ПРАВИТЕЛЬСТВО КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 января 2020 года N 2


О внесении изменения в постановление Правительства Карачаево-Черкесской республики от 30.01.2019 N 32 "О государственной программе "Развитие образования в Карачаево-Черкесской республике"



В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 29.08.2018 N 208 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Карачаево-Черкесской Республики" Правительство Карачаево-Черкесской Республики постановляет:


1. Внести в постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 30.01.2019 N 32 "О государственной программе "Развитие образования в Карачаево-Черкесской Республике" следующее изменение:


приложение к постановлению изложить в редакции согласно приложению.


2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Карачаево-Черкесской Республики, курирующего вопросы в области образования.



Председатель Правительства
Карачаево-Черкесской Республики
А.А.ОЗОВ



Приложение
к постановлению Правительства
Карачаево-Черкесской Республики
от 21.01.2020 N 2



"Приложение
к постановлению Правительства
Карачаево-Черкесской Республики
от 30.01.2019 N 32



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКЕ"



ПАСПОРТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКЕ" (ДАЛЕЕ - ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА)

Наименование государственной программы

"Развитие образования в Карачаево-Черкесской Республике"

Ответственный исполнитель государственной программы

Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики

Соисполнители государственной программы

Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики

Участники государственной программы

Министерство здравоохранения Карачаево-Черкесской Республики;

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики

Подпрограммы государственной программы

Подпрограмма 1 "Обеспечение реализации государственной политики в сфере развития образования".

Подпрограмма 2 "Развитие дошкольного образования в Карачаево-Черкесской Республике".

Подпрограмма 3 "Развитие общего образования".

Подпрограмма 4 "Развитие профессионального образования в Карачаево-Черкесской Республике".

Подпрограмма 5 "Развитие системы дополнительного образования детей в Карачаево-Черкесской Республике".

Подпрограмма 6 "Развитие воспитания в системе образования Карачаево-Черкесской Республики".

Подпрограмма 7 "Развитие и совершенствование системы повышения квалификации педагогических работников Карачаево-Черкесской Республики".

Подпрограмма 8 "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту в Карачаево-Черкесской Республике".

Подпрограмма 9 "Горячее питание школьников".

Подпрограмма 10 "Безопасность образовательной организации".

Подпрограмма 11 "Развитие науки в Карачаево-Черкесской Республике".

Подпрограмма 12 "Обеспечение жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в Карачаево-Черкесской Республике".

Подпрограмма 13 "Организация отдыха и оздоровления детей".

Паспорта подпрограмм приведены в приложении 1 к государственной программе

Цель государственной программы

Обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально-экономического развития Карачаево-Черкесской Республики

Задачи государственной программы

1. Обеспечение доступности получения качественных образовательных услуг для детей дошкольного возраста.

2. Обеспечение доступности качественного общего образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Карачаево-Черкесской Республики и энергосбережения в государственных образовательных учреждениях Карачаево-Черкесской Республики.

3. Создание необходимых условий для подготовки в организациях среднего профессионального образования квалифицированных специалистов, конкурентоспособных на рынке труда, готовых к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

4. Обеспечение доступности качественного дополнительного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Карачаево-Черкесской Республики и энергосбережения в государственных образовательных учреждениях Карачаево-Черкесской Республики.

5. Создание дополнительных условий для воспитания социально-педагогической поддержки развития учащихся образовательных организаций республики нравственных, ответственных, инициативных, творческих граждан России.

6. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации педагогических кадров.

7. Принятие мер противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту в Карачаево-Черкесской Республике.

8. Создание условий, способствующих укреплению здоровья через увеличение охвата школьников горячим сбалансированным питанием в общеобразовательных организациях.

9. Обеспечение безопасности обучающихся, воспитанников и работников образовательных организаций во время их трудовой и учебной деятельности.

10. Формирование конкурентоспособного и эффективно функционирующего сектора исследований и разработок.

11. Обеспечение жилыми помещениями специализированного жилищного фонда детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

12. Создание условий, способствующих укреплению здоровья через увеличение охвата детей летним оздоровительным отдыхом в загородных лагерях и организация работы пришкольных лагерей с дневным пребыванием детей.

13. Обеспечение реализации государственной программы "Развитие образования в Карачаево-Черкесской Республике"

Целевые показатели (индикаторы) государственной программы

1. Доля выпускников государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций, получивших аттестат о среднем общем образовании, (%):

2019 год - 95

2020 год - 95

2021 год - 96

2022 год - 96

2023 год - 97

2024 год - 97

2. Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по индивидуальным образовательным программам, (%):

2019 год - 1

2020 год - 1

2021 год - 1,2

2022 год - 1,3

2023 год - 1,3

2024 год - 1,3

3. Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, получающих услуги дополнительного образования, в общей численности обучающихся в возрасте 5-18 лет, (%):

2019 год - 70

2020 год - 71

2021 год - 72

2022 год - 73

2023 год - 74

2024 год - 74

4. Доля образовательных учреждений, обучающих по программам подготовки для потребностей новой экономики (IT, креативная экономика, высокотехнологичные производства), (%):

2019 год - 51

2020 год - 51,5

2021 год - 52

2022 год - 52,5

2023 год - 53

2024 год - 53

5. Доля обучающихся в государственных (муниципальных) общеобразовательных организациях, занимающихся в одну смену, в общей численности обучающихся в государственных (муниципальных) общеобразовательных организациях, (%):

2019 год - 87

2020 год - 87,2

2021 год - 88

2022 год - 89

2023 год - 89

2024 год - 89

6. Доля обучающихся, которым предоставлена возможность обучаться в соответствии с основными современными требованиями, в общей численности обучающихся, (%):

2019 год - 83

2020 год - 84

2021 год - 86

2022 год - 88

2023 год - 90

2024 год - 90

7. Количество призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников, (человек):

2019 год - 0

2020 год - 1

2021 год - 1

2022 год - 2

2023 год - 2

2024 год - 2

8. Отношение численности детей в возрасте от 2 мес. до 3 лет, получающих дошкольное образование к сумме численности детей в возрасте от 2 мес. до 3 лет, получающих дошкольное образование и численности детей в возрасте от 2 мес. до 3 лет, находящихся в очереди на получение дошкольного образования, (%):

2019 год - 95

2020 год - 100

2021 год - 100

2022 год - 100

2023 год - 100

2024 год - 100

9. Удельный вес численности выпускников профессиональных образовательных организаций, обучавшихся за счет средств республиканского бюджета Карачаево-Черкесской Республики, трудоустроившихся в течение одного года после окончания обучения по полученной специальности (профессии), в общей численности выпускников, вышедших на рынок труда, (%):

2019 год - 90

2020 год - 90

2021 год - 90

2022 год - 90

2023 год - 90

2024 год - 90.

10. Доля охвата детей и подростков отдыхом и оздоровлением от общей численности детей, (%):

2019 год - 20,5

2020 год - 20,5

2021 год - 21

2022 год - 21

2023 год - 22

2024 год - 23

11. Количество детей в возрасте от 5 до 17 лет (включительно), охваченных отдыхом и оздоровлением, (человек):

2019 год - 10700

2020 год - 11500

2021 год - 11500

2022 год - 11700

2023 год - 11900

2024 год - 12000

Сроки реализации государственной программы

01.01.2019 - 31.12.2024

Объем финансового обеспечения государственной программы

Объемы финансового обеспечения государственной программы - 31376125,2 тыс. рублей, в том числе по годам:

2019 год - 6409169,5 тыс. рублей

2020 год - 6336480,3 тыс. рублей

2021 год - 6176232,8 тыс. рублей

2022 год - 6208144,0 тыс. рублей

2023 год - 4584071,2 тыс. рублей

2024 год - 699267,7 тыс. рублей

за счет средств республиканского бюджета Карачаево-Черкесской Республики - 27635076,7 тыс. рублей, в том числе по годам:

2019 год - 5442063,6 тыс. рублей

2020 год - 5334559,4 тыс. рублей

2021 год - 5308692,2 тыс. рублей

2022 год - 5303662,9 тыс. рублей

2023 год - 4584071,2 тыс. рублей

2024 год - 699267,7 тыс. рублей

за счет средств федерального бюджета (по согласованию) - 3741048,5 тыс. рублей, в том числе по годам:

2019 год - 967105,9 тыс. рублей

2020 год - 1001920,9 тыс. рублей

2021 год - 867540,6 тыс. рублей

2022 год - 904481,1 тыс. рублей

Ожидаемые результаты реализации государственной программы

1. Доля выпускников государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций, получивших аттестат о среднем общем образовании - 97%.

2. Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по индивидуальным образовательным программам - 1,3%.

3. Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, получающих услуги дополнительного образования, в общей численности обучающихся в возрасте 5 - 18 лет - 74%.

4. Доля образовательных учреждений, обучающих по программам подготовки для потребностей новой экономики (IT, креативная экономика, высокотехнологичные производства) - 53%.

5. Доля обучающихся в государственных (муниципальных) общеобразовательных организациях, занимающихся в одну смену, в общей численности обучающихся в государственных (муниципальных) общеобразовательных организациях - 89%.

6. Доля обучающихся, которым предоставлена возможность обучаться в соответствии с основными современными требованиями, в общей численности обучающихся - 90%.

7. Количество призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников - 2 человека.

8. Отношение численности детей в возрасте от 2 мес. до 3 лет, получающих дошкольное образование к сумме численности детей в возрасте от 2 мес. до 3 лет, получающих дошкольное образование и численности детей в возрасте от 2 мес. до 3 лет, находящихся в очереди на получение дошкольного образования - 100%.

9. Удельный вес численности выпускников профессиональных образовательных организаций, обучавшихся за счет средств республиканского бюджета Карачаево-Черкесской Республики, трудоустроившихся в течение одного года после окончания обучения по полученной специальности (профессии), в общей численности выпускников, вышедших на рынок труда - 90%.

10. Доля охвата детей и подростков отдыхом и оздоровлением от общей численности детей - 21%.

11. Количество детей в возрасте от 5 до 17 лет (включительно), охваченных отдыхом и оздоровлением - 11500 человек



1. Характеристика текущего состояния сферы реализации государственной программы, основные показатели и анализ социальных, финансово-экономических рисков


Государственная программа разработана на основании перечня государственных программ, утвержденного распоряжением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 24.10.2018 N 501-р "О перечне государственных программ Карачаево-Черкесской Республики".


По состоянию на 24.12.2018 в республике проживает 42,5 тыс. детей дошкольного возраста, в том числе 24124 детей в возрасте от 3 до 7 лет.


Система дошкольного образования в республике представляет собой многофункциональную сеть образовательных организаций, ориентированную на удовлетворение запросов в области дошкольного образования.


Услуги дошкольного образования в 2018 году оказывали 135 дошкольных образовательных организаций (в том числе 4 частных), 66 дошкольных образовательных групп при общеобразовательных школах в формате "школа-детский сад", 104 класса предшкольной подготовки, 5 центров раннего развития ребенка, 1 семейная группа.


Всеми формами дошкольного образования было охвачено 23166 детей (54%), в том числе 20158 детей (84%) в возрасте от 3 до 7 лет.


С 01.01.2016 во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" в республике достигнута 100% доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет.


С учетом высокой рождаемости и миграционных процессов в республике сохраняется потребность в дошкольных местах для детей в возрасте до 3 лет. По состоянию на 05.12.2018 дефицит таких мест более 600.


Внутренние ресурсы по расширению форм и способов получения дошкольного образования детьми в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, включая вариативные формы дошкольного образования - привлечение частного сектора, открытия групп кратковременного пребывания - и дальнейшему уменьшению числа очередников, исчерпаны, и решение проблемы дефицита мест возможно лишь за счет строительства новых детских садов и пристроек к существующим зданиям дошкольных образовательных организаций, с учетом того, что в автоматизированной системе "электронная очередь" состоит на учете более 6000 детей.


В общеобразовательных организациях республики реализуются меры, направленные на поэтапное введение Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.


В 2018 - 2019 учебном году введены новые федеральные государственные образовательные стандарты среднего общего образования в штатном режиме для учащихся 10 классов, для учащихся 11 классов в пилотных школах в экспериментальном режиме.


В школах республики внедряются инновационные технологии обучения, 10% общеобразовательных организаций - гимназии и лицеи, в 10% школ на старшей ступени ведется профильное обучение по 6 направлениям.


В целях повышения престижа учителя, улучшения его материального статуса, благодаря мероприятиям, проводимым Министерством просвещения Российской Федерации в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" по осуществлению единовременных компенсационных выплат учителям, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек, планируется динамика увеличения педагогических кадров. В 2020 г. планируется принять 27 учителей, в 2021 году - 0, в 2022 году - 22 учителя.


В целях повышения социального статуса и профессионализма работников образования, поощрения творчески работающих педагогов, пропаганды инновационных педагогических идей и достижений, распространения педагогического опыта ежегодно учителя Карачаево-Черкесской Республики участвуют в Республиканском этапе Всероссийского конкурса "Учитель года России" и республиканском конкурсе "Лучший учитель родного языка".


Ежегодно проводятся мероприятия, направленные на укрепление роли русского языка в развитии системы образования республики, дружбы и сотрудничества между народами республики: Малые Кирилло-Мефодиевские и Большие Кирилло-Мефодиевские чтения, Пушкинские чтения, открытые уроки и внеклассные мероприятия, посвященные Дню славянской письменности и культуры, конкурсы чтецов, круглые столы, выставки, мастер-классы.


С целью выявления одаренных и талантливых учащихся, развития познавательных интересов к углубленному изучению предметов и с целью их дальнейшего интеллектуального роста ежегодно школьники общеобразовательных организаций участвуют во всероссийской олимпиаде и в республиканской олимпиаде по родным языкам.


Национальное образование является приоритетным полем развития языков и культур народов, проживающих на территории Карачаево-Черкесии, оно формирует духовную основу нашего общества. Особое внимание в республике уделяется изданию учебников на родных языках.


Система среднего профессионального образования Карачаево-Черкесской Республики включает в себя 10 государственных образовательных организаций среднего профессионального образования. Профессиональное обучение подростков и незанятого населения республики осуществляется по программам дополнительного профессионального образования. Число обучающихся в образовательных организациях среднего профессионального образования Карачаево-Черкесской Республики составляет 4,4 тыс. человек, выпуск квалифицированных рабочих ежегодно составляет около 1,5 тыс. человек. Качество подготовки выпускников подтверждается следующими показателями: одна третья часть выпускников получают четвертый и пятый повышенные квалификационные разряды, наблюдается тенденция к снижению числа выпускников, получивших разряд ниже установленного.


Трудоустройство выпускников среднего профессионального образования составляет около 76%.


Оказание дополнительных профессиональных образовательных услуг (повышение квалификации, подготовка и переподготовка незанятого и высвобождаемого населения) является одним из приоритетных направлений деятельности учебных заведений. Ежегодно по данной форме обучение проходят более 400 человек.


Развитие позитивных тенденций сдерживается целым рядом факторов, являющихся как внешними, так и внутренними по отношению к системе среднего профессионального образования.


Работодатели заявляют о потребности в подготовке рабочих кадров 4 - 5 квалификационного разрядов, владеющих смежными профессиями и обладающих целым рядом профессионально значимых качеств (ответственность, дисциплина, коммуникабельность).


Очевидно отставание материально-технической и учебно-производственной базы организаций профессионального образования от требований современного высокотехнологичного производства. Реальные объемы и направления текущего бюджетного финансирования организаций системы среднего профессионального образования не создают полноценных возможностей по масштабному переоснащению образовательных организаций (приобретение в необходимом количестве современного учебного оборудования, новых технических средств обучения, методических пособий). Обучение осуществляется на основе физически и морально устаревшего оборудования (используется в основном учебное оборудование 70 - 80-х годов выпуска). Это ведет не только к заведомо низкому качеству профессиональной подготовки выпускников, но и является одной из причин непривлекательности в глазах потенциальных абитуриентов колледжей как мест, где можно стать высококвалифицированным, конкурентоспособным специалистом.


Развитие педагогического и управленческого потенциала системы среднего профессионального образования, совершенствование системы воспитания и дополнительного образования путем создания условий для успешной социализации молодежи и обеспечения возможностей ее эффективной самореализации. Поэтому одной из приоритетных задач государственной программы является модернизация системы профессионального образования, обновление содержания и технологий среднего профессионального образования, повышение качества предоставляемых профессиональных образовательных услуг.


В рамках Комплекса мероприятий Карачаево-Черкесской Республики, посвященных Дню русского языка, в образовательных организациях республики ежегодно проводятся мероприятия, направленные на укрепление роли русского языка в развитии системы образования республики, дружбы и сотрудничества между народами республики: Кирилло-Мефодиевские чтения, Пушкинские чтения, открытые уроки и внеклассные мероприятия, посвященные Дню славянской письменности и культуры, конкурсы чтецов, круглые столы, выставки, мастер-классы.


С целью выявления одаренных и талантливых учащихся, развития познавательных интересов к углубленному изучению предметов и с целью их дальнейшего интеллектуального роста ежегодно школьники общеобразовательных организаций участвуют во всероссийской олимпиаде и в олимпиаде по родным языкам.


В Карачаево-Черкесской Республике накоплен положительный опыт по развитию системы дополнительного (внешкольного) образования детей и молодежи, укреплению воспитательного потенциала общеобразовательных организаций, работе с талантливыми детьми. Система дополнительного образования детей республики представлена 39 организациями с количеством обучающихся - 32560 человека, что составляет 62% от общего числа учащихся общеобразовательных организаций. В настоящее время на базе общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования действует 902 объединений по следующим направлениям: художественно-эстетическое, физкультурно-спортивное, военно-патриотическое, туристско-краеведческое, экологическое, техническое творчество.


Решение проблем, сложившихся в системе дополнительного (внешкольного) образования детей и молодежи, будет осуществляться по следующим направлениям:


интеграция общего и дополнительного образования детей;


развитие социального партнерства в сфере творческого развития детей;


сохранение и укрепление здоровья детей и подростков в процессе обучения, реализации образовательных программ асоциального поведения, формирования основ здорового образа жизни;


поддержка талантливой молодежи;


развитие программ ученического самоуправления;


повышение материально технической базы образовательных организаций;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»