ПРЕЗИДИУМ КИРОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 сентября 2019 года Дело N 44У-87/2019

Президиум Кировского областного суда в составе:

председательствующего Егорова К.И.,

членов президиума Ждановой Л.В., Кочкиной Е.А., Норвинда Д.В.,

Сидоркина И.Л.

при секретаре Пужицкер А.Д.

рассмотрел кассационное представление первого заместителя прокурора Кировской области Шерстнёва Д.А. на приговор Советского районного суда <адрес> от <дата> в отношении осужденных Малькова Ивана Ивановича и Тазатинова Артема Сергеевича и апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Кировского областного суда от 04 июля 2019 года.

Приговором Советского районного суда Кировской области от 21 мая 2019 года

ФИО1, <дата> года рождения, уроженец <адрес>, не судимый,

осужден по ч. 2 ст. 228 УК РФ с применением ст. 64 УК РФ к 1 году 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.

Мера пресечения ФИО1 до вступления приговора в законную силу с подписки о невыезде и надлежащем поведении изменена на заключение под стражу; осужденный взят под стражу в зале суда.

Срок наказания постановлено исчислять со дня вступления приговора в законную силу.

На основании п. "б" ч. 3.1 ст. 72 УК РФ в срок отбытия наказания зачтено время содержания под стражей в качестве меры пресечения в период с 21 мая 2019 года до вступления приговора в законную силу из расчета один день содержания под стражей за полтора дня отбывания наказания в исправительной колонии общего режима.

ФИО2, <дата> года рождения, уроженец <адрес>, не судимый,

осужден по ч. 2 ст. 228 УК РФ к 4 годам 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.

Мера пресечения ФИО2 до вступления приговора в законную силу с подписки о невыезде и надлежащем поведении изменена на заключение под стражу; осужденный взят под стражу в зале суда.

Срок наказания постановлено исчислять со дня вступления приговора в законную силу.

На основании п. "б" ч. 3.1 ст. 72 УК РФ в срок отбытия наказания зачтено время содержания под стражей в качестве меры пресечения в период с 21 мая 2019 года до вступления приговора в законную силу из расчета один день содержания под стражей за полтора дня отбывания наказания в исправительной колонии общего режима.

По делу разрешена судьба вещественных доказательств и процессуальных издержек.

ФИО1 и ФИО2 осуждены за незаконное приобретение и хранение без цели сбыта наркотических средств в крупном размере.

Преступление совершено в период с 10 по 11 марта 2018 года в <адрес>.

Апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Кировского областного суда от 04 июля 2019 года приговор в отношении ФИО2 изменен.

Назначенное ФИО2 по ч. 2 ст. 228 УК РФ наказание смягчено до 3 лет лишения свободы.

В остальном приговор оставлен без изменения.

Приговор в отношении ФИО1 в апелляционном порядке не обжаловался.

В кассационном представлении первый заместитель прокурора области Шерстнёв Д.А. ставит вопрос об изменении приговора в отношении осужденных ФИО1 и ФИО2 ввиду допущенного судом первой инстанции существенного нарушения уголовного закона, повлиявшего на исход дела.

Указывает, что при постановлении приговора суд на основании п. "б" ч. 3.1 ст. 72 УК РФ произвел зачет в срок отбытия наказания ФИО1 и ФИО2 время их содержания под стражей в качестве меры пресечения в период с 21 мая 2019 года до вступления приговора в законную силу из расчета один день содержания под стражей за полтора дня отбывания наказания в исправительной колонии общего режима.

Однако, в соответствии с п. "б" ч. 3.1 ст. 72 УК РФ, время содержания лица под стражей засчитывается в срок лишения свободы из расчета один день за полтора дня отбывания в исправительной колонии общего режима за исключением случаев, предусмотренных частями 3.2 и 3.3 настоящей статьи, а, согласно ч. 3.2 ст. 72 УК РФ, в отношении осужденных за преступления, предусмотренные частями второй и третьей статьи 228 УК РФ, время содержания лица под стражей засчитывается в срок лишения свободы из расчета один день за один день.

Поскольку настоящим приговором ФИО1 и ФИО2 осуждены за совершение преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 228 УК РФ, то при назначении наказания, в силу требований ч. 3.2 ст. 72 УК РФ положения п. "б" ч. 3.1 ст. 72 УК РФ к ним применены необоснованно.

Ошибочный зачет в срок отбывания наказания времени содержания под стражей повлек необоснованное снижение общего срока отбывания наказания, чем нарушен и принцип справедливости наказания.

Допущенное судом существенное нарушение уголовного закона, не устранение которого противоречит назначению уголовного судопроизводства, повлияло на правильность разрешения дела по существу, а поэтому позволяет преодолеть ограничения, установленные ст.401_6 УПК РФ и поставить вопрос о пересмотре состоявшихся судебных решений с поворотом к худшему.

Просит исключить из приговора указание о зачете на основании п. "б" ч. 3.1 ст. 72 УК РФ в срок отбывания наказания времени содержания ФИО1 и ФИО2 под стражей в качестве меры пресечения в период с 21.05.2019 года до вступления приговора в законную силу из расчета один день содержания под стражей за полтора дня отбывания наказания в исправительной колонии общего режима.

На основании ч. 3.2 ст. 72 УК РФ зачесть в срок отбывания наказания ФИО1 и ФИО2 время содержания их под стражей в качестве меры пресечения в период с 21.05.2019 года до вступления приговора в законную силу из расчета один день содержания под стражей за один день отбывания наказания в исправительной колонии общего режима.

Заслушав доклад судьи Каштанюк С.Ю., мнение заместителя прокурора Кировской области Петрова А.Ю., поддержавшего доводы кассационного представления, объяснения осужденных ФИО1, ФИО2 в режиме видеоконференц-связи, не возражавших против доводов кассационного представления, адвокатов Гирева Д.А., Кармановой А.Н., поддержавших позицию подзащитных, президиум

УСТАНОВИЛ:

В соответствии с ч. 1 ст. 401_15 УПК РФ основаниями отмены или изменения приговора, определения или постановления суда при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.

В соответствии со ст. 297 УПК РФ приговор суда должен быть законным, обоснованным и справедливым. Приговор признается таковым, если он постановлен в соответствии с требованиями настоящего Кодекса и основан на правильном применении уголовного закона.

Как видно из материалов дела, при постановлении приговора суд на основании п. "б" ч. 3.1 ст. 72 УК РФ зачел осужденным ФИО1 и ФИО2 в срок отбытия наказания время их содержания под стражей в качестве меры пресечения в период с 21 мая 2019 года по день вступления приговора в законную силу из расчета один день содержания под стражей за полтора дня отбывания наказания в исправительной колонии общего режима.

В соответствии с п. "б" ч. 3.1 ст. 72 УК РФ время содержания лица под стражей засчитывается в срок лишения свободы из расчета один день за полтора дня отбывания в исправительной колонии общего режима за исключением случаев, предусмотренных частями 3.2 и 3.3 настоящей статьи. Согласно части 3.2 статьи 72 УК РФ, в отношении осужденных за преступления, предусмотренные, в том числе, частями второй и третьей статьи 228 УК РФ, время содержания лица под стражей засчитывается в срок лишения свободы из расчета один день за один день.

Поскольку приговором от 21 мая 2019 года ФИО1 и ФИО2 осуждены за преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 228 УК РФ, в силу требований ч. 3.2 ст. 72 УК РФ положения п. "б" ч. 3.1 ст. 72 УК РФ о повышающих коэффициентах кратности зачета времени содержания лица под стражей до вступления приговора в законную силу к осужденным ФИО1 и ФИО2 не применимы.

Указанное обстоятельство свидетельствует о нарушении судом первой инстанции уголовного закона.

Поскольку допущенное судом первой инстанции существенное нарушение уголовного закона повлекло необоснованное снижение общего срока отбывания ФИО1 и ФИО2 наказания, с учетом ст. 401_6 УПК РФ, которая допускает ухудшение положения осужденных в срок, не превышающий одного года со дня вступления судебного решения в законную силу, если в ходе судебного разбирательства были допущены повлиявшие на исход дела нарушения закона, искажающие саму суть правосудия и смысл судебного решения как акта правосудия, в соответствии с ч. 1 ст. 401_15 УПК РФ президиум считает необходимым состоявшиеся судебные решения в отношении ФИО1 и ФИО2 изменить по доводам кассационного представления.

Руководствуясь ст.ст. 401_13, 401_14, 401_15 УПК РФ, президиум

ПОСТАНОВИЛ:

Кассационное представление первого заместителя прокурора Кировской области Шерстнёва Д.А. удовлетворить.

Приговор Советского районного суда Кировской области от 21 мая 2019 года в отношении осужденных ФИО1, ФИО2 и апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Кировского областного суда от 04 июля 2019 года изменить.

Исключить из приговора указание о зачете ФИО1 и ФИО2 в срок отбывания наказания, в соответствии с п. "б" ч. 3.1 ст. 72 УК РФ, время содержания их под стражей в качестве меры пресечения в период с 21.05.2019 года по день вступления приговора в законную силу из расчета один день содержания под стражей за полтора дня отбывания наказания в исправительной колонии общего режима.

На основании ч. 3.2 ст. 72 УК РФ зачесть ФИО1 и ФИО2 в срок отбывания наказания время содержания их под стражей в качестве меры пресечения в период с 21 мая 2019 года по день вступления приговора в законную силу из расчета один день содержания под стражей за один день отбывания наказания в исправительной колонии общего режима.

В остальной части судебные решения оставить без изменения.

Председательствующий К.И. Егоров


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка