ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 декабря 2019 года Дело N 44Г-20/2019

Президиум Верховного Суда Республики Коми в составе:

председательствующего Юдина А.В.,

членов Президиума Маклакова В.В., Тепляковой Е.Л., Шадлова А.А., Шевелева А.С.,

при секретаре Саратовой Е.Н.,

рассмотрел на основании определения судьи Ушаковой Л.В. от 29 ноября 2019 года гражданское дело по кассационной жалобе администрации МО ГО "Сыктывкар" на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 26 августа 2019 года по гражданскому делу по иску Горфина С.В. к администрации МО ГО "Сыктывкар", Управлению дошкольного образования администрации МО ГО "Сыктывкар" о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер к увеличению числа, либо вместимости существующих дошкольных образовательных учреждений и их финансированию, признании незаконным отказа в предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении, как нарушающем право на доступное и бесплатное дошкольное образование; возложении обязанности обеспечить с 01.09.2019 местом в группе полного дня в муниципальном образовательном учреждении, реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования, с учетом разумной доступности учреждения, выдав соответствующую путевку.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Коми Ушаковой Л.В., объяснения представителя ответчика по доверенности Ладанова А.И., представителя истца по доверенности Горфина Р.В., Президиум Верховного Суда Республики Коми,

установил:

решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 18 июня 2019 года исковые требования Горфиной С.В. к администрации МО ГО "Сыктывкар", Управлению дошкольного образования администрации МО ГО "Сыктывкар" о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер к увеличению числа, либо вместимости существующих дошкольных образовательных учреждений и их финансированию, признании незаконным отказа в предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении, как нарушающем право на доступное и бесплатное дошкольное образование; возложении обязанности обеспечить с 01.09.2019 местом в группе полного дня в муниципальном образовательном учреждении, реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования, с учетом разумной доступности учреждения, выдав соответствующую путевку, оставлены без удовлетворения.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 26 августа 2019 года, решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 18 июня 2019 года отменено, принято по делу новое решение, по которому исковые требования Горфиной С.В. удовлетворены. Признано незаконным бездействие администрации МО ГО "Сыктывкар" и Управления дошкольного образования администрации МО ГО "Сыктывкар", выразившееся в непринятии мер к увеличению числа, либо вместимости существующих дошкольных образовательных учреждений и их финансированию. Признан незаконным отказ Управления дошкольного образования администрации МО ГО "Сыктывкар" в предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении, как нарушающем право на доступное и бесплатное дошкольное образование. Возложена на Управление дошкольного образования администрации МО ГО "Сыктывкар" обязанность обеспечить ФИО, <Дата обезличена> года рождения, с 01.09.2019 местом в группе полного дня в муниципальном образовательном учреждении, реализующим основную общеобразовательную программу дошкольного образования, с учетом разумной доступности учреждения от места жительства, выдав соответствующую путевку.

В кассационной жалобе, поступившей в Верховный Суд Республики Коми 23 сентября 2019 года, администрация МО ГО "Сыктывкар" просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 26 августа 2019 года со ссылкой на неверное истолкование закона и отсутствие бездействия со стороны администрации.

В силу положений Федерального закона от 28 ноября 2018 года N 451-ФЗ (ред. от 26 июля 2019 года) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившего в действие 1 октября 2019 года, статьи 380.1, 381, 382, 383, 384, 385, 386, 386.1, 387 и 388 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признаны утратившими силу.

В соответствии со ст.7 Федерального конституционного закона от 29 июля 2018 года N 1-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" и отдельные федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции" полномочия президиума верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда по рассмотрению кассационных жалоб, представлений сохраняются, если эти жалобы, представления поданы до начала деятельности соответствующего кассационного суда общей юрисдикции или кассационного военного суда, но не позднее 1 октября 2019 года (ч.7).

Согласно постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2019 года N 25 "О некоторых вопросах, связанных с началом деятельности кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции" указанные жалобы, представления подлежат рассмотрению по правилам, предусмотренным главами 39, 41 ГПК РФ и главами 34, 35 КАС РФ, действующим до дня начала деятельности кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции.

По запросу судьи Верховного Суда Республики Коми от 18 октября 2019 года гражданское дело N 2-5549/2019 истребовано в Верховный Суд Республики Коми и поступило 25 октября 2019 года.

В суде кассационной инстанции истица и представитель Управления дошкольного образования администрации МО ГО "Сыктывкар", извещенные надлежащим образом, участия не принимали. Препятствий для рассмотрения дела не установлено.

Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, Президиум находит их заслуживающими внимания по следующим основаниям.

Согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Такие нарушения допущены судом апелляционной инстанции.

Как следует из материалов дела, ФИО, <Дата обезличена> рождения, приходится сыном истицы Горфиной С.В.

04.01.2018 ФИО зарегистрирован в электронном реестре в автоматизированной системе учета очередности детей.

Обращаясь с заявлением о предоставлении места, заявитель Горфина С.В. указала в качестве предпочитаемых дошкольных учреждений - детские сады <Номер обезличен> и <Номер обезличен> в группе полного дня с 01.09.2019.

15.01.2019 Горфина С.В. уведомлена о том, что ФИО поставлен на учет в дошкольную образовательную организацию <Номер обезличен> и <Номер обезличен> без учета права первоочередного (внеочередного) зачисления ребенка в детский сад.

<Дата обезличена> Управлением дошкольного образования в адрес Горфина С.В. направлено информационное письмо, которым разъяснено, что решением Комиссии по комплектованию детских садов с 01.09.2019 в детские сады из числа общей очереди направлены дети, зарегистрированные по 20.11.2017, решение принималось исходя их наличия свободных мест в порядке очереди, с учетом права первоочередного и внеочередного направления. Ввиду нехватки мест, решение о направлении ФИО принято не было. При этом, до получения места в детском саду в режиме полного дня по месту жительства предложено посещение детских садов, расположенных в Эжвинском районе, микрорайоне Верхний Чов, пгт. Краснозатонский, пгт. Седкыркещ; посещение групп кратковременного пребывания; получение услуг в консультационных центрах; предоставлена информация о негосударственном секторе предоставления образовательных услуг. Разъяснено, что ребенок, при выборе любого из предложенных вариантов, с очереди не снимается, будет обеспечен местом в детском саду на свободные места в течение 2019-2020 учебного года либо учтен в списке с 01.09.2020.

Отказывая в удовлетворении исковых требований Горфиной С.В., суд первой инстанции исходил из того, что невозможность обеспечения местами в дошкольных образовательных учреждениях для воспитания детей дошкольного возраста всех нуждающихся, вызвана объективными причинами. При этом суд указал, что ответчиками предпринимаются меры для удовлетворения потребности граждан в обеспечении образовательными учреждениями; в предоставлении места в дошкольном учреждении ребенку истца отказано не было, ребенок поставлен на учет с соблюдением требований законодательства; документов, подтверждающих право на первоочередное (внеочередное) предоставление ФИО места в МДОУ истцом не представлено; свободные места в группах полного дня в МАДОУ "Детский сад <Номер обезличен>" или МАДОУ "Детский сад <Номер обезличен>" в настоящее время отсутствуют; реализация любого права возможна лишь в определенном порядке, учитывающем права и интересы других лиц.

Судебная коллегия выводы суда первой инстанции признала ошибочными, основанными на неправильном применении норм права.

Отменяя решение, коллегия исходила из того, что предлагаемые ответчиком места в дошкольных образовательных учреждениях для устройства ребенка предложены без учета территориальной доступности (в Эжвинском районе, микрорайоне Верхний Чов, пгт. Краснозатонский, пгт. Седкыркещ). Семья истца проживает на расстоянии более 10 км от предложенных ответчиками учреждений, что не соответствует интересам ребенка. Кроме того, суд первой инстанции не определилине вынес на обсуждение имеющие существенное значение для правильного разрешения дела обстоятельства, связанные с предоставлением в целях реализации права на получение дошкольного образования ФИО места в группе полного дня (12-часового пребывания) в ином дошкольном образовательном учреждении с учетом разумной физической доступности такого учреждения для истца, а не только из числа детских садов, которые родителями были указаны в заявлении при постановке на учет.

Также судебная коллегия указала, что Орган местного самоуправления должен предвидеть соответствующую потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях, своевременно принимать меры к увеличению числа либо вместимости существующих образовательных учреждений и их финансированию. Непредставление ФИО места в дошкольном образовательном учреждении свидетельствует о неисполнении ответчиками возложенной на них законом обязанности и о нарушении конституционного права несовершеннолетнего на доступное и бесплатное дошкольное образование.

Законодательные гарантии конституционного права ребенка на доступное дошкольное образование закреплены в Федеральном законе от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", а также в Федеральном законе от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

Согласно пункту 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в муниципальных образовательных организациях относится к вопросам местного значения городского округа.

В соответствии с пунктами 4, 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" органы местного самоуправления осуществляют создание, реорганизацию и ликвидацию муниципальных образовательных учреждений, а также обеспечивают содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

Общие требования к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, определены в статье 55 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", согласно части 1 которой прием на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, проводится на принципах равных условий приема для всех поступающих, за исключением лиц, которым в соответствии с названным Федеральным законом предоставлены особые права (преимущества) при приеме на обучение.

Исходя из положений, предусмотренных статьей 67 указанного Федерального закона, получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Правила приема на обучение по основным образовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня. Правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация. В приеме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.

Таким образом, закрепляя право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, действующее законодательство, вместе с тем, закрепляет определенный порядок и условия, при которых предоставляется место в образовательном учреждении, принимая во внимание лиц, которым в соответствии с действующим нормативным регулированием предоставлены особые права (преимущества) при приеме на обучение.

С учетом изложенного, к юридически значимым обстоятельствам, которые должен установить суд при разрешении спора, связанного с реализацией права ребенка на получение дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, относятся следующие: достижение ребенком двухмесячного возраста; наличие права на преимущественное предоставление места в детском дошкольном учреждении; наличие (отсутствие) мест в детских дошкольных образовательных учреждениях, наличие (отсутствие) лиц, имеющих право на преимущественное обеспечение местом в детском дошкольном образовательном учреждении; в случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации по месту жительства ребенка факт обращения родителей (законных представителей) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования; принятие органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования или органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования мер по устройству ребенка в другую общеобразовательную организацию в целях обеспечения права ребенка на получение дошкольного образования.

Постановлением администрации МО ГО "Сыктывкар" от 26 декабря 2014 года N 12/4846 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Прием заявлений, постановка на учет и направление для зачисления детей в образовательные организации, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования на территории МО ГО "Сыктывкар".

В соответствии с пунктами 2.1 и 2.2 Регламента, предоставление муниципальной услуги (Прием заявлений, постановка на учет и направление для зачисления детей в образовательные организации, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования на территории МО ГО "Сыктывкар") предоставляется управлением дошкольного образования администрации.

Результатом предоставления муниципальной услуги в соответствии с п.2.3 Регламента является: 1. Выдача уведомления о регистрации ребенка в электронном реестре автоматизированной информационной системы (решение о постановке детей на учет для зачисления в дошкольную образовательную организацию, реализующую основную образовательную программу дошкольного образования); 2. Выдача уведомления о направлении ребенка в ДОО; 3. Предоставление информации об очередности ребенка в электронном реестре; 4. Выдача уведомления о внесении изменений в заявление (запрос) о предоставлении муниципальной услуги; 6. Выдача уведомления о переводе из одной ДОО в другую ДОО; 7. Выдача уведомления о восстановлении очередности ребенка в электронном реестре; 8. Выдача уведомления об отказе в предоставлении муниципальной услуги.

Как следует из письма Управления дошкольного образования администрации МО ГО "Сыктывкар" от 01.04.2019 (л.д.8), исходя из информации о наличии вакантных мест в детских садах, полученной от руководителей дошкольных образовательных организаций, по состоянию на 01.09.2019 имелись свободные места в детских садах, расположенных в Эжвинском районе, мкр. Верхний Чов, пгт. Краснозатонский, пгт. Седкыркещ, которые и были предложены истцу.

Данные территории находятся в границах муниципального образования городского округа "Сыктывкар".

Доказательств наличия вакантных мест в ином дошкольном образовательном учреждении в режиме полного дня с учетом наиболее близкой физической доступности такого учреждения для истца, при рассмотрении дела не добыто.

Как следует из письменных материалов дела, на территории МО ГО "Сыктывкар" функционирует 71 дошкольная образовательная организация. Всего в 2019 году планируемый набор составляет 136 групп общеразвивающего вида, согласно плану-заданию - 3475 мест. Потребность к 01.09.2019 с 1,5 лет составляет 4148 детей, с 1 года - 4994 ребенка.

С 2011 года построено 8 детских садов, возвращено 7 ранее перепрофилированных зданий детских садов, реконструировано 2 помещения под группы дошкольного образования на первых этажах жилых домов, переоборудованы помещения детских садов под группы полного дня, введено 3 группы, расположенные в помещении первого этажа жилого дома для военнослужащих. Выкуплены помещения по <Адрес обезличен> и <Адрес обезличен> в <Адрес обезличен>. С 2014 года введено в эксплуатацию 1870 мест, до 2020 года планируется ввод еще 140 мест.

Вопрос недостаточности мест решается администрацией путем разработки, утверждения и реализации муниципальных правовых актов: распоряжением администрации МО городского округа "Сыктывкар" от 07.03.2013 N <Номер обезличен> был утвержден План мероприятий ("дорожная карта"), направленный на обеспечение доступности дошкольного образования детей; в соответствии с Постановлением администрации МО городского округа "Сыктывкар" от 14.10.2010 <Номер обезличен> в 2011 - 2016 годы действовала долгосрочная целевая программа "Развитие дошкольного образования на территории МО ГО "Сыктывкар".

Постановлением администрации МО городского округа "Сыктывкар" от 25.12.2013 <Номер обезличен> утверждена муниципальная программа МО ГО "Сыктывкар" "Развитие образования", с реализацией в период с 2014 по 2021 год подпрограммы "развитие дошкольного образование", имеющей своей целью повышение доступности и качества дошкольного образования, и общим объем финансирования программы - 17 268 333,3 тыс. руб.

Таким образом, ответчиками предпринимаются меры для удовлетворения потребности граждан в обеспечении образовательными учреждениями, незаконного бездействия не установлено.

При решении вопроса об обеспечении сына истицы местом в детском дошкольном учреждении ответчиками были выполнены все требования административного регламента, установленные постановлением администрации МО ГО "Сыктывкар" от 26 декабря 2014 года <Номер обезличен>, были предприняты необходимые меры по устройству несовершеннолетнего ФИО в другую общеобразовательную организацию в целях обеспечения права ребенка на получение дошкольного образования. Фактически в предоставлении места в дошкольном учреждении ребенку истца отказано не было.

При этом несогласие истца с предложенными дошкольными учреждениями по причине удаленности от места жительства не свидетельствует о неисполнении органом местного самоуправления обязанностей по обеспечению сына истца местом в дошкольном образовательном учреждении.

Кроме того, из материалов дела не следует, что сын истца - ФИО относится к одной из вышеуказанных льготных категорий. Все предложенные детские дошкольные учреждения находятся в границах того же муниципального образования, где проживает истица и ее несовершеннолетний ребенок. Также ответчиками было предложено посещение групп кратковременного пребывания; получение услуг в консультационных центрах; предоставлена информация о негосударственном секторе предоставления образовательных услуг. Разъяснено, что ребенок, при выборе любого из предложенных вариантов, с очереди не снимается.

Учитывая изложенное, Президиум считает, что судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела допущено существенное нарушение норм материального права, которое повлияло на исход дела, и без устранения которого невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов администрации МО ГО "Сыктывкар", а также неопределенного круга лиц, поставленных в соответствующую очередь ранее несовершеннолетнего ребенка истицы, поскольку реализация любого права одного лица невозможна за счет нарушения прав других лиц.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационную жалобу, вправе оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений.

Поскольку все обстоятельства, необходимые для разрешения данного дела, судом первой инстанции установлены, и нормы материального права применены правильно, Президиум, отменяя апелляционное определение, оставляет в силе решение суда первой инстанции.

Руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Верховного Суда Республики Коми

постановил:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 26 августа 2019 года по гражданскому делу по иску Горфина С.В. к администрации МО ГО "Сыктывкар", Управлению дошкольного образования администрации МО ГО "Сыктывкар" о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер к увеличению числа либо вместимости существующих дошкольных образовательных учреждений и их финансированию, признании незаконным отказа в предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении, как нарушающем право на доступное и бесплатное дошкольное образование; возложении обязанности обеспечить с 01.09.2019 местом в группе полного дня в муниципальном образовательном учреждении, реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования, с учетом разумной доступности учреждения, выдав соответствующую путевку, отменить.

Оставить в силе решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 18 июня 2019 года.

Председательствующий А.В. Юдин

Копия верна. Судья Л.В.Ушакова


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка