ПРЕЗИДИУМ ТАМБОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 ноября 2019 года Дело N 44Г-31/2019

Президиум Тамбовского областного суда в составе

председательствующего Соседова Е.А.,

членов: Бурашниковой Н.А., Коропенко Л.Е., Ферапонтова А.А.,

при секретаре Кулеш Е.М.

рассмотрел в судебном заседании гражданское дело по иску Хайбаровой Раногул Меравазовны к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в городе Тамбове и Тамбовском районе о включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, о возложении обязанности назначить пенсию,

по кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда в Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области на решение Ленинского районного суда города Тамбова от 28 ноября 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от 18 марта 2019 года.

Заслушав доклад судьи Тамбовского областного суда Чербаевой Л.В., президиум

установил:

Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Тамбове и Тамбовском районе от 09 февраля 2018 года Хайбаровой Р.М., подавшей соответствующее заявление от 09 ноября 2017 года, отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" из-за отсутствия документального подтверждения постоянного места жительства на территории Российской Федерации (после переезда из Республики Таджикистан), а также из-за отсутствия требуемого 30-летнего стажа по осуществлению лечебной деятельности и индивидуального пенсионного коэффициента 11,4.

Решением Ленинского районного суда города Тамбова от 28 ноября 2018 года в результате удовлетворения в полном объеме исковых требований Хайбаровой Р.М. в ее стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, включены периоды:

с 22 сентября 1983 года по 15 февраля 1990 года в должности медсестры в ***,

с 25 июня 2001 года по 03 апреля 2017 года в должностях медсестры палатной хирургического отделения, старшей медсестры стоматологической поликлиники, медсестры хирургического кабинета *** (кроме отпуска без сохранения заработной платы с 01 сентября 2005 года по 30 сентября 2005 года).

На Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Тамбове и Тамбовском районе возложена обязанность назначить Хайбаровой Р.М. досрочную страховую пенсию по старости с 09 ноября 2017 года, то есть со дня обращения за ней в пенсионный орган.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от 18 марта 2019 года решение Ленинского районного суда города Тамбова от 28 ноября 2018 года отменено в части включения в стаж Хайбаровой Р.М. периода работы с 29 августа 2000 года по 30 июня 2001 года в должности медсестры по участковой больнице ***. В остальной части решение оставлено без изменения, апелляционная жалоба Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в городе Тамбове и Тамбовском районе - без удовлетворения.

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Тамбове и Тамбовском районе обратилось в Тамбовский областной суд с кассационной жалобой на указанные судебные постановления.

По результатам изучения истребованного для проверки доводов кассационной жалобы гражданского дела определением судьи от 26 сентября 2019 года оно передано для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя Управления Пенсионного фонда в городе Тамбове и Тамбовском районе Курьяновой Е.Н. и представителя истицы - адвоката Григорьевой А.Е., президиум Тамбовского областного суда приходит к следующему.

В соответствии со статьей 387 ГПК РФ (в редакции, действующей на момент подачи кассационной жалобы) основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Подобные нарушения допущены судами первой и апелляционной инстанций при принятии оспариваемых судебных постановлений.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим федеральным законом, имеют право на страховую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных Федеральным законом или международным договором Российской Федерации (часть 3 статьи 4).

Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств - участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государства в области пенсионного обеспечения" (далее - Соглашение). Согласно статье 1 Соглашения пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по месту жительства по законодательству и за счет государства, на территории которого они постоянно проживают.

Данный документ подписан государствами-участниками СНГ, в том числе Российской Федерацией и Республикой Таджикистан.

Согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства. Для прибывших на территорию Российской Федерации из государств-участников СНГ граждан и приобретших Российское гражданство на территории Российской Федерации, пенсия назначается на основании их заявления по месту пребывания или месту фактического проживания на территории РФ, но при условии снятия с регистрационного учета по прежнему месту жительства в другом государстве.

Юридически значимым обстоятельством для назначения пенсии гражданам государств-участников Соглашения при переселении, является постоянное проживание по новому месту жительства. Данные обстоятельства, однако, судами первой и апелляционной инстанций при разрешении настоящего дела во внимание приняты не были.

Так, истица Хайбарова Р.М., имея выданный 20 апреля 2017 года паспорт гражданки Российской Федерации, 09 ноября 2017 года обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной пенсии, предоставив только свидетельство о регистрации по месту пребывания. Документального подтверждения постоянного места жительства на территории Российской Федерации истицей не было предоставлено ни на дату обращения в территориальный орган ПФР, ни на дату вынесения Ленинским районным судом города Тамбова оспариваемого решения. Тем не менее, ее исковые требования удовлетворены в полном объеме, и возложена обязанность по назначению ей пенсии именно с даты первоначального обращения в пенсионный орган - с 09 ноября 2017 года.

Допущенное нарушение судом апелляционной инстанции оставлено без достаточной правовой оценки.

Так, оставляя решение суда первой инстанции без изменения, судебная коллегия указала на то, что с 14 февраля 2018 года истица постоянно зарегистрирована по месту жительства на территории Российской Федерации. Но данного обстоятельства не существовало на момент обращения Хайбаровой Р.М. по вопросу назначения пенсии, а также и на момент рассмотрения дела судом первой инстанции.

Документального подтверждения тому, что по прежнему месту жительства истицы в Республике Таджикистан она снята с регистрационного учета также не имеется.

Судом первой инстанции вопрос о законности отказа пенсионного органа в назначении Хайбаровой Р.М. пенсии по рассматриваемому основанию в нарушение требований статьи 56 ГПК РФ, не исследовался вообще.

Суд апелляционной инстанции, соглашаясь с правильностью решения суда первой инстанции и, оставляя его без изменения за исключением той части, которой в специальный страховой стаж включен период с 29 августа 2000 года по 30 июня 2001 года, в соответствии с приведенной процессуальной нормой (статья 56 ГПК РФ) не установил имеющее значение для правильного разрешения спора обстоятельство, а именно то, имеется ли у истицы постоянная регистрация в Республике Таджикистан. Ее представителем Чаборовым У.А. в судебном заседании суда апелляционной инстанции 25 февраля 2019 года было заявлено о том, что у его доверительницы - двойное гражданство, о необходимости сняться с регистрационного учета в Республике Таджикистан ее никто не информировал.

Допущенные нарушения носят существенный характер, без из устранения путем отмены оспариваемых судебных постановлений восстановление нарушенных прав заявителя невозможно.

Руководствуясь статьей 390 ГПК РФ (в редакции, действующей на момент подачи кассационной жалобы), президиум

постановил:

Решение Ленинского районного суда города Тамбова от 28 ноября 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от 18 марта 2019 года по делу по иску Хайбаровой Раногул Меравазовны к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в городе Тамбове и Тамбовском районе о включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, о возложении обязанности назначить пенсию отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Председательствующий Соседов Е.А.


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка