ПРЕЗИДИУМ РЯЗАНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 августа 2019 года Дело N 44У-30/2019
Президиум Рязанского областного суда в составе:
председательствующего - Сапуновой Е.В.
членов президиума: Сафроновой Т.В., Танишиной М.О., Чернышова В.В., Яковлевой Л.А., при секретаре - Галкиной О.Г., рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу осужденного Мамурова Махаммаджона Ахмаджоновича на приговор Новодеревенского районного суда Рязанской области от 28 января 2011 года и кассационное определение судебной коллегии по уголовным делам Рязанского областного суда от 31 марта 2011 года.
Заслушав доклад судьи Рязанского областного суда Чернышова В.В., изложившего обстоятельства дела, содержание судебного решения, доводы кассационной жалобы и мотивы передачи ее на рассмотрение суда кассационной инстанции судьей Верховного Суда Российской Федерации Лавровым Н.Г., выступление осужденного Мамурова М.А., его защитника - адвоката Сырцова С.А., поддержавших требования кассационной жалобы, представителя потерпевшей ФИО10 адвоката ФИО11 считавшего, что наказание осужденному надо снизить на минимальный срок, мнение заместителя прокурора Рязанской области Дикарева А.В., полагавшего, что обжалуемое судебное решение подлежит изменению, а назначенное наказание снижению, президиум
УСТАНОВИЛ:
по приговору Новодеревенского районного суда Рязанской области от 28 января 2011 года Мамуров М.А., родившийся ДД.ММ.ГГГГ, не судимый осужден по ч. 4 ст. 111 УК РФ к 10 годам лишения свободы и по ч. 1 ст. 127 УК РФ к 1 году 6 месяцам лишения свободы. На основании ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений, путем частичного сложения наказаний назначено 11 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Мамуров М.А. признан виновным в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшем по неосторожности смерть потерпевшего и в незаконном лишении человека свободы, не связанном с его похищением.
Кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Рязанского областного суда от 31 марта 2011 года, вынесенным в порядке гл. 45 УПК РФ, приговор в отношении Мамурова М.А. изменен: его действия переквалифицированы с ч. 4 ст. 111 УК РФ на ч. 4 ст. 111 УК РФ (в редакции Федерального закона от 7 марта 2011 года N26-ФЗ). В остальной части приговор оставлен без изменения.
в кассационной жалобе осужденный Мамуров М.А. выражает несогласие с состоявшимися судебными решениями. Указывает, что при приведении приговора в соответствие с Федеральным законом от 7 марта 2011 года суд не в полной мере применил новый уголовный закон. Переквалифицировав его действия на ч. 4 ст. 111 УК РФ в редакции Федерального закона от 7 марта 2011 года, суд необоснованно оставил без изменения назначенное ему наказание. Просит смягчить ему наказание.
Проверив материалы дела, обсудив обоснованность доводов кассационной жалобы, президиум приходит к следующему:
Согласно ч. 1 ст. 401_15 УПК РФ основаниями отмены или изменения приговора, определения или постановления суда при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.
При этом, по смыслу закона, круг оснований для отмены или изменения судебного решения в кассационном порядке ввиду существенного нарушения уголовного закона (неправильного его применения) и (или) существенного нарушения уголовно-процессуального закона ограничен лишь такими нарушениями, которые повлияли на исход уголовного дела, то есть на правильность его разрешения по существу, в частности на юридическую оценку содеянного, назначение наказания.
В соответствии со ст. 10 УК РФ уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу. При этом если уголовный закон смягчает наказание за деяние, за которое лицо отбывает наказание, то оно подлежит сокращению в пределах, предусмотренных новым уголовным законом. При этом закон, устраняющий или смягчающий уголовную ответственность, является актом, который по новому определяет характер и степень общественной опасности тех или иных преступлений и правовой статус лиц их совершивших. По буквальному смыслу ч. 1 ст. 10 УК РФ закон улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу и подлежит применению в конкретном деле независимо от стадии судопроизводства, в которой должен решаться вопрос о применении этого закона, и независимо от того, в чем выражается такое улучшение - в отмене квалифицирующего признака преступления, снижении нижнего и (или) верхнего пределов санкции соответствующей статьи Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации, изменении в благоприятную для осужденного сторону правил его Общей части, касающихся назначения наказания, или в чем - либо ином.
По своему конституционно - правовому смыслу содержащаяся в ст. 10 УК РФ норма предполагает в системе действующего уголовно процессуального регулирования сокращение назначенного осужденному наказания в связи с изданием нового уголовного закона, смягчающего ответственность за совершенное им преступление, в пределах, предусмотренных нормами, как Особенной части, так и Общей части Уголовного кодекса Российской Федерации, в редакции этого закона.
По настоящему делу суд второй инстанции при пересмотре приговора правильно указал, что внесенные Федеральным законом от 7 марта 2011 года N26-ФЗ изменения в ч. 4 ст. 111 УК РФ, согласно которым из санкции указанной статьи исключен нижний предел наказания в виде лишения свободы, улучшают положение осужденного, в связи с чем обоснованно переквалифицировал действия Мамурова М.А. на ч. 4 ст. 111 УК РФ (в редакции Федерального закона от 7 марта 2011 года N26-ФЗ), однако наказание ему было оставлено в прежнем размере, что не соответствует требованиям ст.ст. 6, 60 УК РФ и не отвечает принципу справедливости наказания.
При таких обстоятельствах президиум считает необходимым изменить обжалуемые судебные решения, и правильно применив положения ст. 10 УК РФ, смягчить Мамурову М.А. наказание, назначенное по ч. 4 ст. 111 УК РФ и окончательное наказание, назначенное по совокупности преступлений.
При смягчении наказания президиум учитывает объем изменений, внесенных в уголовный закон и снижающих степень общественной опасности преступления, установленные судом первой инстанции: данные о личности осужденного, обстоятельства смягчающие наказание, отсутствие отягчающих обстоятельств, а так же влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 401.14 - 401.15 УПК РФ, президиум
ПОСТАНОВИЛ:
приговор Новодеревенского районного суда Рязанской области от 28 января 2011 года и кассационное определение судебной коллегии по уголовным делам Рязанского областного суда от 31 марта 2011 года в отношении Мамурова Махаммаджона Ахмаджоновича изменить.
Смягчить Мамурову Махаммаджону Ахмаджоновичу наказание, назначенное по ч. 4 ст. 111 УК РФ (в редакции Федерального закона от 7 марта 2011 года N26-ФЗ) до 9 лет 9 месяцев лишения свободы
На основании ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений, путем частичного сложения наказаний, назначенных Мамурову М.А. по ч. 4 ст. 111 и ч. 1 ст. 127 УК РФ окончательно назначить 10 лет 9 месяцев лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.
В остальном приговор и кассационное определение оставить без изменения.
Председательствующий Е.В.Сапунова
Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка