ПРЕЗИДИУМ АРХАНГЕЛЬСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 августа 2019 года Дело N 44Г-39/2019
город Архангельск
Президиум Архангельского областного суда в составе:
председательствующего Григорьева Д.А.,
членов президиума Буторова Д.А., Старопопова А.В., Харитонова И.А., Юдина В.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Долговой О.И. на решение Ломоносовского районного суда города Архангельска от 26 сентября 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 24 января 2019 года
по гражданскому делу по иску Долговой О.И. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Архангельске Архангельской области (межрайонному) о признании права на включение в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периода отпуска по уходу за ребёнком, признании права на повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии по старости, возложении обязанности произвести перерасчёт размера пенсии.
Заслушав доклад судьи областного суда Щеголихиной Л.В., изложившей обстоятельства дела, содержание судебных решений, доводы кассационной жалобы и основания для передачи дела в суд кассационной инстанции, пояснения истца Долговой О.И., поддержавшей кассационную жалобу, представителя ответчика Зубкова А.С., полагавшего кассационную жалобу необоснованной, президиум
УСТАНОВИЛ:
Долгова О.И. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске Архангельской области (межрайонному) о признании права на включение в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периода отпуска по уходу за ребёнком с 10 ноября 1989 года по 1 марта 1991 года, признании права на повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии по старости, предусмотренную частью 5 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", возложении на ответчика обязанности произвести перерасчёт размера пенсии с 1 мая 2018 года.
Требования мотивировала тем, что с 11 мая 2017 года является получателем пенсии по старости. До 1 мая 2018 года ответчик выплачивал ей пенсию с учётом повышенной фиксированной выплаты за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера. С 1 мая 2018 года размер пенсии был пересчитан на основании решения пенсионного органа от 29 мая 2018 года. Как указано в решении, перерасчёт произведён в связи с выявлением ошибки, допущенной при расчёте размера пенсии, выразившейся в неверном установлении размера фиксированной выплаты к страховой пенсии как женщине, проработавшей 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Согласно решению ответчика в подсчёт стажа был ошибочно включён период отпуска по уходу за ребёнком с 10 ноября 1989 года по 2 октября 1991 года, без учёта которого продолжительность стажа её работы составляет менее 20 лет. С решением ответчика о перерасчёте размера пенсии не согласилась, считала, что в соответствии с законодательством, действовавшим в период предоставления ей отпуска по уходу за ребёнком, такой отпуск должен включаться в стаж работы, дающей право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах.
Решением Ломоносовского районного суда города Архангельска от 26 сентября 2018 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 24 января 2019 года, в удовлетворении исковых требований Долговой О.И. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске Архангельской области (межрайонному) отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в Архангельский областной суд 4 июня 2019 года, Долгова О.И. просит отменить состоявшиеся по делу судебные постановления и принять новое решение, которым заявленные ею требования удовлетворить.
В качестве доводов жалобы её податель ссылается на существенное нарушение судами норм материального права. Указывает, что период отпуска по уходу за ребёнком с 10 ноября 1989 года по 1 марта 1991 года подлежит включению в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, поскольку существовал до момента вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР", с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребёнком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях.
Определением судьи Архангельского областного суда от 3 июля 2019 года гражданское дело истребовано для проверки законности обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке.
Дело поступило в Архангельский областной суд 9 июля 2019 года.
Определением судьи Архангельского областного суда Щеголихиной Л.В. от 31 июля 2019 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции - президиума Архангельского областного суда.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, президиум Архангельского областного суда находит, что имеются основания для отмены принятых по делу судебных постановлений.
В силу статьи 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Долгова О.И. в период с 11 ноября 1987 года по 14 мая 1992 года работала воспитателем в яслях-саду N <адрес>, в период с 10 ноября 1989 года по 2 октября 1991 года ей был предоставлен отпуск по уходу за ребёнком ФИО18, родившейся ДД.ММ.ГГГГ.
С 11 мая 2017 года Долговой О.И. назначена страховая пенсия по старости в связи с достижением возраста 50 лет и наличием у неё стажа работы в районах Крайнего Севера продолжительностью более 15 лет (с учётом правила о том, что один год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера).
С 1 сентября 2017 года пенсионным органом истцу установлена повышенная фиксированная выплата к страховой пенсии по старости за работу в районах Крайнего Севера. При этом в подсчёт стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, был включён период нахождения истца в отпуске по уходу за ребёнком с 10 ноября 1989 года по 2 октября 1991 года.
На основании решения заместителя начальника Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске Архангельской области (межрайонного) от 29 мая 2018 года N размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости истца был приведён в соответствие с действующим пенсионным законодательством. С 1 мая 2018 года истцу выплачивается повышенная фиксированная выплата как лицу, проживающему в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, где установлен районный коэффициент 1,2.
При этом из подсчёта стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, был исключён период нахождения Долговой О.И. в отпуске по уходу за ребёнком с 10 ноября 1989 года по 2 октября 1991 года. Это привело к тому, что продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера у истца (с учётом правила о том, что один год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера) составила менее 15 лет.
Не согласившись с исключением из стажа в особых климатических условиях периодов нахождения в отпуске по уходу за ребёнком, Долгова О.И. обратилась в суд.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении требований истца, исходили из того, что ни Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", ни Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, не предусматривают возможности включения периодов отпуска по уходу за ребёнком в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, а без включения такого периода в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, у Долговой О.И. недостаточно стажа, дающего право на установление в соответствии с частью 4 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Также суды, приняв во внимание, что впервые повышенный размер пенсии был установлен для лиц, имеющих необходимый стаж работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и необходимый страховой стаж, Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 312-Ф3 "О внесении изменений в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который вступил в силу с 1 января 2008 года, пришли к выводу об отсутствии у граждан, приобрётших определённый стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, до вступления в силу нового правового регулирования, права рассчитывать на то, что их размер пенсии будет определён в повышенном размере, так как на момент выполнения работы соответствующего закона еще не существовало.
Указанные выводы являются ошибочными, основанными на неправильном применении норм материального права.
Согласно частям 4, 5, 6 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 50 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 данного Федерального закона.
Лицам, проработавшим не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 30 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 данного Федерального закона.
Лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Статья 167 Кодекса законов о труде РСФСР (в редакции, действовавшей до вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1) предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребёнком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
С принятием Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР", вступившего в силу 6 октября 1992 года, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребёнком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребёнком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР", с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребёнком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Таким образом, поскольку истцу отпуск по уходу за ребёнком был предоставлен в период действия прежней редакции статьи 167 Кодекса законов о труде РСФСР, с учётом положений части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19, части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определённость и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретённое ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, спорный период отпуска по уходу за ребёнком подлежал включению в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Вывод судов о том, что при расчёте стажа работы для установления повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости не подлежит применению законодательство, действовавшее до вступления в силу Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 312-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", которым впервые введено повышение размера фиксированной выплаты к пенсии по старости для граждан, проработавших не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, является несостоятельным.
В статье 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" порядок подсчёта стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям для установления повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости не закреплён. Следовательно, при исчислении такого стажа должен применяться тот же порядок, который применяется для назначения пенсии за работу в указанных районах и местностях.
Учитывая изложенное, пенсионный орган должен был применять единообразный порядок исчисления стажа работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, как при определении права Долговой О.И. на досрочное назначение пенсии по старости, так и при определении её права на повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии по старости.
При таком порядке исчисления стажа оснований для уменьшения размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости истца под предлогом приведения его в соответствие с действующим пенсионным законодательством не имелось.
Допущенные судами первой и апелляционной инстанций нарушения норм материального права являются существенными и непреодолимыми, могут быть исправлены только посредством отмены принятых по делу судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 390 ГПК РФ, президиум
ПОСТАНОВИЛ:
решение Ломоносовского районного суда города Архангельска от 26 сентября 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 24 января 2019 года по иску Долговой О.И. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске Архангельской области (межрайонному) о признании права на включение в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периода отпуска по уходу за ребёнком, признании права на повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии по старости, возложении обязанности произвести перерасчёт размера пенсии отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Ломоносовский районный суд города Архангельска.
Председательствующий Д.А.Григорьев
Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка