ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СУДА КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 ноября 2019 года Дело N 44Г-51/2019

Президиум Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики в составе:

Председательствующего Ташуева М.З.

членов президиума: Бабугоевой Л.М., Маздогова В.Х., Созаевой С.А.

при секретаре Туменовой А.А.

с участием представителя Доленко М.Н. - Мусаевой Ф.А. по доверенности от 5 октября 2019 года сроком действия по 5 октября 2021 года, представителя Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ по КБР - Чегемовой Д.К. по доверенности от 9 ноября 2019 года сроком действия по 31 декабря 2019 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Доленко Марины Николаевны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ по КБР о возложении обязанности включить периоды работы в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии и назначить пенсию с момента обращения за ее назначением, переданное для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции определением судьи Верховного Суда КБР Созаевой С.А. по кассационной жалобе Доленко Марины Николаевны на апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 14 августа 2019 года,

УСТАНОВИЛ:

12 августа 1987 года Доленко Марина Николаевна принята на должность преподавателя по классу аккордеона Пролетарской Детской музыкальной школы. 7 декабря 1992 года она назначена директором этого же учреждения, в котором работает по настоящее время, продолжая при этом преподавать.

В последующем названное учебное учреждение было неоднократно переименовано:

- 28.06.2002г. в Муниципальное образовательное учреждение "Школа искусств";

- 10.06.2003г. в муниципальное образовательное учреждение "Детская школа искусств";

- 08.06.2010г. в Муниципальное образовательное учреждение культуры дополнительного образования детей "Детская школа искусств";

- 24.01.2012г. в Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Детская школа искусств";

- 18.07.2016г. в Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования "Детская школа искусств".

25 мая 2018 года Доленко М.Н. обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости.

Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике в Прохладненском районе от 24 августа 2018 года Доленко М.Н. ее заявление оставлено без удовлетворения.

Полагая данное решение незаконным и необоснованным, Доленко М.Н.обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделению пенсионного фонда Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике, в котором просила обязать ответчика включить в педагогический стаж период ее работы с 1 ноября 1999 года по 28 мая 2018 года назначить ей досрочную страховую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с 28 мая 2018 года, а так же взыскать в её пользу с ответчика судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 25 000 руб.

В обоснование заявленных требований Доленко М.Н. указала, что на момент обращения в пенсионный орган имела необходимый стаж педагогической деятельности, проработав в вышеназванном образовательном учреждении более 25 лет. Уставы Пролетарской Детской музыкальной школы, которая в последующем была неоднократно переименована, по мнению истца, с достоверностью свидетельствуют о том, что это учреждение является образовательным. Ссылаясь на пункт 8 "а" Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, и указывая что работа в должности директора музыкальной школы предусмотрена в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее так же по тексту - Список должностей и учреждений), истец считает, что у ответчика отсутствовали правовые основания для исключения из ее педагогического стажа спорного периода, и, соответственно, отказа в удовлетворении заявления о назначении досрочной страховой пенсии по старости.

Решением Нальчикского городского суда КБР от 13 декабря 2018 года, с учетом дополнительного решения от 25 января 2019 года, иск Доленко М.Н. удовлетворен частично. Постановлено возложить обязанность на ответчика включить в страховой стаж, необходимый для назначения досрочной пенсии в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Закона "О страховых пенсиях" N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года периоды работы Доленко М.Н. с 1 ноября 1999 года по 28 мая 2018 года, назначить ей досрочную страховую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с 28 мая 2018 года, а так же взыскать её пользу с ответчика судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 15 000 руб. В удовлетворении остальной части иска отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда КБР от 14 августа 2019 года решение и дополнительное решение суда первой инстанции отменены, по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Доленко М.Н. С истца в пользу ответчика взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы в размере 3000 руб.

В кассационной жалобе, поступившей в Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики 30 сентября 2019 года, Доленко М.Н., ссылаясь на незаконность и необоснованность вынесенного по делу апелляционного определения, просит его отменить и оставить в силе решение и дополнительное решение суда первой инстанции.

В кассационной жалобе указано, что выводы суда апелляционной инстанции об отсутствии у нее необходимого стажа педагогической деятельности, а так же о том, что учреждение, в котором она работает, относится к образовательным учреждениям дополнительного образования, являются неправильными. Заявитель полагает, что музыкальная школа, в которой она осуществляет трудовую деятельность, является образовательным учреждением и не относится к учреждениям дополнительного образования, о чем свидетельствуют имеющиеся в материалах дела Уставы. Судом первой инстанции установлено, что с момента переименования музыкальной школы характер его деятельности не изменился, а потому само по себе переименование не свидетельствует об изменении его типа с образовательного учреждения на образовательное учреждение дополнительного образования. Выводы суда первой инстанции в этой части судебной коллегией не опровергнуты.

В связи с этим, по мнению заявителя, суд апелляционной инстанции необоснованно отнес занимаемую ею должность к перечню должностей, предусмотренному пунктом 2 вышеуказанного Список должностей и учреждений. При таких данных, по мнению заявителя, суд первой инстанции надлежащим образом установил обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, в связи с чем апелляционное определение подлежит отмене с оставлением в силу решения и дополнительного решения суда первой инстанции.

По указанной жалобе письмом судьи Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 4 октября 2019 года гражданское дело истребовано и поступило в суд 15 октября 2019 года.

Определением судьи Верховного Суда КБР от 14 ноября 2019 года дело с кассационной жалобой Доленко М.Н. передано для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда КБР.

Заслушав доклад судьи Верховного суда КБР Созаевой С.А., проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, поддержанные представителем Доленко М.Н. - Мусаевой Ф.А., возражения представителя Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ по КБР - Чегемовой Д.К., Президиум приходит к следующему.

В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (здесь и далее приведены положения ГПК РФ, действовавшие до 1 октября 2019 года) основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Такие нарушения норм материального и процессуального права были допущены по данному делу судом апелляционной инстанции.

Удовлетворяя заявленный по делу иск, суд первой инстанции исходил из того, что должность директора музыкальной школы предусмотрена пунктом 1 вышеуказанного Списка должностей и учреждений, а Пролетарская Детская музыкальная школа является образовательным учреждением, в связи с чем констатировал наличие у Доленко М.Н. необходимого стажа для назначения досрочной страховой пенсии.

Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции указал, что упомянутая музыкальная школа является образовательным учреждением дополнительного образования. Установив, что на 1 января 2001 года продолжительность педагогического стажа Доленко М.Н. составила менее 16 лет 8 месяцев, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для включения в специальный стаж оспариваемого периода работы в Пролетарской Детской музыкальной школе, и, как следствие, для назначения ей досрочной страховой пенсии.

Президиум считает выводы суда апелляционной инстанции ошибочными, основанными на неправильном применении материальных норм.

В соответствии с п.п. 10 п. 1 ст. 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 N 173-ФЗ трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст. 7 этого Федерального закона, назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

Пунктом 3 ст. 28 данного Федерального закона предусмотрено, что Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п.п. 7 - 13 п. 1, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 был утвержден Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей давала право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", в котором в разделе "название учреждений" были указаны школы всех типов и наименований, а в разделе "название должностей" содержалось указание на должность преподавателя.

С 01.11.1999 применяются Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1067.

В п. 1 раздела "наименование должностей" Списка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1067, указана должность "преподаватель"; в п. 1.10 раздела "наименование учреждений" в числе иных учреждений указана музыкальная школа.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

Как следует из материалов дела, с 12 августа 1987 года Доленко М.Н. работала в должности преподавателя по классу аккордеона Пролетарской Детской музыкальной школы. С 7 декабря 1992 года и по настоящее время является директором этого учреждения, продолжая осуществлять преподавательскую деятельность.

В последующем названное учебное учреждение было неоднократно переименовано:

- 28.06.2002г. в Муниципальное образовательное учреждение "Школа искусств";

- 10.06.2003г. в муниципальное образовательное учреждение "Детская школа искусств",

- 08.06.2010г. в Муниципальное образовательное учреждение культуры дополнительного образования детей "Детская школа искусств";

- 24.01.2012г. в Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Детская школа искусств";

- 18.07.2016г. в Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования "Детская школа искусств".

25 мая 2018 года Доленко М.Н. обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости.

Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике в Прохладненском районе от 24 августа 2018 года Доленко М.Н. от 28 мая 2018 года ее заявление оставлено без удовлетворения. Из педагогического стажа Доленко М.Н. исключены периоды с 1 ноября 1999 года по 31 августа 2000 года, а так же с 1 сентября 2000 года по 28 мая 2018 года по тем мотивам, что должность директора музыкальной школы не предусмотрена Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 N 781, что у нее по состоянию на 1 января 2001 года отсутствует стаж работы продолжительностью не менее 16 лет и 8 месяцев в должностях и учреждениях, указанных в названном списке.

Как следует из материалов дела, Муниципальное образовательное учреждение "Детская музыкальная школа с. Пролетарское" Прохладненского района является муниципальным образовательным учреждением, осуществляет основные виды образовательной деятельности: групповые и индивидуальные занятия обучающихся с преподавателем по следующим направлениям - фортепианное отделение, народное отделение (пункты 1 и 11 Устава, утвержденного Приказом отдела культуры Прохладненского района N41 от 12.11.1997г.).

Аналогичные положения содержатся в Уставе Муниципального образовательного учреждения "Детская школа искусств" с. Пролетарское, утвержденном постановлением главы администрации Прохладненского района N 406 от 19 июня 2003 года, а так же в Уставе муниципального образовательного учреждения культуры дополнительного образования детей " Детская школа искусств", утвержденном постановлением главы местной администрации Прохладненского муниципального района 08 июня 2010 года.

Согласно Уставу муниципального образовательного учреждения культуры дополнительного образования детей " Детская школа искусств", утвержденному постановлением главы местной администрации Прохладненского муниципального района от 08.06.2010г., указанное учреждение является образовательным учреждением, созданным для предоставления услуг в области образования, культуры и иных услуг. Согласно п.3.2 Учреждение осуществляет основные виды образовательной деятельности обучения детей на следующих отделениях: фортепианное, народное, эстетическое, инструментальное исполнительство (музыкальное), художественное.

В Уставе муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования детей "Детская школа искусств" от 05.02.2013г. так же предусмотрено, что упомянутое учреждение осуществляет реализация предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в абзаце 2 пункта 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.

При рассмотрении настоящего дела суд первой инстанции, проанализировав положения учредительных документов музыкальной школы, в которой работает истица, признал, что она является образовательным учреждением. Суд указал, факт переименования учреждения не повлиял как на характер профессиональной деятельности Доленко М.Н., так и на цели и задачи, а также направления деятельности музыкальной школы (школы искусств), в которой она работает.

Музыкальные и художественные школы поименованы в п. 1.10 раздела "наименование учреждений" Списка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 и отнесены законодателем к категории образовательных учреждений среднего профессионального образования, что соответствует уставным задачам данного образовательного учреждения. Должности "директор" и "преподаватель" указана в п. 1 раздела "наименование должностей" названного Списка, в связи с чем, суд первой инстанции пришел к выводу о возможности включения в специальный стаж периодов работы в указанном образовательном учреждении.

Кроме того, как разъяснено Министерством культуры РФ в своем письме от 24.05.1993 N 01-149/16-12 "О наименовании должностей педагогических работников детских музыкальных, художественных школ и школ искусств", детские музыкальные, художественные, хоровые, хореографические, театральные и другие школы искусств системы Министерства культуры Российской Федерации являются образовательными учреждениями школьного типа, и педагогические работники в соответствии с тарифно-квалификационными характеристиками по должностям работников учреждений и организаций образования, утвержденными Приказом Минобразования России от 11.11.92 N 406 по согласованию с Минтрудом РФ (Постановление Минтруда России от 11.11.92 N 33), именуются: преподаватель; концертмейстер.

В соответствии с п.8 "а" Правил исчисления периодов работы дающей право на досочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. N781, работа в должностях директора учреждений в пунктах 1.1., 1.2 и 1.3 и пунктах 1.4-1.7, 1.9 и 1.10 раздела "Наименование учреждений" списка в специальный стаж засчитывается за период до 1 сентября 2000г. независимо от ведения преподавательской работы. Указанная работа за период начиная с 1 сентября 2000г. засчитывается в стаж работы при условии ведения преподавательской работы в том же или в другом учреждении для детей в объеме не менее 6 часов в неделю ( 240 часов в год), а в учреждениях среднего профессионального образования, указанных в п.1.10 раздела "Наименование учреждений" списка,- при условии ведения преподавательской работы в объеме не менее 36 часов в год.

В письме Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 29 марта 2004 года N 769-05 также разъяснено, что пунктом 1.10 "Наименование учреждений" Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в саж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по стрости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, предусмотрены музыкальная школа и художественная школа. В связи с этим, если из Уставов детских музыкальных (художественных) школ за соответствующий период усматривается, что они являлись общеобразовательными учреждениями либо образовательными учреждениями среднего профессионального образования (средними специальными учебными заведениями), то периоды работы в этих учреждениях могут быть оценены с точки зрения включения в стаж работы, дающей право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

Приняв во внимание имеющуюся в материалах дела справку N36 от 26.09.2018г., и установив, что Доленко М.Н. вела преподавательскую работу по классу аккордеона в Детской музыкальной школе с 1987г. по 31.08.2018г. более 36 часов в год, суд пришел к выводу о наличии правовых оснований для включения в специальный педагогический стаж период ее работы с 01.11.1999г. по 28.05.2018г.

Таким образом, суд первой инстанции, действуя в пределах своей компетенции и в рамках процессуального закона, оценив и сопоставив все собранные в рамках настоящего дела доказательства, обоснованно пришел к выводу о возможности включения спорных периодов в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Материалами дела доказано отнесение учебного заведения и должностей, в которых работала истец в спорные периоды, к учебным заведениям и должностям, поименованным в Списках, действовавших в период с 1982 г. по настоящее время, что дает истцу право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с положениями п. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 N 400-ФЗ.

Согласно ч. 1 ст. 19 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" от 17.12.2001 N 173-ФЗ, трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Как усматривается из объяснений сторон и материалов дела, с заявлением о назначении пенсии на льготных основаниях истец обратилась в Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике в Прохладненском районе 25 мая 2018 года.

При таких обстоятельствах Нальчикский городской суд КБР принял правильное решение о возложении на ответчика обязанности назначить истцу досрочную пенсию в соответствии с ч. 1 ст. 19 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" с 25 мая 2018 года.