ПРЕЗИДИУМ ИРКУТСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 октября 2019 года Дело N 44Г-48/2019
Президиум Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Ляхницкого В.В.,
членов президиума: Корнюшиной Л.Г., Ореховой И.Р., Трапезникова П.В., Чертковой С.А.,
при секретаре Андреевой С.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Западно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к публичному акционерному обществу "Иркутскэнерго" о признании бездействия незаконным, запрете эксплуатации объекта, по кассационному представлению Байкальского межрегионального природоохранного прокурора Зенкова С.Д., кассационной жалобе представителя Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Муравьевой Н.В на решение Свердловского районного суда города Иркутска от 29 декабря 2018 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 8 мая 2019 года.
Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Бадлуевой Е.Б., объяснения первого заместителя Байкальского межрегионального природоохранного прокурора Калинина А.М., поддержавшего доводы кассационного представления, представителя ответчика публичного акционерного общества "Иркутскэнерго" Пановкиной С.А., возражавшей против доводов кассационных представления и жалобы, суд кассационной инстанции
установил:
Западно-Байкальский межрайонный природоохранный прокурор (далее, прокурор) в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к публичному акционерному обществу "Иркутскэнерго" (далее, ПАО "Иркутскэнерго", общество) о признании бездействия незаконным, запрете эксплуатации объекта. В обоснование иска указал, что в ходе проверки прокуратурой установлен факт реконструкции гидротехнического сооружения золоотвала Шелеховского участка филиала Ново-Иркутской ТЭЦ "Иркутскэнерго". В 2016 году в целях проведения мероприятий по оптимизации водопотребления и водоотведения системы гидрозолоудаления на гидротехническом сооружении проведены работы по установке насосной станции на сбросе фильтрационных вод с золоотвала. Данные работы проведены на основании технической документации "Установка насосной станции на сбросе и схемы перехвата фильтрационных вод с золоотвала Шелеховского участка филиала Ново-Иркутской ТЭЦ "Иркутскэнерго", разработанной в объеме технических условий на создание насосной станции фильтрационных вод, включая принципиальные схемы и поузловые эскизные проработки (насосные трубопроводы, дренажные системы), и утвержденной заключением технического совета филиала Ново-Иркутская ТЭЦ ПАО "Иркутскэнерго" (номер изъят) от 22 ноября 2016 года.
С момента ввода в эксплуатацию 23 ноября 2016 года насосной станции на сбросе и схемы перехвата фильтрационных вод с золоотвала Шелеховского участка филиала Ново-Иркутской ТЭЦ изменился технологический процесс золоотвала, что является реконструкцией гидротехнического сооружения. Ответчиком не проведена государственная экологическая экспертиза проектной документации реконструкции объекта капитального строительства, являющегося сооружением специального назначения.
Проектно-сметная документация на строительство разработана и утверждена Шелеховским участком филиала Ново-Иркутской ТЭЦ, исходные данные для проектирования представлены техническим отделом. Выполнение работ по установке насосной станции подтверждается актом приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией (номер изъят) от 23 ноября 2016 года, которой принят объект "Установка насосной станции на сбросе фильтрационных вод с золоотвала", строительство которого произведено ООО "ШелеховЭнергоРемонт" в соответствии с разрешением на строительство, выданным на основании плана капвложений на 2016 год. В ходе изучения рабочей документации установлено, что установка данной насосной станции связана с реконструкцией гидротехнического сооружения - золоотвала, насосная станция входит в состав данного гидротехнического сооружения и является его неотъемлемой частью, что подтверждается информацией Енисейского управления Ростехнадзора от 27 апреля 2018 года, от 10 июля 2018 года, целью реконструкции является внедрение новых технологий.
Объект "Насосная станция на сбросе фильтрационных вод с золоотвала" является гидротехническим сооружением, который расположен на другом гидротехническом сооружении "Внешняя система гидрозолоудаления". Строительство дополнительного гидротехнического сооружения "Насосная станция на сбросе фильтрационных вод с золоотвала" является надстройкой, перестройкой, расширением объекта капитального строительства, которым является гидротехническое сооружение "Внешняя система гидрозолоудаления", вследствие установки в прудке водоотводной канавы приемной емкости из железобетонных колец с монтажом в приемной емкости грунтовых насосов, двух труб, то есть является реконструкцией гидротехнического сооружения "Внешняя система гидрозолоудаления", в результате которой изменился технологический процесс гидротехнического сооружения, требующий проведения государственной экологической экспертизы проектной документации.
Отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы на документацию объекта "Установка насосной станции на сбросе фильтрационных вод с золоотвала", введение в эксплуатацию объекта без предварительной оценки влияния на поверхностный водный объект может причинить вред жизни и здоровью неопределенного круга лиц, проживающих в пределах водосборной площади рек Ангара, Олха, Иркут и пользующихся водными объектами в личных целях, в том числе хозяйственно-бытового назначения.
Истец, с учетом изменения в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее, ГПК РФ), просил признать незаконным бездействие ПАО "Иркутскэнерго", выразившееся в непроведении государственной экологической экспертизы проектной документации на реконструкцию гидротехнического сооружения "Внешняя система гидрозолоудаления" Шелеховского участка филиала Ново-Иркутской ТЭЦ в результате проведения работ по установке насосной станции на сбросе и схемы перехвата фильтрационных вод с золоотвала, о запрете ПАО "Иркутскэнерго" эксплуатации Шелеховским участком филиала Ново-Иркутской ТЭЦ объекта - насосной станции на сбросе фильтрационных вод с золоотвала до момента получения положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации на реконструкцию гидротехнического сооружения "Внешняя система гидрозолоудаления".
Решением Свердловского районного суда города Иркутска от 29 декабря 2018 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 8 мая 2019 года решение Свердловского районного суда города Иркутска от 29 декабря 2018 года оставлено без изменения.
В кассационном представлении прокурор просит отменить судебные постановления, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции в ином составе суда.
В кассационной жалобе представитель Енисейского управления Ростерхнадзора просит отменить судебные постановления, принять новое решение по делу об удовлетворении исковых требований.
Определением судьи Иркутского областного суда от 4 сентября 2019 года кассационные представление прокурора и жалоба представителя третьего лица объединены в одно производство.
Определением судьи Иркутского областного суда от 5 сентября 2019 года кассационное представление и кассационная жалоба с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании президиума Иркутского областного суда.
Третьи лица Енисейское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Управление Росприроднадзора по Иркутской области, администрация Шелеховского городского поселения, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направили. Документов, свидетельствующих об уважительных причинах неявки в суд, не представили.
Президиум Иркутского областного суда, руководствуясь статьей 385 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы гражданского дела, обсудив обоснованность доводов кассационного представления и кассационной жалобы, президиум Иркутского областного суда находит представление и жалобу подлежащими удовлетворению частично.
В соответствии со статьей 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Такие нарушения норм материального и процессуального права были допущены при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций.
Судом установлено и из материалов дела следует, основным видом деятельности Шелеховского участка Ново-Иркутской ТЭЦ ПАО "Иркутскэнерго" является выработка и отпуск тепловой энергии в виде пара и горячей воды для жилого сектора и промышленной зоны г. Шелехова, выработка и отпуск электрической энергии в энергосистему. Предприятие имеет гидротехническое сооружение, основное назначение сооружения - энергетика, назначение золошлакоотвала - складирование и хранение золошлаковых отходов, получаемых от сжигания углей.
Золошлакоотвал располагается в долине р. Олхи в 0,5-0,8 км на восток от железнодорожной станции Известковая, на расстоянии 2,7 км от ТЭЦ. Центральную и юго-восточную часть площадки золошлакоотвала занимает излучина р. Олхи. В геоморфологическом отношении площадка золошлакоотвала располагается на левобережной пойме р. Олхи. Ближайшими населенными пунктами являются с. Олха и г. Шелехов. Река Олха является притоком р. Иркут и берет начало с северных склонов юго-западной оконечности Приморского хребта, расположенного вдоль северного берега Байкала, впадает в реку Иркут на 16 км от его устья, то есть в границах Ангаро-Байкальского бассейна.
На Шелеховском участке филиала Ново-Иркутская ТЭЦ, осуществляется эксплуатация гидротехнического сооружения - золошлакоотвала ШУ Н-ИТЭЦ, которое состоит из трех объектов капитального строительства: дамбы золоотвала, здания насосной станции осветленной воды и золошлакопроводов и трубопроводов осветленной воды. Гидротехнические сооружения зарегистрированы как объекты недвижимого имущества, право собственности на которые зарегистрировано за ПАО "Иркутскэнерго".
В рамках выполнения плана мероприятий по оптимизации водопотребления и водоотведения, сокращению сбросов с золоотвала в 2016 году на Шелеховском участке Ново-Иркутской ТЭЦ филиала ПАО "Иркутскэнерго" реализовано мероприятие: "Установка насосной станции на сбросе фильтрационных вод с золоотвала Шелеховского участка Ново-Иркутской ТЭЦ (ШУ Н-И ТЭЦ)".
22 ноября 2016 года техническим советом филиала Ново-Иркутская ТЭЦ рассмотрена рабочая документация объекта "Установка насосной станции на сбросе фильтрационных вод с золоотвала", составлено заключение (номер изъят).
В рамках выполнения мероприятия проведены следующие работы: по существующему профилю образовавшегося прудка водоотводной канавы фильтрационных вод золошлакоотвала ШУ Н-ИТЭЦ выбрана наиболее углубленная точка прудка. В данном месте установлены железобетонные кольца образующие приемную емкость. Для сбора фильтрационной воды заведены 2 ПВХ трубы диаметром Ду200 для обеспечения необходимого сечения и самотечного расхода воды. Проведена герметизация приемной емкости. Для устойчивости емкости выполнено обвалование ПГС. Для обеспечения сохранности и проведения работ с насосным оборудованием над емкостью смонтировано техническое помещение, изготовленное из легкопрофильного металла с устройством теплоизоляции; внутри емкости смонтированы два дренажных насоса, оборудованные частотными приводами с паспортными характеристиками, обеспечивающими полный перехват фильтрационной воды; с паспортными характеристиками, обеспечивающими полный перехват иной воды; для питания и управления насосами смонтирована воздушная кабельная связь; трубопровод напора насосов перехвата выполнен из ПВХ трубы с подводом к существующему трубопроводу осветленной воды для насосов осветленной воды. Трубопровод проложен с греющим кабелем для исключения разморозки в зимний период.
По ходатайству представителя ответчика, который заявил, что проектная документация не составлялась ввиду отсутствия реконструкции гидротехнического сооружения, судом была назначена строительно-техническая экспертиза. Согласно заключению (номер изъят) от 29 сентября 2018 года экспертов ООО "Департамент Экспертизы и Оценки" Г., Б. проведение работ по установке насосной станции на сбросе фильтрационных вод золоотвала Шелеховского участка Ново-Иркутской ТЭЦ ПАО "Иркутскэнерго" является возведением (строительством) объекта капитального строительства пониженного уровня ответственности и сезонного использования, то есть вспомогательного, но не является реконструкцией какого-либо объекта капитального строительства, линейного объекта, в том числе реконструкцией сооружения золоотвала, являющегося частью гидротехнического сооружения "Внешняя система гидрозолоудаления". В судебном заседании эксперты Г., Б. данное заключение строительно-технической экспертизы поддержали.
Согласно дополнительному заключению эксперта (номер изъят) от 25 ноября 2018 года ООО "Департамент Экспертизы и Оценки" насосная станция на сбросе фильтрационных вод с золошлакоотвала Шелеховского участка филиала Ново-Иркутская ТЭЦ ПАО "Иркутскэнерго" не является объектом капитального строительства, трубопровод не является линейным объектом, а является некапитальным строением и сооружением. Проведение работ по установке насосной станции на сбросе фильтрационных вод золоотвала Шелеховского участка филиала Ново-Иркутской ТЭЦ ПАО "Иркутскэнерго" не является строительством или реконструкцией какого-либо объекта капитального строительства, линейного объекта, в том числе реконструкцией сооружения золоотвала, являющегося частью гидротехнического сооружения "Внешняя система гидрозолоудаления", так как технологическая схема возврата и подачи осветленной воды для нужд ТЭЦ не изменилась, а является возведением объекта некапитального строительства, пониженного уровня ответственности и сезонного использования, то есть вспомогательного.
Суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, со ссылкой на нормы статей 2, 5, 6 Федерального закона "Об охране озера Байкал", статей 3, 33 Федерального закона "Об охране окружающей среды", статей 1, 7.1.Федерального закона "Об экологической экспертизе", исходил из того, что насосная станция на сбросе фильтрационных вод с золошлакоотвала Шелеховского участка филиала Ново-Иркутская ТЭЦ ПАО "Иркутскэнерго" не является объектом капитального строительства, трубопровод не является линейным объектом, а является некапитальным строением и сооружением, проведение работ по установке насосной станции на сбросе фильтрационных вод золоотвала Шелеховского участка филиала Ново-Иркутской ТЭЦ ПАО "Иркутскэнерго" не является строительством или реконструкцией какого-либо объекта капитального строительства, линейного объекта, в том числе реконструкцией сооружения золоотвала, являющегося частью гидротехнического сооружения "Внешняя система гидрозолоудаления", проектная документация на установку насосного оборудования отсутствует, имеется только рабочая документация, разработанная ПАО "Иркутскэнерго" самостоятельно без привлечения проектной организации, ответчик готовил усовершенствование системы перехвата осветленной воды без реконструкции объекта, и пришел к выводу об отсутствии у ПАО "Иркутскэнерго" обязанности по разработке проектной документации и проведению экологической экспертизы. При этом учитывал, что истцом доказательства противоправности деятельности ответчика, а также причинения вреда окружающей среде и экологической безопасности представлено не было.
Президиум Иркутского областного суда находит, что судебные постановления приняты с нарушением норм действующего законодательства, и согласиться с ними нельзя по следующим основаниям.
Размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности (пункт 1 статьи 34 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее, Федеральный закон N 7-ФЗ)
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Федерального закона N 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Федеральный закон N 174-ФЗ от 23 ноября 1995 года "Об экологической экспертизе" (далее, Федеральный закон N 174-ФЗ) регулирует отношения в области экологической экспертизы, направлен на реализацию конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона N 174-ФЗ экологическая экспертиза - установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.
Статьей 3 Федерального закона N 174-ФЗ установлены принципы экологической экспертизы, к которым в числе прочих относятся: презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность проведения государственной экологической экспертизы до принятия решения о реализации объекта экологической экспертизы.
Объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня определены статьей 11 Федерального закона N 174-ФЗ.
В соответствии с данной статьей Федерального закона N 174-ФЗ объектами государственной экологической экспертизы являются: проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также технической документации на новые вещества, которые могут поступать в природную среду (пункт 5); проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения, на Байкальской природной территории, а также проектная документация особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны и безопасности, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, в случаях, если строительство, реконструкция таких объектов в границах особо охраняемых природных территорий допускаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 7.1); объекты, указанные в настоящей статье и ранее получившие положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае: реализации такого объекта с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию (пункт 8).
В силу статьи 33 Федерального закона N 7-ФЗ экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды. Порядок проведения экологической экспертизы устанавливается федеральным законом об экологической экспертизе.
Согласно пункту 3 ГОСТа Р 1.15-2017 "Национальный стандарт в Российской Федерации. Стандартизация в Российской Федерации. Службы стандартизации в организациях. Правила создания и функционирования", утвержденного Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 августа 2017 года N 919-ст, техническая документация (на продукцию): Совокупность документов, которые в зависимости от их назначения содержат данные, необходимые и достаточные для обеспечения каждой стадии жизненного цикла продукции. Примечание - к технической документации относятся конструкторская, технологическая, эксплуатационная и ремонтная документация и тому подобное. В ряде отраслей технические условия рассматривают в составе технической документации, но в соответствии с федеральным законодательством технические условия являются одним из видов документов по стандартизации.
В силу приведенных положений объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня могут быть не только проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения, на Байкальской природной территории, но и иные объекты, в частности, проекты технической документации на новую технологию, использование которой может оказать воздействие на окружающую среду, а также объекты, указанные в статье 11 Федерального закона N 174-ФЗ и ранее получившие положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае: реализации такого объекта с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Решение суда должно быть законным и обоснованным (статья 195 ГПК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 196 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
В пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской от 24 июня 2008 года N 11 "О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству" разъяснено, что при определении закона и иного нормативного правового акта, которым следует руководствоваться при разрешении дела, и установлении правоотношений сторон следует иметь в виду, что они должны определяться исходя из совокупности данных: предмета и основания иска, возражений ответчика относительно иска, иных обстоятельств, имеющих юридическое значение для правильного разрешения дела. Поскольку основанием иска являются фактические обстоятельства, то указание истцом конкретной правовой нормы в обоснование иска не является определяющим при решении судьей вопроса о том, каким законом следует руководствоваться при разрешении дела.
Из приведенных норм процессуального права и акта их толкования следует, что ссылка истца в исковом заявлении на правовые нормы, не подлежащие применению к обстоятельствам дела, сама по себе не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку в этом случае суду надлежит самостоятельно определить подлежащие применению к установленным обстоятельствам нормы права и дать юридическую квалификацию правоотношениям сторон.
В силу указанного бремя доказывания обстоятельств, имеющих значение для дела, между сторонами спора подлежит распределению судом на основании норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения, а также с учетом требований и возражений сторон.
Разрешая спор и отказывая в иске, суд, руководствовался исключительно нормами пункта 7.1 статьи 11 Федерального закона "Об экологической экспертизе", статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и исходил из того, что насосная станция на сбросе фильтрационных вод с золошлакоотвала Шелеховского участка филиала Ново-Иркутская ТЭЦ ПАО "Иркутскэнерго" не является объектом капитального строительства, трубопровод не является линейным объектом, а является некапитальным строением и сооружением, проведение работ по установке насосной станции на сбросе фильтрационных вод золоотвала Шелеховского участка филиала Ново-Иркутской ТЭЦ ПАО "Иркутскэнерго" не является строительством или реконструкцией какого-либо объекта капитального строительства, линейного объекта, в том числе реконструкцией сооружения золоотвала, являющегося частью гидротехнического сооружения "Внешняя система гидрозолоудаления".
Делая категоричный вывод об отсутствии у ПАО "Иркутскэнерго" обязанности по разработке проектной документации и проведению экологической экспертизы, суд согласился с доводами ответчика о том, что проектная документация не составлялась ввиду отсутствия реконструкции гидротехнического сооружения, на установку насосного оборудования имеется только рабочая документация, ответчик готовил усовершенствование системы перехвата осветленной воды без реконструкции объекта.