ПРЕЗИДИУМ ОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 октября 2019 года Дело N 44Га-61/2019
Президиум Омского областного суда в составе:
Председательствующего <...>
членов президиума: <...>
при секретаре <...>
рассмотрел гражданское дело по административному исковому заявлению Кузнецовой Н. В. к Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому административному округу <...>, Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда России в Кировском административном округе <...> об оспаривании действий (бездействия) должностных лиц, возложении обязанности устранить допущенные нарушения по кассационной жалобе Кузнецовой Н. В. на решение Кировского районного суда г. Омска от <...>, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от <...> по гражданскому делу N <...>
Заслушав доклад судьи областного суда <...> президиум
установил:
Кузнецова Н.В. обратилась в С. с административным иском о признании незаконными действий (бездействия) Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда России в Кировском административном округе г. Омска (далее - УПФР в Кировском АО г. Омска). В обоснование иска указала, что при трудоустройстве в феврале 2008 года зарегистрировалась в качестве индивидуального предпринимателя, фактически предпринимательской деятельностью не занималась. О том, что после регистрации необходимо уплачивать взносы, узнала только в августе 2015 года, когда стали производиться удержания в размере 50% из пенсии. <...> по ее заявлению в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей была внесена запись о прекращении статуса индивидуального предпринимателя. После чего она неоднократно обращалась в УПФР в Кировском АО г. Омска, ИФНС России по Кировскому административному округу г. Омска с заявлениями о признании безнадежной ко взысканию задолженности по страховым взносам, образовавшейся до 01 января 2017 года, однако указанные органы отказались применить в отношении нее положения ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Просила суд признать действия (бездействие) УПФР в Кировском АО г. Омска незаконными, возложить на УПФР в Кировском АО г. Омска обязанность устранить в полном объеме нарушение её прав и законных интересов путём применения положений Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 436-ФЗ и возвращения удержанной денежной суммы в размере 82 207 руб. 82 коп. за период с января 2017 года по декабрь 2018 года.
Определениями С. от <...>, <...> к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены ИФНС России по Кировскому административному округу г. Омска, Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области.
Решением Кировского районного суда г. Омска от <...>, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от <...>, в удовлетворении административного иска Кузнецовой Н.В. к Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому административному округу г. Омска, Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда России в Кировском административном округе г. Омска об оспаривании действий (бездействия) должностных лиц, возложении обязанности устранить допущенные нарушения отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в Омский областной суд <...>, Кузнецова Н.В. просит об отмене принятых по делу судебных постановлений, ссылаясь на существенное нарушение С. норм материального и процессуального права. Указала, что вопреки требованиям Федерального закона N 436-ФЗ от 28 декабря 2017 года "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", с учетом того, что она утратила статус индивидуального предпринимателя <...> с неё необоснованно в период <...> удерживались недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды РФ за расчётные периоды, истекшие до <...>. Полагает, что позиция ответчиков, отказавшихся применить указанный закон, нарушает ее права и законные интересы.
Согласно запросу судьи от <...> гражданское дело N <...> запрошено, поступило в Омский областной суд <...>.
Определением судьи Омского областного суда от <...> кассационная жалоба с делом и указанным определением передана для рассмотрения в судебном заседании С. кассационной инстанции - президиума Омского областного суда.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09 июля 2019 года N 25 "О некоторых вопросах, связанных с началом деятельности кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции", на основании ч. 7 ст. 7 Федерального конституционного закона от 29 июля 2018 года N 1-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" и отдельные федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции" со дня начала деятельности вновь созданных кассационных судов общей юрисдикции сохраняются процессуальные полномочия президиумов верховных судов республик, краевых, областных С., С. городов федерального значения, С. автономной области, С. автономных округов, окружных (флотских) военных С. по рассмотрению кассационных жалоб, представлений, поданных до дня начала деятельности кассационных С. общей юрисдикции.
Указанные жалобы, представления подлежат рассмотрению по правилам, предусмотренным главами 39, 41 Гражданского процессуального кодекса РФ и главами 34, 35 Кодекса административного судопроизводства РФ, действующим до дня начала деятельности кассационных и апелляционных С. общей юрисдикции.
Таким образом, настоящая кассационная жалоба, поданная в президиум Омского областного суда до <...>, подлежит рассмотрению по правилам главы 35 Кодекса административного судопроизводства РФ, действовавшим до указанного выше дня, то есть до <...> (п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12 сентября 2019 года N 30 "О дне начала деятельности кассационных и апелляционных С. общей юрисдикции, Центрального окружного военного С.").
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, определение судьи о передаче дела для рассмотрения по существу в судебном заседании С. кассационной инстанции, возражения на кассационную жалобу Инспекции ФНС России по Кировскому административному округу г. Омска, поступившие <...>, заслушав административного истца Кузнецову Н.В. и её представителя Канакова Л.А., поддержавших доводы кассационной жалобы, представителей ответчиков по доверенности - Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому административному округу <...> Борисовскую Н.Н., Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда России в Кировском административном округе <...> Велигурова М.Н., возразивших против кассационной жалобы, президиум находит апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от <...> подлежащим отмене по следующим основаниям.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (ст. 328 Кодекса административного судопроизводства РФ).
В соответствии с частью 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в С. с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
С. установлено, что Кузнецова Н.В., <...> года рождения, (регистрационный номер в ГУ-УПФР в Кировском АО г. Омска N <...>) в период с <...> по <...> была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя.
<...> Кузнецова Н.В. обратилась с заявлением в УФНС России по Омской области с заявлением о списании имеющейся задолженности по страховым взносам. В ответ на указанное обращение в адрес административного истца направлено письмо, в соответствии с которым <...> ИФНС по Кировскому АО г. Омска принято решение о списании задолженности по страховым взносам на общую сумму 66 031,14 руб., указано, что по состоянию на <...> задолженность у административного истца отсутствует.
<...> Кузнецова Н.В. обратилась в УПФР в Кировскому АО г. Омска с заявлением о возврате излишне удержанных из пенсии страховых взносов, <...> решением УПФР в Кировскому АО г. Омска N <...> в удовлетворении указанного заявления отказано в связи с отсутствием излишней уплаты.
Полагая незаконными действия должностных лиц пенсионного фонда в части отказа в возврате удержанных из пенсии денежных средств, административный истец, ссылаясь на положения Федерального закона N 436-ФЗ от 28 декабря 2017 года "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", обратилась в суд с иском о возврате удержанных из пенсии недоимок по страховым взносам за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 года.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, судебные инстанции исходили из буквального толкования пункта 1 ст. 11 Федерального Закона N 436-ФЗ, согласно которому признанию безнадежной ко взысканию и списанию подлежит недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды РФ за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01 января 2017 года в размере, определяемом в соответствии с частью 11 ст. 14 Федерального закона N 212-ФЗ, то есть исчисленная в максимальном размере (как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда и тарифа страховых взносов), в том числе задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящихся за индивидуальным предпринимателем, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя. При этом статьей 11 Федерального закона N 436-ФЗ не предусмотрено списание числящейся за указанными лицами недоимки и задолженности по пеням и штрафам, начисленным в ином порядке, кроме как предусмотренном частью 11 статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ. В данном же случае С. установлено, что размер числящейся за административным истцом Кузнецовой Н.В. спорной недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование был рассчитан в соответствии с пунктом 1 части 1.1. ст. 14 Федерального закона N 212-ФЗ исходя из однократного размера установленного минимального размера оплаты труда, что послужило основанием для отказа в удовлетворении исковых требований заявителя.
Однако С. апелляционной инстанции при рассмотрении и разрешении настоящего дела не учтено следующее.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд РФ на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования РФ на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства РФ о страховых взносах были урегулированы Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ).
В связи с принятием Федерального закона от 03 июля 2016 года N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Федеральный закон от 03 июля 2016 года N 250-ФЗ) утратил силу с 01 января 2017 года Федеральный закон от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ.
При этом с 01 января 2017 года в соответствии с частью 2 ст. 4 и ст. 5 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 01 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда РФ, органами Фонда социального страхования РФ по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом РФ, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда РФ и органами Фонда социального страхования РФ.
Таким образом, с 01 января 2017 года контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды РФ осуществляется налоговыми органами РФ.
Согласно пункту 2 части 1 ст. 5, части 1 ст. 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ на лиц, имеющих статус индивидуального предпринимателя, возложена обязанность по уплате соответствующих страховых взносов в Пенсионный фонд РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Размеры страховых взносов, уплачиваемых плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, определены ст. 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ. Размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено данной статьей:
в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 руб., - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 ст. 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз (пункт 1 части 1.1 ст.14);
в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 руб., - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, установленного пунктом 1 части 2 ст. 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз (пункт 2 части 1.1 ст. 14).
Фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, установленного пунктом 3 части 2 ст. 12 поименованного Федерального закона, увеличенное в 12 раз (часть 1.2 статьи 14).
Сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. В случае, если в указанной информации отсутствуют сведения о доходах налогоплательщиков в связи с непредставлением ими необходимой отчетности в налоговые органы до окончания расчетного периода, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за истекший расчетный период взыскиваются органами контроля за уплатой страховых взносов в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 ст. 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз (часть 11 ст. 14).
Согласно частям 1, 6 ст. 16 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 2 части 1 ст. 5 настоящего Федерального закона, производится ими самостоятельно, в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.
В соответствии с частью 1 ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившего в законную силу 30 января 2018 года, признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 ст. 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ, задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Отказывая Кузнецовой Н.В. в требованиях о возврате необоснованно списанных денежных средств, со ссылкой на положения ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 436-ФЗ, суд апелляционной инстанции указал, что признается безнадежной к взысканию и подлежит списанию только та недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды РФ, которая исчислена в соответствии с частью 11 ст. 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ, а поскольку административному истцу сумма недоимки исчислена в порядке части 1 названной статьи, сумма недоимки не подлежит признанию безденежной ко взысканию и списанию.
Как уже было указано выше, Кузнецова Н.В. в период с <...> по <...> была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, осуществлявшего деятельность без образования юридического лица, не производившего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Под днем выявления недоимки следует понимать следующий день после наступления срока уплаты страховых взносов. Данный вывод согласуется с правовой позицией, изложенной в пункте 50 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 июля 2013 года N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными С. части первой Налогового кодекса Российской Федерации". Таким образом, срок уплаты указанных страховых взносов наступил по истечении 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения деятельности Кузнецовой Н.В.
Согласно представленной пенсионным органом информации на момент <...> у Кузнецовой Н.В. имелась задолженность по страховым взносам за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до <...>, непосредственное списание (удержание) которых производилось в период по <...>, то есть уже после вступления в силу ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"; размер взносов был исчислен в соответствии с подп. 1.1 пункта 1 ст. 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ.
При этом, исходя из смысла вышеприведенных положений ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 436-ФЗ и ст. 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ списанию подлежат все неуплаченные в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования взносы в пределах размера, установленного частью 11 ст. 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ.
Расчет страховых взносов на основании части 11 ст. 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ является для плательщика штрафной санкцией за непредставление соответствующих сведений, необходимых для их исчисления. Размер таких платежей в 8 раз превышает размер страховых взносов, который подлежит уплате в общем порядке и установлен частью 1 ст. 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ.
Учитывая, что недоимка по страховым платежам не превышает установленный частью 11 ст. 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ размер, то в силу части 1 ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 436-ФЗ признается безденежной ко взысканию и подлежит списанию.
Иное толкование норм материального права обуславливает возможность списания недоимки только для плательщиков страховых взносов, не представивших необходимых для расчета страховых взносов сведений, и сохраняет обязанность по их уплате для лиц, добросовестно представлявших такую информацию.
В соответствии со ст. 176 Кодекса административного судопроизводства РФ решение С. должно быть законным и обоснованным.
При таких обстоятельствах выводы судебной коллегии о законности отказа в удовлетворении административного искового заявления сделаны с нарушением норм материального права, а доводы кассационной жалобы носят обоснованный характер.
Допущенные нарушения норм права являются существенными, в связи с чем могут быть исправлены только посредством отмены постановления С. апелляционной инстанции.
Согласно подп. 2 части 1 ст. 329 Кодекса административного судопроизводства РФ С. кассационной инстанции вправе отменить судебный акт С. первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий С. в ином составе судей.
При новом рассмотрении дела С. апелляционной инстанции следует учесть изложенное и разрешить требования Кузнецовой Н.В. в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и подлежащими применению нормами материального и процессуального права.
Руководствуясь ст.ст. 324, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства РФ, президиум
постановил:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от <...> отменить, дело направить на новое апелляционное рассмотрение в тот же С. апелляционной инстанции в ином составе судей.
Председательствующий президиума (подпись) <...>
<...>
<...>
Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка