ПРЕЗИДИУМ КЕМЕРОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 05 ноября 2019 года Дело N 44У-113/2019
Президиум Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего - Ордынского А.В.,
членов президиума - Захарова В.И., Карасевой Т.Д., Кузнецовой О.П., Лазаревой О.Н., Сидорова Е.И., Шагаровой Т.В.,
при ведении протокола помощником судьи Лобан Я.Е.
рассмотрел уголовное дело по кассационному представлению и.о. прокурора Кемеровской области Сыроватко В.В. на апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Кемеровского областного суда от 24 апреля 2019 года.
Приговором Прокопьевского районного суда Кемеровской области от 15 февраля 2019 года
ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, судимый 24 августа 2015 года Киселевским городским судом Кемеровской области по п. "а" ч. 3 ст. 158 УК РФ к 2 годам 6 месяцам лишения свободы условно с испытательным сроком 2 года. Постановлением этого же суда от 21 августа 2017 года отменено условное осуждение, направлен для отбывания наказания в исправительную колонию общего режима на 2 года 6 месяцев,
осужден по п. "а" ч. 3 ст. 158 УК РФ к 2 годам лишения свободы, ч. 1 ст. 226 УК РФ к 3 годам 2 месяцам лишения свободы, ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 166 УК РФ к 1 году 10 месяцам лишения свободы.
В соответствии с ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения назначенных наказаний определено 3 года 6 месяцев лишения свободы.
На основании ст. 70 УК РФ по совокупности приговоров к назначенному наказанию частично присоединена неотбытая часть наказания по приговору Киселевского городского суда Кемеровской области от 24 августа 2015 года и окончательно назначено 3 года 8 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
Срок отбытия наказания исчислен с 15 февраля 2019 года.
Зачтено Шестакову М.В. в срок отбытия наказания время нахождения под стражей из расчета один день содержания под стражей за один день отбывания наказания в исправительной колонии строгого режима на основании п. "а" ч. 3.1 ст. 72 УК РФ.
Апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Кемеровского областного суда от 24 апреля 2019 года данный приговор изменен: определено отбывание наказания Шестакову М.В. в исправительной колонии общего режима. На основании п. "б" ч. 3.1 ст. 72 УК РФ зачтено время содержания под стражей в период с 22 мая по 23 мая 2015 года, с 14 сентября 2018 года по 24 апреля 2019 года (день вступления приговора в законную силу) в срок лишения свободы из расчета один день за полтора дня отбывания наказания в исправительной колонии общего режима с учетом положений, предусмотренных ч. 3.3 ст. 72 УК РФ.
Заслушав доклад судьи Березутской Н.В., изложившей содержание вынесенных судебных решений, доводы кассационного представления, основания для вынесения постановления о передаче кассационного представления с уголовным делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, выслушав выступление 1-го заместителя прокурора Кемеровской области Сыроватко В.В., полагавшего необходимым апелляционное определение в части отменить, пояснения адвоката Каплановой В.О. в защиту осужденного Шестакова М.В., возражавшей против удовлетворения кассационного представления, президиум
установил:
приговором Шестаков М.В. осужден за кражу, совершенную с незаконным проникновением в жилище, с причинением значительного ущерба гражданину, хищение огнестрельного оружия и боеприпасов, покушение на неправомерное завладение иным транспортным средством - мопедом без цели хищения.
Преступления, как указано в приговоре, совершены ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>.
Приговор постановлен в порядке особого судопроизводства.
Апелляционным определением приговор изменен, Шестакову М.В. определено отбывание наказания в исправительной колонии общего режима, произведен зачет времени содержания под стражей в срок отбытия наказания на основании п. "б" ч. 3.1 ст. 72 УК РФ.
В кассационном представлении и.о. прокурора Кемеровской области Сыроватко В.В. предлагает апелляционное определение в части произведенного зачета времени содержания Шестакова М.В. под стражей отменить вследствие существенных нарушений уголовного закона, повлиявших на исход дела, искажающих саму суть правосудия и смысл судебного решения как акта правосудия. Доводы мотивирует тем, что судебная коллегия незаконно произвела зачет в срок лишения свободы времени содержания Шестакова М.В. под стражей с 14 сентября 2018 года по 14 февраля 2019 года из расчета один день содержания под стражей за полтора дня отбывания наказания в исправительной колонии общего режима. Указывает, что, по смыслу закона, повышающий коэффициент кратности, предусмотренный ч. 3.1 ст. 72 УК РФ, распространяется лишь на периоды содержания лица под стражей до вступления приговора в законную силу и применению на период исполнения приговора не подлежит.
Президиум, проверив уголовное дело, обсудив доводы кассационного представления, приходит к следующим выводам.
Уголовное дело рассмотрено судом в соответствии с главой 40 УПК РФ в особом порядке без проведения судебного разбирательства. Выводы суда о том, что обвинение, с которым согласился Шестаков М.В., обоснованно, подтверждается доказательствами, собранными по уголовному делу, являются правильными. Процедура применения особого порядка принятия судебного решения соблюдена в полной мере.
Действия Шестакова М.В. правильно квалифицированы по п. "а" ч. 3 ст. 158, ч. 1 ст. 226, ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 166 УК РФ. Нарушений уголовно-процессуального закона не допущено.
При назначении Шестакову М.В. наказания суд учел характер и степень общественной опасности совершенных преступлений, влияние назначенного наказания на исправление осужденного и условия его жизни, данные о его личности, смягчающие обстоятельства - полное признание вины и раскаяние в содеянном, <данные изъяты> явку с повинной по преступлению, предусмотренному ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 166 УК РФ, частичное возмещение ущерба, активное способствование раскрытию преступлений, а также отягчающее обстоятельство - рецидив преступлений.
Судом при назначении наказания учтены все значимые обстоятельства, установленные судом и известные на момент постановления приговора.
Наказание назначено с учетом требований ч. 5 ст. 62, ч. 2 ст. 68, ч. 3 ст. 66 УК РФ.
Оснований для применения ст. 64, ч. 3 ст. 68, ст. 73 УК РФ не имеется, мотивы данного решения судом приведены и являются правильными.
Поскольку осужденный не являлся лицом, ранее отбывавшим наказание в виде лишения свободы, судебная коллегия правильно изменила приговор и определилаотбывание Шестакову М.В. наказания в исправительной колонии общего режима.
Вместе с тем президиум находит приговор и апелляционное определение в части зачета времени содержания Шестакова М.В. под стражей в кратном размере на основании п. "б" ч. 3.1 ст. 72 УК РФ подлежащими отмене в связи с существенным нарушением уголовного закона, повлиявшим на исход дела, исказившим суть правосудия и смысл судебного решения как акта правосудия (ч. 1 ст. 401.15, 401.6 УПК РФ).
Президиум пересматривает судебные решения, учитывая требования ст. 401.6 УПК РФ, в течение года после вступления оспариваемых решений в законную силу при наличии кассационного представления.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, сформулированной в его Постановлениях от 17 июля 2002 года N 13-П и от 11 мая 2005 года N 5-П, правосудие по самой своей сути может признаваться таковым при условии, что оно отвечает требованиям справедливости и обеспечивает эффективное восстановление в правах; судебное решение подлежит пересмотру, если выявленные существенные нарушения, допущенные в ходе предыдущего разбирательства, неоспоримо свидетельствуют о наличии судебной ошибки, поскольку такое решение не отвечает требованиям справедливости.
В соответствии с п. "б" ч. 3.1 ст. 72 УК РФ (в редакции Федерального закона от 3 июля 2018 года N 186-ФЗ) время содержания лица под стражей засчитывается в срок лишения свободы из расчета один день за полтора дня отбывания наказания в воспитательной колонии либо исправительной колонии общего режима.
По смыслу закона, повышающий коэффициент кратности, предусмотренный ч. 3.1 ст. 72 УК РФ, применяется только при постановлении обвинительного приговора и не распространяется на период исполнения приговора.
При изменении приговора судом апелляционной инстанции данные положения закона не были приняты в полной мере во внимание.
Так, суд апелляционной инстанции произвел зачет времени содержания Шестакова М.В. под стражей с 22 мая по 23 мая 2015 года и с 14 сентября 2018 года по 24 апреля 2019 года в срок лишения свободы из расчета один день за полтора дня отбывания наказания в исправительной колонии общего режима с учетом положений, предусмотренных ч. 3.3 ст. 72 УК РФ.
Однако не учел следующее:
По приговору от 24 августа 2015 года Шестаков М.В. был осужден условно и находился под стражей в качестве меры пресечения с 22 по 23 мая 2015 года. Постановлением Киселевского городского суда от 21 августа 2017 года осужденному Шестакову М.В. было отменено условное осуждение по данному приговору и с 14 сентября 2018 года он стал отбывать наказание в исправительной колонии общего режима.
Постановлением Прокопьевского районного суда от 16 января 2019 года Шестаков М.В. был переведен из ФКУ ИК-22 в ФКУ СИЗО-2 для участия в уголовном деле в качестве подсудимого.
15 февраля 2019 года в отношении него был постановлен приговор, вступивший в законную силу 24 апреля 2019 года.
По указанному приговору окончательное наказание Шестакову М.В. было назначено по совокупности приговоров на основании ст. 70 УК РФ с приговором от 24 августа 2015 года. Осужденный Шестаков М.В. до постановления настоящего приговора под стражей не содержался, мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении изменена была ему на заключение под стражу при постановлении приговора, он был взят под стражу в зале суда 15 февраля 2019 года.
Следовательно, только с 22 по 23 мая 2015 года по приговору от 24 августа 2015 года и с 15 февраля по 24 апреля 2019 года по приговору от 15 февраля 2019 года применение повышающего коэффициента кратности, предусмотренного п. "б" ч. 3.1 ст. 72 УК РФ (в редакции Федерального закона от 3 июля 2018 года N 186-ФЗ) соответствует требованиям закона.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции необоснованно произвел зачет в срок отбытия наказания времени содержания Шестакова М.В. под стражей с 14 сентября 2018 года по 14 февраля 2019 года из расчета один день содержания под стражей за полтора дня отбывания наказания в исправительной колонии общего режима, несмотря на то, что данный период относится к отбытию срока наказания и пересчету в соответствии с п. "б" ч. 3.1 ст. 72 УК РФ не подлежит.
Данное нарушение уголовного закона является существенным, повлиявшим на исход дела, исказившим суть правосудия и смысл судебного решения как акта правосудия, поскольку повлияло на необоснованное снижение назначенного наказания.
При таких обстоятельствах судебные решения подлежат отмене в части зачета времени содержания Шестакова М.В. под стражей в кратном размере с 14 сентября 2018 года по 14 февраля 2019 года с передачей уголовного дела в этой части на новое судебное рассмотрение в тот же суд иным составом суда в порядке, установленном ст. ст. 396-397, 399 УПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 401.14-401.16 УПК РФ, президиум
постановил:
кассационное представление и.о. прокурора Кемеровской области Сыроватко В.В. удовлетворить.
Приговор Прокопьевского районного суда Кемеровской области от 15 февраля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Кемеровского областного суда от 24 апреля 2019 года в отношении ФИО1 в части зачета времени содержания его под стражей с 14 сентября 2018 года по 14 февраля 2019 года в соответствии с п. "б" ч. 3.1 ст. 72 УК РФ (в редакции Федерального закона от 3 июля 2018 года N 186-ФЗ) отменить.
Уголовное дело в этой части передать на новое судебное рассмотрение в тот же суд иным составом суда в порядке, установленном ст. ст. 396-397, 399 УПК РФ.
Председательствующий А.В. Ордынский
Копия верна:
Судья Кемеровского областного суда Н.В. Березутская
Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка