ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 октября 2019 года Дело N 44У-39/2019

Президиум Верховного Суда Республики Карелия в составе:

председательствующего Рочевой Е.С.,

членов президиума: Переплесниной Е.М., Данилова О.И., Гирдюка В.С.,

Сильченко Р.П.,

при секретаре Юшковой Н.А.,

с участием первого заместителя прокурора Республики Карелия Гусакова Э.Г.,

рассмотрел дело по кассационному представлению первого заместителя прокурора Республики Карелия Гусакова Э.Г. на постановление тройки НКВД Карельской АССР от 1 сентября 1937 года, по которому

М.А.И., ., судимый 3 раза за кражи продуктов и вещей,

обвиняемый в том, что общественно-полезным трудом не занимается, пьянствует, средства к существованию добывает грабежами, кражами, заключен в концлагерь сроком на 10 лет.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Карелия Касым Л.Я., изложившей обстоятельства дела, доводы кассационного представления прокурора и мотивы его передачи для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции; выступление первого заместителя прокурора Республики Карелия Гусакова Э.Г., поддержавшего доводы представления, президиум

установил:

Постановлением тройки НКВД Карельской АССР от 1 сентября 1937 года М.А.И. обвинен в том, что общественно-полезным трудом не занимается, пьянствует, средства к существованию добывает грабежами, кражами, и заключен в концлагерь сроком на 10 лет.

В кассационном представлении первый заместитель прокурора Республики Карелия Гусаков Э.Г. ставит вопрос об отмене постановления тройки НКВД Карельской АССР от 1 сентября 1937 года в отношении М.А.И., прекращении производства по делу и о признании его подлежащим реабилитации. Указывает, что по материалам дела М.А.И. обвинен в том, что в период проживания в деревне Кондопога 8 и 21 марта 1937 года из хулиганских побуждений сорвал киносеансы и постановки спектаклей в конторе Леспромхоза. 28 марта 1937 года М. в пьяном виде возвращался в контору Леспромхоза, где проводился спектакль, избил рабочего П., погасил лампу, избил руководителя постановки Н., злостно уклонялся от уплаты алиментов на содержание сына, то есть в преступлениях, предусмотренных ч.2 ст.165, ч.2 ст.74, ч.1 ст.158 УК РСФСР.

Отмечает, что в соответствии с положениями ст.2 главы 1 Положения о Судоустройстве РСФСР (в редакции от 19 ноября 1926 года), п.12 ст.23 главы 1, главы 2 "О подсудности" УПК РСФСР (в редакции от 15 февраля 1923 года) судопроизводство осуществляется следующими судами: народным судом, губернским судом, Верховным судом, военными трибуналами. Согласно постановлению оперативного уполномоченного Угрозыска от 31 августа 1937 года уголовное дело в отношении М.А.И. по обвинению его в совершении преступлений, предусмотренных ч.2 ст.165, ч.2 ст.74, ч.1 ст.158 УК РСФСР, по согласованию с начальником отдела Угрозыска направлено на рассмотрение тройки НКВД АКССР на внесудебное рассмотрение.

На заседании тройки НКВД Карельской АССР от 1 сентября 1937 года в отношении М.А.И. заслушано уголовное дело и определено наказание в виде 10 лет лишения свободы. Таким образом, уголовное дело рассмотрено ненадлежащим органом, без проведения судебного разбирательства в рамках уголовно-процессуального закона. Кроме того, согласно выписке из протокола заседания тройки НКВД Карельской АССР от 1 сентября 1937 года М. подвергнут к 10 годам лишения свободы без обоснования выводов о его виновности в содеянном и указания квалификации деяния.

В соответствии со ст.3 Закона РФ от 18 января 1991 года N1761 "О реабилитации жертв политических репрессий" реабилитации подлежат лица, которые по политическим мотивам были подвергнуты уголовным репрессиям по решению органов НКВД и по решениям "троек".

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, президиум находит обжалуемое постановление подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии со ст.102 Конституции ССР от 5 декабря 1936 года, правосудие в СССР осуществлялось Верховным Судом СССР, Верховными судами союзных республик, краевыми и областными судами, судами автономных республик и автономных областей, окружными судами, специальными судами СССР, создаваемыми по постановлению Верховного Совета СССР, народными судами.

Согласно положениям ст.2 главы 1 Положения о Судоустройстве РСФСР (в редакции от 19 ноября 1926 года), п.12 ст.23 главы 1, главы 2 "О подсудности" УПК РСФСР (в редакции от 15 февраля 1923 года) судопроизводство осуществляется следующими судами: народным судом, губернским судом, Верховным судом, военными трибуналами.

Вместе с тем, из постановления оперативного уполномоченного Угрозыска от 31 августа 1937 года следует, что уголовное дело в отношении М.А.И. по обвинению его в совершении преступлений, предусмотренных ч.2 ст.165, ч.2 ст.74, ч.1 ст.158 УК РСФСР, по согласованию с начальником отдела Угрозыска направлено на рассмотрение тройки НКВД АКССР на внесудебное рассмотрение.

Согласно выписке из протокола N7 заседания Тройки НКВД Карельской АССР от 1 сентября 1937 года М.А.И., обвиняемый в том, что общественно-полезным трудом не занимается, пьянствует, средства к существованию добывает грабежами и кражами, заключен в концлагеря сроком на 10 лет. Выводов о виновности М. и правовой оценке содеянного в указанном документе не содержится. Само решение в материалах дела отсутствует.

При этом в соответствии с УК РСФСР в редакции 1926 года санкция ч.2 ст.74 (хулиганство) предусматривала наказание до 2 лет лишения свободы, санкция ч.2 ст.165 (открытое похищение чужого имущества) - до 3 лет лишения свободы, санкция ч.1 ст.158 (злостное, несмотря на имеющуюся к тому возможность, уклонение от платежа присужденных судом средств на содержание детей) - до 6 месяцев лишения свободы или штраф до трехсот рублей.

Таким образом, уголовное дело в отношении М.А.И. рассмотрено ненадлежащим органом, он незаконно подвергнут наказанию, которое явно выходило за пределы санкции, инкриминируемых ему статей уголовного закона.

При таких обстоятельствах, постановление тройки НКВД Карельской АССР от 1 сентября 1937 года в отношении М.А.И. нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с прекращением производства по делу.

В соответствии со ст.3 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года N1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" реабилитации подлежат лица, которые по политическим мотивам были подвергнуты уголовным репрессиям по решениям внесудебных органов.

Принимая во внимание данные положения закона, президиум считает необходимым признать М.А.И. необоснованно репрессированным и подлежащим реабилитации.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.401.14-401.16 УПК РФ, ст.3 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года N1761-1"О реабилитации жертв политических репрессий", президиум

постановил:

Кассационное представление первого заместителя прокурора Республики Карелия Гусакова Э.Г. удовлетворить.

Постановление тройки НКВД Карельской АССР от 1 сентября 1937 года в отношении М.А.И. отменить, производство по делу прекратить.

Признать М.А.И., ., подлежащим реабилитации на основании Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года N1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий".

Председательствующий:.


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка