с 1 февраля 2015 г. выплаты ЕДВ как ветерану труда образовалась спорная задолженность.

Решением мирового судьи судебного участка N1 по Октябрьскому району г. Уфы от 20 марта 2019 г. в удовлетворении исковых требований отказано.

Апелляционным определением Октябрьского районного суда г. Уфы от 27 июня 2019 г. решение мирового судьи судебного участка N1 по Октябрьскому району г. Уфы от 20 марта 2019 г. отменено;

принято по делу новое решение;

с ГКУ Республиканский центр социальной поддержки населения в пользу З.Ш.Г. взыскана невыплаченная ежемесячная денежная выплата за период с 1 февраля 2015 г. по 31 декабря 2018 г. в размере 21 382,04 рубля.

В поданной кассационной жалобе директор ГКУ Республиканский центр социальной поддержки населения К.Н.А. просит отменить апелляционное определение и оставить в силе решение мирового судьи. В обоснование жалобы указывает на то, что согласно положениям части 3 статьи 28.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", части 2 статьи 23.1 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", части 2 статьи 23.1 Закона Республики Башкортостан от 13 октября 1994 г. N ВС-25/38 "О ветеранах войны, труда и Вооруженных Сил", если гражданин одновременно имеет право на ЕДВ по вышеназванным законам или иному нормативному правовому акту независимо от основания, по которому она устанавливается, ему предоставляется только одна ежемесячная денежная выплата по одному из названных законов или иному нормативному правовому акту по выбору гражданина. Правовые нормы не предусматривают права на суммирование мер социальной поддержки по разным основаниям и не дают возможности получения одним и тем же лицом мер социальной поддержки, установленных для различных категорий граждан.

Кассационная жалоба в соответствии с положениями части 7 статьи 7 Федерального конституционного закона от 29 июля 2018 г. N 1-ФКЗ и разъяснениями, данными в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2019 г. N 25 "О некоторых вопросах, связанных с началом деятельности кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции", рассмотрена по правилам, предусмотренным главой 41 ГПК Российской Федерации, действующим до дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции.

По результатам изучения доводов кассационной жалобы дело истребовано судьей Верховного Суда Республики Башкортостан, определением судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Каримовой Ф.М. от 26 ноября 2019 г. кассационная жалоба с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании президиума Верховного Суда Республики Башкортостан.

Все участники судебного процесса извещены о времени и месте проведения судебного заседания президиума Верховного Суда Республики Башкортостан заблаговременно и надлежащим образом. На основании статьи 385 ГПК Российской Федерации (здесь и далее нормы главы 41 ГПК Российской Федерации приведены в редакции, действовавшей до 1 октября 2019 г.) президиум считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Уфы Республики Башкортостан.

Проверив дело, обсудив доводы кассационной жалобы, президиум приходит к следующему.

В соответствии со статьей 387 ГПК Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Президиум находит, что такие нарушения допущены судом апелляционной инстанции.

Как следует из материалов дела и установлено судом, З.Ш.Г. состоит на учёте в отделе филиала в Октябрьском районе ГКУ Республиканский центр социальной поддержки населения по г. Уфе РБ по категориям "ветеран труда", "инвалид 3 группы" (инвалидность установлена бессрочно по общему заболеванию).

З.Ш.Г. как ветерану труда предоставлялась ЕДВ по 31 января 2015 г. включительно (в размере 376,06 рублей по состоянию на 31 января 2015 г.), выплата прекращена с 1 февраля 2015 г. в связи с установлением инвалидности 27 января 2015 г.

Из справки ГУ УПФ РФ в Октябрьском районе г. Уфы РБ от 5 марта 2019 г. усматривается, что за период с 1 февраля 2015 г. по 5 марта 2019 г. З.Ш.Г. начислялась, среди прочего, ЕДВ, размер которой с 1 февраля 2018 г. составлял 2 073,51 рубля (с учетом волеизъявления об отказе от набора социальных услуг).

З.Ш.Г. также предоставлялась ЕДК с 1 января 2009 г. по 28 февраля 2015 г. по категории "ветеран труда".

С 1 марта 2015 г. ЕДК предоставляется как инвалиду 3-й группы, с 1 июля 2018 г. в размере 1 158,72 рублей.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, мировой судья исходил из того, что все предусмотренные законом выплаты З.Ш.Г. осуществляются в полном объеме, иных выплат действующим законодательством не предусмотрено; кроме того, истец просил взыскать сумму ЕДВ с ненадлежащего ответчика - ГУ УПФ РФ в Октябрьском районе г. Уфы РБ, тогда как лицом, уполномоченным на выплату ЕДВ по категории "ветеран труда", является Республиканский центр социальной поддержки населения по г. Уфе в Октябрьском районе РБ.

Суд апелляционной инстанции с выводами мирового судьи не согласился и отменил решение. Удовлетворяя заявленные требования, Октябрьский районный суд г. Уфы исходил из того, что выплата ЕДВ истцу как ветерану труда была прекращена неправомерно; при этом признал противоречащими нормам действующего законодательства, лишающими истца права на меры социальной поддержки, гарантированные Конституцией и Правительством Российской Федерации, положения пункта 3 приложения N 3 к постановлению Правительства Республики Башкортостан от 31 декабря 2004 г. N 272 "О мерах по реализации Закона Республики Башкортостан "О ветеранах войны, труда и вооруженных сил", согласно которому, если гражданин одновременно имеет право на ЕДВ по различным законам или иным нормативным актам, предоставляется по его выбору одна ежемесячная денежная выплата.

Также суд апелляционной инстанции указал на то, что ответчиком не предоставлены платежные документы, подтверждающие вид и размер осуществляемых истцу денежных выплат.

Президиум Верховного Суда Республики Башкортостан находит выводы суда апелляционной инстанции основанными на неправильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также приходит к выводу, что судом допущены существенные нарушения норм процессуального права.

Статьей 28.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" закреплено, что инвалиды и дети-инвалиды имеют право на ежемесячную денежную выплату в размере и порядке, установленных настоящей статьей (часть 1);

ежемесячная денежная выплата инвалидам III группы устанавливается в размере 1 236 рублей (пункт 3 части 2);

если гражданин одновременно имеет право на ежемесячную денежную выплату по настоящему Федеральному закону и по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту независимо от основания, по которому она устанавливается (за исключением случаев установления ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 г. N 3061-1), Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне"), ему предоставляется одна ежемесячная денежная выплата либо по настоящему Федеральному закону, либо по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту по выбору гражданина (часть 3);

размер ежемесячной денежной выплаты подлежит индексации один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент индексации определяется Правительством Российской Федерации (часть 4);

ежемесячная денежная выплата устанавливается и выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации (часть 5).

Согласно пункту 2 части 1 статьи 13 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей получение ежемесячной денежной выплаты. При этом в части 3 настоящей нормы права оговорено, что при наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Статьей 22 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" установлено, что меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г., определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Таким законом в Республике Башкортостан является Закон Республики Башкортостан от 13 октября 1994 г. N ВС-25/38 "О ветеранах войны, труда и Вооруженных Сил" (далее также - Закон РБ от 13 октября 1994 г. N ВС-25/38), пунктом 2 части 1 статьи 13 которого предусмотрено, что социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей получение ежемесячной денежной выплаты.

В силу пункта 2 части 1 статьи 23.1 Закона РБ от 13 октября 1994 г. N ВС-25/38 право на ежемесячную денежную выплату имеют ветераны труда из числа лиц, указанных в пунктах 1 - 3 части 1 статьи 7 настоящего Закона, при достижении мужчинами возраста 60 лет, женщинами - 55 лет либо ранее достижения этого возраста при установлении (назначении) им досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" независимо от прекращения ими трудовой деятельности; при этом размер такой выплаты для указанных лиц установлен в размере 335 рублей (пункт 2 части 4 настоящей нормы права); размер ежемесячной денежной выплаты, установленный частью 4 настоящей статьи, подлежит индексации в порядке и сроки, определяемые Правительством Республики Башкортостан (часть 5 настоящей нормы права).

Согласно части 2 статьи 23.1 Закона РБ от 13 октября 1994 г. N ВС-25/38, если гражданин одновременно имеет право на ежемесячную денежную выплату по настоящему Закону и по федеральному закону или иному нормативному правовому акту независимо от основания, по которому она устанавливается (за исключением случаев установления ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 г. N 3061-1), Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне"), ему предоставляется одна ежемесячная денежная выплата либо по настоящему Закону, либо по другому закону или иному нормативному правовому акту по выбору гражданина.

Аналогичное условие предусмотрено в пункте 3 Положения о порядке назначения и доставки ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям ветеранов, являющегося приложением N 3 к Постановлению Правительства Республики Башкортостан от 31 декабря 2004 г. N 272 "О мерах по реализации Закона Республики Башкортостан "О ветеранах войны, труда и Вооруженных Сил".

Таким образом, из содержания изложенных норм следует, что в них закреплено право гражданина на выбор основания для предоставления ему мер социальной поддержки в том случае, если он имеет право на получение мер социальной поддержки по разным основаниям.

Приведенные правовые нормы не предусматривают права на суммирование мер социальной поддержки по разным основаниям и не дают возможности получения одним и тем же лицом мер социальной поддержки, установленных для различных категорий граждан (в данном случае ветеранам труда и инвалидам).

Суд апелляционной инстанции приведенные нормы права не применил к спорным правоотношениям, не указал, каким нормативным актам и положениям Конституции Российской Федерации не соответствуют положения пункта 3 приложения N 3 к постановлению Правительства Республики Башкортостан от 31 декабря 2004 г. N 272.

Вместе с тем, как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, правовое регулирование, при котором лицам, имеющим одновременно право на социальную поддержку по нескольким предусмотренным законодательством основаниям, социальная поддержка предоставляется по одному из оснований по выбору получателя (за исключением случаев, предусмотренных законодательством), позволяет выбрать наиболее выгодное основание пользования мерами социальной поддержки и не может расцениваться как ущемляющее права граждан (определения от 22 марта 2011 г. N 443-О-О, от 21 декабря 2011 г. N 1693-О-О, от 29 сентября 2015 г. N 1931-О и др.).

Неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права привело к неправомерному возложению на ГКУ Республиканский центр социальной поддержки населения обязанности по выплате ЕДВ как ветерану труда при том, что истцу выплачивается ЕДВ как инвалиду.

Кроме того, в нарушение части 2 статьи 329 ГПК Российской Федерации суд апелляционной инстанции, ссылаясь на то, что ответчиком не предоставлены платежные документы, подтверждающие вид и размер осуществляемых истцу денежных выплат, не отразил в апелляционном определении мотивы, по которым им отклонены представленные сторонами доказательства, в частности справки ГУ УПФ РФ в Октябрьском районе г. Уфы РБ о начислениях сумм ЕДВ, выписки по счету З.Ш.Г., из которых усматривается ежемесячное поступление от Пенсионного фонда России на лицевой счет истца сумм, равнозначных суммам ЕДВ, указанным в справках пенсионного органа.

Допущенные судом апелляционной инстанции нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, они повлияли на исход дела, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя.

С учетом изложенного президиум Верховного Суда Республики Башкортостан считает необходимым отменить апелляционное определение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 27 июня 2019 г. с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное; проверить: каково было волеизъявление истца на получение ЕДВ - по категории "ветеран труда" либо "инвалид", по какому основанию мера социальной поддержки является наиболее выгодной для него, были ли им в полном объеме получены суммы ЕДВ за период с 1 февраля 2015 г. по 31 декабря 2018 г.; верно применить нормы материального и процессуального права и принять решение в строгом соответствии с законом и установленными по делу обстоятельствами.

Руководствуясь статьями 388 и 390 ГПК Российской Федерации, президиум Верховного Суда Республики Башкортостан

постановил:

апелляционное определение Октябрьского районного суда г. Уфы от 27 июня 2019 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд апелляционной инстанции.

Председательствующий И.С. Гадиев

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка