ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СУДА КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 сентября 2019 года Дело N 44Г-38/2019

Президиум Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики в составе:

председательствующего Ташуева М.З.

членов президиума: Бабугоевой Л.М., Маздогова В.Х., Созаевой С.А.,

при секретаре Туменовой А.А.

с участием представителя Министерства внутренних дел по КБР Шабатуковой Ф.С., Кумыкова Заудина Хапачевича и его представителя Жигунова Р.Х.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кумыкова Заудина Хапачевича к Министерству внутренних дел России по Кабардино-Балкарской Республике о признании незаконным решения о снятии его с учета по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и возложении обязанности включить его в список лиц, имеющих право состоять на учете по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, переданное для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции определением судьи Верховного Суда КБР Созаевой С.А. по кассационной жалобе МВД по КБР на решение Нальчикского городского суда КБР от 12 апреля 2019 года и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 20 июня 2019 года,

УСТАНОВИЛ:

Кумыков З.Х. обратился в суд с заявлением к МВД по КБР о признании незаконным решения Центральной жилищно-бытовой комиссии МВД по КБР (далее по тексту - ЦЖБК МВД по КБР) от 01.02.2019 г., утвержденного распоряжением N 17 МВД по КБР от 14.02.2019 г., о снятии его с учета очередников МВД по КБР на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и возложении на МВД по КБР обязанности включить его в список лиц, имеющих право состоять на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее - единовременная социальная выплата или ЕСВ).

В обоснование заявленных требований Кумыков З.Х. указал, что, являясь сотрудником МВД по КБР, в целях реализации права на обеспечение жилым помещением он обратился в ЦЖБК МВД по КБР с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Решением ЦЖБК МВД по КБР от 22.12.2012г. Кумыков З.Х. с семьёй в составе 5-ти человек (он, супруга и трое детей) принят на учет.

24 июля 2017 года в связи с тем, что старшая дочь Кумыкова З.Х. достигла возраста 23 лет, решением ЦЖБК МВД по КБР был изменен состав его семьи, Кумыков З.Х. поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты в МВД по КБР с составом семьи 4 человека (он, супруга, дочь и сын). Это решение Кумыков З.Х. в установленном законом порядке не обжаловал.

Решением ЦЖБК МВД по КБР от 1 февраля 2019 года в форме протокола, утвержденного распоряжением МВД по КБР от 14 февраля 2019 года, изменен состав семьи Кумыкова З.Х., подлежащий учету при решении вопроса о предоставлении социальной выплаты на жилье, из него была исключена его дочь - К.А.З., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с указанием на то, что она достигла 18 лет, не является инвалидом и не учится в образовательном учреждении по очной форме обучения. Посчитав, что при этих обстоятельствах семья Кумыкова З.Х. в составе 3-х человек (он, супруга и сын), проживающая в жилом помещении площадью 57,5 кв.м. утратила нуждаемость в улучшении жилищных условий, ЦЖБК МВД по КБР постановила: снять Кумыкова З.Х. с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

По мнению Кумыкова З.Х. действия ответчика по снятию его с учета на получение единовременной социальной выплаты являются незаконными, поскольку он со своей семьей проживал и проживает в малогабаритной квартире из 3-х комнат, общей площадью 57,5 кв.м., жилищные условия семьи не улучшились, ни он, ни члены его семьи не совершали действий, указанных в части 7 статьи 4 Федерального закона от 19.07.2011 г. N247-ФЗ, с намерением получения единовременной выплаты в большем размере, не реализовали право на получение единовременной выплаты, и тем более не представляли в уполномоченный орган сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для принятия сотрудника на учет для получения единовременной выплаты (если данные сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на принятие на такой учет). В связи с этим оснований, предусмотренных законом для исключения его из очереди, не имелось, решение ЦЖБК МВД по КБР нарушает права и законные интересы его семьи, вследствие чего просил суд признать незаконным и отменить указанное решение, включить его в очереди Министерства внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

МВД по КБР заявленные Кумыковым З.Х. требования не признало.

Решением Нальчикского городского суда КБР от 12 апреля 2019 года исковые требования Кумыкова З.Х. удовлетворены, решение Центральной жилищно-бытовой комиссии Министерства внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике от 01 февраля 2019 года (протокол N6) о снятии Кумыкова Заудина Хапачевича с учета по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения признано незаконным. На Министерство внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике возложена обязанность включить Кумыкова Заудина Хапачевича в список лиц, имеющих право состоять на учете по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда КБР от 20 июня 2019 года резолютивная часть решения суда первой инстанции оставлена без изменения. В мотивировочную часть внесены дополнения, с указанием на то, что решение ЦЖБК МВД по КБР в части изменения состава семьи Кумыкова З.Х. путем исключения из него его дочери К.А.З., достигшей возраста 18 лет, и которая не является инвалидом и не учится в образовательном учреждении по очной форме, является обоснованным, но это не свидетельствует об улучшении жилищных условий Кумыкова З.Х. в составе семьи из 3 человек, которое бы позволяло снять его с учета в соответствии с подп. "б" п.19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденныхПостановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1223 (далее - Правила). Кумыков З.Х. со дня постановки на учет и до настоящего времени, с супругой, двумя дочерями и сыном проживает в квартире, общей площадью 57,5 кв.м., расположенной в <адрес>, которая принадлежит его супруге, что свидетельствует о том, что никакого улучшения жилищных условий у Кумыкова З.Х. не имеется и потому он вправе состоять на учете с составом семьи 3 человека.

В кассационной жалобе, поступившей в Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики 19 июля 2019 года, МВД по КБР просит отменить состоявшиеся по делу судебные постановления ввиду существенного нарушения норм материального и процессуального права и вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Кумыкова З.Х.

В обоснование незаконности обжалуемых судебных постановлений, помимо доводов, которыми была обоснована позиция ответчика в суде об утрате истцом права состоять на учете на получение социальной выплаты в связи с достижением его детьми совершеннолетия, МВД по КБР ссылается на то, что восстановление Кумыкова З.Х. в очереди, как указано в апелляционном определении с составом семьи из 3 человек, не позволяет очереднику получить единовременную социальную выплату. Он имеет право на социальную выплату, размер которой определяется в виде стоимости разницы площади жилого помещения, которое ему полагается по нормам предоставления - 54,0 кв.м. (18,0х3), и площади жилья, в котором проживает его семья. Кумыков З.Х. проживает в квартире общей площадью 57,5 кв.м., что больше, чем 54,0 кв.м., то есть нет разницы, которая подлежит учету при принятии решения о выплате ЕСВ. Таким образом, право Кумыкова З.Х. на получение единовременной социальной выплаты не может быть реализовано, а решение суда неисполнимо.

По данной кассационной жалобе письмом судьи Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 26 июля 2019 года гражданское дело истребовано в адрес Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики, поступило 30 июля 2019 года.

Определением судьи Верховного Суда КБР от 6 сентября 2019 года дело с кассационной жалобой Кумыкова З.Х. передано для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда КБР.

Заслушав доклад судьи Верховного суда КБР Созаевой С.А., проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, поддержанной представителем МВД по КБР Шабатуковой Ф.С., возражения Кумыкова Заудина Хапачевича и его представителя Жигунова Р.Х., полагавших жалобу необоснованной, и указавших на то, что дочь истца, К.А.З., учится в Федеральном государственном бюджетном учреждении высшего образования "Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова" по очно-заочной форме обучения, обучение проходит 3 дня в неделю в дневное время, Президиум приходит к следующему.

В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Такие нарушения норм материального и процессуального права были допущены по данному делу судом апелляционной инстанции.

Судом установлено и из материалов дела следует, что Кумыков З.Х. проходил службу в органах внутренних дел КБР на различных должностях с декабря 1997 года, был уволен 23 мая 2016 года, является пенсионером МВД.

22 декабря 2012 года Кумыков З.Х. был принят на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения с составом семьи 5 человек с 06 декабря 2012 года на основании решения Жилищно-бытовой комиссии ФГКУ УВО МВД по КБР МВД по КБР.

24 июля 2017 года в связи с тем, что старшая дочь Кумыкова З.Х. достигла возраста 23 лет, решением ЦЖБК МВД по КБР был изменен состав его семьи, Кумыков З.Х. поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты в МВД по КБР с составом семьи 4 человека (он, супруга, дочь и сын). Это решение Кумыков З.Х. в установленном законом порядке не обжаловал.

Решением ЦЖБК МВД по КБР от 1 февраля 2019 года, утвержденным распоряжением МВД по КБР от 14 февраля 2019 года, изменен состав семьи Кумыкова З.Х., подлежащий учету при решении вопроса о предоставлении социальной выплаты на жилье, из него была исключена его дочь - К.А.З., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с указанием на то, что она достигла 18 лет, не является инвалидом и не учится в образовательном учреждении по очной форме. Посчитав, что при этих обстоятельствах семья Кумыкова З.Х. в составе 3-х человек (он, супруга и сын), проживающая в жилом помещении, площадью 57,5 кв.м., утратила нуждаемость в улучшении жилищных условий, ЦЖБК МВД по КБР постановила: снять Кумыкова З.Х. с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании п.п. "б" п. 19 Правил.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Кумыкова З.Х. о признании незаконным решения Центральной жилищно-бытовой комиссии МВД по КБР от 01 февраля 2019 года о снятии его с учета по предоставлению ЕСВ, суд первой инстанции сослался на конституционные принципы правовой определенности, выступающей дополнительной гарантией стабильности и сохранности социальных льгот, недопустимость отказа официальных властей от исполнения ранее принятых решений и обязательств о предоставлении социальных гарантий сотрудникам полиции. Суд также указал на нарушение ответчиком при принятии названного решения положений пункта 19 Правил, которые содержат исчерпывающий перечень оснований снятия с учета для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, который расширительному толкованию не подлежит. Применительно к истцу Кумыкову З.Х. такие основания отсутствовали. Кумыков З.Х. со дня постановки на учет и до настоящего времени с супругой, двумя дочерями и сыном проживает в квартире, общей площадью 57,5 кв.м., которая принадлежит его супруге, что свидетельствует о том, что жилищные условия истца не улучшились. Ответчик без законных оснований исключил из состава семьи Кумыкова З.Х. его совершеннолетнюю дочь, фактически расценил это обстоятельство, как улучшение жилищных условий, и неправомерно исключил истца из очереди.

С выводами суда первой инстанции о праве истца состоять в очереди для получения ЕСВ согласилась судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда КБР, дополнив эти выводы суждением о том, что решение ЦЖБК об исключении из состава семьи Кумыкова З.Х. его совершеннолетней дочери является обоснованным, и Кумыков З.Х. должен быть восстановлен в очереди с составом семьи 3 человека (он, супруга и сын).

Президиум Верховного Суда КБР считает судебные постановления в части признания незаконным решения ЦЖБК МВД по КБР от 01 февраля 2019 года о снятии Кумыкова З.Х. с учета по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, по мотиву улучшения жилищных условий, обоснованными.

Отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обслуживанием сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, и членов их семей, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (часть 1 статьи 1 данного закона, здесь и далее - в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений).

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел.

Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (подпункт 1 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв.м. (подпункт 2 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ).

Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (часть 4 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ).

Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 5 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации.

Из приведенных нормативных положений следует, что право сотрудника на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.

Согласно пункту "б" 19 Правил сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты в случае: улучшения жилищных условий, в результате которого утрачиваются основания получения единовременной выплаты, либо совершения действий, указанных в части 7 статьи 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", с намерением получения единовременной выплаты в большем размере.

По данному делу юридически значимыми обстоятельствами с учетом заявленных Кумыковым З.Х. требований о признании незаконным решения о снятии его с учета и восстановлении в очереди на получение ЕСВ, является установление данных об улучшении его жилищных условий и (или) совершение им действий, направленных на получение единовременной выплаты в большем размере.

Из имеющихся в материалах дела документов (справок, выписок из домовой книги) следует, что Кумыков З.Х. со дня постановки на учет 6 декабря 2012 года и до настоящего времени, с супругой, двумя дочерями и сыном проживает в квартире общей площадью 57,5 кв.м., расположенной в <адрес>, которая принадлежит его супруге. Его жилищные условия, уровень которых определяется по правилам части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ, не изменились, он и в настоящее время нуждается в улучшении жилищных условий, так как на каждого члена его семьи в названной квартире приходится менее 15,0 кв.м. общей жилой площади.

Таким образом, как верно указано судом, никакого улучшения жилищных условий, в результате которого утрачиваются основания получения единовременной выплаты, в данном случае нет, не представлено также доказательств совершения истцом или членами его семьи действий, повлекших ухудшение жилищных условий, и потому предусмотренные пунктом "б" 19 Правил основания для снятия семьи Кумыкова З.Х. с учета на получение ЕСП отсутствовали. В связи с этим суд принял решение о признании незаконным решения ЦЖБК МВД по КБР от 01 февраля 2019 года о снятии семьи Кумыкова З.Х. с учета по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, по мотиву улучшения жилищных условий.

Президиум полагает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал все обстоятельства дела и пришел к правильному выводу, что истец правомерно был поставлен на учет для получения ЕСВ, предусмотренных законом оснований для снятия его с учета не установлено и потому суд в рамках заявленных истцом требований устранил нарушение его прав, приняв решение, направленное на восстановление его жилищных прав в состояние, существовавшее до совершения нарушения: признал незаконным решение ЦЖБК МВД по КБР от 01.02.2019года о снятии Кумыкова З.Х. с учета по предоставлению ЕСВ и возложил на МВД по КБР обязанность включить Кумыкова З.Х. в список лиц, имеющих право состоять на учете по предоставлению ЕСВ.

Из содержания и смысла решения Нальчикского городского суда КБР от 12 апреля 2019 года следует, что Кумыков З.Х. подлежит восстановлению в очереди для получения ЕСВ в том же статусе, что и до принятия отмененного, как незаконного, решения ЗЖБК от 01 февраля 2019года - с семьёй в составе 4-х человек.

Данная позиция суда согласуется с нормами жилищного законодательства, согласно положениям части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.

Выводы суда являются правильными, соответствующими установленным по настоящему делу обстоятельствам и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

Соглашаясь с правомерностью удовлетворения судом первой инстанции требований о признании незаконным решения ЦЖБК от 01.02.2019года и необходимостью восстановления истца в очереди на получение названной социальной выплаты, в то же время суд апелляционной инстанции в мотивировочной части своего определения указал, что Кумыков З.Х. должен быть восстановлен в очереди с составом семьи 3 человека (он, супруга и несовершеннолетний сын). Указав на иной состав семьи истца, апелляционная инстанция фактически изменила решение суда, но в резолютивной части указала, что решение суда оставлено без изменения, что является существенным нарушением норм процессуального права.

Кроме того, решение суда с учетом дополнений апелляционной инстанции неисполнимо, не влечет реализацию права истца на улучшение жилищных условий.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 7 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ норма предоставления площади жилого помещения в собственность или по договору социального найма составляет 18 кв.м. общей площади жилого помещения на каждого члена семьи - на семью из трех и более человек.

Пунктом 27 Правил предоставления единовременной социальной выплаты определена формула расчета органом размера единовременной социальной выплаты исходя из названной нормы предоставления площади жилого помещения. В случае, если сотрудник имеет жилые помещения, принадлежащие ему и (или) членам его семьи на праве собственности и (или) занимаемые им и (или) членами его семьи по договору социального найма, для расчета размера единовременной социальной выплаты размер общей площади жилого помещения рассчитывается как разница между нормой предоставления общей площади жилого помещения и общей площадью указанных жилых помещений (пункт 29 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).

Как следует из представленного МВД по КБР расчета, который проверен Президиумом, в случае включения Кумыкова З.Х. в очередь с составом семьи 3 человека, (как указано в апелляционном определении), потребность семьи составит 54,0кв.м. в то время как семья проживает в квартире, площадью 57,5кв.м., и потому согласно названным нормам, регулирующим спорные правоотношения, ему не может быть выплачена ЕСВ, то есть решение суда с учетом дополнений апелляционной инстанции - неисполнимо.

В связи с этим из мотивировочной части апелляционного определения надлежит исключить указание на обоснованность исключения из состава семьи истца его дочери, Кумыковой А.З., и восстановлении Кумыкова З.Х. в очереди с составом семьи из трех человек.

Руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Верховного Суда КБР

ПОСТАНОВИЛ:

кассационную жалобу МВД по КБР удовлетворить частично.

Апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 20 июня 2019 года по гражданскому делу по исковому заявлению Кумыкова Заудина Хапачевича к Министерству внутренних дел России по Кабардино-Балкарской Республике о признании незаконным решения о снятии его с учета по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и возложении обязанности включить его в список лиц, имеющих право состоять на учете по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, изменить.

Исключить из его мотивировочной части выводы суда о восстановлении Кумыкова З.Х. в очереди с составом семьи из трех человек. В остальном решение Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 12 апреля 2019 года и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 20 июня 2019 года оставить без изменения.

Председательствующий М.З. Ташуев


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка